- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа внеурочной деятельности по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы «История русского быта. Обряды и обычаи. Русский фольклор»
Программа внеурочной деятельности по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы «История русского быта. Обряды и обычаи. Русский фольклор»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бардацкая Н.А. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Труновского муниципального района Ставропольского края
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы
«История русского быта. Обряды и обычаи. Русский фольклор»
Автор: Бардацкая Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №3 Труновского муниципального района Ставропольского,
Отличник просвещения РФ
2014 год
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях. Программа дает возможность познакомить учащихся с историко-бытовыми сведнниями о жизни русских людей. Через изучение истории, фольклора, обрядов, праздников и традиций, нравов, норм поведения учащиеся глубже познают мир, в котором жил и творил их далекий предок, и через это научатся любить и беречь свою землю, свою историю, будут гордиться своим народом, осознавая себя частичкой нашей страны.
Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир народной культуры - это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить детей со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова и жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.
Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы - идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.
Современная система образования должна стать главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала русской традиционной культуры в целях воспитания лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.
В основе данной программы лежит воскрешенное сознание наших предков - славян, преподанное через фольклор, произведения отечественной художественной литературы. Постепенно выстраивается картина мира древних славян. Это наивное видение мира во многом мудро и благодатно совпадает с возрастными особенностями двенадцатилетних ребят. Следуя логике программы, дети начинают осознавать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человечества и судьбу России. При этом школьники не испытывают трудностей, поскольку разговор о стихиях света и тьмы, воды, Матери - сырой земли, чтения сказаний, быличек, мифов, литературных произведений увлекательны. А за этим встает картина мира русского человека.
В программе делается акцент на те ценности русской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить:
- ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
- ценность семьи и традиционных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;
- ценность Родины, родной земли;
- ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;
- ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.
Курс «История русского быта. Обряды и обычаи. Русский фольклор»
вводится в 5-м классе, так как дети к этому возрасту уже достаточно подготовлены. Данный курс интегрированный, так как программа тесно связана с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.
Из поколения в поколение передавались на Руси семейные традиции. А разве можно забыть о существующем в Русской православной церкви обычае поминовения? Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Программа также предполагает работу по изучению родословной, так как это способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.
Данная программа предполагает комплексный подход к изучению материала, так как он обширен, многогранен. Традиционные формы обучения должны сочетаться с нетрадиционными, большое внимание следует уделять исследовательской работе учащихся, а также изучению краеведческого материала. Программа реализуется через систему уроков, объединенных сквозной темой - сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого. Основной методической задачей данных уроков является развитие образно - эмоциональной сферы ребенка, что позволяет изложить материал в доступной для данного школьного возраста форме и одновременно придать урокам яркую эмоциональную окраску. В то же время форма урока - сказки, урока - путешествия позволяет использовать в качестве обучающих приемов различные игровые методики, адекватные среднему школьному возрасту.
Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на духовно-нравственное воспитание.
Цель курса - раскрыть школьникам сущность и специфику фольклорных жанров, закономерности их исторического развития, познакомить с обрядами русского народа; повысить литературное образование учащихся, а также развивать их общие способности и познавательную самостоятельность. Занятия спецкурса направить на развитие духовной культуры детей, воспитание нравственности, на формирование их убеждений, эстетического представления, на расширение их художественного и общекультурного кругозора, а также на развитие творческих способностей школьников.
Задачи курса:
1. Сформировать у детей среднего школьного возраста понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Дать представления о системе ценностей. Пробудить интерес к изучению культуры как социально-значимого фактора жизни.
2. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
3. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
4. Сформировать интерес к проблеме «диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и в межрегиональном пространстве.
5. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям, матери как хранительнице семейного очага. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
6. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать фольклорный материал, прививать навыки библиографической работы.
7. Средствами спецкурса формировать нравственную, духовноразвитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.
8. Возрождение генетической памяти, формирование у школьников общкго представления о бытовой культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии.
Теоретико-методологическая основа курса: идеи русского национального и православного воспитания, этнопсихология, теория национально-ориентированного содержания общего среднего образования.
Принцип работы при изучении материала предусматривает эмоциональное воздействие на личность учащихся, учет их интересов и склонностей, изучения теоретического материала, практические занятия, выполнение творческих проектов. Для успешного усвоения тем на занятиях используются различные формы и методы; используется исторический художественно-иллюстрированный материал, материал для слушания.
Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.
4. Желают и умеют проявлять сочувствие, сопереживать.
5. Ученики имеют представления о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направлено на благо человека.
6. Дети могут общаться со взрослыми, записывать воспоминания, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами; брать интервью; создавать творческие проекты; вести записи по фольклору, готовить викторины; разыгрывать обрядовые сцены; оформлять альбомы; создавать презентации.
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
-
Вычленять главное из услышанного текста;
-
Группировать ронятия (усвоить понятия синтеза);
-
Уметь отмечать на поставленные вопросы;
-
Уметь формулировать вопросы;
-
Уметь творчески пересказывать (интерпретировать) текст.
Коммуникативные УУД:
-
Уметь слушать объяснения и высказывания других людей;
-
Планировать общие способы работы;
-
Формулироватьсобственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при совместной деятельности.
-
Осуществлять контроль, коррекцию , оценку действий партнера;
-
Уметь убеждать.
Регулятивные УУД:
-
Ставить перед собой цель;
-
Устанавливать целевые риоритеты;
-
Уметь самостоятельно планировать свое время;
-
Принимать решение в проблемной ситуациии;
-
Адекватно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы.
Личностные УУД:
-
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
Ориетация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
Осваивоение российского культурного наследия;
-
Доброжелательное отношение к окружающим;
-
Творчески реализовать себя;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-
Готовность следовать морально-этическим нормам поведения.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учитьяся. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия , порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формы и методы работы (словесный, наглядный, частично- поисковый):
- творческие встречи с интересными людьми, старожилами села, местным фольклорным коллективом;
- научно-практические конференции;
- творческие конкурсы, концерты, викторины; литературно-музыкальные композиции; создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды»;
- творческие работы;
- научно-исследовательские проекты;
- фотоматериал;
- видеорепортаж;
- выставки детских работ;
- экскурсии в музеи, библиотеки.
Формы контроля:
-
индивидуальная беседав,
-
наблюдение,
-
анкетирование,
-
участие в фольклорном празднике,
-
защита презентаций, творческих проектов.
Диагностическая работа:
- анкеты;
- тесты;
- эссе;
- опросы;
- творческие работы;
- выставка детского рисунка;
- фоторепортажи.
Поиск и постановка вопросов:
- Зачем нужны духовно-нравственные ценности, зачем их знать и сохранять.
- Что есть ценностное отношение?
- Откуда можно почерпнуть знания о духовно-нравственных ценностях отечественной культуры?
- Семейные традиции. Зачем их сохранять?
Вопросы для анкетирования:
1. История России для меня…
2. Народные обычаи нужно знать, чтобы …
3. Когда надеваю народный костюм …
4. Славянские мифы мы изучаем …
5. Мы изучаем православную культуру, потому что …
6. Православные традиции для моей семьи …
7. Когда я держу в руках глиняную свистульку …
8. Когда звучит народная музыка …
9. Я хотел бы побывать …
10. Пословицы учат меня …
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию рассчитана на два года обучения для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательной школы в объеме 68 часов, но это не исключает свободного и творческого подхода учителя к решению данной проблемы. Программа помогает подготовить учащихся к восприятию древнерусской письменной литературы 10 - 12 в. в., охватывающей особо знаменательный период в истории и культуре нашего Отечества.
Программа курса
Введение.
Цели и задачи курса. Особенности развития народной культуры. Родина - место, где мы родились и живем.
Раздел 1. О славянских племенах. Язычество древних славян.
1. Русские летописцы о славянах.
Следует познакомить учащихся с «Повестью временных лет» и «Никоновской летописью». Вопросы для освещения:
а) происхождение славянского племени;
б) расселение славян по земле и «прозвание именами своими, где кто сел на каком месте»;
в) пророчество св. Андрея;
г) легенда о Кие, Изеке, Хорире и сестре их Лыбеди;
д) город Киев;
е) нравы и образ жизни поляк, древлян, радимичей, вятичей, северян, кривичей и др.
В зависимости от характера занятых местностей отличалась культурное развитие славян. Лекция - беседа. Путешествие.
2. Н. М. Карамзин о славянах. Для того, чтобы обобщить знания учащихся о славянах в древний период их жизни, представляется необходимым обращение к историческому труду Н. М. Карамзина «История государства Российского» в той его части, где речь идет именно о славянских племенах, их расселении, о древних русских городах, о физическом и нравственном характере древних славян. Лекция - беседа.
3. Культ природы у славян. Культ предков. Объяснение язычниками таинственной связи окружающих явлений. Представление живым существами с человеческими мыслями и чувствами Света и Тьмы, Неба и Земли, Солнца, Грозы, Ветра, Огня, Воды и др. Обо всем этом рассказывает А. Н. Афанасьев в книгах «Древо жизни» (М., 1982), «Живая вода и вещее слово» (М., 1988). Конференция. Подготовка сообщений учащимися.
4. Пантеон славянских богов (Перун, Велес (Волос), Дажьбог, Сварог, Хорс, Ярила, Стрибог, Мокошь, Чур (Щур), Род и Рожаницы, Берегини). Боги, упоминаемые в древнерусских памятниках. Особые места молений и изображение богов в виде идолов, которым приносились жертвы.
Словарь: язычество, многобожие, двоеверие, язычник, идолопоклонник, анимизм.
Раздел 2. Мифы и сказания древних славян.
1. Познание человеком мира постепенно и целостно. Для человека в древности вера, знания, поэзия сливались воедино.
2. Неведомая и нечистая сила (Домовой, Хлявник, Овинник, Банник, Леший, Водяной, Русалки, Кикимора, Полудница, Купала). Знакомство с материалами из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» (М.,1982). Суеверия и причины возникновения. Представление внешнего вида мифологических «хозяев», знание их особенностей, привычек, описание «образа жизни». Дискуссия. Встречи со старожилами села.
3. Мифы: небо, солнце, заря.
а) Небо - Сварог.
б) «Солнце - князь, луна - княгиня».
в) «Заря - зарница - красная девица». Из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» (М.,1982)
Знакомство с главами из романа П. И. Мельникова - Печерского «В лесах» (М., 1963):
а) Народный миф о солнце.
б) Рассказ о праздновании Купалы.
в) Цветок папоротника.
г) Добывание купальского огня.
д) Купальские игры.
Сила русской народной поэзии, образность, мелодика языка.
Аналитическая работа с текстом. Сообщения учащихся.
4. «Начинается с зачина сказка»… Нравственный мир сказок.
Цель: показать, что сказки - это отношение людей к добру и злу в их жизни. Показать, что сказки учат видеть доброе и злое (плохое и хорошее) в людях. Сказки - это своеобразные «рецепты поведения» в разных ситуациях. Раскрыть нравственный мир сказок народов Кавказа. Показать, чему они учат и что сказки - это отношение к добру и злу в разных странах и у разных народов.
Литературно - музыкальная композиция «От сказки - к науке».
Словарь: словесность, синкретизм.
Раздел 3. Календарные обряды и фольклор.
1. Знакомство со славянским календарем, особенностями русского народного календаря. Сообщение общих сведений о христианском календаре. Связь календарных обрядов и обрядовой поэзии с бытом и трудовой деятельностью человека. Обзорная лекция. Практикум.
2. Календарные обряды - неотъемлемая часть народного празднества. Магический смысл обрядов, сознание таинственной связи человека с природой.
Лекция - беседа. Встреча со старожилами села.
Осенние календарные обряды:
1). Оспожинки - праздник урожая. Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством.
2). Наталья - овсяница. Косари подносили хозяину овсяной сноп и получали от него подарки и угощения.
3). Осенний Петр - Павел - рябинник. После первых заморозков рябина становилась более сладкой и ее собирали для еды.
4). Покров. Первозимье. Заканчиваются расчеты по работам, вносятся платежи по арендам, оживляются осенние торги, бабьи работы в избе, крестьяне переходят на зимнее житье в избах, начало свадеб.
Встреча с фольклорными коллективами «Сельские зори», «Дарина». Сбор и обработка фольклорного материала. Сообщения учащихся. Подготовка проекта.
Зимние календарные обряды:
1). Коляда - праздник в честь нарастания силы Солнца, Центральные магические действа, производимые в период святок:
а) Колядование.
б) Гадание, его виды.
в) Поминовение усопших предков.
г) Принятие ритуальной еды (блинов, кутьи).
д) Традиционные игры, сопровождавшиеся ряжеными в звериные, птичьи образы, в стариков, старух.
е) Посиделки.
Знакомство учащихся с колядками разного содержания и формы с подблюдными песнями, игровыми, святочными песнями. Разыгрывание обрядовых сцен.
Обучение умению различать характер обрядовой песни: величальные, корильные, заклинательные, ритуальные, игровые, лирические.
2). Масленица. Сочетание в масленице элементов зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны. Символический смысл того или итого обряда: масляничные костры. Сжигание соломы, Масленицы - соломенного чучела, куклы в женском образе. Определенная последовательность в смене забав и веселье закрепилась в названиях дней масленицы:
Понедельник - встреча;
Вторник - заигрыш;
Среда - ломка;
Четверг - разгул, перелом;
Пятница - тещины вечера;
Суббота - золовкины посиделки;
Воскресенье - проводы, целовник, прощенный день.
Разыгрывание обрядовых сцен. Встречи с фольклорным коллективом.
Весенние календарные обряды:
1). Благовещение. Древний языческий праздник наступления весны, возрождения природы, начала весеннего сева. Соблюдение обряда «отпущения птиц на волю».
2). Вербная неделя, вербное воскресенье. Вербе, первому из зацветающих деревьев, издавна приписывалось магическое свойство: охранение от злых духов, от разных бед и напастей, передача здоровья, силы, красоты человеку или животному.
3). Егорьев (Юрьев) день. Народ свято верил, что первый раз выгонять скотину в поле нужно на Егория, и при этом обязательно хлестать скот вербой от вербного воскресенья - это и здоровьем наделит, и от несчастий убережет. Егорьевские обряды включали различного рода песенки, которые очень напоминают святочные колядки. Молодежь ходила по дворам, желала достатка. Веснянки. Переклички. Обработка собранного материала обрядовых песен, разыгрывание обрядовых сцен. Встреча с фольклорным коллективом.
Летние календарные обряды:
1). Праздник Ивана Купалы, олицетворяет наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ Солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле. Самый разгульный праздник, требующий активного участия в обрядах.
2). Похороны Костромы, Петров день и другие праздники. Целый ряд различных примет, поверий, обычаев представляют собой древние мифологические воззрения славян. Сообщения учащихся. Встреча с фольклорным коллективом. Разучивание песен. Вождение хоровода. Подготовка и защита творческих проектов. (Например, сценария праздника).
Раздел 4. Семейно - бытовые обряды и обрядовый фольклор.
1. Жизненный круг. Семья. Знакомство учащихся с семейно - бытовыми обрядами, с жизненным кругом, который проходит человек незаметно для себя. Чтение комментирование глав в книге В. Белова «Лад»: «Жизненный круг, «Семья».
Лекция - беседа. Аналитическая работа с текстом.
2. Семейно - бытовые обряды и обрядовый фольклор (общий обзор).
а) Родильные обряды (ритуальное омовение, «бабина каша»).
Лекция - беседа. Сообщения учащихся.
б) Свадебные обряды и поэзия. Свадьбы играются. Это сложное состоящее из нескольких частей драматическое действо: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, девичник - мальчишник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, большой, или княжий стол, послесвадебные обряды.
Встречи со старожилами села, фольклорным коллективом. Разыгрывание обрядовых сцен.
в) Похоронные обряды и поэзия. Чтение главы «Похороны» из книги В. Белова «Лад», избранных страниц поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», «Плача Ярославны» («Слово о полку Игореве»).
г) Рекрутские обряды и поэзия. Чтение и разбор плача по рекруту. Историческая справка о рекрутской службе.
Лекция - беседа. Анализ текстов произведений.
3. Мир русской деревни.
- Земледелие и скотоводство - основное занятие русского крестьянина. Орудия с/х труда, возделывание культур: ячмень, пшеница, рожь, овес, гречиха, лен. Годовой круг календаря. Загадки. Пословицы. Поговорки, песни о хлебе, крестьянском трудолюбии.
- Хозяйство - домашний скот, уход за ним, ремесла, изготовление одежды, обуви, предметов быта. Занятия женщин: прядение, вышивка, портняжничество.
- Русская община. Основные заповеди крестьянского общения. Помочи. Милосердие. Взаимовыручка. Круговая порука. Община и сельскохозяйственный труд. Святость крестьянского труда. Русский фольклор. Хозяйственные постройки, их назначение. Хозяйственная утварь.
Словарь: плуг, соха, серп, молот, цеп, гумно, амбар.
- Семиотика жилища. Рассказ о мифологической сущности дома, самых простых вещей крестьянского обихода: красный угол, стол, печь, порог, окно. Виды русского бытового дома. Выбор места для постройки дома. Заготовка материалов. Понятия «краеугольный камень». Значение солярных символов в украшении дома. Виды кровли.
1). Знакомство с русской избой:
- окна - глаза дома;
- крыльцо - распахнутые руки дома;
- дверь в избу низкая, порог высокий;
- без печки изба - не изба;
- красный угол - самое почетное место в доме;
- бабий кут - царство хозяйки дома.
2). Мой дом - моя крепость.
- заселение животных по степени значимости (конь, корова, овца, поросенок, петух, кошка);
- вход в дом остальных членов семьи;
- перенос живой души дома - Домового. «Символы обжитости» - иконы, огонь очага, домовой сор;
- время заселения или переезда в новую избу;
- возжигание огня в печи;
- застолье, первый гость;
- колыбель, зыбка.
Лекция - беседа. Сообщение учащихся. Экскурсия в краеведческий музей г. Ставрополя, музей с. Донского. Творческие проекты учащихся. Защита творческих поектов «Быт крестьян села Безопасного»
4. Из истории русского крестьянского костюма.
Женская и мужская старинная одежда. Одежда будничная и праздничная. Значение пояса в одежде наших предков.
Словарь: сарафан, кокошник, понева, порты, косоворотка, зипун, кафтан, лапти.
Защита творческих проектов «Женский крестьянский костюм на Ставрополье»
5. Русская баня. Ставили недалеко от избы, на берегу реки или озера. В ней мылись, парились, стирали белье и одежду.
Словарь: предбанник, камелек, чан, полок.
6. Пища наших предков. Русский самовар и чаепитие на Руси.
Быть крепкими и сильными помогала людям простая и полезная пища.
Что такое гостеприимство? Правила поведения за столом.
Словарь: каравай, калач, похлебка, полба, взвар.
7. Русская народная игрушка. Народные промыслы России.
Связь народной игрушки с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Символы в русской народной игрушке. Приемы резьбы, лепки, росписи и оформления игрушек.
Знакомство с народными промыслами России: гжельская керамика, хохломская роспись, вологодское кружево, городецкие игрушки.
Словарь: русская матрешка, тарарушки, тряпичные куклы, погремушки.
Творческие работы детей.
8. Русь православная.
Понятие «Святая Русь». Расположение и устройство монастыря. Собор, трапезная, кельи, колокольня, храмы. Обитатели монастырей: игумен, игуменья, келарь, монахи, послушники. Одежда и головные уборы.
Монашеский постриг, подвиг самоотречения, обет безмолвия.
Монастырь - центр культуры. Роль Троице-Сергиевой лавры в истории страны. Монастыри и храмы Ставрополья.
Влияние православной веры на уклад и поведеие русского человека, церковный календарь. Праздники и посты. Заповеди христианина, благочестие.
Православный храм, его устройство. Служба, таинства, проповедь причастие. Священные одежды и предметы.
Православные праздники. Годовой календарный круг. 14 сентября - начало года. Церковный годовой круг. Святая Пасха - главный праздник.
Лекция. Сообщения учащихся. Подготовка презентаций.
9. Как писали в старину. Старинный славянский алфавит. Кем и когда был изобретен. Берестяные грамоты и свитки. Как делала книги в старину.
Праздник славянской письменности.
10. Я и моя семья. Моя родословная. Кто я? Где живу? Тайна имени. Мир семейных увлечений. Семейные традиции. Генеалогическое древо. Конференция «Моя родословная».
11. Село, в котором я живу. Люди, прославившие моё село. Защита творчесикх поектов.
Приложение
Учебно - тематический план
Всего часов - 68
№
Тема занятия
Часы.
Форма
занятия
Описание методической обеспеченности темы
Контроль
Первый год обучения
Введение. Цели и задачи спецкурса. Особенности развития народной культуры. Родина - место, где мы родились и живём.
2
Лекция -беседа
Презентация
Рассказ о малой родине. Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.
О славянских племенах. Язычество древних славян.
1.
Русские летописцы о славянах. «Повесть временных лет», «Никоновская летопись» (происхождение славянского племени, расселение славянского племени, расселение славян, нравы и образ жизни и т.д.)
1
Лекция-беседа.
Путешествие.
Тексты произведений, презентация
Сообщения
учащихся «Исторический портрет древнего сла-
вянина».
2.
Н.М. Карамзин о славянах «История государства Российского». Комментированное чтение рассказов о славянских племенах, о древних русских городах, о характере древних славян.
1
Лекция-беседа.
Тексты произведений
Сочинение «Мои предки- славяне».
3.
Культ природы у славян, культ предков. Свет и Тьма, Небо и Земля, Солнце, Гроза, Ветер, Огонь, Вода и т.д. (Сообщения учащихся). Чтение и комментирование глав из книг А.Н. Астафьева «Дерево жизни», «Живая вода и вещее слово», «Свет и тьма
2
конференция
Дополнительная литература
Подбор и комментирование фольклорного материала. Сочинение «Во что верит славянин - язычник»
Мифы и сказания древних славян
1.
Познание человеком мира постепенно и целостно. Жанры фольклорного русского народа. Работа по таблице. Диалог практический.
3
Лекция - беседа
Аудиозаписи, тексты произведений
Подбор и комментирование фольклорного материала. Концерт.
Фольклор:
-
миф
-
обрядовый фольклор, календарный фольклор, бытовой
-
пословицы
-
загадки
-
сказки: о животных, волшебные, бытовые
-
былины
-
легенды, предания
-
театр
2.
Неведомая и нечистая сила (Домовой, Хлевник, Овинник, Банник, Леший, Водяной и т.д.)
2
Дискуссия. Встреча
Презентация
Сообщения учащихся
3.
Знакомство с мифами «Небо - Сварог», «Солнце - князь, луна - княгиня», «Заря - зарница - красная девица», народным мифом о солнце, рассказом о праздновании Купалы, о цветке папоротника, о добывании купальского огня, о купальских играх
2
Аналитическая работа с текстом
Дополнительная литература, презентация
Сообщения учащихся
4.
Нравственный мир сказок
3
Инсценирование сказок
Видеозаписи
Литературно - музыкальный праздник «От сказки - к науки»
Календарные обряды и фольклор
1.
Знакомство со славянским календарем, особенностями русского народного календаря
3
Обзорная лекция, практикум
Тексты
Подбор и комментирование фольклорного материала
2.
Календарные обряды - неотъемлемая часть народного праздника. Наиболее значимые символы в календарных обычаях и обрядах. Живая природа в обрядах. Вещее слово
2
Лекция - беседа, встреча с фольклорныс коллективом
Аудиозаписи, презентация
Сбор фольклорного материала. Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.
3.
Зимние календарные обряды:
- коляда
- масленица
2
Игра. Разыгрывание обрядовых сцен
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материла.
4.
Творческий отчет учащихся «На посиделках»
2
Творческий практикум
Аудиозаписи, презентация
Сообщения учащихся
5.
Весенние календарные обряды:
- благовещение
- вербная неделя, вербное воскресенье
- Егорьев (Юрьев) день
3
Игра. Встреча со старожилами села
Аудиозаписи, презентация
Подбор и комментирование фольклорного материала
6.
Летние календарные обряды
- праздник Ивана Купалы
- похороны Костромы
2
Игра. Встреча с фольклорным коллективом
Аудиозаписи, презентация
Сообщения учащихся
7.
Осенние календарные обряды:
- осножинки
Наталья-овсяница
Осенний Петр - Павел - рябинник
Покров
2
Встреча с фольклорным коллективом
Аудиозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала
8
Творческий отчёт «Осенний календарь»
2
Концерт
Всего: 34 часа
Второй год обучения
Семейно-бытовые обряды
1
Жизненный круг. Семья. Знакомство учащихся с главами « Жизненный круг», «Семья» из книги В.Белова «Лад»
1
Лекция- беседа.
Анализ текста.
Дополнительная
Литература, видеофрагменты из к/ф
Сообщения
учащихся.
2
Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор (общий обзор).
Родильные обряды.
2
Лекция-
беседа.
Тексты произведений, презентация
Сообщения учащихся, встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори»
3
Свадебные обряды и поэзия. Чтение и комментирование главы
«Свадьба» из книги В.Белова «Лад»
3
Встреча с фольклорным
коллективом
Аудизаписи, фрагменты к/ф, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала, встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори»
4
Похоронные обряды и поэзия. Чтение и обсуждение главы
«Похороны» из книги «Лад»;страниц поэмы Н.А.Некрасова
«Мороз-Красный нос», «Плача Ярославны» («Слово о полку
Игореве»)
2
Лекция-беседа.
Просмотр видеофильмов.
Дополнительная
литература, презентация
Подбор и комментирование фольклорного материала
5
Рекрутские обряды и поэзия.
2
Лекция беседа.
Аудиозаписи, видеозаписи.
Сообщения учащихся. Встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори»,
6
Семиотика жилища. Мифология сущность дома.
3
Лекция-беседа
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала. Творческие проекты. Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.
7
Из истории русского крестьянского костюма.
2
Выступления учащихся.
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала, встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори». Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.
8
Хозяйственные постройки. Русская баня.
3
Выступления учащихся.
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала
9
Пища наших предков. Чаепитие на Руси.
3
Выступления учащихся.
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала, представление творческих проектов
10
Русская народная игрушка. Народные художественные промыслы России.
3
Выступление
учащихся.
Презентация
Выступления с сообщениями.
11
Как писали в старину.
3
Защита творческой работы.
Презентация, видеофильм
Проведение праздника
Славянской письменности.
12
Я и моя семья.
3
Сбор материала.
Инструкция по составлению и оформлению родословной
Создание альбома «Моя родословная», конференция.
Итоговое занятие
1
«По страницам рукописного журнала».
Творческий отчет учащихся по результатам занятий.
2
Творческий отчет
Презентация
Защита творческих проектов, представление работ на краевую открытую научную конференцию школьников (МАН)
2
Фольклорный праздник, подготовленный
совместно с сельским фольклорным ансамблем «Сельские зори». Русские посиделки.
2
Концерт
Презентация
Концерт.
Всего: 34 часа
Итого: 68 часов
Литература для учителя:
-
Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М: Современник, 1982.
-
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу : В 3 т. М., 1994.
-
Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1982.
-
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. - М., 2003.
-
Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя. - М., 2000.
-
Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян/ под ред. В.П.Бутромеева, В.В.Бутромеева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
-
Власова М. Русские суеверия : энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 1998.
-
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1999. Т 1-4.
-
Костанян Н. Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
-
Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Наука , 1990.
-
Мельников - Печерский П.И. В лесах. М., 1963.
-
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
-
Панкеев И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1,2. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.
-
Путилов Б.Н. Древняя Русь. СПб.: азбука, 1999.
-
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
-
Сиепанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М: России раритет, 1992.
-
Стриженов А. Календарь русской природы. М., 1972.
Литература для учащихся:
-
Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
-
Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984.
-
Жарков С. Н. Народные приметы и предсказания погоды . М., 1966.
-
Зверев М. Погода и животные. М., 1965.
-
Национальная кухня в обрядовой жизни русских. ТПП «Вернисаж», 1992.
-
Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Л.: Худож. лит., 1984.
-
Русский фольклор. Хрестоматия. (Сост. В. П. Аникин). М.: Худож.лит., 1985.