«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»


педагог-психолог, заместитель директора

по УВР ОГКОУШ № 39

г. Ульяновск

Воецкая Л.М.

Одним из приоритетного направления ОГКОУШ № 39, это обучение детей с отклонениями в развитии с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено тем, что большинству выпускников только трудовое обучение, направлено на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития. обеспечивает возможность трудоустройства.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Профессиональное обучение в школе - это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель профориентационной работы

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы

получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Направления профориентации:

  • Профинформация

  • Профдиагностика

  • Профпросвещение

  • Профагитация

  • Профконсультация

Структура профориентационной работы

«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»

Организация допрофессиональого обучения :

  • 1 уровень 1-3 кл. Ручной труд.

  • 2 уровень 4 кл. Трудовое обучение на базе школьных мастерских. (квилинг)

  • 3 уровень 5-8 кл. Профессиональное трудовое обучение в учебных мастерских

5 кл. - слесарное дело, швейное дело, обслуживающий труд

6 кл. - слесарное дело, швейное дело. обслуживающий труд

7 кл. - слесарное дело, швейное дело.

8 кл. - слесарное дело, швейное дело.

  • 4 уровень 9 кл. Допрофессиональная подготовка. Обучение по профилю - «Картонажно-переплётное дело» со сдачей выпускного экзамена 9 класса

  • 5 уровень 10-11 кл. Углубленная трудовая подготовка. Обучение по профилю «Ландшфтный дизайн» со сдачей выпускного экзамена 11 класса

Помещения мастерских разделены на 2 части: учебную комнату для занятий по теории и мастерскую для выполнения практических работ. Мастерские по каждому профилю оснащены специализированным техническим оборудованием и материалами.

Трудовая подготовка учащихся с умеренной умственной отсталостью:

  • 1 уровень 1-4 кл. Ручной труд.

  • 2 уровень 5-10 кл. Ремесло на базе школьных мастерских.

Профили:

-обслуживающий труд

-работа с солёным тестом

Методы и технологии профориентационной работы:

  • Знакомство с миром профессий с использованием методической, научно-популярной и художественной литературы и Интернет ресурсов

  • Экскурсии на предприятия

  • Диагностика интересов и склонностей, а также личностных особенностей воспитанников

  • Профориентационные игры и упражнения с элементами тренинга

Социальным педагогам устанавливаются связи с учебными заведениями, куда предположительно пойдут учиться выпускники. Социальным педагогом, педагогом -психологом школы проводится опрос выпускников для выявления их профессиональных интересов и дальнейшего обучения в учебном заведении в начале и в конце учебного года. В течение всего года обучения проводится работа над формированием социально - необходимых знаний и навыков для подтверждения профессионального выбора воспитанников. Работа проводится в виде бесед, ролевых игр, круглых столов, встреч с представителями учебных заведений; экскурсий в учебные заведения, Центр занятости населения. Одновременно социальный педагог проводит определенную работу по формированию пакета документов выпускников.

Диаграмма №1 Предпочитаемые типы профессий
(по результатам опроса учащихся 9 - 11 класса)

«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»



В ОГКОУШ № 39 с 2010 года организован Школьный Профцентр

  • Основной целью Центра профориентационной работы на базе МО учителей трудового обучения (далее - Профцентр) является привлечение педагогических работников школы и учреждений профессионального образования, учащихся и их родителей, руководителей предприятий и организаций к активной работе по профессиональной ориентации молодежи, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда

Направления и формы работы школьного Профцентра

  • Работа Профцентра реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций). Она проводится на базе кабинета СБО, оборудованного в соответствии с современны­ми достижениями науки и техники и требованиями к образовательному процессу.

  • 1. Работа с учителями:

  • -обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся трудовых навыков;

  • -эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов библиотеки, школьных мастерских «швейного дела» и «слесарного дела», кабинета СБО и учебно-производственных мастерских

  • 2. Работа с учащимися:

  • -индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • -консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;

  • -посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  • -тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • -встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;

  • -встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  • -творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования;

  • -посещение традиционной выставки-ярмарки продукции учреждений начального профессионального образования, участие в ее работе;

  • -оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.

  • 3. Работа с родителями:

  • -собрания по профессиональному самоопределению учащихся;

  • -вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу;

  • -проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Профцентра;

  • -информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • -пропаганда рабочих профессий среди родителей.

Формы организации работы в кабинете:

  • урок - лекция,

  • беседа,

  • собрание,

  • классный час,

  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений,

  • работа с литературой и справочным материалом,

  • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов,

  • психофизиологические обследования,

  • организация выставок, анкетирование.

Перспективы профориентационной работы:

- Выработка системы тесного сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Таблица № 1 Мониторинг трудоустройства выпускников за 3 года

Учебный год

кол-во

выпускников

10класс

техникум

Инвалидность

( I-II степени ограничения до нетрудоспособности)

трудоустройство

2011/2012

19

3(15%)

10 (53%)

5 (27%)

1(5%)

2012/2013

11

2 (18,1)

4 (36,3)

5 (45,1)

-

2013/2014

19

2 ( 11%)

11(58%)

5 (26%)

1(5%)

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей Поэтому главным направлением профориентационной работы в ОГКОУШ № 39 является воспитание учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда с учётом их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.


© 2010-2022