Программа Мир ценностей школьника

Для того чтобы выстроить модель воспитательной системы, необходимо четко осознавать те ценности, условия, в которых находятся наши дети. Они живут, воспитываются, получают образование в эпоху мировоззренческого вакуума, в период смены ценностных ориентиров, поспешного копирования западных форм жизни, что отражается и на современной школе. Однако школа продолжает занимать большое место в жизни ребенка. Поэтому в формировании ценностных ориентацией большая роль принадлежит именно школьному воспи...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Петербургский лицей"



Программа развития воспитательной системы

«Мир ценностей школьника»







Автор

Бакина Наталья Германовна,

заместитель директора

по воспитательной работе

НОУ «Петербургский Лицей»


2012

ПАСПОРТ

программы развития воспитательной системы школы

"Мир ценностей школьника"

Наименование Программы

Программа развития воспитательной системы школы «Мир ценностей школьника» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Программа разработана в соответствии с

- Конвенцией о правах ребёнка;

- Конституцией РФ;

- Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

- Законом РФ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями);

- Законом РФ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями);

- Законом РФ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями);

- Законом РФ от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями);

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Концепцией областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012-2015 годы.

Основные разработчики Программы

Т.В. Игнашкина, директор,

Н.Г. Бакина, заместитель директора по ВР.

педагогический коллектив НОУ средней общеобразовательной школы "Петербургский лицей"

Цель Программы

Формирование нравственной, творческой, самостоятельной, ответственной личности, проявляющей социальную зрелость и обладающую ценностными ориентирами по самореализации и сохранению национальных ценностей

Основные задачи Программы

- Формирование чувства патриотизма к своей Родине.

- Формирование нравственных качеств личности, ориентированных на проявление доброты к людям.

- Формирование творческого и эстетического отношения к процессу и результатам своей деятельности.

- Формирование самостоятельности в различных видах и сферах деятельности

- Формирование ответственного отношения к жизни и здоровью.

Сроки реализации Программы

Сентябрь 2012г. - сентябрь2 017г.

Исполнители основных мероприятий

педагогический коллектив НОУ средней общеобразовательной школы "Петербургский лицей

Ожидаемые конечные результаты Программы

Сформируется социально зрелая личность, имеющая ценностные ориентиры по самореализации и сохранению национальной культуры, способная нравственно, творчески, самостоятельно и ответственно следовать им в своей жизни



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ КАК ФАКТОРА

СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 7

2. ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 10

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 16

4 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

4.1. Теоретико-методологические основы 19

4.2. Цель и задачи воспитания 22

4.3. Базовые ценности 23

4.4. Принципы воспитания 24

4.5. Подходы к управлению процессом развития

и формирования личности ребенка 26

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5.1. Механизм развития воспитательной системы 29

5.2. Содержание воспитывающей деятельности 39

5.3. Связь семьи и школы 41

5.4. Управление воспитательным процессом 42

5.5. Самоуправление ученического коллектива 43

5.6. Этапы развития воспитательной системы 46

5.7 Оценка эффективности воспитательного процесса 49

5.8. Критерии и показатели эффективности воспитательного 50

процесса

ЛИТЕРАТУРА 55



ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь предъявляет высокие требования не только к образовательному уровню человека, но и к его способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной взрослой жизни невозможна лишь на основе определенной суммы знаний, которые не решают проблем формирования гражданственности и патриотизма, не формируют нравственной личности. Это возможно только в процессе воспитания.

На современном этапе в российском обществе существенно трансформировались состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.

В последние десятилетия отмечается дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, что обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Все более широкие масштабы приобретает социальное сиротство.

В результате развития средств массовой информации и коммуникации резко возросла доступность материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные сети, в том числе и тех, которые наносят вред благополучию детей Известно, что 70-80% всей информации школьник черпает из вышеперечисленных источников.

В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора, национальные ценности и самосознание приобретают высокую значимость в формировании личности современного россиянина.

Таким образом, для того чтобы выстроить модель воспитательной системы, необходимо четко осознавать те ценности, условия, в которых находятся наши дети. Они живут, воспитываются, получают образование в эпоху мировоззренческого вакуума, в период смены ценностных ориентиров, поспешного копирования западных форм жизни, что отражается и на современной школе.

Однако школа продолжает занимать большое место в жизни ребенка. Поэтому в формировании ценностных ориентацией большая роль принадлежит именно школьному воспитанию и образованию. «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» - отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция определяет национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе. В указанном документе сформулирована высшая цель образования: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Национальный воспитательный идеал как высшая цель образования задаѐт смысл и характер воспитательного процесса, определяет содержание, качество воспитательной системы школы.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ КАК ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

НОУ «Петербургский Лицей»- некоммерческое негосударственное общеобразовательное учреждение, учредителями которого являются физические лица, образован в 2008 году.

Здание НОУ «Петербургский Лицей» располагается в исторической части города, где сохранились храмы, старинные улицы и застройки. Недалеко от лицея все музеи и театры, хорошие библиотеки, районный Дом детского творчества, ЦДЮТ, Дома культуры, Александровский парк, детский парк Аполло. Лицей не имеет своего микрорайона и по своей сути является учебным центром для детей города и области, желающих получить качественное профильное обучение.

В течение четырех лет количество обучающихся в лицее постоянно возрастает (Таблица 1), что с одной стороны свидетельствует о высоком спросе на образовательные услуги лицея, а с другой стороны обостряет проблему недостаточности помещений для организации образовательного процесса в одну смену, но с вводом второго здания эта проблема будет решена.

Таблица 1


2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1 ступень

6 человек

40 человек

62 человека

69 человек

2 ступень

- человек

5 человек

16 человек

20 человек

Всего учащихся

6 человек

45 человек

78 человек

89 человек

Классов-комплектов

1

5

8

10

Каждая школа несет определенную миссию в обществе, выполняет социальные и государственные заказы. Наша миссия - создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся.

Социальная успешность - это возможность достичь высокого уровня качества жизни, что возможно только при наличии такого образования, которое позволит уметь хорошо делать то, что актуально сегодня и будет востребовано завтра. К числу этих способностей мы относим умение принимать правильные решения, разрешать проблемные ситуации, быть активно включенным в современные коммуникации, иметь четкую и оправданную гражданскую позицию, быть носителем гуманитарных ценностей, уметь учиться на протяжении всей жизни.

Достаточные и необходимые условия - это тот сложный комплекс возможностей, который включает в себя образовательное пространство нашего учреждения. Его составляющими являются: комфортность и безопасность образовательной среды, высокий профессиональный уровень персонала, система взаимодействия с семьями, учениками, содержание образования, которое основано на фундаментальности знаний и их универсальности, которое способствует формированию готовности к действиям в новых и незнакомых ситуациях.

Наша задача - построить личностно ориентированную образовательную систему в школе, которая осуществляется в интересах формирования социально направленной и творчески активной личности учащихся.

Сложившаяся модель НОУ «Петербургский лицей»:

Начальная школа является ключевой ступенью в образовательной вертикали НОУ и решает задачи развития базовых способностей ребенка, с которыми он пришел из дошкольной ступени, формирует главные инструменты познания. На этом этапе программа предполагает включение механизмов управления качеством и мониторинга движения к модельным характеристикам выпускника начальной школы. Критериями достижения качества в начальной школе являются: развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; развитие его базовых способностей; укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

За эти годы были достигнуты следующие качественные результаты:

1. Все выпускники начальной школы сохраняют высокую мотивацию к обучению, активной познавательной, креативной и социальной деятельности;

2. Выпускники начальной школы являются субъектами высокого уровня коммуникативной включенности, о чем свидетельствуют: свободное межличностное общение, высокая способность к монологической речи, развитие навыков и способностей к письменной речи, начальное владение иностранным языком;

3. Учащиеся являются носителями культуры здоровья;

4. Дети знают культуру своей страны, отличаются толерантностью, воспитанностью, высокой организацией;

5. Выпускники начальной школы отличаются готовностью к активному непрерывному образованию.

Основная школа реализует задачу развития базовых способностей детей, создает ситуации выбора и познавательной ориентации через системы дополнительного образования. В основной школе получают дальнейшее развитие информационная культура, основы проектной деятельности, языковая подготовка, основы материальной культуры, функциональная грамотность, предметное обучение.

В основной школе:

1. Развитие коммуникативных навыков и способностей привело к качественному повышению языковой культуры.

2. Стала системной работа над культурой устной и письменной речи, навыками функционального чтения.

3. Введена технология групповых видов работ как шаг к развитию самостоятельной проектной работы.

4. Изменено содержание информационных технологий в обучении подростков.

Результаты образования и условия образовательной деятельности являются предметом стратегического планирования в НОУ. Важным принципом управления является управление по результатам. Наша цель - достижение уровня качества знаний - 70%. Мы ставим перед собой задачу обеспечить высокий уровень академической подготовки школьников, позволяющей по результатам академической успеваемости быть востребованными.

Обучающиеся лицея каждый год становятся лауреатами и дипломантами городских, региональных и российских научно-практических конференций, конкурсов представляя свои проектно-исследовательские работы. Интеллектуальная деятельность учащихся сопровождается активным участием в различных кружках и спортивных секциях.

В настоящее время в школе работает стабильный высокопрофессиональный коллектив. Это преданные своему делу, трудолюбивые, инициативные и творческие учителя, имеющие глубокие, разносторонние знания и обладающие высоким уровнем методического мастерства.

2.ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В соответствии с законом «Об образовании» под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, "…Учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Вся воспитательная и образовательная деятельность НОУ «Петербургский лицей» основаны на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.

Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей.

Результатом всей работы педагогического коллектива школы должна стать личность школьника, ориентированная на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством, что соответствует национальному воспитательному идеалу, сформулированному в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников: « высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Документ является своего рода идеологической основой разработки стандартов второго поколения.

В НОУ средней общеобразовательной школе «Петербургский лицей» основной задачей реализуемой ранее воспитательной системы являлось формирование у обучающихся ценностного поведения, то есть направленного действия человека, внутренними регуляторами которого являются ценностное сознание, отношение, установки, ценности, ориентации, которые основаны на ответственности. Эта задача решалась через реализацию семи направлений: «Традиция», «Здоровье», «Интеллект», «Общение и досуг», «Патриот», «Нравственность» и «Семья».

Формирование системы ценностей начинается с приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к окружающему миру, друг к другу, включающего эмоции, оценки, идеалы, отношения, проявляемые в ценностных ориентациях школьников.

Направление «Традиция» формирует социальную рефлексию воспитанников, позволяет почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием «Петербургский лицей». Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого. Традиционные дела являются также местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьникам к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп( особенно педагоги - школьники). Традиционными в школе стали такие праздники: «Здравствуй, школа!», «Щедрая осень», «День самоуправления», «День Памяти», «Новогодние шоу-программы», «День лицея», «От всей души», выпускной вечер.

Направление «Здоровье» формирует у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. При этом используются следующие формы: беседы, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанные с физкультурой и спортом, спортивные конкурсы, общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту, спортивно-исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике, конкурсы спортивных коллажей, проектов, газет, интеллектуальной олимпиады на спортивную тематику, обсуждение спортивных журнальных публикаций по теме спорт. В лицее разработана комплексно-целевая программа «Здоровье», направленная на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательном процессе. В рамках реализации данной программы систематически проводятся мероприятия, направленные на формирование устойчивого интереса всех участников образовательного процесса к здоровому образу жизни.

Направление «Интеллект» формирует у учащихся осознание значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. При этом используются следующие формы: интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы, кружки по интересам, состязания интеллектуалов, предметные вечера, литературная гостиная, экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок, часы общения и беседы, обсуждения газетных статей, журналов. По результатам участия обучающихся НОУ «Петербургский Лицей» в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях городского, областного и Всероссийского уровней 26 из 89 человек получили призовые места, а это 34, 2 %.

Направление «Общение и досуг» формирует культуру общения у учащихся, позволяет осознать учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Позволяет проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность, искренность и открытость в реальных жизненных ситуациях. При этом используются формы: концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства, чествование спортсменов школы, победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций, концерты учащихся, выставки картин, коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками, конкурсы состязаний талантов, дни творчества школы, чествование именинников, семей, в которых растут таланты.

Направление «Патриот» формирует уважительное отношение к народам мира, человечеству, представителей других национальностей, своих национальностей, ее культуре, языку, традициям и обычаям, дает возможность делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность,

Отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа, государства, дает осознание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств. При этом используются следующие формы: тематические классные часы, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами, солдатами и офицерами срочной службы, интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики, конкурсы, викторины, концерты, посвященные правовой и патриотической тематики.

Направление «Нравственность» позволяет воспитывать нравственного человека, способного к принятию ответственного решений, и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, при этом используются следующие формы: уроки нравственности, тренинги нравственного самосовершенствования, кинопросмотры, дискуссии по нравственной тематике, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, области.

Направление «Семья» формирует у учащихся всех возрастов осознания значимости семьи в жизни любого человека. Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. При этом используются следующие формы: тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи, праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей, клубы общения «Родители и дети», тренинги родительского взаимопонимания, групповые и индивидуальные консультации, беседы с детьми и родителями, походы выходного дня, интеллектуальные марафоны родителей и детей, дни творчества и открытых дверей. Целенаправленность и эффективность работы с семьёй обеспечивалась посредством реализации данного направления, в соответствии с которым осуществлялась работа по следующим видам деятельности: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в воспитательный процесс, вовлечение родителей в управление школой.

Благодаря активной поддержке родителей, решались задачи организации оздоровительных мероприятий, экскурсий, совместных праздников, походов в лес, поездок в музеи, театры. Ежегодно проводятся Дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников, пятиклассников. В рамках этих дней дается полная информация о деятельности школы. Родители получают ответы на интересующие их вопросы.

Школьников необходимо учить самих следить за соблюдением норм, и нести ответственность за свои поступки в первую очередь перед собой, так как это необходимо для формирования саморазвивающейся личности. Школа является первым институтом, обеспечивающим участие детей в общественной жизни, которое осуществляется через ученическое самоуправление, как на уровне класса, так и на уровне школы. Каждый ребенок учится быть ответственным за порученное дело, быть в каких-то делах лидером, а в каких-то - исполнителем. Уровень ученического самоуправления на уровне школы средний. С целью активизации ученического самоуправления на уровне классов с 2012 г проводится конкурс «Самый классный класс».

Дополнительное образование в школе - это структурная единица воспитательной системы, выполняющая широкий спектр воспитательных функций, призванная решать ряд педагогических задач:

- сформировать благоприятный психологический климат и положительные эмоции;

- снять психологическое напряжение, стрессы у детей;

- создать условия для проявления обучающимися творческого мышления;

- создать условия для свободы творческого выбора;

- выявить у обучающихся склонности к творческому мышлению;

- создать условия для перевода потенциальных возможностей в творческие реальные дела.

Все Направлено на формирование лидерских качеств личности обучающихся, развитие их творческих способностей, воспитание социальной активности через совместную деятельность - взрослых и детей, детей друг с другом. Воспитательная работа осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, через организацию дополнительных занятий, классных общелицейских мероприятий, проектно-исследовательской работы лицеистов.

Система дополнительных образовательных услуг лицея включает систему кружков, секций и других объединений учащихся по интересам.

Таблица 2

Виды дополнительных занятий

Количество детей, посещающих занятия.

Решение задач повышенной сложности

Решение уравнений и неравенств

Развитие логики (Умники и умницы)

Исторический кружок

Занимательный английский язык

Занимательная информатика

Информатика в играх и задачах

Шахматы

Театральный кружок

Настольный теннис

Мы рисуем

Мастерилкин

Вокал

Флористика

Эти забавные животные

Радиотехнический

Развитие речи

8

8

68

20

21

21

68

54

43

43

19

21

11

34

21

6

21

Таким образом, дополнительным образованием в лицее охвачено 100% учащихся.

Особенности микрорайона школы позволяют привлекать для активизации педагогической деятельности и воспитательной работы, для расширения сферы образовательных услуг за счет дополнительного образования, для укрепления социализации обучающихся различных партнеров. Это расширяет кругозор учащихся, придает деятельностный характер образованию, способствует формированию обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности и на получение учащимися опыта этой деятельности.

Наиболее значимые черты воспитательной системы школы:

- сплочённый педагогический коллектив;

- наличие традиций школы;

- высокий профессионализм большинства классных руководителей, стремление их к совершенствованию воспитательной работы и овладению новыми воспитательными технологиями;

-удовлетворённость большинства педагогов, родителей и обучающихся жизнедеятельностью в школе, результатами учебно-воспитательной работы;

- рост конкурентоспособности школы в городе;

- наличие ученического самоуправления.

Вместе с тем имеются проблемы:

  • Недостаточный уровень сформированности мотивационной сферы образования: 15% учащихся - низкий, 55% - средний, 30%-высокий;

  • Отсутствие заметного прогресса в сохранении уровня здоровья: количество обучающихся, имеющих I и II группу здоровья.

  • Неполная готовность педагогов к работе в инновационном и опытно-экспериментальном режиме: уровень инновационного потенциала

  • 70%.



3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитательная система «Мир ценностей школьника» разработана в соответствии с нормативными документами.

1. Международные и федеральные документы:

1.1. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года

1.2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года). - М.: ГУ издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации. - 2009. - 64 с.

1.3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение. - 2009 - 24 с.

1.4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р // Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт. mon.gov.ru/files/materials/8286/11.02.07-fcpro.pdf (опубликовано 24.02.2011 г.)

1.5. Федеральный закон «Об образовании»: (в редакции, введённой в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями // Официальные документы в образовании. - 2000. - № 14, июль.)

1.6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями //Сайт Конституции Российской Федерации constitution.garant.ru/act/right/179146/chapter/1/)

1.7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года с последующими изменениями и дополнениями //Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/

1.8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями // Сайт Конституции Российской Федерации constitution.garant.ru/act/right/10164186/)

1.9. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Принят Государственной Думой 26 мая 1995 года с последующими изменениями и дополнениями //Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4004/

1.10. Федеральный государственный образовательный стандарт //официальные материалы с сайта: standart.edu.ru/

2. Региональные документы:

13.03.2013 (№ 5-234) Приказ «Об утверждении сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Кировской области в 2013 году»

14.02.2013 (№ 33) Распоряжение «Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Кировской области в 2013 году»

28.12.2012 (№ 189/836) Постановление «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие образования» на 2013 - 2015 годы»

«Модернизация институтов образования как инструментов социального развития»

«Развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний».

Распоряжение Правительства области № 33 от 14.02.2013 «Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Кировской области в 2013 году»

Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала системы образования системы образования Кировской области» на 2012-2014 годы

Ведомственная целевая программа «Развитие системы областных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кировской области» на 2012 -2014 годы

3. Школьные документы:

3.1. Устав Негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы "Петербургский лицей".

3.2. Локальные акты школы.

4. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

4.1. Теоретико-методологические основы

Методологическую основу деятельности по развитию воспитательной системы «Мир ценностей школьника» составляет закономерное единство аксиологического, системно-деятельностного и развивающего подходов. Концепция воспитательной системы «Мир ценностей школьника» разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012-2015 годы.

Теоретической основой программы развития воспитательной системы школы «Мир ценностей школьника» являются исследования Е. Н. Степанова.

Ключевые понятия воспитательной системы школы определены Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также рядом психолого-педагогических положений, в том числе представленных в работах Е. Н. Степанова:

- национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу;

- патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом;

- социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

- развитие - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

- воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

- национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

- базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

- духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивидуума и характеризующее социальную сущность человека;

- индивидуальность человека - интегративное свойство, отражающее его авторское отношение к себе, своему бытию и

окружающей действительности, характеризующее его способность к самоосуществлению (стать самим собой), представляющее собой уникальное сочетание общих, особенных и единичных черт;

- воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся (по Е. Н. Степанову).

В условиях модернизации Российского образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главная задача школы - воспитание гражданина и патриота, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован социальный заказ современной школе - определѐнная система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Выполнение социального заказа школой возможно только при создании условий для формирования личности школьника. Надлежащие условия могут быть обеспечены программным сопровождением процесса развития воспитательной системы школы.

Человек в течение жизни делает выбор для достижения некоторых целей, которые может сам и не осознавать. Выделяется несколько фаз жизненного цикла (по Ш. Бюллер):

1. до 15 летнего возраста. Характеризуется отсутствием четких целей, то есть ребенок живет настоящим и имеет о будущем смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

2. от 15 до 20 лет - человек осознает свои потребности, способности, интересы, осуществляет выбор профессии, партнера, смысла своей жизни.

Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени он способен достичь поставленных целей. Мы работаем с обучающимися возрастной группы 6-18 лет, то есть с таким возрастным периодом, в котором закладывается база для формирования и принятия тех норм и правил, которые соответствуют общественным ценностям, национальным, личностным. Школа занимает большое место в жизни ребенка. Поэтому в формировании ценностных ориентацией на современном этапе большая роль отводится именно школьному воспитанию и образованию. Гуманистический характер образования и воспитания, отражающий приоритет общечеловеческих, национальных ценностей, формирует духовность человека. Включаясь в социально-культурные отношения, ребенок, как носитель ценностного сознания, отношения, поведения, оказывает влияние на ценностные ориентации общества. Вот почему на современном этапе развития общества важной задачей является формирование системы ценностей школьников. Ценность - это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей - материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).

Ценность всегда и одновременно ценность чего-то (кого-то), и ценность для кого-то… Ценность обязательно антропогенна, поскольку возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы. Ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек.

Мир человека - это мир ценностей. Одни и те же предметы, явления, идеи для разных людей, эпох и культур имеют разную значимость. Каждая культура базируется на определенной системе ценностей. Они определяют ориентацию человека и общества, цели и идеалы, образ жизни, смыслы существования, регулируют поведение людей.

Общей чертой мира ценностей школьника, к которому мы стремимся, является заключенная в них человечность, все то, что связано с утверждением жизни, положительными качествами людей, с творчеством добра в его многообразных формах.

Система ценностей определяет позицию человека по отношению к действительности, регулирует его социальное положение в обществе. Только в человеческой деятельности по удовлетворению человеческих потребностей формируется система ценностей.

Формирование системы национальных ценностей начинается с приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к окружающему миру, друг к другу, включающего эмоции, оценки, идеалы, отношения, проявляемые в ценностных ориентациях школьников. Эмоционально-ценностное отношение представляет собой следствие потребностей, является побудителем и регулятором деятельности. Вследствие этого у ребенка формируется избирательное отношение к объектам и процессам действительности.

Необходимость формировать у школьников устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих, национальных, личностных ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений, уважение к человеку продиктованы тем, что добиться высоких успехов в жизни может только человек, здоровый физически и духовно.

4.2. Цель и задачи воспитания

Образ выпускника школы: социально зрелая личность, имеющая ценностные ориентиры по самореализации и сохранению национальной культуры, способная нравственно, творчески, самостоятельно и ответственно следовать им в своей жизни.

Цель воспитания: формирование нравственной, творческой, самостоятельной, ответственной личности, проявляющей социальную зрелость и обладающую ценностными ориентирами по самореализации и сохранению национальных ценностей.

Задачи:

1. Формирование чувства патриотизма к своей Родине.

2. Формирование нравственных качеств личности, ориентированных на проявление доброты к людям.

3. Формирование творческого и эстетического отношения к процессу и результатам своей деятельности.

4. Формирование самостоятельности в различных видах и сферах деятельности

5. Формирование ответственного отношения к жизни и здоровью.

В соответствии с образом выпускника школы, определѐнной целью и решаемых в ходе еѐ достижения задач, нами выделены направления реализации Программы, что отражено в таблице № 4 (подробно о направлениях мы говорим на стр. 42).

Одним из условий реализации Программы и решения воспитательных задач является акцентирование на ценностях, обеспечивающих качественное функционирование воспитательной системы

Таблица №4

Ценности, обеспечивающие направления реализации Программы

Направление

Ценности

патриотическое

Родина

духовно-нравственное

доброта

эстетическое

красота

спортивно-оздоровительное

здоровье

экологическое

жизнь

4.3. Базовые ценности

Содержание воспитания в школе группируется вокруг интеграции национальных ценностей и ценностей самореализации (ценности, позволяющие самореализовываться и сохранять национальную идентичность), а также ценностей, позволяющих считать обучающегося школы социально зрелой личностью. Базовые ценности можно представить двумя уровнями:

1. Ценности, позволяющие считать обучающегося школы социально зрелой личностью:

  • нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка);

  • творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка);

  • самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность (Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка);

  • ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

2. Ценности, позволяющие самореализовываться и сохранять национальную идентичность:

  • Родина - 1. Отечество, родная страна. 2 Место рождения. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка);

  • доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка);

  • красота - всѐ красивое, прекрасное, всѐ то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка);

  • здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка);

  • жизнь - полноценное существование человека, животного, всего живого (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

  • Под социально зрелой личностью мы видим личность, имеющую ценностные ориентиры по самореализации и сохранению национальной культуры, способную нравственно, творчески, самостоятельно и ответственно следовать им в своей жизни. Данное понимание соответствует образу выпускника и предполагаемому результату воспитания, определяемому целью.


4.4. Принципы воспитания

Стратегия воспитательного процесса должна осуществляться в соответствии с принципами, регламентирующими воспитательную деятельность:

Принцип ориентации на идеал определяет смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Принцип ценностно-смыслового равенства ребѐнка и взрослого обеспечивает субъективную роль обучающегося в процессе социально-педагогического взаимодействия, предполагает создание равных возможностей для самоопределения и самореализации каждого члена школьного сообщества, превращает учебно-воспитательный процесс в совместное проживание, освоение и преобразование мира человеческой культуры, в котором возможно социальное творчество каждого его участника.

Принцип природосообразности воспитания требует безопасности педагогического процесса для физического, психического и нравственного здоровья обучающихся, предполагает обязательный учѐт половозрастных особенностей обучающихся, индивидуально-личностных качеств школьников.

Принцип культуросообразности обеспечивает опору воспитания на национальную культуру, народные традиции.

Принцип творческого начала в воспитании настаивает на приоритете творческой деятельности и создании условий для творчества учителей и обучающихся в педагогическом процессе.

Принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания состоит в признании личности обучающегося высшей педагогической ценностью; предполагает отбор содержания форм и методов воспитания в связи с особенностями групп воспитанников.

Принцип целостности в воспитании предполагает единство цели, форм и технологий воспитательной работы; создание образа жизни школы, ритуалов, традиций, несущих в себе основные ценности школы.

Принцип гуманистической ориентации предполагает признание человека, его прав и свобод главной ценностью, построение всей системы воспитания на основе реальных проблем и потребностей детей и подростков, а также включѐнности обучающихся в проектирование, реализацию и анализ результатов воспитательной работы.



4.5. Подходы к управлению процессом развития и формирования личности ребенка

В основе воспитательной системы «Мир ценностей школьника» лежат три подхода: аксиологический, деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, - "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

Воспитание, по существу, представляет собой деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Принятие ценности - ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создаѐт дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание - совесть человека.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей.

Системно-деятельностный подход. Основная идея системно-деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребѐнка, ориентирующей его на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. То есть в процессе и результате использования форм, приѐмов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на чѐткое выполнение определѐнных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Системно-деятельностный подход ориентируется на сензитивные периоды развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Данный подход учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребѐнка как основания периодизации детского развития.

Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Системно-деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации при ведущей роли школы должна быть по возможности согласована, разработана стройная система воспитания и обучения.

Развивающий подход. Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы.

Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства и кино;

  • традиционных российских религий;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

  • истории своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу воспитательной системы школы. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Система ценностных установок личности, осознаваемая ею, всегда индивидуальна. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное самосознание.









5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5.1. Механизм развития воспитательной системы

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

  • развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребѐнка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

  • интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребѐнка, ученического и педагогического коллективов;

  • защитную, направленную на повышение уровня социальной защищѐнности обучающихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребѐнка и процесс его развития;

  • компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребѐнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.

Достижение цели (стр. 27) зависит от качественного состояния воспитательной системы школы, развитие которой возможно при определѐнных педагогических условиях. В таблице № 5 представлены проблемы, существующие в школе, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.



Таблица №5

Условия качественного решения воспитательных задач

Задачи

Идеальные условия для достижения цели

Чего не хватает для их решения? (проблемы)

Формирование чувства патриотизма к своей Родине.

1. Организована система деятельности школы, обеспечивающая гражданско-патриотическое становление личности школьника.

2. Педагоги имеют чувство патриотизма, проявляющееся в отношении к Родине и Отечеству, и готовности к реализации патриотического воспитания обучающихся в школе.

3. Родители и общественность проявляют чувство патриотизма, проявляющееся в стойкой гражданской позиции, заботе об исторической памяти, в т. ч. памяти о прошлом своего Рода, своей малой Родины.

4. Обучающиеся относятся к

как ценности.

5. Самостоятельная деятельность детей характеризуется направленностью на развитие патриотических качеств (любовь к родному городу, уважение к родителям, приобщение к традициям и обычаям семьи, города, страны, сопричастность к прошлому и ответственность за будущее страны) своей Родине.

Система деятельности школы по гражданско-патриотическому становлению личности школьника требует корректировки с учѐтом: - убеждѐнности родителей в том, что дети должны уезжать туда, где лучше; именно там и будет Родина;

- недостаточной ценностью своей семьи и малой Родины в оценках и суждениях ряда детей;

- отсутствия активности в самостоятельной деятельности части детей, направленной на развитие патриотических чувств.

Формирование нравственных качеств личности, ориентированных на проявление доброты к людям.

1. Обеспечены условия в воспитательной практике школы, позволяющие детям проявить доброту к младшим школьникам, учителям, родителям.

2. Педагоги умеют проявлять доброту по отношению к детям и их родителям, и друг к другу.

3. Родители и общественность проявляют доброту, обеспечивая атмосферу доброжелательности в социуме

4. Доброта воспринимается детьми как ценность по отношению к другим людям, последовательное и действенное участие в их судьбах.

5. Взаимоотношения детей в школе характеризуются проявлением доброты к младшим школьникам, учителям, родителям.

Система деятельности школы по формированию нравственных качеств личности школьника требует корректировки с учѐтом:

- убеждѐнности части родителей о необязательности проявления доброты к другим людям;

- недостаточной сформированности у ряда обучающихся нравственных качеств.

Формирование творческого и эстетического отношения к процессу и результатам своей деятельности.

1. В школе созданы условия для формирования эстетических представлений о ценности красоты, для творческой самореализации детей.

2. Педагоги имеют эстетический вкус и помогают детям в развитии их творческих способностей в процессе работы в различных видах творческой деятельности.

3. Обучающиеся активно участвуют в практической и исследовательской деятельности по созданию различных творческих

проектов и имеют опыт работы с различными художественными материалами.

4. Дети осознают красоту труда и получаемого ими результата.

5. Дети имеют представление о душевной и физической красоте человека.

6. Родители и общественность проявляют чувство красоты, обеспечивая эстетическое оформление предметной среды.

Система деятельности школы по эстетическому воспитанию школьников требует корректировки с учѐтом:

- недостаточно развито эстетическое представление детей о труде, природе, отношениях людей;

- часть родителей недооценивают ценностную значимость красоты для формирования личности ребѐнка.

Формирование самостоятельности в различных видах и сферах деятельности

1. В школе обеспечены условия, позволяющие детям проявить самостоятельность в различных видах и сферах деятельности

2. Педагоги показывают ребѐнку его возможности, которые он может использовать при определении выбора в различных ситуациях

3. Дети самостоятельно принимают решения и несут ответственность за последствия своих действий.

4. Обучающиеся, совместно с взрослыми, участвуют в управлении школы.

5. Родители и общественность создают условия для проявления самостоятельности детей в различных видах деятельности

Система деятельности школы по формированию у обучающихся самостоятельности в различных видах и сферах деятельности требует корректировки с учѐтом:

- недостаточной самостоятельности детей при определении путей выхода из различных ситуаций;

- убеждѐнности части родителей в необходимости принятия

решения за ребѐнка в любой ситуации.

Формирование ответственного отношения к жизни и здоровью

1. Организована система деятельности школы, обеспечивающая формирование ответственного отношения обучающихся к жизни и здоровью.

2. Педагоги знают здоровьесберегающие технологии и используют их в своей деятельности.

3. Обучающиеся осознают и принимают ценность человеческой жизни и осознанно выполняют правила здорового и экологически целесообразного образа жизни.

4. Самостоятельная деятельность детей характеризуется направленностью на здоровый и безопасный образ жизни.

5. Родители и общественность, зная ценность жизни и здоровья, обеспечивают детям необходимые условия для обучения и воспитания.

Система деятельности школы по формированию у обучающихся ответственного отношения к жизни и здоровью требует корректировки с учѐтом:

- проблемы восприятия детьми мира реального и виртуального (у героев игр несколько жизней, поэтому можно всѐ переиграть);

- нет полного комплектования спортивного оборудования школы;

- знания обучающимися правил здорового образа жизни, которые ими не

всегда выполняются.

Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых становятся дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения обучающихся и педагогов, обеспечивающих достижение цели. Учителя имеют возможность для самовыражения в профессиональной сфере посредством участия в разных видах деятельности (см. таблицу 6).

Таблица № 6. Сферы возможной самореализации педагогов

Преподавательская деятельность


Разработка авторской программы, освоение новых технологий обучения, овладение разнообразными формами, методами и приѐмами организации учебных занятий и т. п.


Воспитательная деятельность


Использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя, моделирование воспитательной системы класса и т. п.


Обучающимся создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом через внеурочную деятельность.

Основываясь на отношениях обучающихся школы к общечеловеческим ценностям, возникла необходимость создания условий для развития личности на качественно новом уровне. Базируясь на исследованиях Е. Н. Степанова, и выявленных нами проблем считаем необходимым основные направления воспитательной системы школы реализовывать через воспитательные центры.

Работу воспитательных Центров планируем осуществлять по пяти направлениям (в настоящее время осуществляем проектирование деятельности Центров в рамках реализации Программы развития воспитательной системы школы «Мир ценностей школьника»):

1. Патриотическое направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Духовно-нравственное направление: формирование ценностно-смысловой сферы личности, способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

3. Эстетическое направление: формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, ценностного отношения к прекрасному.

4. Спортивно-оздоровительное направление: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5. Экологическое направление: формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Воспитательные Центры

Воспитательные центры тесно связаны между собой, поэтому их деятельность строится не по одному направлению, что отражено в схеме 1 «Структура воспитательных центров школы».

1. «Наш дом Россия»;

2. «Здоровье с детства»;

3. «Чистый мир»;

4. «В мире профессий»;

5. «Новое поколение»;

6. «Семь -Я»;

7. «Радуга талантов».



Схема №1.Структура воспитательных центров школы Программа Мир ценностей школьника

Функциональное назначение воспитательных Центров в школе: создание условий для развития индивидуальности учащихся и самовыражения субъектов воспитания (педагогов и обучающихся) посредством включения их в различные виды деятельности, обеспечивающие достижение цели воспитания в школе посредством решения задач воспитания (представленных на стр. 28) в разделе «Цель и задачи воспитания»).

Требования к обеспечению полноценного функционирования воспитательной системы:

- формирование жизненно-необходимых качеств личности, позволяющие школьникам адаптироваться в окружающей среде;

- обеспечение возможности развития творческого потенциала субъектов воспитания;

- создание условий для вовлечения наибольшего количества субъектов воспитания в практику социального проектирования;

- содействие развитию ученического самоуправления в школе;

- создание условий для повышения личностной ценности субъектов воспитания;

- содействие углублению и расширению знаний, приобретению дополнительных умений и навыков в различных видах деятельности.

Воспитательные центры объединяют обучающихся, педагогов, родителей на основе единых интересов, стремящихся к самоактуализации, самосовершенствовании, самореализации.

Преобладающими методами воспитательной работы являются:

- методы сотрудничества, позволяющие педагогу и ребѐнку быть партнѐрами;

-методы, создающие условия субъект-субъектных отношений: метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод «мозгового штурма», метод самоанализа и самооценки, метод импровизации.

Эти методы позволяют создать в школе атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает каждого - педагога и ребѐнка - в созидательную деятельность на благо других и развитие своей личности.

Одним из главных направлений деятельности воспитательных центров является внеурочная деятельность обучающихся по направлениям. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны:

- военно-патриотический клуб;

- экологический и краеведческий советы;

- НОУ (научное общество учащихся);

-объединения дополнительного образования;

- социальное проектирование;

- акции;

- игры (с ролевым, с деловым акцентом, социально моделирующие);

- предметные недели, олимпиады, конкурсы, смотры знаний, конференции;

- беседы, дебаты, тематические диспуты, круглые столы, интеллектуальные марафоны;

- культпоходы, концерты, фестивали;

- КТД;

- создание сайтов, медиатеки и т. д..

Педагоги, входящие в творческие группы центров, организуют:

- работу с родителями (посещение семей, индивидуальные беседы и консультации, родительские собрания, родительские конференции, работа родительских комитетов, родительские лектории, встречи за круглым столом, анкетирование и т. д.);

- работу с общественностью (привлечение к проведению мероприятий по соответствующему направлению работы специалистов дополнительного образования города, районной библиотеки, и др.);

- работу творческой группы (создание методических разработок по данному направлению, оказание методической помощи классным руководителям, проведение мероприятий).

5.2. Содержание воспитывающей деятельности в центрах Программа Мир ценностей школьника

Центры обеспечивают использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- чувства патриотизма к своей Родине;

- нравственных качеств личности и опыта доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

-творческого эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах деятельности;

- самостоятельности и ответственности, позволяющими быть социально зрелой личностью;

- ценностного отношения к собственному здоровью, к людям, жизни, природе.

Воспитание в процессе обучения

Центры обеспечивают направленность педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программного набора знаний, но и на нравственное становление, осознание и принятие ценностных ориентиров по самореализации и сохранению национальных ценностей, развитие самостоятельности, ответственности, развитие творческих способностей.

Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время

Школа предоставляет обучающимся возможность выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное время; в работе органов ученического самоуправления; в походах, экскурсиях, различных массовых мероприятий.

Воспитание в условиях дополнительного образования на базе школы обеспечивается влиянием ряда социальных факторов: составом группы, взаимовлиянием, значимостью каждого ребѐнка в работе творческого объединения.

Работа творческих объединений, секций, клубов по интересам направлена на усвоение ребѐнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути своей является социализацией личности.

Центры организуют жизнедеятельность детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности.

В соответствии с воспитательными целями формируется информационное пространство школы, обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс; осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде.

Психологическое сопровождение ребѐнка в процессе воспитания осуществляется психологической службой школы и направлено на обеспечение психологического комфорта ребѐнка в процессе его воспитания.

Открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьѐй, участием родителей в процессе воспитания; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием школы с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.

Возможности педагогического коллектива в реализации воспитывающей деятельности:

-опора на сложившиеся годами воспитательные традиции школы, их развитие, обогащение в ходе воспитательной деятельности;

- использование потенциальных возможностей учителей;

- осуществление взаимодействия с родителями обучающихся;

- организация деятельности органов ученического самоуправления;

- сотрудничество и сотворчество учителей и обучающихся в организации школьной жизни.

5.3. Связь семьи и школы

Основные направления организации работы школы с семьёй.

Педагоги школы работают в тесном сотрудничестве с семьями обучающихся. Для развития педагогической компетентности родителей(законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье школа работает с семьѐй по следующим направлениям:

- изучение семей обучающихся, диагностика;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических, индивидуальных и групповых консультаций, бесед; работа родительского лектория; психологические консультации и практикумы; участие родителей в деятельности Совета школы;

- Установление контактов с людьми, которые для ребѐнка наиболее значимы и имеют на него положительное влияние;

- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

- Демонстрация и поощрение личной инициативы родителей, которые активно участвуют в жизни школы;

- Сотрудничество с психологической службой школы, обучающей семьи умению преодолевать и предупреждать семейные конфликты;

- Работа с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации;

- Организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи;

- Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую деятельность;

- Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении школой, деятельность общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет);

- Активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом.

Формы организации совместной деятельности родителей и детей

- Формы познавательной деятельности: открытые уроки, праздники знаний, турниры знатоков, викторины, интеллект

- Формы трудовой и профориентационной деятельности: экскурсии на предприятия, где трудятся родители, проведение мастер-классов.

- Формы спортивной и туристической деятельности: дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, походы, экскурсии.

- Формы досуговой деятельности: игровые семейные конкурсы, концертные программы, семейные праздники.

5.4. Управление воспитательным процессом

Высшим органом управления школой является Конференция (см. схему 2 "Управление воспитательным процессом" на стр. 50). Делегаты с правом решающего голоса избираются на Конференцию собраниями коллективов обучающихся VII - XI классов, педагогических и других работников школы, родителей (законных представителей) обучающихся I - XI классов, представителей общественности в равном количестве от каждой из четырех перечисленных категорий. В период между конференциями общее руководство школой осуществляет Совет школы. Совет формируется из представительства родителей (законных представителей), обучающихся и сотрудников школы, представителей общественных организаций, заинтересованных в сотрудничестве со школой.

Для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы в школе создаётся педагогический совет, в который входят директор школы и его заместители, педагогические работники школы, заведующий библиотекой, старший вожатый, социальный педагог.

В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогической компетентности педагогов в школе создаются школьные методические объединения, творческие группы педагогических работников. Координацию их деятельности выполняет Методический совет.

Программа Мир ценностей школьника

Схема 2. Управление воспитательным процессом

5.5. Самоуправление ученического коллектива

Ученическое самоуправление - это управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое обучающимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников. Деятельность школьного ученического самоуправления направлена на:

- достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня;

- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

Назначение активизации ученического самоуправления: формирование у обучающихся готовности к проявлению социальной зрелости в управлении обществом; обеспечение необходимых условий для полноценного развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями.

Задачи:

  • формирование ответственности и самостоятельности за принятые решения и их последствия при организации повседневной жизни своего коллектива;

  • создание условий для проявления и развития нравственных качеств обучающихся через участие в работе ученического самоуправления;

  • развитие творческих способностей обучающимися через организацию и участие в мероприятиях творческой направленности.

  • формирование навыков управления на уровне ученика, класса, школьного коллектива.

  • развитие организаторских и коммуникативных способностей.

Высшим органом самоуправления класса является классное ученическое собрание. На классном собрании обсуждаются любые вопросы жизнедеятельности класса, принимают по ним необходимые решения, избирается лидер и рабочие органы самоуправления класса, заслушиваются отчёты о выполненной работе. Совместно с классным руководителем рассматривается и утверждается план внеурочной работы.

Органом ученического самоуправления в классе в период между классными собраниями является классный ученический совет. Классный ученический совет организует выполнение решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы, принимает решения о формах участия класса в различных общих мероприятиях, организует самообслуживание обучающихся, обеспечивает дисциплину и порядок в классе, готовит и проводит классные мероприятия. Структура 1-го уровня ученического самоуправления представлена на схеме 3.

Схема 3. 1-ый уровень ученического самоуправления

Высшим органом ученического самоуправления является общешкольная конференция обучающихся, которая собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Она принимает решения по всем вопросам деятельности школьного ученического самоуправления простым большинством голосов представителей. Общее руководство деятельностью ученического самоуправления в период между общешкольными конференциями осуществляет Совет лидеров. Совет лидеров является исполнительным органом общешкольного ученического самоуправления и играет роль связующего звена в деятельности всех органов ученического самоуправления, функционирует на базе ученического коллектива. Совет лидеров планирует деятельность, связанную с самообслуживанием, организацией дежурства, анализом успеваемости, помощи педагогам в организации учебного процесса, организацией досуга, обеспечением чистоты и озеленения в классах, организацией трудовых десантов, патриотических акций и других мероприятий, соответствующие возрасту и интересам соответствующих ступеней. Структура 2-го уровня ученического самоуправления представлена на схеме 4. Программа Мир ценностей школьника

Схема 4. 2-ой уровень ученического самоуправленияПрограмма Мир ценностей школьника

5.6. Этапы развития воспитательной системы

В развитии воспитательной системы «Мир ценностей школьников» можно выделить три этапа (см. таблицу 7).

Таблица 7

Этапы развития воспитательной системы школы

Этапы

Деятельность

I - проектный

(Сентябрь 2012 - сентябрь 2013 год.)

 Разработка концепции воспитательной системы школы в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и другими приоритетными требованиями государства.

 Систематизация нормативного и методического обеспечения воспитательного процесса.

 Проектирование воспитательных Центров по следующим направлениям: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, спортивно-оздоровительное, эстетическое.

 Разработка программ воспитательных центров «Наш дом - Россия», «Здоровье с детства», «Семь-Я», «Новое поколение», «Чистый мир», «В мире профессий», «Радуга талантов».

 Определение критериев, показателей, методов и приѐмов изучения эффективности функционирования воспитательной системы, диагностических методик для изучения многообразных аспектов компетенций обучающихся.

 Разработка и утверждение проекта воспитательной системы.

 Разработка и апробация годового цикла дел по направлениям воспитательных Центров.

II - поисково-преобразовательный (Сентябрь 2013- 2016 год.)

 Создание воспитательных Центров по следующим направлениям: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, спортивно-оздоровительное, эстетическое, направленных на решение воспитательных задач:

1. Формирование чувства патриотизма к своей Родине через деятельность детей в Центрах «Наш дом - Россия», «Радуга талантов» «Новое поколение», в военно-патриотическом клубе, в акциях «Ветеран», «Мемориал», «С днѐм Победы!».

2. Формирование нравственных качеств личности, ориентированных на проявление доброты, через деятельность детей в Центрах «Семь-Я», «Наш дом - Россия», , участие в разработке и реализации социальных проектов, коллективных творческих делах, акциях, совместные мероприятия с семьёй.

3. Формирование творческого и эстетического отношения к процессу и результатам своей деятельности через деятельность детей в Центрах «Радуга талантов», «Чистый мир» и в учебном процессе.

4. Формирование самостоятельности в различных видах и сферах деятельности через развитие ученического самоуправления, через деятельность детей в Центрах «Новое поколение», «В мире профессий».

5. Формирование ответственного отношения к жизни и здоровью через развитие ученического самоуправления, через деятельность детей в Центрах

«Здоровье с детства», «Чистый мир», «Новое поколение».

 Моделирование и построение воспитательных систем классов начинающими педагогами под руководством опытных педагогов (проведение семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций).

 Организация мониторинга потребностей и интересов обучающихся и исследование эффективности воспитательного процесса (анкетирование, тестирование, портфолио достижений, педагогическое наблюдение, статистический анализ).

III - рефлексивно-обобщающий (сентябрь 2016 г. - сентябрь 2017г.)

 Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов, направленных на решение воспитательных задач.

 Обобщение опыта педагогов (статьи из опыта работы, портфолио достижений, Программы, круглые столы).

 Анализ результатов деятельности по построению воспитательной системы.

 Определение перспектив и путей дальнейшего развития воспитательной системы на новый период.

5.7. Оценка эффективности воспитательного процесса

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

При этом:

- выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

- анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);

- выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса.

Принципы изучения эффективности воспитательного процесса:

- Парадигма личностно-ориентированного воспитания и образования, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

- Системный подход при отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации воспитательного процесса.

- Диагностика результатов развития личности школьника является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

- Лонгитюдное диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения.

- Максимальная включенность педагогов в диагностический процесс позволяющая повысить качество диагностики, расширение возможностей ознакомления педагогов, обучающихся и их родителей с результатами проведенных исследований.

- Не навреди! Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда школьникам, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или обучающегося. Недопустимо без согласия детей публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство школьников.

5.8. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса мы рассматриваем в зависимости от обусловленности их трансформацией ценностных приоритетов обучающихся и удовлетворѐнностью субъектов воспитания его качеством (см. таблицу 8).

Воспитательный процесс можно считать эффективным, если;

1) обучающиеся будут обладать соответствующими целям и задачам Программы ценностями;

2) субъекты учебно-воспитательного процесса (родители, педагоги, дети) в полной мере будут удовлетворены процессом и результатом воспитания.

Таблица 8

Ценности как объекты мониторинга и методики их отслеживания

Ценности как объекты мониторинга

Методики диагностики и анализа результатов действия воспитательной системы

I. Ценности, направленные на формирование социально зрелой личности

Нравственность

1. Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности обучающихся 3 - 11 классов.

2. Методика для изучения социализированности личности обучающихся 5 - 11 классов (М. И. Рожков).

3. Педагогическое наблюдение в жизненных и специально-создаваемых ситуациях

Творчество

1. Диагностика уровня творческой активности обучающихся, методика М. И. Рожкова.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Анализ участия в творческих делах, посещений выставок, концертов.

4. Портфолио достижений.

Самостоятельность

1. Методика по изучению межличностных отношений в детском коллективе (Д. Ж. Морено).

2. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе в 5 - 11 классах (М. И. Рожков).

3. Педагогическое наблюдение.

Ответственность

1. Статистический анализ правонарушений.

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

3. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе в 5 - 11 классах (М. И. Рожков).

II. Ценности, направленные на самореализацию и сохранение национальной идентичности

Родина

1. Оценка уровня воспитанности обучающихся 2 - 5 классов, методика Н. П. Капустина.

2. Методика диагностики личностного роста обучающихся 6 -

11 классов, авторы И. В. Кулешова, П. В. Степанов, Д. В. Григорьев.

3. Эссе-сочинения.

4. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Доброта

1. Оценка уровня воспитанности обучающихся 2 - 5 классов, методика Н. П. Капустина.

2. Методика диагностики личностного роста обучающихся 6 - 11 классов, авторы И. В. Кулешова, П. В. Степанов, Д. В. Григорьев.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Беседа, экспертная оценка

Красота

1. Анализ участия в творческих делах, посещение выставок, концертов.

2. Анализ выбора художественной литературы детьми.

3. Анализ результатов участия в конкурсах творческой направленности.

4. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Здоровье

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья обучающихся.

2. Статистический анализ занятости обучающихся в спортивных секциях.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Беседа.

5. Методики выявления ценности

здоровья для обучающихся (С. С. Бубнов и др.)

Жизнь

1. Оценка уровня воспитанности обучающихся 2 - 5 классов, методика Н. П. Капустина.

2. Методика диагностики личностного роста обучающихся 6 - 11 классов, авторы И. В. Кулешова, П. В. Степанов, Д. В. Григорьев.

3. Портфолио достижений.

4. Педагогическое наблюдение.

5. Диагностика «Ценности жизни» для школьников, методика Лапхановой Н. С.

III. Удовлетворѐнность обучающихся, педагогов и родителей процессом и результатами воспитательной деятельности

Сформированность благоприятного морально-психологического климата в школе

1. Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (А. А. Андреев).

2. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е. Н. Степанов).

3. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (Е. Н. Степанов).

Проделанный анализ имеющихся данных через систему диагностик позволит выявить качество работы педагогов по развитию воспитательной системы школы и достижению результата воспитания - социально зрелой личности.
























ЛИТЕРАТУРА

1. Барышников Е. Н. О воспитании и воспитательных системах / Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова. - СПб: ЦПИ, 1996. - 121 с.

2. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д. А. Белухин - Воронеж: Модэк, 1996 - 317 с.

3. Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем./ В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996 - 160 с.

4. Критерии и показатели эффективности управления адаптивной системой методической службы // Народное образование. - 1999. - № 7 - 8.

5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания /Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 476 с.

6. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и практика/ Н. И. Монахов. - М.: Педагогика, 1981.

7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М., 2001.

8. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: 2004.

9. Степанов Е. Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: Теория, технология, практика / Е. Н. Степанов. - Псков, 1998.

10. Степанов Е. Н., Байбородова Л. В., Андреев А. А., Петрова С. М. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

11. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М.: 2001.

12. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова - М.: 2003.

13. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с

14. Степанов Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приёмы// Директор школы. - 2000г., № 2, с.16 - 26.

15. Степанов Е. Н. Формирование образа школы// Директор школы. - 2001г., № 8, с.16 - 20. 16. Степанов Е. Н. Пять шагов по пути развития // Директор школы. - 2001 г., №8, с. 16 - 20.


© 2010-2022