Портфолио -как инструмент самооценки воспитателя

                              Портфолио – как инструмент               самооценки воспитателя   интернатного учреждения                    Успешность работы в современных образовательных учреждениях определяется сегодня многими факторами, но одним из самых главных является фактор развития каждого педагога, будь это учитель или педагог дополнительного образования в школе, воспитатель детского дома или детского дошкольного учреждения . В любом образовательном учреждении, где этот фактор становится...                                                       В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения. В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия». В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых дл... Модель Цель создания Портфель достижений (для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности. Портфель-самооценка (для себя) Показать прогресс или регресс  в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчёт (для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности Рекомендации по работе с портфолио 1.                В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного выше перечня те или иные пункты самостоятельно. 2.                Каждый отдельный материал должен датироваться 3.                Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Портфолио - как инструмент

самооценки воспитателя интернатного учреждения


Успешность работы в современных образовательных учреждениях определяется сегодня многими факторами, но одним из самых главных является фактор развития каждого педагога, будь это учитель или педагог дополнительного образования в школе, воспитатель детского дома или детского дошкольного учреждения . В любом образовательном учреждении, где этот фактор становится главным в работе педагогического коллектива, изменяется учебная и воспитательная среда, меняется роль учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, меняется весь учебно-воспитательный процесс в целом. Таким образом, оформляется особое направление работы. Основой такого направления является развитие социальных стратегий. Эти стратегии позволяют осознать, получить информацию и помочь в реализации и контроле образовательных процессов учителя. В стратегическом обучении важную роль играют как рефлексия, так и самооценка. Это приводит к изменению технологий оценивания, главной задачей которых является не выявление недостатков, а осознание успешности достижения поставленной цели. При этом оценивание должно не просто фиксировать достижение педагога, а давать полную информацию о профессиональном развитии, показывая связь между поставленными целями и полученными результатами.

Термин «портфолио» пришел к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики. Например, министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)

Как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XX века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений педагогов становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимается изменение системы образования в соответствии с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и, прежде всего, - мир труда, экономические и социальные условия. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании - удобство хранения. Портфолио относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближенным к реальному оцениванию. Его основной смысл - показать все, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения с тем, чтобы делать выводы и шагать дальше.

Таким образом, портфолио - это накопитель достижений. Он отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками. Это-сбор информации по развитию личных качеств воспитателя, выявлению путей достижения и закрепления успехов, продвижения автора портфеля, формирования информационной культуры педагога. Портфолио - это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. портфолио - «показать всё, на что ты способен».

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

- проанализировать и обобщить свою работу;

- связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

- отразить динамику профессионального развития;

- представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно;

Функции портфолио:

Диагностическая - фиксирует изменения за определенный период времени;

Содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;

Развивающая - обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

Мотивационная - поощряет результаты деятельности;

Рейтинговая - позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Практическая значимость портфолио:

- аттестация в будущем;

- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

- систематизация деятельности воспитателя;

- стимулирующий фактор.

предназначается для:

- самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя интернатного учреждения;

- оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).

1 Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:

Компетентностный подход - оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций.

Деятельностный подход - оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической.

Системный подход - оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога;

- функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов.

2 Основные принципы технологии портфолио:

Принцип непрерывности - постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио, структуризация по времени, затратам, планируемым достижениям;

Принцип диагностико-прогностической направленности -отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности, системность и регулярность самомониторинга;

- отслеживание успешности преодоления затруднений в самоконтроле;

Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов, самооценка полученных результатов и ее аргументация;

Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценка профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя интернатного учреждения).

3 Особенности Портфолио воспитателя интернатного учреждения как формы аттестации.

Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя интернатного учреждения и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио - форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

4 Система оценки индивидуальных достижений воспитателя интернатного учреждения.

В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей профессионально-педагогической деятельности воспитателя: квалификации и профессионализма, продуктивности (результативности).

Основными требованиями к оценке Портфолио являются:

- единые процедура и технология оценивания;

- наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя;

- достоверность используемых данных;

- соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист).

5 Структура Портфолио

- Введение

- Портрет

- Папка профессиональных достижений

- Папка достижений воспитанников

- Папка подтверждающих документов

- Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций

6 Содержание разделов

Портфолио -как инструмент самооценки воспитателя






В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия».

В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.

«Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.

«Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.

«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.

«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту

Модели портфолио:Портфолио -как инструмент самооценки воспитателя

Модель

Цель создания

Портфель достижений
(для себя и для других)

Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности.

Портфель-самооценка
(для себя)

Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности

Портфель-отчёт
(для других)

Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности

Рекомендации по работе с портфолио

  1. В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного выше перечня те или иные пункты самостоятельно.

  2. Каждый отдельный материал должен датироваться

  3. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.

Список литературы


  1. Макарова Е. Портфолио как он есть. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».-2006.-№6.-С.12-14.

  2. Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».-2003.-№16.-С.10-15.

  3. Федотова Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы. // Школьные технологии.-2005.-№3.-С.171-180.

  4. Пинский А. Рекомендации по распространению различных моделей портфолио учащихся основной школы. // Практика административной работы в школе.-2003.-№7.-С. 3-7.


© 2010-2022