Анализ посещенных уроков русского языка и литературы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ

открытого урока русского языка в 10-А классе

МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказа

Дата проведения: 25 февраля 2015 г.

Класс: 10-А.

Учитель:

Тема урока: «Урок-исследование одного слова».

Тип урока: урок-исследование.

Форма урока: «Лингвистическая лаборатория»

Цели:

- дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему;

- развивать умение «думать о словах»;

- способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Дидактическая структура урока выдержана и представляет собой следующие этапы:

Организационный момент.

Подводящий момент.

Исследование.

Актуализация знаний.

Подведение итогов.

Домашнее задание на выбор.

На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.

Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с информацией; на уроке была успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся; обеспечивались условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Учителю удалось заинтересовать ребят. Урок прошел в мягкой психологической атмосфере.

На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустил ни одной возможности, чтобы организовать учебное исследование;

Председатель ШМО

учителей-предметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева



=================================================

Анализ семинарского занятия,

«Истоки настоящего в прошлом» (2 часа)

Дата: ___________ 2015 г.

Учитель:

Класс -;

Всего в классе - ___уч. Присутствовали - ___ уч;

Общая тема семинара - «Истоки настоящего в прошлом», где:

1-й час - тема: Древнерусская литература. «Повесть временных лет»;

2-й час - тема: «Истоки настоящего в прошлом» (М.Горький).

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: семинарское занятие.

Цели:

а) довести до учащихся мысль о самобытности и высоком идейном уровне культуры Древней Руси (на примере «Повести временных лет»);

б) развитие монологической речи учащихся; обучение анализу публицистического текста.

в) продолжить формирование ценностного фонда личности.

***

Оргмомент настроил ребят на работу: приветствие участников семинара, постановка задач, объяснение хода семинара.

Содержание учебного материала соответствует целям семинара, отличается достаточной насыщенностью и в определенных моментах умеренной сложностью.

Цели были поставлены реальные. Обстановка на обоих уроках деятельностная, приближенная к научно-студенческой, и это нравилось ребятам.

Форма семинара: традиционно семинарская, с элементами урока-исследования. В ходе семинара учитель создавал ситуации, при которых учащиеся делали самостоятельные выводы.

Содержание и структура семинара: изучение нового материала с соответствующей структурой. Структура обоих занятий соответствует теме и целям семинара. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана их продолжительность. Время на уроке было распределено экономно, удалось выполнить все намеченное. По окончании были подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль изученного.

Тема семинара соответствует плану учебной программы. Важно, что новый материал был частично подготовлен самими учащимися Особое внимание уделялось монологической речи обучающихся.

Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало как позитивному эмоциональному восприятию материала урока, так и плодотворной работе учащихся. В числе ключевых моментов - групповая работа, которая была слаженной и результативной.

Домашнее задание и в перой части, и во второй части носило творческий и исследовательский характер, соответствовало темам и заинтересовало учащихся.

Методы и приемы обучения. На семинаре использовалась индивидуальная и групповая формы работы. Все методы отвечают содержанию учебного материала и целям. Эффективно использованы разные формы организации занятия, рассчитанного на 2 академических часа: фронтальная (беседа по наводящим вопросам и при закреплении материала); индивидуальная (выступление учащихся). Контроль усвоения знаний был осуществлен в форме беседы.

Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические требования.

Выводы:



  1. Триединая дидактическая цель семинара достигнута. Поставленные в начале уроков цели были приняты всеми учащимися.

  2. Реальные результаты - активная работа учащихся.

  3. Семинар достиг поставленных целей.

  4. Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической цели.

  5. Применение индивидуальных и дифференцированного подхода при применении групповых форм работы с классом способствовали его эффективности.

  6. На занятии ярко прослеживалась интегрирование в такие предметы, как история, русский язык, осетинская литература.

  7. В качестве удачного момента следует отметить реализацию задач национально-регионально компонента.

  8. Материал изложен в соответствии с программными требованиями, а на определенных этапах применены надпрограммные, расширяющие кругозор учащихся, требования.

  9. Для домашней работы были предложены задания, которые требуют творческого подхода.

Председатель ШМО

учителей-предметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева



Анализ урока русского языка

в 9- классе МБОУ ВСОШ № 2

Учитель :

Тема: «Сложноподчиненное предложение».

Цели:

а) закрепление знаний о сложноподчиненном предложении (его строение, роль в речи);

б) развитие навыков употребления предложений данного типа в речи; совершенствование пунктуационных навыков;

в) формирование ценностного фонда учащихся.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Всего в классе: ___ ;

Присутствовало:____

Анализируемый урок соответствует календарно-тематическому планированию учителя Л.В. Койбаевой и является продолжением большого тематического блока «Сложножноподчиненное предложение». На предыдущем уроке учащиеся знакомились с особенностями СПП, на данном уроке учитель закрепляет полученные накануне знания о сложноподчиненном предложении.

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопросы, которые стали хорошей мотивацией к уроку. Учителю удалось в начале урока мобилизовать класс и настроить на работу.

На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения - словесный, наглядный, игровой (соревновательный). Особое внимание было уделено самостоятельной работе.

Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности - это постановка проблемных вопросов, использование интеграционного подхода (связь с литературой при отборе письменных заданий), использование фрагментов из публицистических текстов, использование национально-регионального компонента.

В ходе урока осуществлялась словарно-орфографическая и лексико-грамматическая работа с толкованием слов.

Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание, выполняли дополнительные задания учителя по карточкам. Интересно и живо прошел этап «Кто быстрее?».

За счет постоянной смены видов деятельности дети не устали, хотя плотность урока была высокой.

Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие навыков самоконтроля.

Валеологический подход учителем соблюдается. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.

Председатель ШМО

учителей-предметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева

----------------------------------------------------

Анализ урока

по творчеству Г. Газданова

в 12-В классе МБОУ ВСОШ № 2


Дата: ___________ 2015 г.

Учитель: ;

Класс - 12-В;

Всего в классе -26 уч. Присутствовали - 20 уч;

Тема урока: «Гайто Газданов. Возвращение».

Тип урока: урок изложения нового материала.

Форма урока: урок - открытие.

Цели урока:

Обучающие: Пробудив у учащихся интерес к творчеству Г. Газданова, «открыть» для них имя - «Гайто Газданов»; познакомить с отдельными произведениями Г. Газданова; показать глубину его произведений.

Развивающая: Продолжить работу над развитием навыков связной речи, выразительного чтения и творческих способностей учащихся; развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса,

Воспитательная: Вызвать в воспитанниках чувство уважения и гордости знаменитым писателем-земляком; воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.

Оргмомент настроил ребят на работу: взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности учеников к уроку, постановка задач.

Само содержание учебного материала соответствует целям урока, отличается доступностью.

Цели были поставлены реальные. Морально - психологическая обстановка была демократичной.

Форма урока: урок-открытие, где превалировала форма беседы с элементами рассуждения. В беседе учитель создавал ситуации, при которых учащиеся делали самостоятельные выводы, «открывали» для себя личность писателя, особенности его творчества. В этом - открытие .

Тип и структура урока: урок изучения нового материала с соответствующей структурой. Структура соответствует теме и целям урока. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана их продолжительность. Время на уроке было распределено экономно, удалось выполнить все намеченное. В конце урока были подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль изученного. Домашнее задание объявлено своевременно, за 2 минуты до звонка.

Содержание урока. Тема урока соответствует плану учебной программы. Новый материал был подготовлен и преподнесен учителем и учащимися полно, достоверно, доступно и интересно. Особое внимание уделялось выразительности речи обучающихся.

Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало как позитивному эмоциональному восприятию материала урока, так и плодотворной работе учащихся. В числе ярких моментов урока - инсценировка отрывка из романа Г. Газданова «Вечер у Клер».

Домашнее задание носит творческий характер и органично вписано в содержание урока: «Написать сочинение-рекомендацию «Я советую прочитать Газданова…»

Методы и приемы обучения. На уроке использовалась индивидуальная и коллективная формы работы.

Методы: наглядный, репродуктивный, частично - поисковый, рассказ, беседа. Все эти методы отвечают содержанию учебного материала, целям урока. Также были использованы разные формы организации урока: фронтальная (беседа по наводящим вопросам при исследовании творчества Г. Газданова и при закреплении материала); индивидуальная (выступление учащихся). Контроль усвоения знаний был осуществлен в форме беседы. Материал, подобранный учителем, подчинен цели урока: познакомить учащихся с творчеством Г. Газданова.

Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно гигиенические требования к уроку.

Выводы:

  1. Учителю удалось «открыть» детям имя Г. Газданова.



  1. Триединая дидактическая цель урока достигнута. Поставленные в начале урока цели были приняты всеми учащимися.

  2. Реальные результаты - активная работа учащихся на уроке. Намеченное выполнено.

  3. Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической цели.


  1. Применение на уроке фронтальных и индивидуальных форм работы с классом способствовали его эффективности.


  1. Материал изложен в соответствии с программными требованиями, соответствует возрастным особенностям выпускников.


  1. Чередование словесных методов, театрализации, музыкального сопровождения и форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся а процессе урока.



  1. Для домашней работы было предложено задание, которое требует творческого подхода.



  1. Урок достиг целей, представляет собой целостную систему. Связь между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами формами обучения обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.



Председатель ШМО

учителей-предметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева

---------------------------------------------------------------

Анализ урока литературы

по теме «Лирический роман С. Есенина».

«___» ________ 2015 г.

9-Г класс

Учитель:

Тип урока: урок - исследование

Проведенный урок литературы в 9-Г классе посвящён лирике С.А. Есенина. Данный урок проводился по плану в соответствии с тематическим планированием. В календарно-тематическом планировании это 2-й урок раздела «Творчество С. Есенина».

На уроке учителем достигались следующие цели:

Обучающие: Вдумчиво и внимательно прочитать лирический роман, написанный великим поэтом; понять, что его волновало и беспокоило, радовало и тревожило, чем он жил и дышал.

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову; развивать умение высказывать свою точку зрения и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать нравственные устои.

Для достижения целей и успешного решения поставленных задач учителем была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Сообщение темы урока.

IV. Постановка цели урока.

V. Исследование творчества поэта ( аналитическое чтение; лекция учителя с элементами беседы, выразительное чтение наизусть).

VI. Групповая работа

VII. Закрепление в вопросно-ответной форме.

VIII. Заключительное слово учителя.

IX. Домашнее задание.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Креативным является сам замысел урока: творчество С. Есенина как лирический роман, который будет прочитан на уроке.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких приемов и методов, как:

- поисково-исследовательский;

- групповой;

- наглядно-иллюстративный метод (использование ИКТ,

демонстрация слайдов работа с интерактивной доской);

коммуникативно-ориентированный;

- репродуктивный метод (чтение наизусть, активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации);

- словесный метод (рассказ, элементы беседы);

- методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);

- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение наизусть. Учащимся было предложено подготовить развёрнутые сообщения и выразительное чтение стихотворений С.Есенина. Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока личностно ориентировано, доступно.

В качестве эффективного средств обучения на уроке успешно использовалась интерактивная доска. Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой позволила не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и вызвать интерес к теме, к предмету.

В своих комментариях учитель использовал исторические и биографические факты из жизни великого поэта. На основе фактического материала учащиеся сопоставляли разрозненные явления, сравнивали, анализировать; учились делать обобщения и выводы. Подобранный материал урока всецело способствовал заинтересованного отношения учащихся к личности поэта и его творчеству.

В работе учителя на уроке прослеживается логичность, последовательность и доступность в изложении материала. Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ученика, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась за счет использования ИК-технологий, а также за счет создания учителем на уроке благоприятной психологической атмосферы. Психологическая атмосфера на уроке: активность учащихся, их расположенность к творческой деятельности, желание познания . Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

Важно, что, ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, учитель применял дифференцированный подход.Контроль усвоения полученных осуществлялся в вопросно - ответной форме деятельности. Подборка интересного насыщенного материала урока имела теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Отклонений от плана урока не было. Результативность урока хорошая. Перегрузки детей не было.

Цели урока достигнуты. Учителю удалось расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве С.А. Есенина, иными словами, «лирический роман Есенина» был прочитан с пользой и интересом.

В ходе комментариев учителя было много полезных воспитательных моментов, поэтому анализируемый урок можно считать не только источником литературных познаний, но и уроком нравственного воспитания. Домашнее задание духовно-нравственного плана очень органично и логично вписалось в контекст урока.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Председатель ШМО

учителей-предметников гуманитарного цикла С.С. Гиоев

====================================================================

Анализ урока литературы в 9 классе.

Дата: ___________ 2015 г.

Учитель: ;

Класс - ;

Всего в классе - уч. Присутствовали - уч;

Тема урока: «А.С. Пушкин «Кавказский пленник». Анализ художественного текста».

Тип урока: урок изложения нового материала.

Цель урока: определить основной конфликт поэмы, который поэт вскрывает в результате этого конфликта.

Функции урока и их задачи:

  1. Познавательная: сообщение о замысле поэмы, об истории создания; романтизм и романтический герой.

  2. Обучающая: обучение аналитическому чтению и приемам анализа художественного произведения.

2. Развивающая: выразительное чтение учащимися отрывков, разрешение проблемных вопросов и ситуаций.

3. Воспитывающая: прийти к пониманию антигуманности индивидуалистического эгоизма героя, отсутствия цельности характера, подлинного и глубокого чувства.

***

Структура урока отличалась чёткостью, продуманностью, этапы урока удачно взаимосвязаны.

Основные этапы урока:

1. Вступительное слово учителя. Постановка задач и разъяснение пути их реализации.

2. Знакомство с замыслом поэмы; с художественно-изобразительными средствами, с отзывами критиков о характере героя.

- Выступление учащихся.

3. Аналитическое чтение ключевых глав поэмы в вопросно-ответной форме. Обучение анализу лирического произведения.

4. Закрепление пройденного - этап, где учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Домашнее задание. Словесное рисование одного из героев поэмы.

Организация начала урока (вступительное слово учителя) дала позитивный настрой, поставлена цель урока.

Подготовка к основному этапу (сообщение учителя о поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник», индивидуальные тематические сообщения учеников отразили историю и своеобразие поэмы Пушкина), заинтересовала учащихся, дала установку на творческий поиск.

Непосредственно основной этап (аналитическое чтение поэмы с комментариями учителя и учащихся) прошел динамично, живо; ответы учеников были содержательными; выводы учителя - емкими и плавно переходящими от одного вывода к следующему.

Логично было выстроено закрепление пройденного на уроке (эмпирическая беседа, в результате которой были выделены особенности поэмы «Кавказский пленник», найдены ответы на заранее объявленные и записанные на доске вопросы.

В ходе подведения итогов работы учитель дал оценку каждому ученику. Качество знаний учащихся в результате проведённой работы: «5»- 3, «4» - 7, «3» - 4.

Время, отведённое на каждый этап, скорректировано верно.

На уроке применялись следующие методы работы: объяснительно иллюстративный, проблемный; словесные (беседа, тематические сообщения), наглядные (наглядные пособия, опыт), практические (наблюдение, поиск ответов на поставленные вопросы, анализ поэтического текста).

Использовались фронтальная и индивидуальная формы работы и такой приём работы, как постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них. Показательно требование учителя давать развернутый ответ на вопрос.

Домашнее задание соответствует одной из задач урока -обучение анализу художественного произведения - и носит творческий характер.

.Выводы:

- Формы и приёмы работы соответствовали выбранным методам, соответствующим изучаемому материалу и способам организации деятельности учеников.

- Задачи и цели урока достигнуты.

- Содержание учебного материала отличалось научностью, доступностью и практической направленностью.

Гигиенические требования (воздушный, температурный и световой режим) на уроке соблюдались.

Председатель ШМО

учителей-предметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева



© 2010-2022