Внешняя оценка результатов деятельности образовательного учреждения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внешняя оценка результатов деятельности образовательного учреждения.

У нашего общеобразовательного учреждения, МБОУ гимназии №36 г.Краснодара, есть опыт участия во внешней оценке качества образования на основе модели TQM . В 2007 году мы приняли участие в конкурсе на соискание премии администрации Краснодарского края в области качества. Ее присуждают на основании оценивания по критериям, берущим свое начало в модели качества TQM. Своим опытом мы делились на страницах журнала для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» №2 2008г. Однако представленный материал не потерял своей актуальности и сейчас. Надеемся, он будет полезен и пользователям этого сайта.

Савенко Анна Петровна, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназии №36 ,высшей квалификационной категории, лауреат премии администрации Краснодарского края в области качества.

Один из основных принципов организации приоритетного национального проекта «Образование» - широкое участие общественных институтов на всех этапах реализации национальных проектов, что в итоге должно привести к открытости образовательной системы, обеспечению конструктивной общественной заинтересованности в модернизации российского образования.

«Внешняя оценка результатов деятельности образовательных учреждений является одним из стимулов для улучшения работы. В случае возможности выбора к внешней экспертизе целесообразно прибегать в том случае, когда возможности определения перспектив силами сотрудников школы затруднителен или невозможен или если требуется уточнение выбора приоритетов из направлений, определенных в ходе самоанализа или самооценки. Последнее актуально в условиях дефицита ресурсов в организации. Внешняя оценка имеет некоторые особенности, к числу которых можно отнести следующие:

  • внешняя оценка дополняет базовую оценку, проводимую в процессе текущей работы,

  • в процессе внешней экспертизы проверяются те аспекты работы школы, которые невозможно или очень затратно проверить в ходе внутренней оценки,

  • внешняя оценка может служить основанием для последующего сравнения результатов работы школы с результатами деятельности других учебных заведений.

Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Опираясь на результаты такого анализа можно намечать и реализовывать планы по улучшению деятельности. Для всех организаций, действующих в различных секторах экономики полезно иметь современное и объективное средство для периодической оценки своей деятельности в области качества и ее результатов.» (из материалов, размещенных на сайте Санкт-Петербургской школы «Унисон»)

В нашей гимназии есть опыт привлечения внешних независимых экспертов. Гимназия второй год является муниципальной экспериментальной площадкой по теме: «Инновационная модель соуправления общеобразовательным учреждением на основе участия некоммерческой организации

как механизм формирования демократического уклада гимназии». Этапом в развитии системы управления гимназией стало основание в марте 2006 года некоммерческой организации Фонд «Стабильность» , учредителями которого выступили граждане, ответственно заявившие свою позицию в обеспечении развития гимназии, внедрения перспективных педагогических технологий, реализации разнообразных социальных, культурных и образовательных целей на базе гимназии № 36 г. Краснодара. Фонд принимает на себя ответственность общественной экспертизы содержания образования гимназии. Результаты попечительской деятельности «Фонд «Стабильность»» (от изменения материального положения до переосмысления партнерских отношений всех участников образовательного пространства) открывают новые образовательные возможности, ставя тем самым новые содержательные задачи, в решении которых участие попечителей представляется обоснованным и продуктивным.

В интересах построения полноценной модели соуправления инновационным ОУ мы осознаем необходимость формирования следующих функций некоммерческой организации:

- возможность определять специфику, уклад жизни и образовательную программу гимназии;

- формулировать требования и стандарты к условиям обучения: кадровому, методическому, материально-техническому обеспечению образовательной программы;

- определять основные направления (программы) развития общеобразовательного учреждения;

- защищать и содействовать в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса;

- участвовать в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного образовательного стандарта общего образования;

- содействовать в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в гимназии, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей социальных заказчиков;

- осуществлять общественный контроль рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной деятельности гимназии и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности;

- осуществлять участие в оплате труда учителей, с целью связать уровень качества образования с заработной платой;

- взаимодействовать с учредителем в формировании органов управления образовательным учреждением, в подборе кадров;

- вести контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении;

- содействовать реализации миссии образовательного учреждения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества.

В 2007г. на совместном заседании представителей учителей, учащихся, родительской общественности, «Фонда «Стабильность»», было принято решение об участии гимназии в краевой целевой программе «Качество». Это позволило нам стать участниками конкурса на соискание премий администрации Краснодарского края в области качества. Что давало нам участие в конкурсе?

Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает их объективную оценку группой экспертов по оценке участников конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества. Эта оценка представляется в виде экспертного заключения, содержащего отмеченные экспертами сильные стороны деятельности организации, области, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.

Премии администрации Краснодарского края в области качества (далее - премии) присуждаются на конкурсной основе коллективам специалистов предприятий и организаций за производство и реализацию высококачественной, конкурентоспособной продукции, значительный вклад в разработку и внедрение современных систем обеспечения и управления качеством продукции и услуг.

В основу модели премий заложены принципы всеобщего менеджмента качества:

  • ориентация на потребителя;

  • лидерство руководства и последовательность в достижении целей;

  • менеджмент на основе понимания процессов и фактов;

  • вовлечение персонала;

  • непрерывная, познавательная деятельность и инновации;

  • развитие партнерства;

  • взаимодействие с обществом;

  • ориентация на результаты.

Организациям, коллективы которых удостоены премий, присваивается звание «Лауреат премии администрации Краснодарского края в области качества 2006 года», вручается диплом, специалистам вручается нагрудный знак и денежная премия. Премии в области качества обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Лауреаты получают право использования эмблемы премии на фирменных бланках, в своих рекламных материалах.

Организации-лауреаты конкурса имеют право получить рекомендацию конкурсной комиссии для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.

Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются также организации, которые за успехи в области качества награждаются дипломами участников конкурса или поощрительными дипломами.

Любая организация, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применить критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью предприятия удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования.

Наибольшую трудность в данном конкурсе вызвало написание отчета по критериям премии, так как сложно применить их для образовательного учреждения. Кроме того, требовалось подтверждение их многочисленными примерами, показ динамики улучшений за последние 5 лет.

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ МОДЕЛИ ПРЕМИИ

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

Содержание критерия

Как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:

1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества

1б.*1 Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации

1в. Вовлечение руководителей в работу с потребителями, партнерами и представителями общества

1г.* Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации

1д. Определение и поддержка руководителями перемен в организации

Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества

Содержание критерия

Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:

2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии

2б.* Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии

2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии

2г. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов

Критерий 3. Персонал

Содержание критерия

Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом

3б.* Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала

3в.* Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями

3г. Общение персонала в организации

3д.* Поощрение персонала и забота о нем

Критерий 4. Партнерство и ресурсы

Содержание критерия

Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами и как управляет ими в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

4а. Внешние партнеры

4б. Финансовые ресурсы

4в. Инфраструктура и материальные ресурсы

4г.* Технологии

4д.* Информация и знания

Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией

Содержание критерия

Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

5а. Систематическое проектирование и менеджмент процессов

5б. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон

5в. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей

5г. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг

5д.* Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

6а. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг

6б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации

7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала

Критерий 8. Влияние организации на общество

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации

8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества

Критерий 9. Результаты работы организации

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация.

9а. Финансовые показатели работы организации

9б. Качество продукции и услуг и другие результаты работы организации

Приведем несколько примеров из написанного отчета по критериям премии:

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества.

С 2004г. миссия гимназии была значительно расширена. Она направлена не только на получение глубоких и прочных знаний учащихся, но также на формирование и развитие свободной, культурной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, приоритетами которой являются гуманистические ориентации, креативность мышления, владение различными культурными практиками (инициация решений, мобильность к изменениям, ответственность); культура диалога (умение вести диалог, прийти к консенсусу), готовность к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Регулярно проводится изучение различных методик оценки качества работы гимназии, анализ их результативности и выбор наиболее приемлемых процессов измерения и анализа деятельности. Выбранные методики проходят апробацию и в последующем используются при проведении проверок качества преподавания учебных предметов, анализа профессиональных качеств педагогов, анализа результативности деятельности гимназии и ее руководства.

Руководством гимназии регулярно проводится анализ результативности своей деятельности с целью ее совершенствования. Так, согласно плану внутришкольного контроля и годовому плану работы гимназии каждую четверть проводится мониторинг и анализ результатов работы руководства гимназии по следующим направлениям:

  • обеспечение учебного процесса кадрами и распределение учебной нагрузки;

  • контроль организации дежурства по школе;

  • планирование воспитательной работы классными руководителями;

  • составление расписания;

  • работа с ученическим самоуправлением;

  • составление графика загруженности кабинетов;

  • подготовка и проведение полугодовых контрольных работ;

  • контроль организации работы группы продленного дня;

  • утверждение экзаменационного материала;

  • подготовка кабинетов к экзаменам;

  • подготовка и проведение административных контрольных работ;

  • итоговая аттестация;

  • организация и работа летнего лагеря.

Проверки проводятся заместителями директора, в том числе посредством посещения уроков, проведения контрольных. Результаты контроля фиксируются в справках заместителей директора и обсуждаются на совещании у директора. По предложениям заместителей директора формируется план работы по устранению выявленных недостатков, в частности, определяются конкретные сроки устранения недостатков в заполнении журналов, дневников, организации дежурства.

Одной из главных задач на 2007 г. является создание системы управления качеством образования в гимназии на основе мониторинга процесса и результата образовательной деятельности, выделение в качестве отдельной структуры системы внутригимназического управления службы оценки качества образования.

С целью повышения результативности своей деятельности и качества работы гимназии в целом, директором гимназии и его заместителями изучается опыт работы других гимназий г. Краснодара, России.

В сентябре 2006 г. для высшего руководства гимназии был проведен семинар по вопросам менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000, после проведения которого и изучения документов губернаторской программы «Качество» было принято решение о проведении в гимназии месячника качества и аналогичного семинара для всего коллектива гимназии.

В сентябре 2006 г. в результате анализа опыта работы различных организаций в области менеджмента качества директором гимназии был создан Совет по качеству. Основной целью создания Совета является координация деятельности по совершенствованию системы менеджмента гимназии, выработка согласованных решений по вопросам обеспечения качества.

В целях усиления материальной заинтересованности работников гимназии в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы и в связи с переходом на подушевое финансирование в январе 2007 г. администрацией гимназии разработано Положение о распределении стимулирующей (надтарифной) части фонда оплаты труда.

На основании данного Положения работникам гимназии ежемесячно производятся различные доплаты. За достигнутые успехи и с целью стимулирования творческого мышления работников производится первоочередное выделение оргтехники. В системе поощрения значительную роль играет и нематериальное стимулирование - награждение грамотами, объявление благодарностей, преимущества при направлении на обучение.

По предложению директора гимназии с 2006г. некоммерческая организация «Фонд «Стабильность» выделяет средства для прохождения платной курсовой подготовки учителей и посещения семинаров

В своей работе руководство гимназии, и прежде всего директор, четко определяет приоритетные направления. Так, в 2004-2005 гг. таким направлением было введение в эксплуатацию нового корпуса гимназии, в 2005-2006 гг. - участие в профессиональном конкурсе «Учитель года» и конкурсном отборе лучших учителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края для получения денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (второе место в крае на конкурсе и денежную премию получила учитель русского языка и литературы Белоусова С.Ю.), в 2006-2007 гг. - участие в конкурсе на получение статуса муниципальной экспериментальной площадки и конкурсном отборе лучших общеобразовательных учреждений Краснодарского края для получения денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», совершенствование деятельности гимназии на основе результатов самооценки.

Наряду с перечисленными выше аспектами формируемой культуры гимназии очень важными являются и такие этические нормы и ценности, поддерживаемые руководителями всех уровней гимназии и персоналом, как пунктуальность , приемлемый для гимназии внешний вид как персонала, так и учеников , уважительное отношение к старшим, стимулирование и поддержка атмосферы сотрудничества в

Претерпело изменение распределение полномочий в гимназии. Правом принятия управленческих решений наделен, помимо директора, Управляющий Совет гимназии, созданный по инициативе директора

Для решения каких-либо творческих задач, подготовки к конкурсам в гимназии создаются временные творческие группы педагогов, в которых принимают активное участие или осуществляют руководство руководители различных уровней

Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества

2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии

Проект миссии и политики гимназии в области качества был разработан заместителями директора , одобрен директором, после чего вынесен на рассмотрение расширенного Совета по качеству (с участием всего педагогического коллектива). После разъяснения директором сути миссии и политики гимназии и по результатам бурного обсуждения (был внесен ряд уточнений в текст документа) было принято решение одобрить документ в целом и утвердить с учетом корректировок

С учетом выработанных миссии и политики скорректированы годовые планы работы гимназии в части работ в области качества. В них добавлено проведение педагогических советов и семинаров по качеству образовательных услуг, дальнейшее развитие экспериментальной работы.

Основная задача работы нашей гимназии - добиваться такого качества образовательных услуг, которое соответствовало бы международным стандартам качества и отвечало все возрастающим требованиям и ожиданиям потребителей. Вместе с тем руководство гимназии проводит оценку рисков, связанных с ведением экспериментальной деятельности. В частности, определены основные риски и намечены пути их предотвращения:

Ситуация риска

Возможные пути решения

Временные трудности с составлением расписания занятий

Ответственность за составление и контроль расписания возложена на заместителя директора по УВР

Риск срыва занятий из-за болезни учителя, увольнения

В гимназии существует порядок замещения учителей собственным персоналом, в отделе образования Центрального административного округа г.Краснодара находится банк данных учителей

Анализ и сравнение деятельности и результатов работы нашей гимназии и других гимназий и школ Краснодарского края показал, что к конкурентным преимуществам гимназии № 36 относятся: традиционно высокий уровень преподавания иностранных языков, математики и информатики; высокая компетентность педагогического коллектива; высокий уровень оснащения учебного процесса компьютерной техникой; тесные партнерские отношения с различными организациями . С 2006 г. конкурентным преимуществом стало совершенствование системы менеджмента гимназии на основе принципов всеобщего менеджмента качества и критериев премий в области качества. В будущем конкурентным преимуществом гимназии станет также оказание дополнительных услуг .

К наиболее важным факторам успеха в осуществлении политики гимназии следует отнести вовлеченность персонала в достижение поставленных целей и сплоченность персонала, нацеленность на результат, заинтересованность учащихся в получении образования высокого качества, тесные и эффективные контакты с родителями, создание Фонда «Стабильность», как механизма формирования демократического уклада гимназии.

Оценка адекватности и результативности политики и стратегии гимназии производится высшим руководством на совещаниях при директоре (еженедельно), на педагогических советах (раз в четверть), на заседаниях НМС (по мере необходимости).По результатам анализа и оценки планируется деятельность гимназии на следующий период, при необходимости вносятся изменения в политику и стратегию гимназии.

Критерий 3. ПЕРСОНАЛ

3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом

Кадровая политика гимназии базируется на таких принципах:

  • Качество, а не количество персонала (но не менее установленных нормативов).

  • Создание единой команды.

  • Профессионализм и компетентность работников.

Обеспечивая системный подход к работе с персоналом, первоначально в гимназии тщательно определяются намечаемые цели, а затем исходя из этого формулируются задачи в области развития персонала.

Так в Программе развития гимназии среди них выделены:

1. Подбор и расстановка квалифицированных работников, отвечающих требованиям стратегии и организационной культуры гимназии.

2. Наиболее полное использование потенциала имеющихся сотрудников. Грамотное и эффективное формирование кадрового резерва с использованием сформированной базы данных высококвалифицированных специалистов (в гимназии создана компьютерная база данных учителей, включающая данные об аттестации, курсовой подготовке, стаже работы и т.д.).

3. Обучение персонала. Обучение в этом случае направлено не только на развитие профессиональных знаний и навыков работников на конкретных рабочих местах, но также и на изучение ими общей стратегии развития гимназии .

Планирование работы с персоналом включает разработку и ежегодную актуализацию штатного расписания (например, при переходе на подушевое финансирование с начала 2007 г. штатное расписание было оптимизировано), повышение квалификации персонала, плана привлечения сезонных рабочих (в июне-июле каждого года привлекаются временные рабочие для проведения ремонта гимназии).

В целях проведения обучения и развития персонала для удовлетворения текущих и будущих потребностей в гимназии разработана система планирования подготовки и повышения квалификации кадров , включающая планирование обучения, подачу заявок на обучение в отдел образования центрального округа г.Краснодара , рассмотрение потребности и целесообразности проведения обучения, составление годового плана обучения и повышения квалификации.

С 2004 г. прием на работу осуществляется на конкурсной основе . При этом обеспечивается справедливость во всех вопросах найма и отсутствуют какие-либо возрастные, расовые или другие ограничения . На штатные должности принимается высококвалифицированный персонал с испытательным сроком, который назначает лично директор по результатам собеседования. Такой подход позволяет в ходе испытательного срока оценить возможности и умения кандидата, целесообразность его работы в гимназии.. При приеме на сезонную работу предпочтение отдается ранее привлекавшимся и хорошо зарекомендовавшим себя работникам. Права и обязанности работника, а также работодателя регулируются трудовым договором. Для сотрудников разработаны должностные обязанности. Работники гимназии активно привлекаются к процессу планирования работы гимназии. В мае каждого года собираются заседания методических объединений. На них учителя высказывают свои пожелания по составлению плана работы на следующий учебный год. Руководители методических объединений предоставляют составленные планы работы заместителю директора по УМР , который на их основании составляет план работы всей гимназии. Учителя гимназии имеют календарно-тематическое планирование по предметам, а классные руководители - также планы воспитательной работы, которые согласуются с общешкольным планом воспитательной работы.

Директор гимназии Давыдова Н.Н. содействует планированию карьеры работников.

В гимназии уделяется большое внимание работе с молодыми специалистами. В течение года наставники проводят для молодых специалистов мастер-классы. В гимназии разработано Положение о школе молодого учителя». На основании данного Положения и для оказания методической помощи в целях совершенствования педагогического мастерства молодых специалистов в начале учебного года директором гимназии был издан приказ «Об организации работы с молодыми специалистами в 2006-2007 учебном году», составлен план работы (предусматривает посещение уроков молодых учителей, проведение лекториев, собеседования, семинаровДля обеспечения эффективности и повышения качества работы, рабочие места всех заместителей директора оборудованы компьютерами, установлено 4 принтера.

В МОУ Гимназия № 36 имеется высокоскоростной доступ в сеть Интернет, которым могут пользоваться учителя и учащиеся , также развернута локальная сеть со скоростным доступом в интернет (ADSL), связывающая администрацию гимназии, библиотеку, два кабинета информатики, музей гимназии. Пользование сетью Интернет происходит ежедневно, выделяемые средства используются в полном объеме.

Система материального стимулирования направлена прежде всего на поощрение персонала и включает в себя надбавки из надтарифного фонда, награждение ценными призами. Производится компенсация затрат на проезд. Надтарифный фонд составляет 25 % от тарифного фонда школы. Выплаты надбавок введены в целях усиления материальной заинтересованности работников в качественном проведении учебно-воспитательного и хозяйственного процессов, в целях повышения трудовой дисциплины и снижения текучести кадров. Однако, с учетом специфики деятельности нашей организации, системой оплаты труда предусмотрено, что работники, допустившие нарушение правил внутреннего трудового распорядка, имеющие упущения в работе, лишаются надбавок на месяц и более за: неоднократное и грубое нарушение инструкций по охране жизни и здоровья учащихся, обоснованные жалобы родителей, неквалифицированное выполнение учебно-воспитательного процесса, нарушение этики, трудовой дисциплины.

Нематериальное стимулирование включает в себя награждение грамотами, объявление благодарностей , с 2006 г. в гимназии проводится конкурс «Самый класный классный».

Оценка удовлетворенности персонала первоначально проводилась на основе косвенной информации, получаемой в результате непосредственного общения. Анализ результативности таких опросов показал их низкую достоверность. Поэтому в 2005 г. была разработана анкета и на итоговом педагогическом совете было проведено первое анкетирование учителей с целью оценки степени удовлетворенности профессиональной деятельностью. Меры, принятые высшим руководством гимназии по результатам анкетирования, в том числе по улучшению взаимодействия с персоналом привели к повышению удовлетворенности персонала.

В целях заботы о безопасности, здоровье и жизни персонала гимназии и учащихся с 2005 г. ежемесячно в гимназии проводятся дни охраны труда.

Для улучшения деятельности по работе с персоналом используются инновационные методы, например, разработаны «Положение о школе молодого учителя», «Положение о методическом объединении гимназии», «Положение о научно-методическом совете», которые позволяют четко распределить ответственность и полномочия, обеспечить эффективное введение в работу нового персонала, обеспечить прозрачность при выполнении работ.

В практике работы гимназии используются критерии оценки профессиональных качеств педагога гимназии:

  • знание детской психологии;

  • душевное, ровное, заботливое отношение к детям;

  • индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребенку;

  • толерантность как важнейшее профессиональное качество;

  • желание, способность и умение видеть переживания детей, уметь помочь им;

- умение создавать бодрую, светлую, созидательную обстановку в детском коллективе;

  • добровольный отказ учителя от позиции превосходства;

  • умение признавать свои ошибки;

  • умение общаться и сотрудничать с детьми;

  • умение видеть и радоваться детскому успеху;

  • умение создавать условия для успешного проявления в ребенке его наилучших качеств и способностей;

  • умение создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости;

  • умение и готовность понять детские интересы, взгляды;

  • умение поддерживать созидательные контакты с родителями;

  • владение разными гранями юмора;

  • отношение к оценке как к инструменту диагностики и стимулирования, а не способу унижения;

  • учитель, уделяющий много времени внеклассной работе по предмету и сумевший увлечь этим учеников.

Данная оценка проводится в виде собеседования во время прохождения учителем аттестации.

В гимназии существует неформальное объединение учителей - команда по баскетболу. С 2005г. она проводит дружеские матчи с командой учащихся.

Наряду с приведенными выше, гимназией ,исходя из имеющихся возможностей, выделяются ресурсы и предоставляются следующие удобства и услуги: в приемной директора установлен кулер с питьевой водой для всего персонала, столовая обеспечивает горячее питание для учителей, предоставляется возможность обратиться за помощью в медицинский кабинет, ежегодно администрация гимназии обеспечивает прохождение учителями флюорографии на территории ОУ, дети педагогов бесплатно посещают летний школьный лагерь, получают подарки к Новому году, путевки в санаторий , празднование юбилеев и коллективных торжеств происходит в столовой гимназии с частичной компенсацией затрат. Выписываются профессиональные журналы (для всех учителей-предметников - по предмету, «Вестник образования, «Директор школы», «Завуч», «Практика административной работы в школе», «Завуч начальной школы», «Официальные документы в образовании» и др.), приобретается методическая литература. Работники гимназии обеспечиваются канцелярскими товарами. Для удобства работы секретарь гимназии выполняет ксерокопирование необходимых документов.

Критерий 4: ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ

4а. Внешние партнеры

Повышение качества образовательных услуг, оказываемых гимназией, обеспечивается не только за счет повышения эффективности использования потенциала самой организации, но и за счет сотрудничества с другими организациями по разным аспектам деятельности. Значимость работы в данном направлении декларировалась на заседании педагогического совета гимназии в мае 2004 г. Определение партнеров производится администрацией с учетом политики и стратегии гимназии, а также с учетом запросов потребителей. В целом сотрудничество гимназии с научными, культурными, спортивными и другими организациями, эффективное использование стратегических возможностей партнерства способствует повышению качества образовательных услуг. Все партнерские взаимоотношения строятся с ориентацией на создание большей ценности для всех заинтересованных сторон и, в первую очередь, основных потребителей - учащихся.

К одним из ключевых внешних и внутренних партнеров гимназии являются родители учащихся, с ними в тесном контакте работают все классные руководители, администрация гимназии. Усилия обеих сторон направлены на обеспечение получения учащимися образования, соответствующего мировым стандартам, развитие свободной, культурной, творческой, нравственно и физически здоровой личности.

Одним из главных партнеров гимназии является Администрация Краснодарского края. По ее инициативе в 2005 г. к гимназии был пристроен новый корпус , большую помощь в этом оказал 1-й заместитель главы администрации Краснодарского края Ремезков А.А. Помощь в укреплении материально-технической базы гимназии оказывает также администрация муниципального образования город Краснодар, Законодательное собрание Краснодарского края, администрация Центрального внутригородского округа муниципального образования город Краснодар, Отдел образования Центрального внутригородского округа.

В гимназии с 90-х годов работает Клуб Интернациональной Дружбы. Для творческой работы члены клуба ведут сотрудничество с международной творческой организацией "Спутник". Гостями гимназии за эти годы были учителя и учащиеся из США (из штатов Техас, Юта, Калифорния, Северная Каролина, Флорида), Канады, Швеции, Норвегии, Германии. Клуб активно сотрудничает с представителями Польши, Кубы, Индии, ряда африканских стран. Ведется активная работа с землячествами при Кубанском Государственном университете, Медицинской Академии, Кубанского аграрного университета. При этом никаких языковых проблем у учащихся и педагогов с представителями других стран не возникает, поскольку наши гимназисты владеют двумя-тремя иностранными языками и обходятся без профессиональных переводчиков. В ходе тесного общения с носителями того или иного языка наши гимназисты получают своего рода «языковую практику». В свою очередь наши гости знакомятся с культурой нашей страны, Кубани, а также гимназии.

С 2004 г. ведется сотрудничество с Малой Академией. Благодаря ему в гимназии повысилась информированность учащихся по направлениям деятельности Академии и увеличилось количество учащихся - победителей олимпиад

Широкий круг партнеров имеет Музей истории школы. Среди них Музей им. Фелицина, Музей Северо-Кавказской железной дороги, Музей им. Коваленко, которые посещают учащиеся гимназии, Федерация космонавтики Кубани . Наш музей активно сотрудничает с другими школьными музеями, делится опытом своей работы Гимназия тесно сотрудничает с Советом ветеранов города и Центрального округа, традиционно ко Дню освобождения г. Краснодара и Дню Победы посылаются подарки Советам ветеранов Великой Отечественной войны г. Краснодара и Центрального округа, участникам Великой Отечественной войны.

Давние партнеры гимназии - Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального образования (ККИДППО), городской информационно-методический центр, которые способствуют повышению квалификации преподавателей и росту их компетентности .

Учителя гимназии принимают участие в международных программах.

В гимназии стало традицией посещение на каникулах и во время летнего лагеря различных организаций: кинотеатра «Квартал», Драматического театра, зоопарка КЮИ, Дворца культуры железнодорожников; физкультурно-оздоровительные услуги предоставляет Краснодарская краевая организация общественно-государственного объединения Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» , бальнеолечебница, что способствует оздоровлению учащихся в летний период . Для развития творческих способностей учащихся ведется сотрудничество с Творческим объединением «Премьера», музыкальной школой №1 им Г.Ф.Пономаренко, Краевым домом детского творчества, Центральным домом творчества, Детско-юношеским центром.

Учащиеся гимназии посещают Детско-юношескую спортивную школу, что позволяет им добиваться значительных успехов в спорте.

Гимназия взаимодействует с хозяйственными организациями: ОАО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края», ОАО «НЭСК» - «Краснодарские ГЭС», ГУП КК «Крайтехинвентаризация», ООО «Модус-Вели», ООО «Краснодар Водоканал», Муниципальное унитарное автотранспортное предприятие по уборке города Краснодара, Краснодарский комбинат по торговой технике, ООО Профессиональное аварийно-спасательное формирование «Ртутьсервис», ООО предприятие «Энергетик», ООО «Санэпидсервис», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ООО «Эльбрус-Рем», ООО «Краснодарторгсервис», что обеспечивает работу по совершенствованию материально-технической базы школы, поддержанию инфраструктуры и реализацию целевых проектов.

Обслуживание финансово-хозяйственной деятельности гимназии осуществляет Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия №2».

Гимназией заключен договор с ООО «Комбинат школьного питания «Кубаночка», персонал которого осуществляет приготовление блюд в школьной столовой, при этом учитываются пожелания администрации гимназии и родителей. В школьной столовой проходят повышение квалификации и производственную практику учащиеся Профессионального лицея № 75, что позволяет им на практике получать хорошие навыки работы, подготовку квалифицированных работников, умеющих работать с современным технологическим оборудованием.

Гимназией заключен договор с Кубанским государственным университетом об оказании услуг по организации доступа гимназии к пользованию сетью Интернет.

Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» выполняет санитарно-эпидемиологические экспертизы.

ООО «Дижитал» обеспечивает гимназию учебными пособиями.

Получаемая в ходе партнерских взаимоотношений информация способствует развитию инновационного и творческого мышления персонала и используется гимназией для совершенствования ключевых процессов, всех аспектов деятельности .

В гимназии организуются экскурсии старшеклассников с целью профориентации на предприятия. Например: в ОАО «Компания Импульс», ЗАО «Русь», ЗАО «Трансагро», ООО «Югнефтегаз». А также в Вузы г.Краснодара: Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Кубанский государственный аграрный университет, Кубанский государственный университет культуры, спорта и туризма, Южный институт менеджмента и др.

4в. Инфраструктура и материальные ресурсы

Гимназия располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, и направленной на реализацию политики и стратегии гимназии.

Гимназия расположена в старинном здании, к которому в 2005 г. пристроен новый корпус, в котором размещены 13 классов, оснащенных по последним требованиям, предъявляемым к современным школьным кабинетам. Среди них - специализированные кабинеты химии, физики, биологии, спортзал. Имеется не только все необходимое для проведения лабораторных работ, опытов, демонстрации наглядного материала, но и специальная мебель. В учебных кабинетах шторы заменены на жалюзи. В старом здании размещены классные комнаты начальных классов, кабинеты старших классов, приемная и кабинет директора, учительская, актовый зал на 300 мест, библиотека, музей, один из компьютерных классов. Все помещения в этом здании отремонтированы в соответствии с установленными нормами. Стиль оформления помещений и коридоров единый по всей гимназии.

Учебные классы оборудованы и оснащены всем необходимым: столами на 1-2 учеников, стульями, доской, книжными шкафами, кондиционерами или сплит-системами, телевизорами, кулерами с питьевой водой, мультимедийными установками. В некоторых кабинетах для начальной школы есть мягкие уголки для отдыха. Туалетные комнаты оборудованы в соответствии с нормативами, расположены в центральной части здания, в них всегда в наличии все необходимое.

Библиотека занимает изолированное приспособленное помещение площадью 55 кв.м. Капитальный ремонт помещения произведен в апреле 2004 г. В библиотеке создана современная, уютная, гармоничная обстановка, которая необходима не только детям, но и всему педагогическому коллективу. Читальный зал и книгохранилище для учебного фонда совмещены с абонементом. Библиотека оборудована столами (4) для читателей, стульями (10), книжными шкафами (8), книжными стеллажами (24), компьютерным столом, библиотечной кафедрой. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Основной фонд библиотеки - 8285 экземпляров, фонд учебной литературы - 2217 экземпляров. Фонды регулярно пополняются, на что выделяются соответствующие ресурсы. В рамках целевой программы «Компьютеризация городских и поселковых школ Российской Федерации» гимназией получено и установлено в помещении библиотеки оборудование (компьютер, принтер, медиатека).

Организует работу библиотеки и читального зала один работник - заведующая библиотекой, имеющая высшее специальное образование, стаж библиотечной работы 15 лет, стаж работы в библиотеке гимназии 3 года. Библиотека работает по плану, утвержденному директором гимназии. Для улучшения качества работы библиотеки в 2005-2006 гг. заведующей библиотекой создана компьютерная база данных (папки «Библиотечные уроки», «Нормативные документы», «Кубановедение», «Книжные выставки» и т.д.), что облегчает и ускоряет поиск нужной информации. Разработаны: визитная карточка библиотеки, рекламные буклеты, «Положение о библиотеке» и «Правила пользования библиотекой», собрана коллекция рисунков на библиотечную тему. Сформировался фонд электронных изданий - медиатека, которая насчитывает 78 изданий. Создана новая презентация библиотеки гимназии. На окружном этапе краевого конкурса «Библиотекарь года Кубани 2006» заведующая библиотекой Лазарева Е.В. заняла 3 место и награждена Почетной грамотой.

Спортивно-оздоровительная работа в гимназии ведется на подготовленной спортивной базе, которая состоит из 2-х спортивных залов (большого и малого), спортивных площадок по мини-футболу, баскетболу, волейболу; прыжковой ямы и беговой дорожки на 200 метров. Оснащение спортивным инвентарем составляет 100 %. Для проведения нетрадиционных уроков в гимназии в должном количестве имеются фитнес, мячи, степ-доски, гимнастические коврики, штанги, гантели. Спортивный зал полностью соответствует требованиям пункта 2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02.

Для младших школьников оборудован прекрасный кабинет релаксации (игровая комната), оснащенный сухим бассейном, шведской стенкой, матами.

До 2005 г. питание в гимназии осуществлялось в буфете, поэтому учащиеся и учителя не получали горячего питания. В 2005 г.была открыта новая столовая. Для реализации комплекса мер по организации питания учащихся необходимо было повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания. В связи с этим основными направлениями работы столовой гимназии по улучшению питания школьников стали: развитие материально-технической базы столовой; обеспечение качественным сбалансированным питанием учащихся; реализация дифференцированного подхода к обеспечению питанием учащихся; улучшение профессионально-кадрового состава; совершенствование системы управления организации школьного питания; формирование культуры школьного питания.

На данный момент столовая полностью соответствует требованиям пункта 2.3.25 СанПиН 2.4.2.1178-02. Для высококачественного обслуживания учителей и учащихся гимназии приобретено новейшее оборудование. В горячем цехе применено «островное» расположение теплового оборудования «KOGAST 900», что существенно увеличило полезную площадь. Пароконвекционная печь нового поколения Lainox (Италия) значительно облегчила труд работников кухни, позволила автоматизировать процессы приготовления блюд, существенно расширить ассортимент. Работа мучного цеха включает полный цикл производства кондитерских и хлебобулочных изделий, цех оборудован компактным тестомесом РАМА (Италия), планетарным минимиксером. В овощном цехе установлена картофелечистка FAMA (Италия) , а также овощерезка Robot Coupe. В моечной столовой посуды, помимо посудомоечной машины КРОМО (Италия) предусмотрены моечные ванны со специальным душирующим устройством. Современное оборудование и высокий профессионализм работников столовой позволили гимназии № 36 в 2005 г. занять 2 место в краевом конкурсе на лучшую организацию школьного питания. Охват горячим питанием учащихся составляет 100%. Однако работа столовой постоянно совершенствуется (см.1в).

До 2004 г. в гимназии функционировало 12 компьютеров, за три года их количество увеличилось до 41. 15 компьютеров были включены в сметную стоимость строительства пристройки, 15 получено в качестве приза за победу учителя гимназии в конкурсе «Учитель года г.Краснодара 2006», из них 32 компьютера подключены в сеть интернет (по высокоскоростной линии x DSL) и используются в учебном процессе, 9 компьютеров применяются в административных целях. Для обеспечения безопасности в компьютерном кабинете сделано специальное покрытие стен, уменьшающее воздействие вредного излучения. Компьютеры и мультимедийные проекторы используются на уроках математики, русского языка, иностранного языка, информатики, информационных технологий. Все научно-практические конференции учащихся, а также семинары для учителей, руководителей школ района, города и других регионов проходят при компьютерной поддержке и с использованием мультимедийных средств.

Такая материальная база способствует оптимизации учебного процесса, повышает качество обучения.

Для обеспечения сохранности имущества и безопасности учащихся и персонала гимназия имеет:

  • паспорт безопасности;

  • работоспособную пожарную сигнализацию с выводом на пост охраны;

  • кнопку тревожной сигнализации на посту охраны с выводом на ПЦО ОВО № 1 при УВД ЦО г.Краснодара;

  • систему видеонаблюдения с выводом на пост охраны;

  • служебное помещение охраны, в котором имеется: прямой городской телефон, инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах; выписка из паспорта безопасности, инструкции о действиях в случаях возникновения ЧО и ЧС; памятка по действиям при обнаружении подозрительных и взрывоопасных предметов и веществ; поступлении сообщения о готовящемся террористическом акте и в случае совершения террористического акта на объекте; список телефонов оперативных служб г. Краснодара; журнал учета посетителей гимназии;

  • охрану осуществляет «Частное охранное предприятие «Нефтегазохрана-4» (лицензия №00060 от 6.05.2003г.);

  • в гимназии введен пропускной режим (каждому учащемуся и сотруднику выдана индивидуальная карточка-пропуск, установлен специальный турникет на входе, вход в гимназию посторонних лиц, включая родителей - только после предъявления документа, удостоверяющего личность, и регистрации в журнале учета посетителей).

Также установлено ежедневное дежурство администрации гимназии. Согласно «Положению о дежурном администраторе» в его функции входит контроль за сохранностью имущества гимназии, контроль за санитарным состоянием школьного здания и двора, контроль за экономией воды, энергии и тепла в зимний период. Ежедневно в гимназии дежурят 2 класса - в новом и старом корпусе. Они также в течение дня следят за сохранностью имущества, за чистотой помещения

Имущество организации и ее деятельность практически не оказывают никакого отрицательного воздействия на общество и персонал. Отходы химических реактивов, использованных при проведении занятий по химии, собираются и нейтрализуются. Бытовые и пищевые отходы вывозятся соответствующими службами.

Ежегодный ремонт помещений гимназии осуществляется преимущественно в летний период, ответственным за проведение строительных работ в гимназии назначен зам. директора по АХЧ. Наружный ремонт зданий и прежде всего фасада по ул. Красноармейской производится согласно плану реконструкции Департамента архитектуры и градостроительства г.Краснодара (старое здание гимназии является памятником архитектуры).

Ежегодно проходит паспортизация учебных кабинетов, проверяется состояние мебели, оргтехники, назначается ответственный за кабинет, присваиваются инвентарные номера. В течение года за кабинетами осуществляется двойной контроль: со стороны заведующего кабинетом и административный контроль со стороны заместителя директора по АХЧ. Ответственный за технику безопасности 1 раз в четверть проводит со всем педагогическим коллективом и по мере необходимости с учащимися инструктажи по охране труда и технике безопасности в период учебно-воспитательного процесса; в гимназии оформлен уголок по охране труда, в августе проходит составление актов-разрешений на ввод кабинетов повышенной опасности, актов-пусков спортивного оборудования.

В целях заботы о безопасности, здоровье и жизни персонала гимназии и учащихся с 2005 г. ежемесячно в гимназии проводятся дни охраны труда

Зам. директора гимназии по административно-хозяйственной части осуществляет контроль за качеством приобретаемых товаров. Все приобретаемое имущество имеет сертификаты безопасности, гигиенические сертификаты, гарантию качества не менее одного года, а также постгарантийное обслуживание. Выбор организаций для приобретения товаров осуществляется по тендеру.

Гимназия использует два вида энергии: тепловую (для отопления, которое осуществляется централизованно, собственной котельной гимназия не имеет) и электрическую. Для учета количества израсходованной электроэнергии и воды в гимназии установлены приборы учета (счетчики). Перерасходов энергии нет. Дежурными учителями и администраторами ведется постоянный контроль за экономным расходованием электроэнергии, недопущением течи воды, при необходимости оперативно осуществляется ремонт кранов. С учащимися и сотрудниками регулярно проводятся беседы о необходимости бережного отношения к имуществу гимназии и экономного использования электроэнергии и воды. В гимназии своевременно проводятся мероприятия по подготовке к зиме (проводится ревизия всего оборудования, в случае выявления недочетов, проводится ремонт; заготавливается песок и соль на случай гололеда), при этом необходимости в утеплении окон нет, поскольку все окна заменены на метало-пластиковые.

В гимназии обеспечиваются условия для развития инновационного, творческого мышления работников посредством использования информационных ресурсов, развито культивирование, развитие и защита интеллектуальной собственности. Например, программы дополнительного образования проходят обязательное рецензирование в ККИДППО, опыт ведущих специалистов обобщается (например, в 2006 г. опыт учителя русского языка Коваленко В.П. и учителя английского языка Дедюхиной Н.Б. был занесен в краевой банк данных передового педагогического опыта; творческие работы учителей и учащихся оформляются и хранятся в методическом кабинете в виде электронных версий либо практических пособий).

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг

6а. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг

Для оценки качества предоставляемых услуг в гимназии проводится мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей, а также опросы учителей. Например, в 2006 г. проведено анкетирование методиками «Экспертиза образовательной среды» и «Программа развития гимназии». Результаты анкетирования показали высокую степень удовлетворенности качеством образовательных услуг, а именно: более высокий уровень требований к знаниям учащихся, чем в других учебных заведениях; высокий творческий потенциал учителей; благоприятный психологический климат в гимназии. По результатам проведенного анкетирования был проведен семинар «Развитие гимназии как инновационный процесс», на котором обсуждались полученные результаты. Родители отметили в качестве главных ценностей традиции, поддерживаемые гимназией, ее престиж на рынке образовательных услуг г. Краснодара, высокое качество получаемых знаний. Коллектив преподавателей отметил, что, учитывая прежде всего интересы учащихся, учителя находят с детьми общий язык, создают единые условия для всего класса, поощряют активность учащихся. Учителя добились того, что при интенсивном проведении урока учащиеся получают минимальное домашнее задание. Учащиеся со своей стороны отметили, что важную роль в усвоении учебного материала играют диалоговые и дискуссионные методы обучения, а также благоприятный психологический климат на уроках.

Мониторинг качества и удовлетворенности предоставляемыми услугами проводят и другие структурные подразделения. Например, в столовой имеется книга отзывов и предложений, в которой с момента начала эксплуатации нового помещения столовой не появилось ни одного негативного отзыва.

О качестве воспитания обучающихся свидетельствует тот факт, что за период с 2003 по 2007 г. на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара вопросы переводов учащихся, не получивших основное общее образование, не рассматривались.

О лояльном отношении потребителей к работе гимназии свидетельствуют многие факты, например:

  • в 2004 г. в 10 класс было зачислено 70 учащихся, из них завершили обучение в 11-м классе в 2006 г. 66 человек, что составило 94,2 % (4 учащихся выбыли в связи с переменой места жительства), т.е. никто из учащихся не перешел в другую школу из-за неудовлетворенности качеством обучения;

  • многие родители учащихся гимназии приводят в нашу гимназию и других своих детей. Практически в каждой параллели классов есть 1-2 таких семьи;

  • большинство учащихся проживает в отдаленных от гимназии районах г. Краснодара (в поселках Комсомольском, Юбилейном, Яблоновском), что создает для них определенные трудности, т.к. занятия в школе начинаются в 8.30;

  • более половины родителей, которые приводили детей на собеседование для поступления в 1 класс в 2004-2007 гг. на вопрос «Почему Вы привели ребенка именно в нашу гимназию», ответили: «Порекомендовали знакомые», «Слышали самые благоприятные отзывы от родителей учащихся Вашей гимназии», «Рекомендовали преподаватели КубГУ» и т.п.;

  • в изданной Департаментом образования и науки Краснодарского края брошюре «Сведения о системе образования Краснодарского края, приведены сведения по всем образовательным учреждениям среднего образования, согласно которым по многим показателям МОУ Гимназия № 36 является одной из лучших в городе и крае.

Критерий 8. Влияние организации на общество

8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации

Наша гимназия является достаточно известным в городе и крае образовательным учреждением, поэтому информация о гимназии и ее достижениях достаточно часто звучит в телепередачах (краевых и российского каналов) и публикуется в краевых средствах массовой информации. Например, в ноябре 2005 г. - на канале ГТРК «Кубань» в информационной передаче «День Кубани» показан репортаж об открытии спартакиады в гимназии; в апреле 2006 г. - на каналах ГТРК «Кубань», «НТК», «РБК» - репортаж о гостях из Карлсруе в гимназии; в декабре 2006 г. на канале ГТРК «Кубань» - о спортивном празднике «В стране «Олимпиков» с участием олимпийских чемпионов в поддержку сочинской олимпиады; в январе 2007 г. - на канале «РТР» «Россия» - о работе школьной столовой. Среди публикаций в периодической печати: статья «Сыграем в «Что? Где? Когда?»?» в газете «Утро Юга», №47 (76) от 19.11.2005 г.; статья «День эстафет» в газете «Вольная Кубань» от 15.12.2006 г.; статья «В нашей школе не бывает двоечников» в газете «Краснодарские известия» от 19.05.2006 г.; статья «Хрустальный пеликан» Светланы Белоусовой» в газете «Вольная Кубань» от 04.10.2006 г. Все публикации и передачи содержат исключительно положительные сведения о гимназии, негативных публикаций нет.

Результаты работы гимназии являются открытыми для общества. Гимназия имеет обновляемый 2 раза в месяц сайт в сети Интернет gimnaz36.kubannet.ru. На сайте гимназии публикуется отчет об образовательной деятельности МОУ гимназии № 36, например, отчет за 2006 г. опубликован 05.02.2007 г.

Отчет о финансово-хозяйственной деятельности (внебюджетных средствах) опубликован в газете «Краснодарские Известия» от 03.02.2007 г.

Данные отчеты обсуждались на Совете гимназии .

В гимназии с 2005 г. издается газета «Эсперанс», которая распространяется среди учащихся и их родителей. Тираж газеты составляет 1000 экземпляров, периодичность - 1 раз в четверть.

Взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти является достаточно тесным и не ограничивается только установленным Законами РФ порядком. Неоднократно на различных совещаниях представителями органов власти отмечались успехи гимназистов, высказывалось одобрение результатов работы коллектива гимназии и большой вклад педагогов в воспитание подрастающего поколения.

В гимназии ведется работа по сохранению социального здоровья учащихся. Например, ведется работа по проекту «36,6 - социальное здоровье города Краснодара (эталон социума в 36-й)», целями которого являются: приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы, развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников. В рамках проекта решаются следующие задачи:

  • оказание помощи гимназистам в выборе правильного пути и подготовке к активной творческой жизни;

  • привитие уважения к закону, пропаганда патриотизма и гражданственности, национальной символики и традиций культуры;

  • расширение связей с молодежными и детскими объединениями и организациями в городе, крае и в других регионах страны, воспитание подростков в духе интернационализма;

  • восприятие духа лидерства, товарищества и самостоятельности; чувства уважения к старшему поколению, сострадания к любому немощному;

  • организация трудовой деятельности, отдыха и коллективного творчества детей и подростков;

  • воспитание любви к природе, окружающей среде, истории своего края, стремления к овладению знаниями;

  • создание благоприятных условий для развития и проявления способностей и талантов каждого ученика гимназии, защита его прав и законных интересов в органах самоуправления и в администрации гимназии.

Благодаря данной программе в гимназии отсутствуют факты правонарушений. Учащиеся взяли шефство над воинской частью 68/20 в которой проводят благотворительные концерты для солдат, а к 23 февраля гимназия собирает гуманитарную помощь - предметы личной гигиены, письменные принадлежности. С целью воспитания любви к родному краю, учителя организуют поездки учащихся по территории Краснодарского края. Трудовое воспитание проявляется в организации и проведении один раз в четверть генеральных уборок классов и коридоров гимназии учащимися, организации летней трудовой практики.

Гимназисты участвуют в социальных проектах гражданской направленности по федеральным, краевым, муниципальным программам , основными формами работы при этом являются:

  • реальные социально значимые дела. Это дает возможность ощутить достижение конкретного результата, полезного как для самих детей, так и для

  • имитационные игры, т.е. игры, которые имитируют реальные социальные отношения (экологические, экономические, политические). Каждая программа - это воплощение принципов добровольности, взаимопонимания, сотрудничества детей и взрослых.

Практически вся деятельность гимназии - это и есть участие в жизни общества посредством обучения и воспитания учащихся, проведения профилактических мероприятий по сохранению их здоровья, привития навыков здорового образа жизни, привлечения к активным занятиям спортом и отказу от вредных привычек (курение, наркомания), привлечения к общественно полезному труду в школе и в городе (субботники и др.), формирования активной гражданской позиции как члена общества и высоких духовных и нравственных качеств.

Мы стали первым образовательным учреждением Краснодарского края, осуществив самоэкспертизу деятельности по перечисленным параметрам. Следующим этапом была работа экспертов по Премиям Правительства РФ в области качества непосредственно в гимназии. Результатом такой работы стало получение независимой экспертизы деятельности гимназии с указанием сильных и слабых сторон, потенциала для дальнейшего развития. Радостным событием стало известие о том, что гимназия №36 за достижение значительных результатов в области качества, стала лауреатом премии администрации Краснодарского края.

Список используемой литературы:


1. Национальная доктрина образования в РФ. М., 2001.

2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000.

3. Бондарев П.Б., Чернышкова Л.В., Сальникова И.В. Социальное проектирование школьников: реализация Всероссийской акции «Я - гражданин России в Краснодарском крае». Краснодар, 2006.

4. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.

5. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.

6. Критерии на соискание премий администрации Краснодарского края в области качества

7. Национальная доктрина образования в РФ. М., 2001.

8. Руководство по присуждению премий правительства Российской Федерации в области качества

9. Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования - к проектированию.

Вот то, что было в 2007 году. За прошедшие 5 лет в гимназии изменилось очень многое. Это касается и повышения качества преподавания, и улучшения материально-технического оснащения, и развития партнерских взаимоотношений и т.д. Во многом это связано с теми рекомендациями, которые мы получили от экспертов по результатам нашей самодиагностики. Уже третий год мы работаем по новой теме муниципальной экспериментальной площадки «Тьюторское сопровождение индивидуализации образования как средство достижения нового качества общего образования в условиях полилингвальной гимназии». Оценив в результате самооценки свои возможности, мы приняли участие в международном конкурсе и стали участниками программы «Школы - партнеры будущего». Министерство иностранных дел Германии координирует работу по формированию международной сети партнеров Федеративной Республики Германия из 1000 школ, которые отличает высокий уровень обучения немецкому языку и внимание к информации о Германии. Возможность сдачи экзамена на немецком языке на местах предоставляет Гёте-Институт, присылая специалистов в наш город.

Человечество всегда стремилось жить лучше, совершенствовать качество продуктов, товаров и услуг. Для оценки этого качества и были разработаны представленные критерии. А нам удалось показать успешность их применения и для учреждения образования. Желаем успехов и Вам.

1 Здесь и далее знак * означает, что данная составляющая критерия не применяется для оценки организации с численностью работающих не более 200 человек.

© 2010-2022