Дополнительная общеобразовательная программа в области искусств Оркестровый класс

В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Оркестровый класс»  имеет  художественно-эстетическую направленность  и включает в себя   художественное   воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся   традиционной школе   обучения игре на народных инструментах   и богатом учебном репертуаре – образцах   национальной музыки, отечественной и зарубежной классики.   Оркестровый класс — является одной из обязательных учебных дисциплин н...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ГОРШЕЧЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»





Оркестровый класс

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств







пос. Горшечное - 2012

«Рассмотрено» «Утверждаю»

педагогическим советом Директор Стадник З.Д.

МКОУДОД «Горшеченская ДШИ» ____________________

«_____» ____________ 2012 г «______» ____________2012 г



Разработала

Калинина Ирина Ивановна

преподаватель народного отделения

I квалификационной категории.







СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.


  1. Пояснительная записка ……………………………………………… 4

  2. Содержание программы …………………………………………….. 11

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся …………………..14

  4. Формы и методы контроля ………………………………………….. 16

  5. Методическое обеспечение учебного процесса……………………. 22

  6. Список литературы ………………………………………………….. 33























ПОЯСНИТЕЛНАЯ ЗАПИСКА.


В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Оркестровый класс» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения игре на народных инструментах и богатом учебном репертуаре - образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики.

Оркестровый класс - является одной из обязательных учебных дисциплин на народном отделении, входит в систему специальных учебных предметов, способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных музыкальных данных и художественно-эстетическому воспитанию учащихся.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны, потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке - залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником оркестра, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди обучающихся. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса обучающихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.

По предмету «Оркестровый класс» существует программа, рекомендованная МК СССР, сост. Агафонов В.А. и др., М., 1972 г., которая освещает методические аспекты образовательного процесса, имеет обширный репертуарный список трех степеней трудности.

Данная программа является модифицированной.

Отличительной особенностью данной программы является включение таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над пьесами» - в младших классах, «Работа над репертуаром» - в старших, «Концертная деятельность», в подробном изложении содержания этих направлений работы, а так же в поступенном двухуровневом вхождении в состав оркестра.

Реализация данной программы, учитывая единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:

- постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;

- создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;

- постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;

- межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.

Цель - формирование и развитие у обучающихся навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.

Задачи:

1.Обучающие:

- обучить детей игре на народных инструментах (домра, балалайка);

- познакомить с классической и современной русской музыкой;

- научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения.

2.Развивающие:

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- развить память и внимание.

3.Воспитывающие:

- привить усидчивость и трудолюбие;

- воспитать собранность и дисциплину;

- сплотить детей в дружный творческий коллектив;

- развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;

- воспитать стремление к саморазвитию.

Срок реализации - четыре (пять) лет. Программа реализуется в 5-8(9) классах или 2 - 5 (6) классах.

Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом восьмилетнего (пятилетнего) обучения на реализацию учебного предмета, составляет 264 час. Максимальная учебная нагрузка - 396 часа; объем времени, предусмотренный на внеаудиторную (самостоятельную) работу составляет 132 час.

Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на дополнительный год обучения на реализацию учебного предмета, составляет 66 часов. Максимальная учебная нагрузка - 82,5 часа; объем времени, предусмотренный на внеаудиторную (самостоятельную) работу составляет 16,5 часов.

Режим занятий: занятия по предмету «Оркестровый класс» в 5-9 (2-6) классе проводятся два раза в неделю по 1 часу.

Форма занятий - групповая.

Программа предусматривает две основные ступени её освоения:

I ступень - учащиеся 3 классов (5 лет обучения) и 5 классов (8 лет обучения;

II ступень - основной состав оркестра - 4-5 классы (5 лет обучения) и 6-8 классы (8 лет обучения).

I ступень - младшая группа оркестра, в задачи, которой входит приобретение навыков игры на инструменте и развитие музыкального мышления. Так как в школе отсутствует класс балалайки и число обучающихся на домре невелико, то возникла необходимость привлекать в оркестр русских народных инструментов гитаристов, которые изучают балалайку - приму, балалайку - секунду, балалайку - альт, балалайку - бас, домру - альт в порядке ознакомления с народными щипковыми инструментами.

На I ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки игры на инструменте (балалайка, домра) и приобретают много новых практических навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, а также теоретических знаний.

Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. За период обучения каждый учащийся имеет возможность не только научиться правильно, играть на том или ином инструменте, но и услышать их в составе оркестра.

II ступень включает в себя основной состав оркестра, в задачи которого входит дальнейшее развитие навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.

На II ступени обучения воспитывается преемственность в коллективе, ответственность за младших, строгое соблюдение дисциплины и работы на занятиях; продолжается работа по формированию оркестрового коллектива и накоплению концертного репертуара.

Система текущего и итогового контроля успеваемости обеспечивается на занятиях различными способами:

- сдача оркестровых партий (индивидуальное и групповое прослушивание);

- периодическая проверка теоретических знаний (опрос);

-оценивание практической работы в классе;

Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это и конкурсы на лучшее исполнение партии, быстрое заучивание наизусть определенной цифры, концертные выступления, наблюдение и т.д.

В конце каждого полугодия руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки за полугодие. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. Каждое выступление оркестра (отчетный концерт, участие в конкурсе и т.п.) является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

Формы подведения итогов:
- участие в концертах разного уровня;
- участие в конкурсах разного уровня;
- проведение отчетного концерта оркестра русских народных инструментов в конце учебного года.

Ожидаемые результаты. Обучающийся, прошедший полный курс обучения по предмету «Оркестровый класс» должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных, эстетических качеств, высокохудожественный вкус, эстетическое отношение к действительности и к искусству, систему искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь широкий репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно и технически исполнять на инструменте произведения (в объеме репертуара детской школы искусств), читать с листа, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, иметь навыки транспонирования и музицирования в ансамбле.

По окончании курса обучения по данной программе ребенок должен знать:

1. Характер звучания инструмента.

2. Правила пользования инструментом, его хранение.

3. Знать приемы игры на инструменте.

4. Расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.

5. Названия и месторасположение нот на нотном стане.

6. Правильно использовать дыхание при игре на духовых инструментах.

7. Умение играть в ансамбле, соблюдать общую динамику и тембр.

8. Уметь подбирать по слуху знакомые мелодии.

9. Уметь досочинять заданную мелодию, дойти до тоники.

10. Уметь импровизировать ритмические и мелодические попевки.

11. Отгадать инструмент, повторить его ритмический рисунок.

Полученные на занятиях умения и навыки в дальнейшем позволят учащимся продолжить общение с музыкой, став грамотными музыкантами-любителями.

Формы контроля успеваемости.

В конце 1 и 2 полугодий учебного года преподаватель выставляет учащимся оценки. При этом учитываются общее развитие ребенка, его активность и успехи в освоении навыков игры на разных музыкальных инструментах, соблюдение оркестровой дисциплины.

В течение года надо подготовить 2-4 разнохарактерных произведения, которые рекомендуется исполнять в различных концертах.

Концертная практика имеет большое учебно-воспитательное значение. Она развивает артистичность, большое творческое внимание, чувство коллектива, ответственность. Выступление следует рассматривать как отчет о проделанной работе.



















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
I ступень обучения

1.Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать се бя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

3.Сводный оркестр. Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.

5.Итоговое занятие. Участие в концерте отделения народных инструментов перед родителями и обучающимися .

В течение года учащиеся должны разучить 4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.

II ступень обучения

1.Вводное занятие. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Состав народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.

3.Сводный оркестр. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.

5.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.

В течение года учащиеся должны разучить 4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.


Примерный репертуар оркестра

I ступень обучения:

Белорусская народная песня «Перепелочка», Белорусский народный танец «Янка» обр. Дорожкина, В.Бухвостов «Маленький триптих», Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. В. Андреева, Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне», П.Филипп «Колыбельная», Ю.Соловьев «Марш»

II ступень обучения:

А. Куклин «Любимая игрушка, А. Куклин «Диптих», В.Андреев «Вальс», В.Лапченко «Танцевальная», М.Дунаевский «Полька» из к/ф «Кубанские казаки», В.Ребиков Вальс из сказки «Елка»
Е.Дербенко «В сельском клубе», Е.Дербенко «Русская песня», Е.Дербенко «Старый трамвай», А.Новиков Ариозо матери из кантаты «За мир», Ю.Шишаков «Во горнице», В.Лаптев «Липа вековая», О.Дмитриев «Русское интермеццо», Русская народная песня «В сыром бору тропина» обр. В.Андреева, Ю.Забутов «Полька», П. Фроссини «Головокружительный фокстрот», А. Пьяцолла «Танго», В. Новиков «Одесская кадриль», Е. Быков «Регтайм»

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.

На внеаудиторную работу обучающихся по предмету «Оркестровый класс» предусматривается по 25 часов в год в 5-7 класса, 36,5 часов - в 8 классе и 37 часов - в 9 классе.

Общий объем времени, предусмотренный на внеаудиторную работу, составляет 148,5 часов на 5 лет обучения.

Виды внеаудиторной работы обучающихся: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.


В результате обучения преподаватель должен привить ученикам следующие умения и навыки:

-исполнять свою партию в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиям дирижера;

-бегло читать ноты с листа;

-слушать и понимать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными группами;

-слушать тему, подголоски, сопровождение;

-аккомпанировать хору, солистам;

-рассказывать об исполняемом оркестром произведении.

При освоении программы I степени обучения дети должны:

Знать:

-основные принципы игры на инструменте;

- практические возможности инструмента;

- дирижерский жест;

- состав оркестра;

- строение музыкальных инструментов;

- народные оркестры;

- тембры и звучание оркестровых групп;

- инструктаж по технике безопасности.

Уметь:

- уметь слышать свои ошибки и исправлять их;

- быть собранными и внимательными на уроках;

- понимать дирижера;

- ориентироваться в партитуре;

- слышать звучание оркестра в целом и отдельные партии;

- исполнять свою партию в оркестре.

Владеть:

- навыками чтения нот с листа;

- навыками оркестровой игры;

- навыками мелкой моторики;

- навыками звукоизвлечением в оркестре;

- навыками приемов игры на инструменте.

При освоении программы II степени обучения дети должны:

Знать:

- основной состав оркестра;

- дирижерский жест;

- основные понимания содержания и характера исполняемой музыки

- правила сценического поведения;

- технику безопастности.

Уметь:

- давать субъективную оценку музыкальному произведению;

- творчески относиться к занятиям музыкой;

- свободно и уверенно держаться на сцене;

- самостоятельно и свободно читать нотный текст;

- самостоятельно подобрать аппликатуру;

- просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8;

- слушать себя и звучание всего оркестра,

- совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом.

Владеть:

- навыками игры на народных инструментах

- владеть качественным звукоизвлечением;

- навыками чувством ритма, музыкальным слухом

- навыками сценической культуры.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

В ДШИ осуществляют текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся в соответствии:

- с Уставом школы;

- требованиями Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Важным элементом учебного процесса в ДШИ является систематический контроль успеваемости учащихся. Основными видами контроля являются

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточная аттестация учащихся,

- итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

- систематичность,

- учет индивидуальных особенностей обучаемого,

- коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся).

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 - 3-ий урок) в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоения им образовательной программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащегося являются:

- зачеты (недифференцированный, дифференцированный)

- переводные зачеты (дифференцированные)

- академические прослушивания

- контрольные прослушивания

- контрольные уроки.

Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение академической программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут быть дифференцированными, недифференцированными (в зависимости от применяемой системы оценок) с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер.

Переводной зачет проводится в конце учебного года (вторая половина апреля - май) с исполнением полной учебной программы, определяет успешность освоения образовательной программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

Академические прослушивания предполагают те же требования, что и зачеты (публичное исполнение учебной программы или части ее в присутствии комиссии и носят открытый характер с присутствием родителей, учащихся и других слушателей).

Контрольные прослушивания направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся по определенным видам работы, не требующим публичного исполнения и концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического продвижения, степень овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, пение с аккомпанементом и др.), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации и т.д. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включают в себя элементы беседы с учащимися и предполагают обязательное методическое обсуждение рекомендательного характера с применением систем оценок по выбору.

Для выявления знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Оркестровый класс» проводятся контрольные уроки не реже одного раза в четверть. Контрольные уроки проводит преподаватель, ведущий данный предмет (с обязательным применением недифференцированных, дифференцированных систем оценок).

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы.

Оценки обучающихся по всем видам контрольных мероприятий фиксируются в соответствующей учебной документации учащегося, вносятся в журнал учета успеваемости и посещаемости, в дневник учащегося и в общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые оценки).





Отслеживание результативности освоения образовательной программы

Отслеживание результативности освоения программы проводится через формы участие детей в концертах разного уровня, конкурсах и фестивалях детского творчества.

Качество освоения обучающимся образовательной программы оценивается по следующим критериям:


- точное исполнение нотного текста,

- уровень музыкальности, выразительности, артистизма исполнения произведения,

- осмысленность исполнения, единство образного содержания и музыкальной формы,

- уровень технического мастерства.

- уверенное знание и исполнение наизусть выученных произведений;

- владение навыками игры и техническими возможностями игры на инструменте;

- эмоциональность и выразительность исполнения;

- работоспособность, дисциплинированность, терпение и самостоятельность в подготовке домашних заданий;

- эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к целостному восприятию музыкально-художественного образа;

- умение незаметно исправлять мелкие недочеты, помарки в тексте во время исполнения произведения;

- индивидуальные достижения учащегося за полугодие

- знания оркестрового репертуара для народных инструментов;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения в оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

Система оценки качества программы обучающихся:

В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, низкий.

Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» соответствуют уровням освоения программы.

Оценка 5 («отлично») ставится обучающемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал исполнение музыкальных произведений без ошибок с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога; ритмичное исполнение; осмысленное, и эмоциональное исполнение с уверенным использованием разнообразных исполнительских средств (динамических, артикуляционных, штриховых) и технических возможностей инструмента, соответствующих характеру, содержанию и стилю произведения, темповых обозначений.

Оценку 4 («хорошо») обучающийся получает, если на зачетном занятии он продемонстрировал недостаточно свободное звукоизвлечение, некоторые неточности в исполнении отдельных ритмических фигур; воспроизведение музыкального материала с небольшими текстовыми погрешностями; эмоциональное исполнение произведения, не совсем точное и уверенное использование различных исполнительских выразительных приемов и технических возможностей инструмента.

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится обучающемуся, если он исполнил программу неуверенно, неритмично, допуская в тексте произведений большое количество ошибок и неточностей.

Оценка «2»(неудовлетворительно): Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала.

Оценка «1»(неудовлетворительно):

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.











МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


ПОДГОТОВКÀ К РЕПЕТИЦИИ - ПЕРВЫЙ ЭТÀП

ПРÀКТИЧЕСКОЙ РÀБОТЫ ДИРИЖЕРÀ С ОРКЕСТРОМ


Всю работу дирижера можно разделить на три этапа:

1) подготовительный этап;

2) репетиции с оркестром;

3) концертное выступление.

Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного коллектива, решать учебно-творческие и художественно-исполнительские задачи, способствовать воспитанию всесторонне развитых музыкантов, развивать их эстетические вкусы.

Изучение партитуры - сложная и ответственная работа.Она проводится дирижером до встречи с коллективом и, как уже говорилось, относится к предрепетиционной дирижерской технике. Успешное проведение репетиции во многом зависит от качества работы над партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке руководителя кработе с коллективом.

Изучение произведения обычно начинается с общего знакомства.

Очень полезно изучать произведение при помощи «внутреннего» слуха, но более тщательное изучение партитуры происходит при помощи фортепиано, баяна или какого-либо другого инструмента. И, наконец, можно прослушать произведение в записи. К изучаемому произведению рекомендуется написать аннотации.

В ходе работы над партитурой дирижер знакомится с ,музыкальным стилем, жанром произведения и временем его создания. При детальном изучении определяется тональность, размер, темп, анализируются художественные и стилевые особенности, форма, тональный план.

Затем рекомендуется проиграть каждую партию отдельно, выставить штрихи, определить приемы игры, продумать аппликатуру, выявить сложные места, на которые придется обратить внимание в ходе репетиционных занятий.

В условиях домашней работы следует предусмотреть возможные ошибки исполнителей, связанные с их слабой подготовкой, учесть остановки, связанные с плохой читкой с листа. В таких случаях можно рекомендовать считать на репетиции каждый такт вслух.

Дирижер должен учесть остановки, связанные с трудностями освоения правильного ритма и отметить в партитуре сложные ритмические места: синкопы, ноты с точкой, вступления на «и» и т. д.

В партитуре следует отметить места, где возможны непредвиденные нарушения темпа, а для этого следует помнить, что сложные технические места оркестранты, как правило, замедляют и, напротив, легкие - ускоряют. Замедляют также медленные темпы, быстрые - ускоряют. В таких случаях оркестр «убегает» от руки дирижера.

В домашней работе над партитурой дирижер может предусмотреть завышение нюансов. Причиной таких завышений бывают легкие места, не вызывающие особых технических трудностей. Их необходимо отметить и спланировать работу над оркестром, выравниванием динамики.

После этого рекомендуется переходить к мануальному освоению произведения. Умение максимально точно «слышать» музыку партитуры и передать ее при помощи жеста позволит дирижеру избежать ошибки на оркестровых репетициях, сэкономить время, укрепить свой престиж руководителя.

Перед занятиями дирижер обязан проверить оркестровые партии, обратить внимание на удобность переворотов, продумать и выставить аппликатуру, штрихи, дополнительные знаки альтерации. Следует помнить, что наличие текстовых ошибок, отсутствие цифр, пауз и т. д. нарушают планомерный ход занятий, расхолаживают внимание исполнителей, снижают художественную дисциплину оркестра.

Последним разделом предварительной работы дирижера над произведением является составление плана оркестровых занятий, определяются формы занятий, намечаются наиболее эффективные приемы и методы.

РЕПЕТИЦИОННÀЯ РÀБОТÀ

Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тщательной настройки инструментов. В учебном (школьном) коллективе это лучше делать самому руководителю.

Основным средством общения дирижера с оркестром является дирижерский жест. Задача руководителя - научить музыкантов понимать его язык. В первый период обучения дирижер должен сообщить участникам оркестра определенный объем знаний об основных элементах дирижерского искусства, а затем, на всем периоде обучения, практиковать игру по руке, учить понимать указания дирижера и выполнять их.

На первой общеоркестровой репетиции коллектив должен получить общее представление о пьесе. После краткого сообщения основных сведений о композиторе, эпохе, характере и содержании произведения его следует проиграть полностью без остановок, предварительно разучив партии индивидуально, а затем постепенно соединить в оркестре. Такая последовательность изучения необходима в условиях слабой подготовки исполнителей, возможной сложности произведения.

На занятиях дирижер должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения, сделать репетицию живой и интересной. Здесь важно все: доброжелательное отношение к музыкантам, что является основой взаимоотношений с дирижером, его образный, ассоциативный, лаконичный язык, темперамент. Внешний облик руководителя, его манера общения должны дисциплинировать коллектив, вызывать в нем творческое отношение к исполнению, а волевое воздействие дирижера - сочетаться с тактом, корректностью, терпимостью и чуткостью к оркестру.

В репетиционной работе необходимо стремиться к интонационной чистоте, ритмической точности, штриховому единству, правильной фразировке, динамике, темпу.

Прежде всего следует добиться точности воспроизведения музыкального текста, ритмического рисунка. Затем уточняются штрихи и приемы их звукоизвлечения, выбирается удобная и рациональная аппликатура.

Особое внимание следует обратить на качество тремоло у струнных инструментов, которое должно быть густым, насыщенным в любом динамическом уровне. Во многом оно зависит от качества струн, медиаторов, положения руки и т. д.

Дирижирование оркестром русских народных инструментов предполагает отличное знание инструментов, составляющих его основу. Руководитель должен знать их специфику, строй, диапазон, выразительные возможности, способы звукоизвлечения, приемы игры.

Обучая оркестрантов игре по руке дирижера, когда точка в дирижерском жесте совпадает с началом звучания у исполнителей, следует помнить, что у баянов начало звучания, как правило, запаздывает. Это связано с конструкцией инструмента, для которого необходимо хоть минимальное, но дополнительное время, чтобы привести голосовую пластинку в движение.

Кроме того, учащиеся играют на баянах плохого качества, с плохим «ответом», голосом. Следовательно, от исполнителя на баяне необходимо требовать полной мобилизации внимания при игре по дирижерской руке, требовать хорошего знания своего инструмента, игры в оркестровом классе только на одном и том же баяне.

Начало звучания у струнных часто опережает долю и точку дирижера. Работая над динамическим ансамблем, важно сбалансировать звучание оркестра и его отдельных групп, при котором аккомпанемент гибко следовал бы за мелодией, не заглушая ее (принцип главного и второстепенного).

Достижение полноценного ансамбля, ощущение единого темпа, фразировки, ритмической точности, синхронности в игре полностью зависит от дирижера, его умения передать свои исполнительские намерения оркестрантам.

Учитывая степень подготовки исполнителей, сложность произведения и время, отведенное на его изучение, дирижер обязан использовать различные формы работы с оркестром:

1) общеоркестровая репетиция (основная форма работы с оркестром);

2) индивидуальные занятия;

3)групповая форма работы.

Основными методами работы являются:

1) дирижерский показ (движение рук, мимика);

2) словесные пояснения (пение как вариант слова).

В некоторой методической литературе показ фраз при помощи пения или игре на каком-либо музыкальном инструменте относится к методу слуховой наглядности.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНЦЕРТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.


Логическим завершением работы над произведением дирижера и оркестра является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив.

Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению.

Концерт - это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе.

Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

Успех концерта зависит, прежде всего, от степени подготовки, уровня мастерства дирижера и всего коллектива. В то же время концертное выступление позволит выявить недоработки не только художественного, но и организационно-воспитательного порядка.

Огромная ответственность в проведении концерта лежит на руководителе оркестра, который должен заранее предусмотреть все сложности выступления, решить многие организационные вопросы: проверить наличие инструментов, партий, пультов, организовать участников, быстро адаптироваться к акустике зала и, если необходимо, скорректировать звучание групп и всего оркестра. На концерте он должен быть собранным, выдержанным, готовым поддержать музыкантов, допустивших случайные ошибки, быстро исправить их, не показывая при этом своего недовольства или раздражения.

Если говорить о внешней стороне дирижирования, то не лишне предостеречь дирижера от преувеличенного проявления темперамента, рассчитанного на внешний эффект. Главное для дирижера - это глубокая внутренняя сила переживания, подкрепленная лаконичностью, простотой, ясностью дирижерского жеста.

Методика подготовки оркестровых музыкантов:

- разучивание партий индивидуально или в мелкогрупповом варианте;

- разучивание партий по голосам;

- отработка качества группового звучания;

- сводные репетиции: выявление слабых мест, доводка до концертного уровня исполнения;

Работа с солистами.

Одним из важнейших условий успешной работы на репетиции является хороший строй оркестра. Поэтому качеству строя следует уделять большое внимание.

Особое внимание необходимо уделять хорошо слаженному и уравновешенному звучанию. Очень важно научить учащихся начинать пьесу с любого места в нужном темпе, поэтому, для удобства репетирования произведение желательно делить на небольшую части: предложение, период и т.д.

Специфика работы с оркестром требует занятий по оркестровым группам и партиям. Это необходимо особенно в начальном периоде. Существуют два способа разучивания репертуара - общеоркестровый и групповой. Их следует умело сочетать и чередовать. Групповые занятия облегчают проведение общих репетиций, быстрому освоению произведений, совершенствованию оркестровых и исполнительских навыков.

Для выработки единых приемов игры и штрихов лучше объединять в группы учащихся, играющих одну партию или одной группы инструментов.

Оркестр иногда разбивают на две группы, солирующую и аккомпанирующую. Конечная цель репетиции - добиться глубоко содержательного и выразительного исполнения разучиваемых произведений.

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.

К работе оркестрового класса необходимо привлекать учащихся обучающихся на различных отделениях (ударных, фортепиано).

Целесообразно участие в детском оркестре педагогов отделения. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.

По усмотрению дирижера можно использовать синтезатор. В зависимости от качества инструмента им можно заменять группу духовых и дополнять группу ведущих инструментов.

Условия реализации программы: наличие материально-технической базы (помещения, инструментов); наличие качественного дидактического материала. Преподаватель, руководящий оркестром должен обладать следующими качествами: способность сплотить детей, увлечь деятельностью, обеспечить интересный и качественный процесс обучения, добиться значимых для детского коллектива результатов.

Методическое обеспечение программы


В основу реализации данной программы вошли основные дидактические принципы: доступности, наглядности, постепенного перехода от простого к сложному.

Для успешного решения поставленных задач программой, необходимо наличие многих факторов:

- владение методическими приемами в работе с детьми по обучению игре на детских музыкальных инструментах,

- умение правильно и эффективно организовать занятия,

- правильный выбор инструментов, подготовка их к работе и содержание их в рабочем состоянии.

В программе представлен примерный список музыкальных произведений. Он не является исчерпывающим и может пополняться новыми произведениями.

Формы и методы обучения


Основной формой занятий является групповой урок, на котором используются разнообразные методы: игровые, наглядные (практический показ), метод поощрения и одобрения, сравнения, словесный метод объяснений. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы.

Формы занятий:


1.Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.


2.Репетиционно-концертные занятия - это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.


3.Игровые занятия - это игры - конкурсы на лучшее исполнение партии; быстрое заучивание наизусть определенных мест партии.


4.Экскурсионные занятия - посещение концертов профессиональных и любительских ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения учащимися приемов и навыков игры в оркестре является занятия с отдельными оркестровыми группами, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого учащегося. Хорошее знание партий дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений.

Работа руководителя оркестрового класса осуществляется по следующим этапам:

1.Изучение произведений по партитуре, подготовка партий;

2.Проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов;

3.Составление репертуара для изучения в оркестровом классе, при этом учитываются возможности обучающихся, т.к. неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению обучающимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

Наличие в школе специальных классов трехструнной и четырехструнной домр позволило соединить обе разновидности в оркестре, используя репертуар, учитывая особенности каждого инструмента.

Условия реализации программы.

Дидактический материал: фотографии инструментов, оркестров, рисунки и таблицы, набор открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.

Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и аудиозаписи, программы городских, зональных, окружных конкурсов и др.

Оборудование класса: музыкальные инструменты: домры, балалайки, баяны, фортепиано, металлофоны, ксилофоны, детский шумовой оркестр (погремушки, ложки, трещотки, маракасы, румбы, барабаны), стулья, пульты, методический фонд.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия, записи произведений и видеоматериал.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. - М,, 1962.

2. Алексеев А. Музыка для русских народных инструментов. -М., 1958.

3. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. - М., 1961.

4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инстру­ментах. - М., 1986.

5. Дорожкин А. Оркестры русских народных инструментов: мето­дические рекомендации. - М., 1955.

6. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой куль­туры. - М., 1987.

7. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр. - М., 1976.

8. Комплексная программа обучения в Русском Народном Оркес­тре. Сост Н.И.Ткачева и др.- СПб ГДТЮ, 2001.

9. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инстру­ментов. - М., 1983.

10. Методика обучения игре на русских народных инструментах. -Л., 1975.

11. Ощепкова Е.И., Семенова Н.Т. Программа оркестра русских народных инстру­ментов. Пермь.

12. Польшина А. Жанровые особенности оркестра русских народ­ных инструментов и пути его развития. - М., 1974.

13. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. - М., 1999.

14. Розанов В. Инструментоведение. - М., 1981.

15. Смирнов A. Программа оркестра русских народных инструмен­тов. Сборник программ.

16. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. - М., 1988.

17. Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр, - Л,, 1962.

18. Тегезунгей М. Оркестры русских народных инструментов. -Иркутск, 1962.

19. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1988.


© 2010-2022