- Преподавателю
- Директору, завучу
- Система развития поиска и поддержки талантливых детей и молодежи
Система развития поиска и поддержки талантливых детей и молодежи
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Селиверстова Т.Г. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Т.Г. Селиверстова
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 106
с углубленным изучением отдельныхпредметов
Советского района г. Волгограда, РСФСР
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОИСКА И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Работа с одаренными и талантливыми детьми рассматривается в качестве основной составляющей внутриполитического курса государства. Вопросы поиска и работы с одаренными детьми с каждым днем приобретают все большую актуальность в каждом образовательном учреждении, являются приоритетными, понимаешь, что к решению трудностей, возникающих в работе с одаренными детьми (их поиском), выстраивается серьезный подход, ответственное отношение, а так же придается необходимая важность.
Наша задача педагогов выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивая детям условия, которые будут способствовать максимальному раскрытию их потенциал возможностей. Одаренные (талантливые) дети, молодые люди - это авангард нового общества.
Как развивать талант? Ведь это может быть задержано, и даже загублено на любом этапе развития. Необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое сопровождение, взаимодействие и помощь в развитии талантливой личности. По определению Б.М. Теплова одаренность это «качественно - своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»
Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одаренность может быть специальной - то есть одаренность к одному виду деятельности, и общей - то есть одаренность к разным видам деятельности. Часто общая одаренность сочетается со специальной к большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень много зависит от семьи и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Создание системы работы с одаренными детьми в отечественной педагогике имеет свои традиции и новации Очень понравилась концепция В. С. Юркевич. Должна быть введена должность тьютора и она должна стать действующей в массовой школе в соответствии с закономерностью «чем больше количество, тем меньше качество», индивидуально сопровождать одаренных детей, индивидуальные образовательные маршруты которых являются действенным механизмом, построенным на субьективном и рефлексивном подходе. Таким образом диагностика - первый этап деятельности тьюторов в команде с психологами, учителями-предметниками, родителями и детьми с признаками одаренности.
Необходимо создать банк данных по одаренным детям, он должен быть рабочим, открытым педагогическому сообществу. Специалисты разных областей должны знакомиться с достижениями обучающихся, непосредственно привлекать их к работе, обсуждать проблемы, консультировать, работать с родителями.
Надеюсь, что будут решены проблемы:
-
обучение и повышение квалификации педагогических работников по работе с одаренными детьми;
-
создание системы мер для поощрения одаренных детей;
-
системы сбора и обработки информации об одаренных детях;
-
популяризация науки через создание государственного образовательного - просветительского радиовещания или телевизионного канала;
Главная цель - это создать все необходимые педагогические условия для формирования интеллектуальных умений у одаренных детей, наладить механизм взаимодействия между педагогами и детьми механизм оптимального сочетания репродуктивной и творческой деятельности.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности (таланта) определяется сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, трудовой). В связи с этим особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных (талантливых) детей и молодежи. Очень часто одаренность подавляется на уровне школы из-за недостаточной квалификации учителей, дефицит норм, регулирующих образование.
В моем классе есть необычные дети, они прекрасно учатся, много читают, знакомы с ИКТ, имеют большой кругозор. Преподаватели и я обратили внимание на этих обучающихся. Дети с удовольствием принимают участие в проектах, конкурсах, конференциях. Работа ювелирная: надо увлечь, заинтересовать, определиться с заданиями и потребовать его выполнения, наладить контакт с родителями, следить за продвижением проекта, спасти от звездной болезни и т.д. Мне нравятся исследовательские проекты, где можно провести опыты, доказать гипотезу или ее опровергнуть. Удачным считаю наш социальный проект «Территория МОУ СОШ №106 - без дыма сигареты», авторами являются три ученика моего класса, провели анкетирование в старших классах, выпустили фотомолнии о юных курильщиках и о преподавателях, разработали методы борьбы с вредной привычкой курения, создали презентацию о курении в школе, конкретно по классам, рассказали о том сколько курят и почему сделали первую затяжку. Наш проект стал удачным , мы заняли II место в районном конкурсе «Я иЗемля» им. В.И. Вернадского, III место в Открытой Международной научно-исследовательской конференции старшеклассников и студентов «Образование.Наука.Профессия».