Методическая разработка Духовно-нравственное воспитание школьников

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Морев Анатолий Игоревич

Учитель Истории и Обществознания.

ГБОУ СОШ №10.

г.о Кинель.

Духовно-нравственное воспитание школьников.

Аннотация

Цели исследования:

- воспитание культуры поведения;

- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

Задачи исследования:

- формирование цельной духовно нравственной личности;

- воспитание уважения к старшему поколению;

- вырабатывание чувства патриотизма и любви к своему народу.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста. Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

- деградация морально-нравственной среды;

- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

- отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;

- отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);

- наличие огромного количества негативного контента в СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее ребят.

Школьная пора - отличное время для формирования духовной нравственной личности. Именно в школьные годы необходимо проводить воспитательные работы с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные (дружелюбные) отношения между детьми, чувство долга, ответственности за своё поведение, трудолюбие, потребность в труде, бережливое отношение к природе, ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь, культура общения, самопознание и самовоспитание.

На какой идеал ориентироваться школьникам XXI века? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности, которые необходимо формировать у школьников:

1)патриотизм;

2) гражданственность;

3) чувство собственного достоинства;

4) милосердие;

5) справедливость;

6) доверие;

7)стремление к миру во всём мире,

8)толерантность;

9) стремление к знаниям;

10) ценность семьи, творчества и труда.

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте[1].

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам. Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников. В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль[3]. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания[2].

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым: утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе, проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека. Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью работ различных направлений: это и организация волонтёрской, благотворительной деятельности, и обсуждение вопросов веры, смысла жизни, отношения между разными полами, и пропаганда здорового образа жизни, любви к родине и т.д[4].

Необходимо не просто вести односторонний монолог с классом, а вовлекать подростков в открытый диалог, предоставлять им возможность активно проявлять себя путем участия в таких формах общественного диалога, как благотворительные акции, выставки, конкурсы, диспуты, круглые столы, экскурсии, публикации в школьных газетах и так далее[5].

Отдельное внимание стоит уделить работе классного руководителя. Классный руководитель - человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду[3]. Среди задач в работе классного руководителя можно выделить:

- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия у учеников;

- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;

- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;

- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;

- взаимодействие школы и родителей с помощью проведения совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

- создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера;

- совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы.

Теперь поговорим о формах духовно-нравственного воспитания. Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, наши педагоги используют самые разнообразные формы работы: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и много другое. Хороший педагогический эффект приносит «моделирование ситуаций», когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного [1].

Не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат[6]. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка. В случае, если родители самостоятельно не справляются со своей функцией, наши учителя приглашают родителей для проведение разъяснительных бесед, давать советы, каким образом формировать у ребенка правильные жизненные ориентиры. Только при наличие тандема родители-учителя возможно воспитать нравственно и духовно здоровое поколение [2].

Заключение

Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.


Список литературы

1.Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.

2.Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников .А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

3.Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников .О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.

4.Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики .Е. Г. Ванслова // Школьная библиотека. - 2008. - № 6 - 7. - С. 174 - 179.

5.Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей .Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.

6.Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни .Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

8

© 2010-2022