Комплексно-целевая программа «Здоровье на всю жизнь»

Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а са­мое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороть­ся всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Занятия физическими упражнениями, многосторон­нее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, – это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей про­фессии, к учебе в учреждении профессионального об­разования, к занятиям люби...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «11» г. Ачинска



Комплексно-целевая программа

«Здоровье на всю жизнь»



Комплексно-целевая программа «Здоровье на всю жизнь»

Пояснительная записка

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе - формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых - неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков.

Предлагаемая программа «Здоровье на всю жизнь» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, программа «Здоровье на всю жизнь», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

Настоящая комплексно-целевая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ, Решением Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утверждённой Постановлением правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.

Цель программы: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению физического здоровья, развитию массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с участниками образовательного процесса.

Задачи программы «Здоровье на всю жизнь»:

В работе с учащимися

1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

  • обучать жизненно важным умениям и навыкам;

  • развивать двигательные качества;

  • обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта;

  • формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий учащихся:

  • школьников с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;

  • школьников, освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;

  • школьников, демонстрирующих значительные успехи в спорте.

В работе с педагогическим коллективом

1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.

2.Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:

  • приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;

  • охвату учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;

  • педагогической активности учителя (участию в заседаниях педсовета школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);

  • организации туристической работы с учащимися, совместно с детскими организациями, клубами, секциями города.

Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая способствует оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.

3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:

  • совместные соревнования учителей и учеников школы (матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, на сайте школы;

  • занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы.

4. Систематически проводить консультации для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.

В работе с родителями

Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:

  • демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;

  • проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;

  • организации выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.

  • проведения консультирования (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;

  • приглашения родителей на оздоровительные мероприятия и соревнования;

  • ознакомления родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;

  • разработки индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

  • активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов; написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.

Формы работы, используемые при реализации программы

«Здоровье на всю жизнь»

В процессе реализации программы «Здоровье на всю жизнь» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

  • урок физической культуры;

  • мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в внеурочное время);

  • спортивные праздники;

  • соревнования по различным видам спорта;

  • туристические походы, экскурсии;

  • «Дни здоровья»;

  • спортивные викторины;

  • устные журналы спортивной направленности;

  • теоретические занятия, беседы, семинары;

  • смотр-конкурс физической готовности учащихся школы к жизнедеятельности;

  • занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

  • тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;

  • наглядная агитация («Галерея успехов», стенды, плакаты, таблица рекордов школы).

Медицинское обеспечение программы «Здоровье на всю жизнь»

С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. Медицинское обеспечение включает:

  • распределение учащихся по группам здоровья;

  • помощь врача и медицинской сестры гимназии в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

  • составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;

  • беседы врачей с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;

  • профилактические прививки учащихся и учителей;

  • заполнение паспортов здоровья классов;

  • заполнение паспорта физического развития учащихся;

  • диспансеризацию педагогического коллектива школы.

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы «Здоровье на всю жизнь»

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:

  • предупреждение конфликтных ситуаций «учитель-ученик», «ученик- ученик»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском, и шире, во всем школьном коллективе;

  • решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;

  • организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психофизического развития на определенном возрастном этапе;

    • психологические консультации для родителей;

    • реабилитационно-восстановительные программы для учителей;

    • контроль медицинского обслуживания учащихся;

    • контроль качества питания учащихся и учителей в школьной столовой.

Материально-техническое обеспечение программы

и источники ее финансирования

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

  • спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса школы;

  • компьютерную базу данных;

  • мультимедийное оборудование.

Основные мероприятия комплексно-целевой программы «Здоровье на всю жизнь»

Программные мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1 . Нормативно-правовое обеспечение

1

Разработка и внедрение паспорта здоровья ученика, класса, учителя, школы, интернет-карты здоровья школы

2013-2018 гг.

Администрация школы

2

Отбор школьных программ для работы по оздоровлению детей

Постоянно

Администрация школы

3

Приведение школьного Положения о промежуточной аттестации учащихся в соответствие с современными требованиями охраны и укрепления здоровья детей

2013 г.

Администрация школы

4

Разработка локальных нормативно-правовых документов:

Положения о школьном оздоровительном марафоне;

Положения о школьном конкурсе «Самый здоровый класс».

2013 г.

Администрация школы

5

Разработка критериев оценки результатов деятельности школы и ее работников по охране здоровья учащихся

2013 г.

Администрация школы

2. Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья школьников

1

Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП.

• Выявление уровня комфортности учащихся в образовательном процессе.

• Соотношение дозировки письменной домашней работы и письменной классной работы.

• Валеологический подход к организации урока и перемены.

• Выполнение норм СанПиН при составлении школьного расписания.

• Осуществление контроля учебной нагрузкой при организации учебно-воспитательного процесса.

Постоянно

Администрация школы

2

Корректировка учебных планов и программ

По мере необходимости

Администрация школы

3

Выполнение предложений ГСЭН и Госпожарнадзора по улучшению санитарно-гигиенического и противопожарного состояния образовательного учреждения

Постоянно

Администрация школы

3. Разработка и внедрение системы оздоровления обучающихся в школе

1

Проведение исследования возможностей микросоциума в работе по укреплению здоровья обучающихся

2013-2018 гг.

Администрация школы

2

Изучение потребности семей, воспитывающих хронически больных детей, в помощи и поддержке

Постоянно

Администрация школы

3

Разработка и внедрение комплексов коррекционно-развивающих занятий, включая физкультминутки, упражнения для расслабления глаз, позвоночника, развития мелкой моторики рук, дыхания

2013-2014 гг.

Администрация школы

4

Проведение в школе утренней гимнастики

Постоянно

Классные руководители

5

Введение дополнительных каникулярных дней в феврале для учащихся 1-х классов.

Ежегодно

Администрация школы

6

Обеспечение полноценного горячего питания с учетом состояния здоровья учащихся

Постоянно

7

Организация питьевого режима учащихся - обеспечение качественной водой для питья (установка фильтров)

2013-2014 гг.

Администрация школы

8

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период

Ежегодно

Администрация школы

9

Формирование отрядов школьного лагеря на принципах дифференцированного подхода и с учетом состояния здоровья обучающихся

2013-2018 гг.

Администрация школы

4. Подготовка и переподготовка педагогических и административных

кадров по проблемам охраны здоровья

1

Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы с обучающимися, имеющими отклонения в здоровье

Постоянно

Администрация школы

2

Отбор оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов

Постоянно

Администрация школы,

Педагогический коллектив школы

3

Изучение, обобщение и внедрение опыта образовательных учреждений города, края, образовательных учреждений РФ по осуществлению здоровьесберегающего подхода

Постоянно

Администрация школы

4

Организация научно-практических конференций, семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся

По мере необходимости

Заместитель директора по УВР

5

Участие в городских научно-практических конференциях и семинарах по проблеме повышения качества обучения, сохранения и укрепления здоровья учащихся

Постоянно

Администрация школы, педагоги школы

5. Деятельность педагогического коллектива,

направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса

1

Осуществление деятельности по преемственности детского сада и начальной школы; начальной и основной школы; основной и средней школы

Постоянно

Администрация школы

2

Организация занятий (групповых и индивидуальных) по физической культуре с детьми, имеющими ограничения по группам здоровья

Постоянно

Администрация школы

3

Организация обучения детей-инвалидов

Постоянно

Администрация школы

4

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Постоянно

Администрация школы

6. Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы

1

Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности

Постоянно

Администрация школы

2

Организация школьных конкурсов, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании, алкоголизма

2013-2018 гг.

Администрация школы

3

Вовлечение детей-инвалидов в систему дополнительного образования детей

Постоянно

Администрация школы

4

Проведение декады для детей с ограниченными возможностями

Ежегодно

Администрация школы

5

Проведение Дней здоровья

Согласно плану

Администрация школы

6

Организация лекций и бесед для учащихся с привлечением медицинских работников города

Постоянно

Администрация школы

7

Проведение спортивных соревнований и марафонов

Постоянно

Руководитель ФСК, руководитель ШМО учителей физической культуры

8

Участие в городских спортивных соревнованиях

Постоянно

Руководитель ФСК, руководитель ШМО учителей физической культуры

9

Проведение традиционного спортивного праздника «А ну-ка, девушки!»

Ежегодно

Руководитель ФСК, руководитель ШМО учителей физической культуры

10

Проведение традиционного спортивного праздника «А ну-ка, парни!»

Ежегодно

Руководитель ФСК, руководитель ШМО учителей физической культуры

11

Проведение спортивных праздников по параллелям «Мама, папа, я - спортивная семья!»

Ежегодно

Руководитель ШМО учителей физической культуры

12

Проведение «Веселых стартов» по параллелям

Ежегодно

Руководитель ФСК, руководитель ШМО учителей физической культуры

13

Организация работы спортивных секций

Постоянно

Руководитель ФСК, руководитель ШМО учителей физической культуры

14

Организация работы спортивных секций для обучающихся, имеющих недостаточное физическое развитие

Постоянно

Руководитель ФСК, руководитель ШМО учителей физической культуры

15

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения

Постоянно

Руководитель НОУ

7. Социально-психологическое сопровождение УВП

1

Внедрение в практику работы ранней диагностики детей с целью профилактики школьной дезадаптации

Постоянно

Классные руководители

2

Обеспечение помощи детям в адаптации вследствие нарушения здоровья

Постоянно

Классные руководители

3

Организация и проведение бесед для родителей по теме «Психолого-педагогические основы воспитания детей в семье»

По мере необходимости

Классные руководители

4

Осуществление консультативной помощи семье по охране и укреплению здоровья учащихся

Постоянно

Администрация школы

5

Диагностика адаптации к школе учащихся 1-х классов

Ежегодно

Психологическая служба

6

Диагностика адаптации к средней школе учащихся 5-х классов

Ежегодно

Психологическая служба

7

Диагностика адаптации к старшей школе учащихся 10-х классов

Ежегодно

Психологическая служба

8

Оценка психологического климата школы

Согласно плану

Психологическая служба

9

Оценка психологического климата урока

Согласно плану

Психологическая служба

10

Социально-психологическая помощь семьям, находящимся в социально опасном положении

Постоянно

Администрация школы

11

Профилактика школьной и социальной дезадаптации у детей группы риска

Постоянно

Администрация школы

12

Работа телефона доверия

Постоянно

Психологическая служба

8. Профилактика школьного травматизма

1

Организация дежурства по школе и в столовой с привлечением всех сотрудников школы

Постоянно

Администрация школы

2

Инструктаж по технике безопасности с учащимися школы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий

Постоянно

Классные руководители

3

Проведение классных часов и бесед по профилактике травматизма на темы:

• «Как уберечься в толпе»;

• «Терроризм - угроза обществу»;

• «Сохранение жизни и здоровья в весенне-летний период»;

• «Стройка - источник опасности для жизни и здоровья детей»;

• «Осторожно! Гололед!»;

• «Травмоопасные места в классе и в школе»;

• «Мужество или неоправданный риск?»;

• «Пожар в квартире»;

• «Правила пользования электроприборами»

Согласно плану

Классные руководители

4

Выполнение программы по обучению учащихся 1-9-х классов правилам дорожной безопасности

Ежемесячно

Классные руководители

5

Проведение традиционного Дня защиты детей

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, начальник л/о лагеря

6

Проведение бесед по теме «Оказание первой медицинской помощи при переломах, ушибах, порезах, сотрясении мозга, поражении электрическим током»

Согласно плану

Педагог-организатор ОБЖ

7

Оформление и периодическое обновление школьного уголка профилактики травматизма среди учащихся

Постоянно

Педагог-организатор ОБЖ

8

Проведение школьного конкурса «Безопасное колесо»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР,

Руководитель кружка ПДН

9

Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР ,Руководитель кружка ПДН

9. Оздоровительная работа с педагогами

1

Прохождение обязательного медицинского обследования педагогических работников школы

Ежегодно

Администрация школы

2

Поощрение работников, не болеющих в течение 3-х лет

2013-2018 гг.

Управление образования; администрация школы

3

Проведение психолого-педагогических семинаров по проблемам «Ученик - учитель»

Постоянно

Психологическая служба

10. Взаимосвязь с родителями, общественностью, информационное сопровождение

1

Проведение общешкольной родительской конференции с повесткой дня «Выполнение устава школы участниками образовательного процесса»

Ежегодно

Администрация школы

2

Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, традиционных школьных праздников и мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников

Постоянно

Администрация школы, классные руководители

3

Оформление постоянно действующих стендов «Здоровое поколение XXI века»

Ежемесячно

Медико-педагогическая служба

11. Укрепление материально-технической базы школы

1

Приобретение дополнительного оборудования для медицинского кабинета

2013-2018 гг.

Администрация школы

2

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря.

2013-2018 гг.

Администрация школы



© 2010-2022