- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья Аспекты формирования ключевых компетенций
Статья Аспекты формирования ключевых компетенций
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цыганкова Н.С. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья «Аспекты формирования ключевых компетенций».
Автор: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №49 г. Мурманска Цыганкова Н.С.
Новые Стандарты школьного образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, мышления, но и овладение элементарными методами познания, умение работать с различными источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Один из путей решения этих проблем обучение началам учебного и научного исследования. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов.
Актуальной задачей педагогики на сегодняшний день является формирование ключевых компетенций
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствования.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на наш взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Свою педагогическую деятельность в данном направлении я сторою по следующей модели:
Исторический материал, как правило, разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуются сюжетное изложение захватывающего события и объяснение менее интересного. Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества преподавания истории. В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию межпредметных связей. Рассмотрение и изучение проблемы интеграции предпринимались педагогами в далёком прошлом. По существу интегрированным предметом является у нас обществознание. Но этого недостаточно. В истории научного естествознания несколько столетий продолжался период дифференциации наук, при котором предметы научных исследований были строго разграничены. Ограниченность предметов познания позволяла каждой науке исследовать их детально, но преимущественно с внешней стороны, не проникая во внутреннюю структуру и сущностные закономерности, не замечая взаимовлияния тел, процессов и явлений природы, объективно существующего между телами и явлениями природы.
Эта разобщенность создавала определенные барьеры, разъединяющие науки о природе, порождала необходимость сближения научных знаний о природе.
И вот с учителями нашей школы мы решили объединить усилия по формированию ключевых компетенций учащихся через исследовательскую деятельность. Вот некоторые результаты нашей деятельности.
Работая с детьми, мы стремимся сформировать в их сознании научную картину мира. Однако, опыт убеждает нас, что эта картина может остаться мозаичной, лишенной целостности, если учителя разных дисциплин не объединят свои усилия.
В природе нет деления на «физику» «химию» «биологию», эти ОТРАСЛИ науки появились для того чтобы человеку было удобнее изучать природу, (ну и соответственно в школе, чтобы было удобнее преподавать) И, значит. в сознании ребенка должно ПОЯВИТЬСЯ представление об общности всех законов природы, их универсальном характере. Есть предметы, интеграция которых абсолютно очевидна (химия-биол, мат-физ, география- химия-биология, обж -хим и т.д), сам материал предмета подводит учителя к необходимости выхода за узкие рамки одного предмета.
Однако мы хотим рассказать об опыте интеграции таких предметов, как история-химия-обществознание. Это интегрирование дает широкие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся, причем результаты этого исследования становятся объектом изучения непосредственно на уроке, что особенно важно в условиях общеобразовательной средней школы.
Не пытаясь отождествлять законы природы и законы развития общества, не делая механического переноса ….., мы стремимся показать детям, что многие процессы и в обществе и в природе протекают сходным образом, развиваются в соответствии с единой логикой.
Увидеть сходство процессов, провести параллели можно только обладая определенным запасом фактических знаний, владея понятийным аппаратом.
В нашей школе химия преподается на базовом уровне, т.е. 1 час в неделю в 10-11 классах. Понятно, что говорить о глубоком изучении науки нельзя. Опять же, у учащихся соц-гум профиля мотивация к изучению ест-науч дисциплин невысока.
Изучение частного - химической реакции ….позволило учащимся сделать шаг к более общим закономерностям,
Мы предложили учащимся в качестве гипотезы следующую идею: человек-часть природы, работа его организма протекает в соответствии в ее законами, общество состоит из отдельных индивидуумов, поэтому законы общественной жизни могут соотноситься с законами природы.
Перед учащимися была поставлена проблема:
В процессе подготовки к уроку учащимся было дано задание: построить Модель идеальное правовое государство, основываясь на универсальном характере законов природы.
Одним из направлений деятельности учащихся был поиск параллелей между протеканием химических и общественных процессов.
химия
обществознание
1 условия возникновения
1)предпосылки социальных потрясений (на примере 90-х г. ХХ в.)
2) механизм (т.е. путь) по которому протекает реакция.
2)охарактеризовать стадии развития ситуации в стране
3) направление, в котором химическая реакция протекает самопроизвольно
3)пути выхода из кризиса
4) способы управления процессом (изменение скорости, остановка) роль «сторонних» сил- катализаторов и ингибиторов.
Для того, чтобы химическая реакция произошла, необходим ряд условий: соприкосновение веществ, и достаточное количество энергии для начала реакции. В данном случае реакция протекает под воздействием света. Он провоцирует образование разрушение молекулы и образование свободных радикалов-активных частиц с непарными электронами., которые начинают разрушать другие молекулы, каждая предыдущая стадия рождает новый радикал для продолжения процесса. Такой механизм реакции называется цепным. Цепная реакция может протекать по разному - спокойно или при других условиях-со взрывом. Пока взрыв не произошел, скорость реакции можно изменить, введя например ингибитор процесса- какое- либо вещество, которое так же содержит активные непарные электроны.
В ходе выполнения работы учащиеся смогли не отождествляя законы природы и законы развития общества, не делая механического переноса, доказать, что многие процессы и в обществе и в природе протекают сходным образом, развиваются в соответствии с единой логикой.