- Преподавателю
- Директору, завучу
- Анализ урока русского языка
Анализ урока русского языка
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черникова Л.А. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Анализ урока русского языка
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русский язык
Тип урока: урок-изучение нового материала
Тема: Правописание приставок «пре-» и «при-»
Продолжительность: 1 урок - 30 минут.
Класс: 5
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Аннотация.
Перед школой 21 информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.
Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.
При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания - это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.
Применение передовых технологий в своей работе я считаю необходимым.
Урок «Правописание приставок «пре-» и «при-»», который я дал в 5 классе, предполагает поверхностное ознакомление с данным типом префиксов. Считаю обоснованным изучение данной темы именно в 5 классе, (хоть сам занимаюсь по учебникам Ладыженской и Баранова, где данная тема изучается в первой четверти 6 класса), так как в 5 классе после темы «правописание приставок» идут темы: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.п., где часто попадаются слова с данной орфограммой. Недаром на уроке я продемонстрировал учащимся толковый словарь Ожегова, где под слова с приставками «пре-» и «при-» отведено 8 страниц! Т.е. подвёл ребят к тому, что данные слова часто употребляются в речи и, соответственно, следует обратить внимание на правильное их использование. (Хорошо, что данный вывод сделали сами учащиеся)
На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, лекция, беседа, практическая работа (работа со сказкой, отрывками работ учеников, заполнение схем), фронтальный опрос, элементы семинара (выступления учеников с результатами исследовательской работы - выводами).
Цель такой формы урока - развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.
Цель применения ИКТ на уроке:
· усиление воспитательной функции урока;
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· формирование коммуникативной компетенции.
· повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
· формирование информационной культуры.
В ходе урока достигнуты следующие цели:
· обучающие - Познакомить с правилом написания гласных в приставках при- и пре- ;
· Выработать способ определения написания гласных в приставках при- и пре- ;
· Различать на письме приставки при- и пре-;
· развивающая - развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, обогащение речи.
· воспитывающая - способствовать воспитанию у учащихся познавательной активности, умению работать в команде.
Методика данного урока позволила проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.
На начальном этапе урока я использовал задание с разбором слов, для того, чтобы уровень знаний учащихся по теме «приставки». Я увидел. Что уровень знаний (хороший, отличный и т.п.), а значит можно смело переходить к изучению новой темы.
Одно «лишнее» слово было для остальных, но не было «лишним» для нашей темы и послужило так называем мостиком - логичным переходом к изучению приставок «пре-» и «при-».
Элемент сказки введён с учётом возрастных особенностей. Пятиклассники относятся к сказкам положительно. Причём ученики привыкли слушать с детства сказки в исполнении мамы, а вот папы, к сожалению, не часто балуют детей таким видом досуга. Лично мне отец один раз рассказал сказку, причём как раз в возрасте пятиклассника -это произвело огромное впечатление, говоря простым языком - сказка, рассказанная «ПАПОЙ» прочнее вонзается в мозг.
«Толковый словарь», как наглядное пособие был использован с целью того, чтобы показать детям, что слов с приставкам «пре-» и «при-» в русском языке множество, а значит употребляем мы их довольно часто и необходимо исключить возможность и неправильного использования. То есть я хотел показать детям, что изучаем мы эти приставки не просто так, потому что они - приставки.
Задание, где я даю определение слова и необходимо его назвать позволило мне увидеть, что ребята могут фантазировать (это им понадобится при выполнении домашнего задания), мыслить нестандартно, творчески, также косвенно обратил внимание детей на раздел «словообразование» - т.е. не так-то и просто создаются новые слова. Также это было эмоциональная разрядка. Смех расслабляет.
Задавая домашнее задание, как образец я специально привёл тест собственного сочинения: во-первых, для наглядности, а во- вторых, хочу обратить внимание на специфику задания: «использовать как можно больше слов с пройденными приставками», здесь я ввёл соревновательный элемент, так как для детей этого возраста мотивация в виде соревнования между собой очень высокая, ну а опередить учителя - это вообще верх совершенства.
Также «Лучший пример - это личный пример» т.е. Если я смог, то и дети мои смогут»
При подготовке урока я опиралась на метод исследования - эвристический , в основе которого лежит педагогика сотрудничества и поиска. Целью обучения в сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы.
Работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.
Я думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута. Дети познакомили с приставкам «пре-» и «при-». Познакомились с алгоритмом определении приставок.
А использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.
Все эти приёмы я использовал, так как они соответствуют моему подходу в преподавании русского я зыка в 5 классе. И этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая своё нужное место.
Все эти приёмы способствовали достижению поставленных целей:
- Дети познакомились с приставками «пре-» и «при-»
- Получили навыки их различия