- Преподавателю
- Директору, завучу
- Презентация на педагогический совет Технологии развития критического мышления у учащихся специальной школы
Презентация на педагогический совет Технологии развития критического мышления у учащихся специальной школы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Кривенкова И.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Технологии развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся специальной школы в образовательный процесс.
Любая деятельность может быть либо технологией
Либо искусством. Искусство основано на интуиции,
технология на науке. С искусства все начинается,
технологией - заканчивается, чтобы затем все
началось сначала… (В.П. Беспалько)
Сегодня к выпускнику любой школы общество предъявляет достаточно серьезные требования. Он должен уметь:
- приобретать самостоятельно знания, думать, понимать;
- применять их на практике для решения различных проблем;
- работать с информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении жизненных ситуаций;
- быть коммуникабельным, контактным, гибким.
Задача не легкая, но вполне выполнимая. И многое здесь зависит от нас, педагогов. Необходимо научиться уже не просто «передавать знания», а учить правильно жить в современном обществе.
Специфика работы в нашей школе заставляет учителей постоянно пересматривать свои позиции в обучении учащихся со специальными потребностями. Они постоянно решают вопросы: «Как учить детей без принуждения?», «Как помочь им раскрыть свои возможности?», «Как сделать предмет интересным для них?»
«Чему я хочу научить своих учеников?» И ответы на эти вопросы находятся в применении на уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий, на которую опираются учителя нашей школы, - это технология критического мышления.
Критическое мышление - направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то и отказаться от собственных суждений. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Критически мыслящий человек - самостоятельно мыслящий.
У детей с нарушением когнитивных функций, критическое мышление развито слабо. Они с трудом воспринимают критику, не считаются с чужим мнением, почти всегда уверены в своей правоте. Такого ребенка трудно учить, опираясь только на традиционные методы и формы.
Широко используя технологию критического мышления, мы ищем более эффективные пути её применения.
Так, компьютерная поддержка в этом вопросе позволяет развивать доступность специального обучения, его личностную ориентацию.
Информационно компьютерные технологии расширяют арсенал средств педагогов, помогая «достраивать» им те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Преимущества интерактивных компьютерных технологий как инструмента специального обучения состоят в том, что с их помощью становится возможным:
- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания;
- применять продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей;
- вводить дополнительные элементы для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени.
Учителя столярного и обувного дела с успехом применяют метод компьютерного тестирования для выявления уровня усвоения материала школьниками.
Планируя применение технологии развития критического мышления с использованием интерактивного включения, мы ставим перед собой следующие цели:
-
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
-
Развитие аналитического, критического мышления.
-
Учить работать с информацией, принимать взвешенные решения.
-
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
-
Корригировать представления о предметах, явлениях.
Программы в специальной школе строятся концентрично, т.е. на уже имеющиеся у детей знания «наслаиваются» новые.
Что дети усваивают лучше всего? Обычно это информация по теме, по которой они уже что-то знают. И если предоставить им возможность проанализировать имеющие знания по изучаемому вопросу, это создаст почву для формирования новых знаний, а также собственных целей, мотивов.
Таким образом, внедряя технологию развития критического мышления, мы ожидаем следующие результаты:
-
Повышение мотивации учащихся к образовательному процессу.
-
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
-
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
-
Появление умения понимать и принимать точку зрения другого человека.
-
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Уроки, проводимые по данной технологии, включают в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.
1.Вызов - это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать.
На этом этапе учитель должен:
- актуализировать имеющиеся у детей знания;
- пробудить интерес к получению информации;
- научить ребят ставить собственные цели обучения.
На этом этапе детям предлагается вспомнить все, что они знают по предлагаемому вопросу и записать это в виде ключевых слов. Затем «знания» всего класса оформляются на интерактивной доске в виде различных схем. Чаще всего это «Понятийное колесо».
Такая работа очень помогает учащимся, которые затрудняются высказать свое мнение перед большой аудиторией. Ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом.
2. Вторая стадия - осмысление - позволяет ученику:
- получить и начать осмысление новой информации;
- соотнести новые знания с уже имеющимися.
Здесь учитель преподносит классу новую информацию.
Методы обучения выбираются различные - рассказ, беседа, просмотр видеоматериала. После первичного закрепления ученикам предлагается заполнить таблицу, используя условные обозначения:
«V» - уже знал;
«+» - новое;
« - » - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Такими значками можно маркировать изучаемый текст на уроках географии, природоведения.
Новый материал подается небольшими частями и после каждой делается остановка, во время которой идет работа по обсуждению проблемного вопроса и ученики вносят изменения в таблицу. Устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на поставленные вопросы. Работая в группах, обмениваются мнениями, выполняют творческие задания на основе изученного.
3. Третий этап - рефлексия
Этап обратной связи. Учитель выясняет уровень усвоения материала учениками. Ребенку предлагается в письменной форме (это эффективнее) рассказать, что он запомнил из урока. Для упрощения задания можно составить план ответа, дать опорные вопросы, написать ключевые слова. Смысл этого приема можно выразить словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю и что я знаю».
Для того чтобы облегчить ребятам задачу, на некоторых уроках интересной будет применение приема «Синквейна». Необходимо заполнить 5 строк.
1 строка:
Тема одно-два слова (обычно существительные)
2 строка:
Описание темы (два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним-двумя словами (синонимы темы)
Для облегчения задачи класс лучше разделить на группы или организовать работу в парах. В ходе такой работы вырабатываются общеучебные умения, закрепляется умение работать в группе, графически оформлять текстовый материал, дети учатся творчески перерабатывать имеющуюся информацию. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения.
Подводя итог урока, ребятам предлагается закончить следующие предложения:
- Мне больше всего удалось…
- Я могу себя похвалить за…
- Я могу похвалить одноклассников за…
- Меня удивило…
- У меня вызвало затруднение…
- На будущее я учту…
Проанализировав ответы детей, у учителя уже будет материал, который нужно доработать на следующем уроке.
Используя названные приемы технологии критического мышления, мы решаем следующие задачи:
1. Делаем процесс обучения интересным.
2. Формируем навыки работы с новой информацией.
3. Воспитываем качества критически мыслящей личности.
Обобщая все выше сказанное, подводя итоги, могу сделать вывод, что использование технологии развития критического мышления помогает формировать в детях:
- самостоятельность;
- коммуникативность;
- толерантность;
- мобильность;
- умение адаптироваться в сложившейся ситуации;
- чувство ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
А на перспективу - социализироваться в современном мире.