Презентация на педагогический совет Технологии развития критического мышления у учащихся специальной школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологии развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся специальной школы в образовательный процесс.

Любая деятельность может быть либо технологией

Либо искусством. Искусство основано на интуиции,

технология на науке. С искусства все начинается,

технологией - заканчивается, чтобы затем все

началось сначала… (В.П. Беспалько)

Сегодня к выпускнику любой школы общество предъявляет достаточно серьезные требования. Он должен уметь:

- приобретать самостоятельно знания, думать, понимать;

- применять их на практике для решения различных проблем;

- работать с информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении жизненных ситуаций;

- быть коммуникабельным, контактным, гибким.

Задача не легкая, но вполне выполнимая. И многое здесь зависит от нас, педагогов. Необходимо научиться уже не просто «передавать знания», а учить правильно жить в современном обществе.

Специфика работы в нашей школе заставляет учителей постоянно пересматривать свои позиции в обучении учащихся со специальными потребностями. Они постоянно решают вопросы: «Как учить детей без принуждения?», «Как помочь им раскрыть свои возможности?», «Как сделать предмет интересным для них?»

«Чему я хочу научить своих учеников?» И ответы на эти вопросы находятся в применении на уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий, на которую опираются учителя нашей школы, - это технология критического мышления.

Критическое мышление - направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то и отказаться от собственных суждений. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Критически мыслящий человек - самостоятельно мыслящий.

У детей с нарушением когнитивных функций, критическое мышление развито слабо. Они с трудом воспринимают критику, не считаются с чужим мнением, почти всегда уверены в своей правоте. Такого ребенка трудно учить, опираясь только на традиционные методы и формы.

Широко используя технологию критического мышления, мы ищем более эффективные пути её применения.

Так, компьютерная поддержка в этом вопросе позволяет развивать доступность специального обучения, его личностную ориентацию.

Информационно компьютерные технологии расширяют арсенал средств педагогов, помогая «достраивать» им те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Преимущества интерактивных компьютерных технологий как инструмента специального обучения состоят в том, что с их помощью становится возможным:

- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания;

- применять продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей;

- вводить дополнительные элементы для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени.

Учителя столярного и обувного дела с успехом применяют метод компьютерного тестирования для выявления уровня усвоения материала школьниками.

Планируя применение технологии развития критического мышления с использованием интерактивного включения, мы ставим перед собой следующие цели:

  1. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

  2. Развитие аналитического, критического мышления.

  3. Учить работать с информацией, принимать взвешенные решения.

  4. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

  5. Корригировать представления о предметах, явлениях.

Программы в специальной школе строятся концентрично, т.е. на уже имеющиеся у детей знания «наслаиваются» новые.

Что дети усваивают лучше всего? Обычно это информация по теме, по которой они уже что-то знают. И если предоставить им возможность проанализировать имеющие знания по изучаемому вопросу, это создаст почву для формирования новых знаний, а также собственных целей, мотивов.

Таким образом, внедряя технологию развития критического мышления, мы ожидаем следующие результаты:

  1. Повышение мотивации учащихся к образовательному процессу.

  2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

  3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.

  4. Появление умения понимать и принимать точку зрения другого человека.

  5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Уроки, проводимые по данной технологии, включают в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.

1.Вызов - это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать.

На этом этапе учитель должен:

- актуализировать имеющиеся у детей знания;

- пробудить интерес к получению информации;

- научить ребят ставить собственные цели обучения.

На этом этапе детям предлагается вспомнить все, что они знают по предлагаемому вопросу и записать это в виде ключевых слов. Затем «знания» всего класса оформляются на интерактивной доске в виде различных схем. Чаще всего это «Понятийное колесо».

Такая работа очень помогает учащимся, которые затрудняются высказать свое мнение перед большой аудиторией. Ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом.

2. Вторая стадия - осмысление - позволяет ученику:

- получить и начать осмысление новой информации;

- соотнести новые знания с уже имеющимися.

Здесь учитель преподносит классу новую информацию.

Методы обучения выбираются различные - рассказ, беседа, просмотр видеоматериала. После первичного закрепления ученикам предлагается заполнить таблицу, используя условные обозначения:

«V» - уже знал;

«+» - новое;

« - » - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Такими значками можно маркировать изучаемый текст на уроках географии, природоведения.

Новый материал подается небольшими частями и после каждой делается остановка, во время которой идет работа по обсуждению проблемного вопроса и ученики вносят изменения в таблицу. Устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на поставленные вопросы. Работая в группах, обмениваются мнениями, выполняют творческие задания на основе изученного.

3. Третий этап - рефлексия

Этап обратной связи. Учитель выясняет уровень усвоения материала учениками. Ребенку предлагается в письменной форме (это эффективнее) рассказать, что он запомнил из урока. Для упрощения задания можно составить план ответа, дать опорные вопросы, написать ключевые слова. Смысл этого приема можно выразить словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю и что я знаю».

Для того чтобы облегчить ребятам задачу, на некоторых уроках интересной будет применение приема «Синквейна». Необходимо заполнить 5 строк.

1 строка:

Тема одно-два слова (обычно существительные)

2 строка:

Описание темы (два прилагательных)

3 строка:

Описание действия в рамках этой темы (три глагола)

4 строка:

Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка:

Повторение сути темы одним-двумя словами (синонимы темы)

Для облегчения задачи класс лучше разделить на группы или организовать работу в парах. В ходе такой работы вырабатываются общеучебные умения, закрепляется умение работать в группе, графически оформлять текстовый материал, дети учатся творчески перерабатывать имеющуюся информацию. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения.

Подводя итог урока, ребятам предлагается закончить следующие предложения:

- Мне больше всего удалось…

- Я могу себя похвалить за…

- Я могу похвалить одноклассников за…

- Меня удивило…

- У меня вызвало затруднение…

- На будущее я учту…

Проанализировав ответы детей, у учителя уже будет материал, который нужно доработать на следующем уроке.

Используя названные приемы технологии критического мышления, мы решаем следующие задачи:

1. Делаем процесс обучения интересным.

2. Формируем навыки работы с новой информацией.

3. Воспитываем качества критически мыслящей личности.

Обобщая все выше сказанное, подводя итоги, могу сделать вывод, что использование технологии развития критического мышления помогает формировать в детях:

- самостоятельность;

- коммуникативность;

- толерантность;

- мобильность;

- умение адаптироваться в сложившейся ситуации;

- чувство ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.

А на перспективу - социализироваться в современном мире.




© 2010-2022