• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

     Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.  Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции    Приёмы для создания комфорта: 1.     Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений. 2.     Создание обстановки доверия, уверенности в успехе. 3.  ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность. В педагогическом наследии Василия Александровича Сухомлинского термина «функциональная грамотность» не встретить, но его мысли об интеллектуальном воспитании ученика оказываются требованием к педагогической культуре и функциональной грамотности учителя: «Оно включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике». Так педагогическое наследие В.А.Сухомлинского приобретает новое звучание, актуализируя вечные проблемы системы образования.

Современному обществу требуется личность, владеющая основами

коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать,

обнаруживающая широкий кругозор. Поэтому в формировании такой личности огромную роль играет русский язык.

Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого

чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается

чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.

Нынешние школьники имеют бедный словарный запас, используют

жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи

цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой

литературы. Низким качеством отличаются творческие работы, которые в

своем большинстве являются плагиатом. Одна из причин того, что учащиеся

теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя и учебник не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.

Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

На практике воспитать грамотного ученика можно только в рамках

хорошо продуманной системы образования, включающей в себя и элементы

риторики, и умение анализировать и конструировать тексты, и умение

общаться, используя разные стили языка, и понимание необходимости

изучения языка как средства коммуникации, успешной профессиональной

карьеры, средства для успешного изучения других предметов.

Сегодня учителю не всегда просто создать среду обучения,

стимулирующую развитие сознательно-коммуникативных навыков учащихся, уделить достаточное внимание работе над речевой культурой учащихся.

Методы преподавания русского языка не в полной мере ориентированы

на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на

самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний, на сотворчество учителя и ученика. Осваиваемые учителями современные образовательные технологии, основанные на коммуникативной компетентности, требуют времени для усвоения, внедрения, вживания в стиль преподавания.

Желание идти в ногу со временем, воспитывать конкурентоспособную

личность заставляет педагога искать пути совершенствования своей

деятельности, которые максимально приблизят уровень преподавания русского языка к современным требованиям.

PISA- уникальное исследование, в котором оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся.

В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности:

  1. грамотность в чтении;

  2. математическая;

  3. естественнонаучная грамотность.

В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность.

В 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития обнародованы результаты PISA- 2012.

Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 - читательской грамотности.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

(«Формирование навыков функционального чтения». Авторы: ЛЮДМИЛА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ИРИНА ЛОГВИНА )

Чем понятие «чтение»

отличается от понятия

«функциональное

чтение»?

Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Признаки функциональной грамотности:

- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности:
1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план ;
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль .
Механизм речи развивается на таких упражнениях:
- механизм эквивалентных замен;
- механизм памяти;
- механизм сжатия текста;
- механизм предвидения, предугадывания.
Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста - для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.
В 8-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю ;
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану.
В каком стиле будет твой рассказ? ;
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ;
- подробно изложи текст публицистического стиля ;
- определи тип и стиль текстов .

Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся, нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете возможностей каждой из групп детей, например: для 1-й группы - сжатое изложение, для 2-й - подробное изложение, для 3-й - изложение сжатое или подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий.
Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы.
В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи.

Устной: разговорной, учебно-научной, художественной.

Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной, учебно-научной, художественной.
На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст; подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки.
Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения заданий к изложениям художественного текста, составления текста по опорным словосочетаниям.
На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка» - сочинение-повествование . Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма Работая над письменной речью, я стараюсь добиться точности словоупотребления, выразительности и грамотности.

Под функциональной грамотностью чтения и письма подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность чтения - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.

В образовательном процессе актуальны следующие технологии:

развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения; проектного метода обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления;

Из общего показателя интереса - активности, можно вычленить показатели уровня познавательного интереса, которые могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:

- Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учениками.

- Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.

- Эмоциональная активность.

- Стремление учащихся участвовать в деятельности.

Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции

Приёмы для создания комфорта:

  1. Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.

  2. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

  3. Организация деятельности, а не поведения.

  4. Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Модель работы можно представить в виде плодового дерева.

- Дерево - функционально грамотная личность

- Вода - педагогические технологии

- Яблочки - ключевые компетенции

- Лейка - учитель

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды - замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.



Северо- Казахстанская область

Город Петропавловск

ЧУ «Средняя школа в честь прп.Сергия Радонежского»






Выступление на педагогическом совете по теме:


«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»




Соколенко Н.А.

2014 - 2015 учебный год

© 2010-2022