Доклад на тему Духовность личности, ее человечность

Этот доклад  о том, что такое достоинство личности, в каких случаях государство вмешивается и защищает достоинство личности,о  праве на достойную жизнь, об ответственности государства за поддержание достоинства личности. С каких точек зрения можно посмотреть на  понятие "достоинство". Можно ли рассматривать нищету, жизнь за чертой бедности как духовное и физическое страдание человека?Никто и никогда не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению. Это важно по отношению ко вс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: Духовность личности, ее человечность

Что такое достоинство личности?

Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надежность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. Вы сумели оценить своего друга по достоинству. Следовательно, достоинство - это положительные качества личности. А теперь попробуйте себе представить какого-то недруга. Можем ли мы оценить его по достоинству? Он хитер, коварен, лжив, заносчив. Оценить по достоинству - значит составить о ком-то не только положительное, но и, возможно, отрицательное мнение.

А теперь посмотрим на понятие «достоинство», с другой стороны. "Этот человек держится с достоинством", "Он считает ниже своего достоинства делать это". Услышав такое о ком-то, нетрудно представить, что этот человек уважает себя и невольно побуждает окружающих относиться к нему с уважением. Выдающийся немецкий ученый Иммануил Кант о достоинстве высказался так: это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство - это духовность личности, ее человечность. Достоинство может быть нравственным и интеллектуальным. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать достоинство других людей. Такой ответ на этот вопрос дают нам этика, литература, искусство.

Современный немецкий юрист П. Хеберле пишет: "О содержании понятия "достоинство человека" можно говорить применительно ко всей его жизни - от рождения до смерти. Но в ряде случаев этот конституционный принцип действует даже до и после упомянутых событий. Примерами могут служить защита личного достоинства, умершего и дискуссия о правах плода во чреве матери".

А вот еще один взгляд на понятие достоинства личности. Он изложен в Конституции РК:

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Попробуем разобраться, в чем особенность правового взгляда на проблему достоинства личности. Каждый человек осознает свою ценность, свои достоинства, принадлежность ему каких-то нравственных качеств. Например, человек, который никогда не брал чужого, естественно, осознает себя честным человеком. И государство берет на себя обязанность охранять достоинство каждого. Однако с правовой точки зрения на достоинство личности важно, чтобы эта самооценка личности совпадала с тем, как проявляются эти качества в ее поведении. Представьте себе, что вор, забравшийся в квартиру и пойманный на месте преступления, начнет возмущаться, что хозяйка квартиры назвала его вором и негодяем. Итак, с позиции норм права для государства важно не только самосознание личностью своей ценности, но и адекватное или достойное поведение.

В каких случаях государство вмешивается и защищает достоинство личности?

Теперь попытаемся ответить на вопрос, от кого или от чего надо защищать достоинство личности. Наша Конституция устанавливает абсолютный принцип защиты человеческого достоинства: "Ничто не может быть основанием для его умаления".

Представим себе на минутку, что известный писатель вдруг встречает в газете статью некоего гражданина, который обвиняет его в том, что он украл у него рукопись, и потому идея и канва последнего романа писателя ему не принадлежат. Или, положим, в телевизионной передаче видного политического деятеля обвинили без суда во взяточничестве. А теперь вспомните о том человеке, который никогда не брал чужого и считал себя честным. Его вдруг незаслуженно обвинили сослуживцы по работе, что он украл деньги из сумочки секретарши. Что будут испытывать писатель, политик, честный человек? Их человеческое достоинство оскорбили вымыслом, клеветой. Закон поможет защититься от навета. На обидчика можно подать в суд, и если суд признает необоснованность обвинений, то на виновного будет возложена обязанность публичного опровержения своих обвинений (в случае с писателем или политиком через средства массовой информации, а в случае с честным человеком это можно сделать в коллективе). По заявлению потерпевшего решением суда на виновного может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред. Суд определит, какую сумму компенсации морального вреда должен выплатить нарушитель в пользу пострадавшего. За клевету и оскорбление возможна и уголовная ответственность. Это предусмотрено новым Уголовным кодексом России.

Однако в рассмотренных случаях (когда человеку приходится прибегать к судебной защите своего достоинства) государство просто предоставляет человеку некий механизм защиты его права. Помогает защититься с помощью государственного органа - суда. Все это лишь отчасти может служить примером ответственности государства за достойную жизнь своих граждан. В чем еще может и должна проявляться забота государства о достоинстве личности?

"Никто не должен подвергаться пыткам и унижающему достоинство обращению".

Теперь поразмышляем над вторым пунктом 21-й статьи Конституции РК: "Никто не должен подвергаться пыткам и унижающему достоинство обращению".

И во Всеобщей декларации прав человека, и в Пакте о гражданских и политических правах говорится: "Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или наказанию". Пытки запрещены также и в ряде других договоров и деклараций.

В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, а в 1979 году - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. В Кодексе сказано, что "Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания".

В 1984 году была принята Конвенция против пыток. Что же такое пытки? Этот документ определяет пытки как любое действие, которым умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, при дознании с согласия или по подстрекательству любого лица, выступающего в официальном качестве, с тем чтобы получить сведения или признания, наказать, запугать или принудить к чему-либо, или по любой причине, основанной на дискриминации. В Конвенции особо подчеркивается, что никакие исключительные обстоятельства, такие как война, угроза войны или внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не являются оправданием применения пыток, не могут также служить оправданием применения пыток по приказу другого лица.

Согласно нашей Конституции, пытки и унижающее человеческое достоинство обращение также запрещены. Однако вам наверняка известны случаи неуставных отношений в виде дедовщины, землячества в армии. Это тоже своего рода пытка - и нравственная, и физическая. Унижает достоинство человека и содержание обвиняемых в следственных изоляторах, находящихся там в ожидании суда. Каждый третий из них не имеет спального места, вместо положенных двух квадратных метров площади на одного арестанта порой приходится менее одного. Как видим, состояние данного права человека вызывает беспокойство.

На самом деле в повседневной жизни нам нередко приходится сталкиваться с разными проявлениями ущемления человеческого достоинства в виде сквернословия, неубранных улиц и тротуаров, изгаженных лифтов, нищих, беспризорных собак, разного рода надписей на заборах и домах и многого другого. А разве навязчивая телевизионная реклама не задевает человеческого достоинства личности? Как видим, вопрос этот имеет очень много граней.

Таким образом, мы продолжили рассмотрение понятия защиты достоинства личности с правовой точки зрения. К каким выводам мы пришли?

Грубое поведение работников государственных органов, должностных лиц, работников правоохранительных органов при общении с людьми умаляет достоинство человека. Такое обращение должно быть наказано.

Никто и никогда не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению. Это важно по отношению ко всем людям, независимо от того, законопослушный это человек или правонарушитель. Это право должно соблюдаться всегда, при всех жизненных обстоятельствах, независимо от чрезвычайного или военного положения.

Недопустимо неуважительное отношение людей друг к другу и в повседневной жизни. Надо отказаться от снисходительности, с какой мы взираем на ущемление человеческого достоинства на бытовом уровне.

Государство как гарант соблюдения прав человека должно обеспечить возможность судебной и внесудебной защиты чести и достоинства.

Ответственность государства за поддержание достоинства личности.

Мы уже знаем, что важнейшим международным документом в области защиты прав человека является Всеобщая декларация прав человека. Как решается вопрос об ответственности государства за поддержание достоинства личности в Декларации? В статье 22 Декларации сказано:

"Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства".

Итак, ответственность государства за поддержание достоинства личности сводится к тому, что государство обязано обеспечить права человека в экономической, социальной и культурной сфере. Другими словами, предоставить каждому право на труд и свободный выбор работы, на благоприятные условия труда и защиту от безработицы, обеспечить право на отдых и досуг, право на образование, право на достойный жизненный уровень, на здоровую окружающую среду.

Можно ли ожидать, что все государства мира, присоединившиеся к Декларации, в равной степени обеспечат своим гражданам данные права? На это было бы утопично рассчитывать. Найдите в статье 22 указание на то, от чего зависит степень ответственности государства в данном вопросе. Конечно, это ресурсы государства или его реальные возможности. На планете еще существуют государства (в основном на Африканском континенте), где люди с трудом находят себе пропитание, одежду, жилье, не имеют доступа к знаниям и культуре. Ресурсы этих государств или ограничены по природе, или истощены длительными войнами.

Наша страна богата ресурсами - и природными, и человеческими. Ее высокий научный, интеллектуальный и культурный потенциал признается во всем мире. Значит, мы вправе предъявить высокие требования к ответственности государства за поддержание достоинства личности.

В сущности, заботой о достоинстве личности пронизаны очень многие статьи Конституции РК. Это право на неприкосновенность частной жизни, защиту человеком своей чести и доброго имени (статья 23), запрет сбора информации о частной жизни (статья 24), запрет насильственного проникновения в жилище человека (статья 25). Поддержанию достоинства личности служат также статьи о праве на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья. Все это можно определить одним понятием - жизнь, достойная человека.

Что такое право на достойную жизнь?

Вы, наверное, обратили внимание на частое употребление в этом параграфе словосочетания "достойный уровень жизни". Что это такое?

Опять обратимся ко Всеобщей декларации прав человека. В статье 25 сказано: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства; наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам". Как видим, в Декларации признано право каждого человека на достаточный уровень жизни.

Что составляет минимум, чтобы уровень жизни признать достаточным? Пища и одежда, медицинская и социальная помощь. Понятно, что этот минимум в развитых и развивающихся странах будет различаться. Но и в рамках одного государства все люди живут с разным уровнем достатка. Так вот, для того чтобы как-то поддержать тех, кто живет в бедности, наше государство ввело понятие "прожиточный минимум" и даже приняло закон "О прожиточном минимуме".

Вопросы:

1. Что такое достоинство человеческой личности? С каких точек зрения можно посмотреть на это понятие?

2. Что составляет правовой смысл достоинства личности?

3. В чем проявляется ответственность государства за достойную жизнь своих граждан?

4. Какое обращение с человеком в международных документах рассматривается как унижающее человеческое достоинство?

5. Какое обращение в кругу ваших сверстников вы рассматриваете как унижение вашего достоинства?

6. Можно ли рассматривать нищету, жизнь за чертой бедности как духовное и физическое страдание человека?

© 2010-2022