Научно-исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Исследовательский подход как способ познания мира использованный для обучения был опробован еще в древности. Сократовский метод представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, за...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Исследовательский подход как способ познания мира использованный для обучения был опробован еще в древности. Сократовский метод представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ. Осознание этих противоречий приводило к размышлениям, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом вели к разрешению проблемы.

На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.

Понимая преимущество такого подхода к обучению, я решила, обратится к нему. Но желания не всегда совпадают с возможностями. Вначале пришлось испытать определенные трудности при написании научно- исследовательских работ. Методом проб и ошибок я пришла к пониманию выполнения работы. Среди трудностей, с которыми пришлось, сталкиваться при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, можно выделить:

  • слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;

  • большая загруженность учащихся, отсутствие времени;

  • боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;

  • наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни знание.

Существует несколько уровней прохождения учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:

1 уровень - репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.

2 уровень - эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень - исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, элективных курсов.

4 уровень - творческий, продуктивно - деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Необходимо понимать, что научно-исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной работы учащегося и педагога. При написании работ учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы.

Цель научно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей и повышении уровня их научной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:
- формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
- развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
- выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.


Работа состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор актуальной темы - самый сложный этап.

  2. Обсуждение выбранной темы, постановка цели, задачи и основные направления работы.

  3. Обработка полученной информации.

  4. Оформление работы.

  5. Защита исследовательской работы

  6. Более глубокий анализ работы.

Научная работа должна быть:

  • Актуальной;

  • Исследовательской;

  • Иметь практическую значимость;

В работе должны быть следующие составляющие:

  • Поставлены цели и задачи;

  • Пути их решения;

  • Результаты;

  • Выводы

Оформление работы

  • Работа должна иметь титульный лист с обозначением школы,

  • класса,

  • автора темы,

  • научного руководителя,

  • места и года написания

  • На первой странице возможно помещение плана работы.

  • В тексте выделяют главы и разделы.

  • Работа может сопровождаться чертежами, фотографиями, схемами, слайдами.

  • Завершением работы являются выводы и используемая литература

Основные требования к защите научно-исследовательской работе

1.На конференцию научная работа должна быть представлена в форме 10-минутного доклада, который на заседании секции заслушивает комиссия.

2. Кроме доклада, комиссии представляется сама научная работа, оформленная согласно требованиям, предъявляемых научной работе учащихся, а так же наглядный материал.

Необходимо помнить, что организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы с учащимися. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Главная функция современного учителя - управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление.



© 2010-2022