Программа развития воспитательной компоненты

Программа развития ВК раскрывает поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне. Состоит из подпрограмм "Я- гражданин", "Мой мир", "Здоровым быть- успешно жить", "Дорога к прекрасному". Данные подпрограммы  включают все направления воспитательной деятельности: гражданско- патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое, правовое во...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Дудинская средняя общеобразовательная школа №7»



Принята на заседании ПС

«01» _сентября_2014г.

директор ТМК ОУ

«Дудинская средняя школа №7»

_________________Исайкин К.В.



ПРОГРАММА

развития

воспитательной компоненты

в ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»

Автор:

Фомина Марина Викторовна

- зам.директора по ВР

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»



Адрес школы: г. Дудинка, ул. Строителей,12,

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»,

Тел. 8(39191) 53876, факс:8(39191) 32796



г. Дудинка, 2014 год

Паспорт программы

Наименование

программы.

Программа развития воспитательной компоненты ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»

«Успешные дети- успешная Россия»


Основание для

разработки.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.

  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

  4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

  5. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ.

  6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №12.

  7. Программа развития воспитательной компоненты о общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобрнауки РФ 13.05.2013г.№ 08- 548

  8. Устав ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»

Разработчики программы.

Зам. директора по ВР Фомина М.В.

Сроки и этапы

реализации.

Программа рассчитана на 2013-2020 годы.

Этап разработки программы: март 2014г.

Этапы реализации программы: 2014-2015, 2016-2018, 2019-2020 учебные годы.

Этап рефлексии: апрель - май 2020 года.

Исполнители

программы.

Зам. директора по ВР, социальный педагог, совет по профилактике, психолог, педагог-организатор, методическое объединение классных руководителей, методические объединения педагогов- предметников, методические объединения педагогов дополнительного образования, родительские комитеты классов, Управляющий Совет.

Перечень разделов

программы.

  1. Введение

  • Цель

  • Задачи

  • Актуальность

  1. Основная часть

  • Принципы реализации программы

  • Основные направления деятельности и формы работы

  • Планируемые результаты

  • Содержание и организация программы воспитания

  1. Критерии отслеживания эффективности программы

  2. Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 10-11 классов

Ожидаемые конечные

результаты программы.

  • Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического самоуправления.

  • Выстраивание системы сетевого взаимодействия.

  • Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

  • Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.

  • Создание здоровой и безопасной среды в школе.

  • Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей.















Система организации

контроля за исполнением программы.

Работа по данной проблеме анализируется в конце года всеми участниками воспитательной системы. Итоговый отчёт и анализ годовой работы составляются педагогами школы и зам. директора по ВР, он предоставляется директору школы и специалистам в отчётные сроки.

Объёмы и источники

финансирования

программы.

В соответствии с бюджетным финансированием и решениями Управляющего совета школы.








ВВЕДЕНИЕ

Цель:

Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Задачи:

1. формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни;

2. формировать представление школьника о достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты;

3. развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях;

4. формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми;

5. наделить школьника элементарными жизненно важными умениями и элементарными умениями по овладению современной культурой;

6. вовлекать в сопереживание жизни человечества на земле, жизни российского народа и возможное соучастие в происходящих социальных событиях;

7. вовлекать в созидательную деятельность как единственный способ развития и утверждения индивидуального «Я» в этом мире;

8. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития;

9. оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для успешного достижения жизненных перспектив.

10. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы достойной личной жизни в контексте общественного развития.

Целевая группа: учащиеся 1- 11 классов, родители, педагоги.


Актуальность.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована важнейшая цель современного отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.

С одной стороны, усаливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.

С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Программа воспитания призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся школы. Она позволит педагогам школы сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы, создать основу взаимодействия школы с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации.

Как показывают наблюдения, у некоторых учеников слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Часть школьников имеют как заниженную, так и завышенную самооценку. Следовательно, в повседневной школьной жизни нашим воспитанникам необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.

В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних по отношению к школе факторов. Так, широкое информационное поле (интернет, телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не является, как это было прежде, помощником школы в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Кроме того, растущая разница в материальном обеспечении семей наших воспитанников, удаленность территории от научных, культурных, образовательных центров не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям.

Таким образом, именно в стенах школы необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус. Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива - повысить требования к изучению и исполнению правил школьного распорядка, Положений и Устава школы, всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.

Ценным средством воспитания в школе являются традиции, которые выполняют две важные функции в школе: во-первых, формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школе, надежность и постоянство; во-вторых, придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, тем самым сплачивает коллектив и обогащает его жизнь.

Данная программа является документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.

Программа носит ступенчатый характер, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой. Данная программа способствует формированию образованной, самостоятельной личности и носит развивающий характер. Это позволяет ее дополнять, корректировать, совершенствовать.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Описание системы работы.

  1. Принципы реализации программы

- личностно- ориентированного и деятельностного подхода к каждому участнику программы;

- включение в решение задач программы всех субъектов учебно- воспитательного процесса;

- самореализации в любой сфере жизнедеятельности школы;

- социально- педагогического сопровождения.

Принцип построения программы - поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:

• Раскрытие личности (1-4 классы).

• Развитие личности (5-8 классы).

• Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).


  1. Реализация программы.

Деятельность по реализации программы предполагает:

  1. создание условий для развития учащихся (организация работы кружков, секций, клубов по интересам, научного общества учащихся, проведение викторин, олимпиад, соревнований);

  2. подготовку и проведение мероприятий в классе, в параллели;

  3. деятельность учащихся внутри и вне школы, проведение и участие в проектах и акциях различного рода, научно-исследовательской работе, шефство внутри школы и в социуме.

3.Основные направления деятельности и формы работы.

1.Диагностика всех участников программы:

- изучение уровня воспитанности учащихся;

- уровень удовлетворенности обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классе, школе.

2. Организация взаимодействия между всеми субъектами УВП.

3. Работа с учащимися школы:

организуется через следующие виды деятельности:

1) игровая;

2) познавательная;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая деятельность;

8) спортивно-оздоровительная;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Основные направления организации воспитания и социализации:

  1. гражданско- патриотическое;

  2. духовно-нравственное;

  3. положительное отношение к труду и творчеству;

  4. здоровьесберегающее;

  5. социо- и медиакультурное;

  6. культуротворческое и эстетическое;

  7. правовое воспитание и культура безопасности;

  8. воспитание семейных ценностей;

  9. формирование коммуникативной культуры;

  10. экологическое воспитание;

  11. интеллектуальное воспитание.

4. Социально-педагогическое сопровождение:

- своевременное выявление проблем у учащихся и оказание им необходимой помощи;

- организация консультаций в школе по работе с детьми, их родителями и педагогами.

5. Работа с родителями:

- проведение классных и общешкольных родительских собраний;

- вовлечение родителей в организацию, проведение и участие в школьных мероприятиях;

-выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;

- приглашение родителей на заседания Совета профилактики;

- привлечение родителей а работе Управляющего совета и родительского комитета школы.

4. Планируемый результат.

- развитие сетевого взаимодействия, обеспечивающего непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования;

- охват внеурочной деятельностью обучающихся школы составляет не менее 85%;

- снижение правонарушений несовершеннолетними;

- участие в социально значимых акциях и проектах не менее 60% учащихся, необходимой возрастной категории;

- сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни не менее 70% выпускников школы.

- обеспечена оценка качества воспитательной работы на основе системы мониторинга.


Содержание и организация программы воспитания.

Воспитательная работа по развитию социальных компетенций.

Для каждой возрастной категории определяется своя доминанта.

1-4 классы

Задача- доминанта

Формирование социокультурных ценностей

Задачи

1-2 класс:

привитие санитарно-гигиенических навыков;

воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья;

формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене;

воспитание потребности в занятиях спортом;

формирование умения вести здоровый образ жизни.


3-4 класс:

адаптация ребенка к условиям школьной жизни;

ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им;

создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников;

воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;

формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

Знания

1-2 класс:

Знать: о состоянии своего здоровья;

-основы экологической, гигиенической культуры;

-особенности своего физического, физиологического развития;

-всё о здоровом образе жизни

3-4 класс:

Знать: основы культуры поведения человека;

-правила общения;

-способы общения с природой;

- историю школы и её традиции;

-ценности общественной жизни.

Умения

1-2 класс:

Уметь: заботиться о своём здоровье;

-правильно рассчитывать свои силы и возможности;

-ухаживать за своим телом, культурно питаться;

-охранять природу

3-4 класс:

Уметь: вести себя в обществе;

-оценивать свои поступки;

- дружить;

- выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я».

Действия

1-2 класс:

беречь свои силы и возможности;

правильно вести себя на природе;

заниматься в кружках, секциях;

участвовать в соревнованиях;

проводить беседы и мероприятия о здоровье и здоровом образе жизни, о природе края.


3-4 класс:

оказывать помощь младшим;

помогать в учёбе одноклассникам;

участвовать в диспутах;

организовывать встречи с интересными людьми.



5-6 классы

Задача- доминанта

Формирование способности к саморегуляции

Задачи

развитие потребности к изучению истории своего города, его быта и традиций;

воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями;

развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям;

формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

воспитание любви к природе, бережного отношения к флоре и фауне родного города


Знания

Знать:

- историю своего города;

-основы экологической культуры;

- о состоянии своего здоровья и здоровья членов семьи;

-правила здорового образа жизни;

-элементарные правила культуры поведения и общения;

-о профессиях своих родителей и родственников;

-ценности общественной жизни

Умения

Уметь:

- заботится о своём здоровье и здоровье родных людей;

-вести себя в обществе;

-выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я»;

-строить свои отношения с людьми, согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки;

-охранять природу;

-уважать историю своего города, его традиции, нравы и обычаи.

Действия

правильно вести себя на природе;

заниматься любимым делом в кружке, секции;

оказывать помощь во время болезни себе и другим людям;

сохранять и развивать традиции семьи;

выполнять домашнюю работу;

принимать участие в школьных делах;

участвовать и проводить экскурсии по городу;

ухаживать за животными.


7-8 классы

Задача- доминанта

Расширение представления о социальном устройстве жизни

Задачи

развитие потребности к изучению своей Родины, края, города;

формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьёй, друзьями, Родиной;

воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе, изменяя свой внутренний мир через приобрете-ние опыта трудовой, художественной, общеобразователь-ной деятельности;

воспитание деловитости, предприимчивости, обязатель-ности, чувства честного партнёрства;

развитие активности во всех сферах жизни: всесторонне ознакомить подростков с основными приёмами и методами самопознания, научить видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность


Знания

Знать:

-историю своего города, края;

-обычаи и традиции родного края;

-народный календарь, приметы;

-интересы и увлечения родных;

-социальные роли в семье;

-культуру семейных отношений;

-проблемы и заботы семьи;

-биографии своих родителей, предков, родословную;

-виды деятельности человека;

-культуру быта;

-профессионально-должностные и общественные функции человека в обществе;

-основы экономических знаний и культуры;

-правила общения;

-об особенностях своего организма;

Умения

Уметь:

-заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей;

-рассказать о своей семье, родственниках, родословной;

-рассказать о профессиях своих родителей, родственников;

-планировать семейный бюджет;

-поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи, уважительные отношения с соседями;

-уважать историю своего города, края, их традиции, нравы, обычаи;

-выбрать свой вид деятельности;

-определять свои профессиональные склонности; готовиться к выбору профессии;

-организовывать свой труд;

-быть бережным и щедрым;

-защищать Отечество;

-планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением, характером, волей, сравнивать себя с другими людьми, сопоставлять оценки, которые дают ему сверстники, учителя, с собственными представлениями о себе;

анализировать с помощью педагога свою деятельность (учёбу, спорт, общение, труд), внутреннее состояние.

Действия

самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим темам истории родного края;

вести беседы в коллективе ровесников, правильно вести себя в обществе

сохранять и развивать традиции семьи

принимать активное участие в КТД, предметных неделях, олимпиадах и др. проектах

оказывать помощь себе и другим людям;

выращивать овощи, цветы;

принимать участие в школьных делах;


9-11 классы

Задача- доминанта

Становление и самоактулизация личности

Задачи

расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;

формирование отношения человека к обществу;

развитие творчества и самотворчества;

формирование навыков безопасного поведения;

формирование навыков коллективной творческой деятельности;

формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

Знания

Знать: историю своей страны;

-обычаи и традиции русского народа, народов Таймыра;

-профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе;

-культуру быта;

-виды деятельности человека;

-культуру физического и умственного труда;

-роль и место человека в жизни;

-значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;

-культуру внешнего вида;

-нормы культурной жизни;

-соотношение материального и духовного;

-роль прессы, радио, телевидения, интернета;

-идеал мужчины и женщины;

-культуру семейных отношений.

Умения

Уметь: выбрать свой вид деятельности;

-определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;

-осмысливать и анализировать происходящие события;

-применять этическую защиту в повседневной жизни;

-культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;

-принимать окружающий мир;

-воспитывать в себе разумные потребности

-выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг);

-уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;

-защищать Отечество;

-быть полезным своей Родине.


Действия

-самостоятельно планирует пути достижения целей

-свободно общается и сотрудничает со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми

- осознает свою этническую принадлежность

- активно участвует в акциях, проектах, является автором или соавтором их


Данная программа состоит из разделов (подпрограмм):

  • «Я-гражданин»

  • «Мой мир»

  • «Здоровым быть- успешно жить»

  • «Дорога к прекрасному».

Подпрограмма «Я-гражданин»

Направления воспитания:

  • Гражданско- патриотическое;

  • Социокультурное и медиакультурное воспитание;

  • Правовое воспитание.

Задачи:

  • формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;

  • формирование ценностных представлений о любви и уважении к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

  • формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Уровень школы

Класс

Тема

Формы проведения

1-6

Герб моей семьи

Выставка рисунков

7

Акция «С днем пожилого человека!»

Выпуск и расклеивание листовок в микрорайоне

8-11

Диалог поколений

Встреча с ветеранами

7-8

Акция «Годы скорби и страданий»

Выпуск и расклеивание листовок в микрорайоне

9-11

«Годы скорби и страданий»

Тематический классный час

5-8

День национального единства

Фестиваль республик РФ

9-11

«Знай свои права, управляй будущим!»

Акция, распространение листовок в микрорайоне

1-11

«Есть Таймыр единственный!»

Концерт

8-11

«Боль моя- Афганистан»

Тематический классный час

1-11

«С Днем защитника Отечества!»

Концерт

2-11

«Белая Родина»

Школьная научно-практическая конференция

10-11

Вахта Памяти

Несение вахты учащимися школы

1-11

Масленица

Ярмарка, конкурсы

7-8

Административная ответственность подростков перед Законом

Правовой урок

9

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Правовой урок

10-11

Преступления против человечества

Круглый стол

7-11

«Знай свои права- управляй будущим!»

Акция

1-11

Правила поведения в школе при объявлении тревоги

Учебная эвакуация

Подпрограмма «Мой мир»

Направления воспитания:

  • нравственное и духовное воспитание;

  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

  • воспитание семейных ценностей.

Задачи:

  • формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

  • формирование представлений о духовных ценностях народов России, уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России, взаимодействия национальных культур;

  • формирование представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  • формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

Уровень школы

Класс

Тема

Формы проведения

1,11

«Здравствуй, школа!»

Торжественная линейка

1-11

«С Днем Учителя!»

Концерт

1-11

«Помоги ближнему своему»

Акция

1-11

Новогодние спектакли

1-11

Широкая масленица

Праздник

1-11

«С днем 8 Марта!»

Концерт

1кл.

Прощание с букварем

4 кл.

«Прощай, начальная школа!»

Праздник

11

«Детства прощальный звонок»

Торжественная линейка

11

Вручение аттестатов

10,11

День Дублера

Профессиональные пробы

7-9

Фестиваль профессий

Смотр- конкурс

6,7

Праздник труда

Соревнования

5-11

Дефиле на школьной сцене

Показ моделей

8-10

Анкетирование на профессиональную направленность

5-11

Организация дежурства

Самоорганизация школьников

1-4

Портрет любимой мамочки

Выставка рисунков

1-4

«Папа, мама, я- спортивная семья»

Эстафеты

1-11

«Милой мамочке»

Концерт ко дню матери

1-11

«Моя семья»

Проект фотопрезентаций

Другие формы мероприятий

1-11

Экскурсии в музеи города

Кинопросмотры

Посещение спектаклей

Выпуск школьной газеты

Оформление уголков класса

Уставные уроки


Подпрограмма «Здоровым быть- успешно жить»

Направления:

  • здоровьесберегающее воспитание

  • экологическое воспитание;

  • культура безопасности.

Задачи:

  • формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья, занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь;

  • формирование навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

  • развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур;

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.

Уровень школы

Класс

Тема

Возможные формы проведения

1-4

Ежедневная зарядка

Флэш-моб

1-4

«Здоровье в порядке- спасибо зарядке!»

Выставка рисунков

4

«Нет вредным привычкам!»

Устный журнал

2-4, 5,6

«Веселые старты»

Соревнования

5-11

Соревнования в рамках школьной спартакиады

Соревнования, турниры

5-9

Ярмарка спорта

Презентации видов спорта

6-8

«Между нами девочками…»

Тренинг

1-4,

5-11

Исследования в рамках школьной научно-практической конференции

Проекты, выступление на конференции

1-11

Неделя предметов естественно- научного цикла

Выставка рисунков, выпуск газет, листовок, конференция

1-11

Акция «Зеленый класс»

Озеленение классных кабинетов

5-11

Благоустройство пришкольной площадки

Посадка растений, поддержание чистоты на пришкольной территории

1-11

День Енисея

Экологическая акция

1-11

Экоигрушка в рамках «Зимняя планета детства»

Изготовление поделок из бросового материала

6-11

Кроссворд в рамках «Зимняя планета детства»

Составление кроссворда

8-10

«Один на один с пострадавшим» в рамках ВСИ «Победа»

Мед.подготовка

1-11

Дни здоровья

Походы

3-4,

7-8

Президентские соревнования

Соревнования

4,6,8,10

Тестирование по нормам Всероссийского ФСК

Сдача норм ФСК

Подпрограмма «Дорога к прекрасному»

Направления:

  • культуротворческое и эстетическое воспитание;

  • формирование коммуникативной культуры.

Задачи:

  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации.

Уровень школы

Класс

Тема

Возможные формы проведения

1-11

«С Днем Учителя!»

Концерт

1-11

«Есть Таймыр единственный!»

Концерт

1-11

«С днем защитника Отечества!»

Концерт

1-11

«С днем 8 Марта!»

Концерт

1-11

Минута Славы

Фестиваль талантов

2-11

Неделя иностранного языка

Выпуск газет, викторины, концерт

1-11

День славянской письменности и культуры

Гостиная

2-11

Школьная НПК

Защита проектов

Другие формы работы

6-11

Работа ученического актива

5-9

Подготовка группы экскурсоводов школьного музея

1-11

Оформление классных кабинетов и школы к праздникам и датам

Критерии отслеживания эффективности программы

  1. Развитие личности обучающихся

Уровень

Результат

Посредством чего достигается

Первый

  • приобретение социальных знаний

  • понимание социальной реальности и повседневной жизни

Достигается взаимодействием ученика с учителями, как носителями социального знания и повседневного опыта

Второй

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)

  • ценностное отношение к социальной реальности в целом

Достигается равноправным взаимодействием школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, т.е. в защищенной дружественной ему среде.

Третий

  • получение опыта самостоятельного социального действия

Достигается взаимодействием школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

Таким образом, результаты воспитательной деятельности:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

2. Развитие системы воспитательной работы

Отслеживание эффективности программы

-развитие сетевого взаимодействия, обеспечивающего непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования;

- охват внеурочной деятельностью обучающихся школы составляет не менее 85%;

- снижение правонарушений несовершеннолетними

Отслеживание участия обучающихся в мероприятиях

- участие в социально значимых акциях и проектах не менее 60% учащихся, необходимой возрастной категории

Конечный результат реализации программы

- сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни не менее 70% выпускников школы;

- обеспечена оценка качества воспитательной работы на основе системы мониторинга;

-наблюдается положительная динамика уменьшения преступности обучающихся;

- наблюдается рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей.











Диагностическая программа изучения уровней воспитанности

учащихся 10 - 11 классов

в рамках развития воспитательной компоненты


Направления организации воспитания и социализации школьников

Показатели воспитанности

Ярко проявляются

(высокий уровень)

4балла

Проявляются

(средний уровень)

3 балла

Слабо проявляются

(низкий уровень)

2 балла

Не проявляются

(невоспитанность)

1 балл

Гражданско- патриотическое

Интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим.

Участвует в делах класса, школы и привлекает к этому других

Интересуется историческим прошлым. Испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

Знакомится с историческим прошлым при побуждении старших.

В делах класса участвует при побуждении.

Не интересуется историческим прошлым. В делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Нравственное и духовное воспитание

Руководствуется общественными нормами морали, нетерпим к аморальности других.

В основном действует в соответствии с общественными нормами

Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне

Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью, побуждает других к аморальному поведению

Проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен

Восприимчив, чувствителен к добру и злу, идет на помощь друзьям и товарищам в решении проблем

Идет на помощь и поддержку других, чаще всего «за компанию»

Проявляет грубость, черствость, равнодушие к другим, распущен. Пессимистичен, истеричен

Положительное отношение к труду и творчеству

Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду, но других не организует и не побуждает

Трудится при наличии соревнования, требований и контроля

Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля

Интеллектуальное воспитание

Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их в учении. Дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний

В целом успешен в учении, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и классе

Учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности лишь по поручению и под контролем

Учится плохо и интереса к знаниям не проявляет

Здоровьесберегающее воспитание

Ценность здоровья является приоритетной. Понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.

Ценность здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, - в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Признает и принимает иные культуры, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей; положительно относится к культурным отличиям. Восприимчив к любым проявлением дискриминации, способен находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого.

Признает, принимает и уважает разнообразные социокультурные группы, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни.

На словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социальных групп. При этом пытается оправдаться ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»).

Сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности характеризовать культурные отличия как отклонения от некой нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности.

Культуротворческое и эстетическое воспитание

культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.

культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.

слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань - силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины - лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

Правовое и культура безопасности

Знает о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголя, об ответственности за преступления и правонарушении. Руководствуется нормами права в своем поведении. Различает экстремистские проявления неформальных молодежных объединений. Обладает устойчивой позицией к различным религиозным и экстремистским объединениям. Знает права и гарантии при устройстве на работу. Принимает воинскую обязанность гражданина. Знает и понимает электоральные права гражданина РФ.

Понимает юридическую ответственность за совершение преступлений и наказание за них. Осознает преступные цели асоциальных групп, объединений и особенностях уголовной ответственности за групповые преступления. Обладает устойчивой позицией к соблюдению законных норм и правил. Умеет различать ответственность за совершенные преступления по достижению возраста 14 лет. Понимает воинскую обязанность граждан РФ. Осведомлен о правах и гарантиях трудового законодательства для несовершеннолетних

Понимает юридическую ответственность за совершение преступлений и наказание за них, но проявляет слабохарактерность в общении с асоциальными лицами или группами. Не отдает себе отчет, что за преступлением идет наказание.

Состоит на учете в ПДН.

Не соблюдает правовые нормы и правила. Не реагирует на замечания взрослых. Общается в асоциальных группах. Состоит на учете в ПДН.

Воспитание семейных ценностей

Ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.

Семья представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.

Отношение к семье, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, добьется этого любыми путями - лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

Семья не представляет какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.

Коммуникативная культура

Любит общаться с людьми, умеет взаимодействовать с ними, способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и проводить разные мероприятия

Любит общаться с людьми, умеет работать в группе, но испытывает затруднения в решении конфликтных ситуаций

Предпочитает работать один, потому что не всегда умеет договариваться с людьми, во время дискуссии обычно молчит

Неуютно чувствует себя в обществе, большие компании раздражают

Экологическое воспитание

Развито экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).

Заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.

Собственное мнение об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных делит на полезных и бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.

Природа воспринимается как предмет потребления. Отношение к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы, с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».



© 2010-2022