Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

"Описание материала: Готовясь вести факультативный курс в 5 классе, я столкнулась с большой проблемой - написание рабочей программы. В магазинах и интернете готового материала я найти не смогла. Поэтому составляла рабочую программу, названного курса сама, используя те ресурсы, что были в то время. Программа составлена в соответствии с восемью основными критериями, которые предъявляются при составлении программ. В моей работе есть и календарно - тематическое планирование, с указанием личностны...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

с.Тимашево муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №____


от «__»________

Согласовано

зам.директора по УВР

______________________


«___»_________________


Утверждаю

директор ГБОУ СОШ «ОЦ»с.Тимашево

___________Л.А.Наумова

«__»__________________



Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»

для 5 класса на 2013-2014 учебный год

количество часов по программе - 17 ч






Автор программы: Субботская С.Г.






Тимашево 2013

Пояснительная записка

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4-5 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общегообразования в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год. и обеспечена учебно-методическим комплектом автора А. В.Кураева учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс» М., Просвещение 2012 год

Предлагаемый учебно-методический комплекс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Вводимый в учебный процесс новый предмет обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами «знаниевыми»: передача определенных знаний, формирование умений и навыков, компетенций, призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализации.

Современная школа решает актуальные проблемы воспитания и социализации школьников в условиях поликультурного и многоконфессионального российского общества, постоянно изменяющегося мирового сообщества. Она призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений, которые присутствуют в реально окружающем ребенка мире, с которыми дети постоянно сталкиваются за порогом школы; к которым они должны быть готовы после ее окончания. Совместное обучение школьников разных национальностей и вероисповедания в одном классе создает условия для воспитания толерантности и уважительного отношения к разным мировоззренческим позициям. Именно школа может стать местом, где возможен доброжелательный межкультурный диалог, позволяющий обучающимся лучше понять себя и сделать шаг в сторону понимания и приятия другого. Многообразие убеждений участников такого диалога в их конкретном опытно постигаемом, наглядном проявлении должно становиться при таком понимании образовательного процесса ключевым дидактическим и воспитательным ресурсом.

Знакомя обучающихся с основами светской этики, мировых и традиционных для нашей страны религиозных культур, новый предмет должен и может способствовать задачам объединения, а не разъединения школьников. Задачи социализации и аккультурации, решаемые в ходе преподавания нового предмета, раскрываются как задачи практической подготовки обучающихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции их в это общество, совершающееся уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае взаимосвязанными элементами единого процесса. Именно такой подход к воспитанию идентичности, толерантности, гражданственности и патриотизма в большей мере соответствует задачам духовно-нравственного воспитания в школе, стремящейся готовить учащихся к жизни. И именно такие возможности заложены в самом предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и могут быть максимально использованы в процессе его преподавания для эффективного решения задач духовно-нравственного воспитания, социализации и объединения подрастающих поколений.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, и в то же время является частью культуры мировой, формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;

  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Реализуя принцип светскости, сегодняшняя школа, существующая и развивающаяся в мультикультурном обществе и естественным путем объединяющая на долгое время учеников с разными мировоззренческими взглядами, самим фактом их совместного обучения создает условия и возможности для свободного самовыражения учащихся, обмена опытом, мнениями по актуальным вопросам жизни. Это способствует воспитанию у школьников гражданственности, плюрализма и закладывает основы гражданской и общечеловеческой солидарности в будущем. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», таким образом, обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной практике, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур, формирования духовно-нравственной культуры личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе. В связи с тем, что преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в нашей школе началось с 1 сентября 2012 года в 4 классе, курс изучается в объёме 1 часа в неделю (34 ч.)

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Система оценивния планируемых результатов.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание ученика, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две задачи:

  • подведение итогов работы,

  • сравнение (с самим собой и другими).

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть как «зачет-незачет», так и вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Можно использовать технологию портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов.

Общая характеристика учебного курса

Методический аппарат учебников дифференцирован и предусматривает задания для обязательного выполнения, задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала, а также перспективные задания - мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.

Методический аппарат учебников основывается на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления. /Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и

образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального

существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения

школьников:

- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и

ценностей, отделять поступки человека от него самого.

- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже

универсальные учебные действия (УУД) - регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

- Совместно с учителем составлять план решения задачи.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД - это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация

понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-

научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД - это учебный материал и задания учебников,

нацеленные на 1-ю линию развития.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД - это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные

ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их

возникновения в мире и в России.

- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и

поведением людей, мыслящих в её традициях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных

традиций.

- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях

жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики - рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики - экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.




Календарно - тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Кол-во час

Дата

Основное содержание

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

предметные

личностные

1

1 ч.

Россия - наша Родина.

1

.

Россия наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Урок изучения нового материала

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм.

2

Культура и религия.

1

Введение в православную духовную традицию. О чём говорит религия. Как человек создаёт культуру.

Комбинированный урок

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Потребности неформального соблюдения правил культуры поведения, нравственных поступков.

Соблюдение правил культуры поведения, вежливости и этикета на улице, в школе и дома, в общественных местах.

3

Человек и Бог в православии.

1

Во что верят православные христиане. Какие дары дал Бог человеку. Как вера в бога может влиять на поступки людей.

Урок изучения нового материала

Изучают основы духовной традиции православия.

Развитие познавательной инициативы.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.


Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

4

Православная молитва.

1

Православие. Благодать виды молитвы и их предназначение. Кто такие святые. Молитва «Отче наш». Что значит молиться?

Урок изучения нового материала

Дают основные понятия православной культуры.

Развитие познавательной инициативы. Построение логической цепочки рассуждений.

Осознание своей учебной деятельности и деятельности всего класса.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5

Библия и Евангелие.

1

Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. Притча, апостолы, откровения.

Урок изучения нового материала

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

6

Проповедь Христа.

1

Чему учил Христос. Проповедь. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Урок закрепления изучаемого материала.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

7

Христос и Его Крест.

1

Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Урок изучения нового материала

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Потребности неформального соблюдения правил культуры поведения, нравственных поступков.

Соблюдение правил культуры поведения, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

8

Пасха.

1

Что такое Пасха. Как праздную Пасху. Воскресенье - не только день недели.

Комбинированный урок

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

9

Православное учение о человеке.

1

Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Урок изучения нового материала

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Обучение детей оценивать поведение людей, уметь самим оценивать свои поступки, поступки других

Учиться просить прощение и прощать поступки детей, знакомых, незнакомых людей.

10

Совесть и раскаяние.

1

Добро и зло. Грех. О подсказках совести. Как исправлять ошибки. Раскаяние.

Урок изучения нового материала

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

11

Заповеди.

1

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Как преодолевать зависть?

Комбинированный урок.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

12

Милосердие и сострадание.

1

Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Притча о добром самарянине.

Урок проверки и оценки знаний.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Обучение детей приходить на помощь людям оказавшимся в сложных обстоятельствах.

Учиться оказывать помощь детей нуждающим -ся.

13

Золотое правило этики.

1

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Урок изучения нового материала

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Обучение детей ценить мнения других, уважительно относиться к близким, друзьям, незнакомым людям.

Уметь оценивать поступки свои и поступки друзей.

14

Храм.

1

Храм. Что люди делают в храме. Как устроен православный храм.

Комбинированный урок

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли,договариваться друг с другом.

15

Икона.

1

Икона. Иконописец. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Икона и молитва.

Урок закрепления изучаемого материала.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

16

Творческие работы учащихся.

1

Работа над проектом «Праздники в православной культуре».

Обобщающий урок

Работа над проектом по группам. Сбор материала, составление книги, эссе, сочинения, экскурсии.

17

Подведение итогов.

1

Подведение итогов по проектам. Защита проектов.

Урок изучения нового материала

Защита проектов по группам. Предоставление выполненной работы.

Оценивать работы своих товарищей.

Критично относиться к своей работе и работам других.

18

Как христианство пришло на Русь.

1

Церковь. Крещение. Крещение Руси.

Урок изучения нового материала

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм.

19

Подвиг.

1

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Человеческая жертвенность.

Урок изучения нового материала

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»

20

Заповеди блаженств.

1

Заповеди Блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Комбинированный урок

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

21

Зачем творить добро?

1

Добро для других людей. Радость для своего сердца. Чему радуются святые. Как подражают Христу. Святой, самоотверженность.

Комбинированный урок

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Составляют книги о добре и зле (мини- проект).

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала

22

Чудо в жизни христианина.

1

Добродетель, вера, надежда, любовь. Как связаны вер аи верность? В чём проявляет себя любовь? Святая Троица. Христианские добродетели.

Комбинированный урок

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала

23

Православие о Божием суде.

1

Легенда о Христофоре. Притча о Божием суде. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей? Мотивы поощряющие христиан к творению добра. Почему христиане верят в бессмертие. Как видеть в людях Христа.

Урок изучения нового материала

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей,

24

Таинство Причастия.

1

Тайная вечеря. Как Христос передал Себя ученикам. То такое Причастие. Литургия. В чём главное предназначение Церкви? Что такое церковное таинство.

Урок изучения нового материала

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

25

Монастырь.

1

Монахи, монастырь, монашество. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Послушание, монашеские обеты.

Комбинированный урок

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Формирования умения соизмерять свои потребности с потребностями членов общества

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

26

Отношение христианина к природе.

1

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. Христианское милосердие.

Урок изучения нового материала

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской жизни, сравнивать их.

Формирование мотивации Развитие познавательной инициативы Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли,договариваться друг с другом.

27

Христианская семья.

1

Семья. Венчание. Тактичность. Что означает венец над молодожёнами. Традиции в христианской семье.

Комбинированный урок

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской жизни, сравнивать их.

Формирования умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи.

Уважительно относиться к родителям, членам семьи, близким людям.

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

28

Защита Отечества.

1

Справедливая война. Оборонительная война. Куликовская битва. Святые защитники Родины.

Урок изучения нового материала

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской жизни, сравнивать их.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины.

Проявление уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной Войны. Умение подготовитьсообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера.

29

Христианин в труде.

1

Заповедь труда. Первый грех человека. Какой труд напрасен. Что такое пост? Какой труд вреден для человека. Что значит «работать на совесть»?

Урок изучения нового материала

Учатся быть толерантными в отношениях. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской жизни, сравнивать их.

Воспитание трудолюбия, целеустремлённости и деловитости, ответственности за порученное дело, уважения к людям труда.

Знать основы самообслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определе ния понятий

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Любовь. Отечество. Патриотизм.

Комбинированный урок

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской жизни, сравнивать их.

Формирование мотивации Развитие познавательной инициативы

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

31

Доброта в жизни человека.

1

Доброта в жизни человека. Добро и зло. Притчи о добре и зле.

Комбинированный урок

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской жизни, сравнивать их.

Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия. Доброжелательности, уважения друг другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях

32

Добро и зло.

1

Комбинированный урок

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать правильные нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской жизни, сравнивать их.

33

Книга добра.

1

Добро и зло. Пословицы, поговорки о добре и зле. Притчи. Сказки.

Обобщающий урок

Диспут «Добро и зло». Представление собственных проектов «Книга добра».

34

Добро есть повсюду.

Обыгрывание притчи и сказки о добре и зле.

Праздник. Участие в постановке сказки и притчи. Подведение итого за год.

Учебно - методическое обеспечение:

  1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год

  2. Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.

  3. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год

  4. « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012

© 2010-2022