Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к её  ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека  делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении ребят знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. В предметное окружение ребёнка – дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Этот процесс, происходящий  под  целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к её ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.

Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении ребят знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. В предметное окружение ребёнка - дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Этот процесс, происходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, критерии отбора понятий и экологического фактического материала в нашей работе являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная форма мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных к возрасту сведений о природе.

В своей работе с детьми рассматриваем три раздела:

1. Аутэкология (цель: проследить взаимодействие и условия жизни растений и животных со средой обитания по средствам адаптации к определённым условиям жизни).

2. Биоэкология (цель: усвоение словесных знаний о жизни, какой - либо популяции через логическое мышление и ранее приобретённые знания).

3. Биоэкология (цель: рассматривание жизни растений и животных в сообществе) Задачи:

  1. Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе.

  2. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения.

  3. Помочь детям освоить умения и навыки по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.

  4. Воспитания у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью.

  5. Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

  6. Укрепление познавательного интереса, любви к природе.

Были определены основные принципы, которые легли в основу работы.

  1. Принцип научности. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности.

  2. Принцип систематичности. Весь познавательный материал соответствует особенностям развития дошкольников, выстроен логично и последовательно.

  3. Принцип доступности. Опираясь на него, учитывается, что методы и принципы экологического воспитания дошкольников должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка и использоваться по мере усложнения программы воспитания.

  4. Принцип прочности. Педагог стремится эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и чётко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике в повседневной жизни.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой педагогического научного проекта.

В качестве методов и приёмов обучения, с учетом возрастных особенностей детей будет целесообразно использовать:

- Наблюдения;

- Чтение специальной детской литературы;

- Упражнения;

- Дидактические игры;

- Экскурсии;

- Занятия.

В нашем проекте рассмотрены три раздела. Проект может быть использован любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей.

Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах проекта.


Сентябрь.

1 неделя.

  1. Беседа: «Любите землю матушку»

Программное содержание. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать её плодородие, чтобы урожай был качественным.

  1. Дидактическая игра: «Определи на вкус»

Программное содержание. Учить определять на вкус овощи. Развивать вкусовые качества, воспитывать уважение к труду взрослых.

  1. Лепка: «Собираем урожай овощей»

Программное содержание. Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе, лепить разные по форме овощи, передавать их характерные признаки.

  1. Художественное слово: загадки и пословицы об овощах.

2 неделя

  1. Занятие: «Лес-это дом для лесных жильцов»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных - там они находят пищу, могут прятаться, строить гнёзда и убежище.

2. Дидактическая игра: «Двойники»

Программное содержание. Развивать память и внимание. Уметь классифицировать: цветы, деревья, трава, насекомые. Воспитывать любовь к природе.

3. Сюжетно-ролевая игра: «Собери букет».

Программное содержание. Учить собирать букет из цветов, создавать композицию. Развивать зрительную память, уметь ориентироваться в пространстве.

  1. Рисование: «Осенний лес».

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать разные по форме и строению деревья, располагать изображение на широкой полосе или на всём листе, уметь рисовать разными приёмами (концом кисти, всем ворсом, пятном, мазком.).

Октябрь

1 неделя


1. Занятие: «Влаголюбивые и засушливые комнатные растения».

Программное содержание. Сформировать представления о влаголюбивых и засушливых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений).

  1. Дидактическая игра: «Узнай по описанию».

Программное содержание. Учить определять по описанию из полученного раннее жизненного опыта.

  1. Труд в природе: «Пересадка комнатных растений».


2 неделя.


  1. Наблюдение: «Чем попугаи отличаются от воробьёв и ворон?».

Программное содержание. Учить детей целенаправленно рассматривать попугаев, выделять характерные особенности их внешности, сравнивать с хорошо знакомыми птицами и находить признаки различия в их строении и поведении.

  1. Рисование: «Попугайчик».

Программное содержание. Учить создавать выразительный образ попугая, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с заданными материалами.

  1. Художественное слово - стихи, загадки.

  2. Подвижная игра: «Летает - не летает».

Программное содержание. Развивать внимание , соблюдать правила игры.

Ноябрь.

1 неделя.


1. Занятие: «Лошадь и овца - домашние животные».

Программное содержание. Формировать у детей обобщённое представление о том, что лошадь и овца - домашние животные (человек заботится о них, создаёт все условия для их жизни). Закрепить представление о том, что корова и коза, домашние животные.

  1. Аппликация: «Домашнее животное - лошадь».

Программное содержание. Воспитывать эстетическое, нравственное отношение к животному через изображение её образа в нетрадиционных техниках; развивать чувства цвета, фактурности, объёмность и композицию.

2 неделя.


1. Опыт: "Жизненный цикл мушек"

Цель: Развивать наблюдательность, внимание. Уметь делать умозаключения, выводы.

Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).

Очищенный банан положить в банку. Оставить на несколько дней. Появятся мушки дрозофилы, накрыть банку чулком, завязать резинкой. Оставить мушек на 3 дня, а затем выпустить всех. Снова закрыть банку чулком. В течение 2-х недель наблюдайте за банкой.

Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых, в конце концов, появляются мушки.

2. Д/и: "Надень волшебные очки," «Насекомые».

Программное содержание . Учить смотреть в очки и видеть изменения в насекомых. Закрепить название насекомых. Активизировать словарь: муравей, пчела, комар, слепень, клоп-слепняк, паук-водолаз, таракан, уховёртка, блоха, стрекоза.

Декабрь

1 неделя.


1. Занятие: Рассказывание по картинке "Лиса с лисятами"

Цель: Учить составлять связный рассказ по картинке. Упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий. Учить придумывать загадки о животных. Активизировать в речи детей форму повелительного наклонения глаголов.

2. Лепка: "Любимое дикое животное"

Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к животным, вызывать стремление передать их в лепке, изображать разных по форме животных.

3. П/и: "Лиса в курятнике"

Программное содержание. Развивать бег, ловкость, внимание.


Январь

1 неделя.


1. Занятие: "Путешествие по Африке"

Программное содержание. Продолжать расширять и углублять знания и представления детей о том, что Африка - обширный континент, расположенный по обе стороны экватора, о разнообразии его растительного и животного мира.

2. Ручной труд

"Коллективная работа - барельефы из гипса "Животные Африки". (прослушивание аудиозаписи "Животные Африки")

3. Д/игры: "Найди Африку"

Цель: Ориентирование детей на глобусе, географической карте с использованием демонстрационного материала.

2 неделя

1. Беседа: "Аквариумные рыбки"

Цель: Расширение и уточнение естественно-научных представлений о фауне аквариума; формирование представления об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, мышление.

2. Аппликация "Рыбки в аквариуме"

Программное содержание. Учить вырезать аквариумных рыбок, располагать их на всём пространстве листа, сочетания по цвету и величине.

3. Д/и: "Рыбная ловля"

Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них останется чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

Февраль

1неделя


1. Занятие: "Растения-лекари"

Программное содержание. Познакомить детей с комнатными растениями-лекарями (каланхоэ, алоэ, герань.). Учить детей различать данные растения по внешнему виду и названию. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения-лекари. Активировать в речи названия растений.

2 неделя.


2. Опыт: "Как изменится корень, если растение не полить"

Цель: Развивать у детей наблюдательность, подводить к умозаключению, что без воды нет жизни, гибнет растение. Гибель корней происходит раньше, чем гибель листьев и стеблей. Корневая система оказывается самой ранимой, чувствительной к недостатку воды.

Март

1 неделя


1. Занятие: "Посадка семян фасоли"

Программное содержание. Учить сажать семена растений в землю, сохраняя росток растения, находить сходство и различия пророщенных и сухих семян; закрепить знания детей по организации и постановке опыта. Продолжить работу с моделями. Создать условия для высказывания детьми суждений, предложений при постановке опыта с отсроченным результатом.

Д/и: "Вершки корешки"

2 неделя.

2. "Беседа о весне"

Программное содержание. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Д/и: "Поможем Незнайке" (закрепить знания о последовательности дней недели месяцев в году).



Апрель

1 неделя


1. "Наблюдения за черепахой"

Программное содержание. Углублять и расширять представления о черепахе: её внешнем виде, типичном поведении. Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением.

Опыт: "Какой бывает вода" (познакомить с некоторыми свойствами воды).

Рисование: "Черепахи" (уметь передавать увиденное в рисунке).

2 неделя


  1. "Рассматривание веток тополя, берёзы, ели"

Программное содержание. Учить узнавать деревья по их веткам; различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие.

Д/и: "Необыкновенное путешествие по временам года - круглый год"

Опыт: "Здравствуй, ветер" (Рассказать о природном явлении - ветер, его свойствах).

Май

1 неделя


1. Занятие: "Летающие животные"

Программное содержание. Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде (бабочки, жуки, пчёлы, мухи, летучие мыши)

Чтение сказки "Как лиса училась летать"

Загадки (пчела, бабочка, муха)

2 неделя.


2. Занятие: "Рассказ о лягушке"

Программное содержание. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

Д/и: "Посели лягушку" (Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки, как на отражение её приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни).

Игра с карточками: "Развитие лягушки" (Показать детям развитие лягушки от икринки, до взрослой особи. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам).









Список использованной литературы:


Т. М. Бондаренко "Экологические занятия с детьми 5-6 лет", Воронеж 2009 г.

"Дошкольная педагогика" Конспекты занятий по формированию у дошкольников

естественнонаучных представлений в разных возрастных группах д/сада , Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2009 г.

А. И. Иванов "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду", Москва 2005г

"Мы" Программа экологического образования детей, Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2000 г.

С. Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников", Москва 1999 г.

С. Н. Николаева "Методика экологического воспитания в детском саду", Москва "Просвещение" 2004 г.

Т. А. Шорыгина "Беседы о русском севере", Москва 2008 г.

© 2010-2022