Разработка адаптированной программы для детей с ОВЗ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление конференции:

инклюзивное образование на этапе внедрения ФГОС ООО.


Особый ребенок в школе.

Разработка адаптированной общеобразовательной

программы для детей с ОВЗ.


Соломонова В.В.,

методист по инклюзивному

образованию МБОУ СОШ № 7


Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои права наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Разработаны и вступают в силу с 1 сентября 2016 г. спецстандарты и СанПиНы обучения детей с ОВЗ, разработан профессиональный стандарт педагога, который выдвигает требования к личностным качествам учителя: «готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей».

Принцип инклюзивного образования в соответствии со статьей 79 Федерального Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ заключается в принятии администрацией и педагогами школ детей с ОВЗ независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создания им условий на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Практика показывает, что внедрение инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы, но вместе с тем, инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений, педагогов и специалистов, реализующих практику включающего образования.

Педагогические работники, реализующие коррекционно-развивающую

область адаптированной программы для детей с ОВЗ, должны иметь образование по одному из перечисленных вариантов:

  • высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование и удостоверение о повышении квалификации в области обучения и воспитания детей с ОВЗ установленного образца;

  • высшее/среднее профессиональное педагогическое, диплом о профессиональной переподготовке в области специального (дефектологического) образования установленного образца и удостоверение о повышении квалификации в области обучения и воспитания детей с ОВЗ установленного образца.

Для всех педагогических работников, реализующих адаптированную программу для обучающихся с ОВЗ, является обязательным прохождение курсов повышения квалификации в области обучения и воспитания детей с ОВЗ не реже, чем раз в 3 года.

Изменения вносятся и в нормативно-правовую документацию школы.

Приказы по образовательной организации:

  • О переходе ОО на обучение по ФГОС для детей с ОВЗ.

  • О разработке АООП на 20__/__ учебный год.

  • Об утверждении АООП на 20__/__ учебный год.

  • Об утверждении учебного плана.

  • Об утверждении программы внеурочной деятельности.

  • Об утверждении программы ПК.

  • Об утверждении списка учебников и учебных пособий, перечень УМК.

  • О проведении ВШК по реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

  • О внесении изменений в должностные инструкции учителя, заместителя директора, педагога-психолога, учителя-логопеда и др.

  • Об утверждении плана МР.

  • Об утверждении плана-графика ПК.

Локальные акты

Корректировка:

  • Положение о совете ОО.

  • Положение о педагогическом совете ОО.

  • Положение об оплате труда.

  • Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся.

  • Положение о промежуточной аттестации.

  • Положение о текущем контроле в ОО и т.д.

Разработка новых:

  • Положение о внеурочной деятельности.

  • Положение об информационном сопровождении ФГОС и т.д.

В МБОУ СОШ № 7 на сегодняшний день обучаются 37 особых детей (22 из них имеют инвалидность). Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) осуществляется по адаптированным образовательным программам. Кроме того, на каждого особого ребенка составляется индивидуальный образовательный план (ИОП), который включает в себя:

  • общие сведения о ребенке,

  • ФИО специалистов сопровождения,

  • заключения и рекомендации ПМПК и ИПР,

  • условия создания безбарьерной среды,

  • направления психолого-педагогического сопровождения,

  • образовательный блок и

  • формирование социальной компетентности.

Индивидуальный образовательный план составляется ежегодно специалистами службы сопровождения образовательного процесса и учителем и учитывает особенности и потребности конкретного ребенка на определенный период (один учебный год).

Адаптированная образовательная программа состоит из нескольких модулей:

  1. Пояснительная записка, которая содержит краткую психолого-педагогическую характеристику детей с данным заболеванием, особые образовательные потребности учащихся данной категории.

  2. Требования к результатам освоения учащимися адаптированной программы

  3. Система оценки достижений учащихся указанной категории

Перед нами встала проблема «Как оценивать ребенка с ОВЗ?». Совместно с заместителем директора мы разработали Положение о критериях и нормах оценивания ЗУН учащихся с ОВЗ

  1. Содержание образования для учащихся данной категории, которое содержит учебный план, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  2. Условия реализации адаптированной программы: кадровые, материально-технические, организационные.

Разрабатывая рабочую программу по своему предмету, учителя опираются на адаптированную программу по указанному заболеванию. Сама рабочая программа остается стандартной (прежней), меняются лишь формы, методы и приемы работы, которые отражены в приложениях. Чтобы избавить учителей от полного редактирования рабочей программы мы дополнили пояснительную записку информацией об особенностях обучения детей с ОВЗ, а также разработали рекомендации для учителей по оптимизации образовательного процесса и об особенностях развития детей с определенным диагнозом.

Таким образом, при работе с детьми с ОВЗ мы ориентируемся на:

  • Адаптированную образовательную программу

  • Индивидуальный образовательный план

  • Заключение и рекомендации ПМПК

  • Рекомендации ИПР ребенка- инвалида

В процессе обучения наших особых детей сопровождают учитель- логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьюторы, методист по инклюзивному образованию.

Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья не так уж и сложно, нужно лишь не быть черствым, работать не формально, для галочки, а болеть душой, гореть всем сердцем и тогда все получится!!!

Список литературы:

  1. Декларация о правах инвалидов Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года

  2. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  5. Проекты СФГОС для детей с ОВЗ fgosovz.herzen.spb.ru/?page_id=442


© 2010-2022