Из опыта работы по организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

по организации внеурочной деятельности

в рамках внедрения ФГОС



МАОУ «СОШ № 42»

учитель начальных

классов, заместитель

директора по УР

Т. Е. Щербакова

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися 1-4-х классов. Внеурочная деятельность на федеральном уровне вынесена за рамки учебного плана.

С сентября 2011 года МАОУ «СОШ № 42» приступила к освоению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. «Концепция образовательного стандарта как некоего минимума знаний о мире, минимума навыков, позволяющих с этим миром взаимодействовать, родом из времени Даниеля Дефо, когда предполагалось, что просвещённый человек, оказавшись на необитаемом острове, с помощью часов, спичек и носового платка воспроизведёт в миниатюре всё необходимое ему для создания цивилизации. Пришло время школы хороших вопросов; школы, которая признаёт, что знание, необходимое человеку, уже не умещается в сундучке Робинзона Крузо; школы, которая наследует интерес к познанию и его язык.

Главным документом сегодня является основная образовательная программа. Данная программа реализуется в нашем учебном заведении через урочную и внеурочную деятельность. При организации внеурочной деятельности в нашей школе возникла проблема выбора модели. Существует четыре модели:

  • Инновационно-образовательная модель (опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении;

  • Модель дополнительного образования (опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей);

  • Модель «школы полного дня» (реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продлённого дня);

  • Оптимизационная модель (модель внеурочной деятельности на основе внутренних ресурсов образовательного учреждения.

Коллектив МАОУ «СОШ № 42» в своей работе использует оптимизационную модель организации внеурочной деятельности школьников. При выборе модели внеурочной деятельности было проведено изучение основных документов по организации внеурочной деятельности и соотнесение:

- насколько избранные направления, формы и виды деятельности способствуют реализации целей и задач школы;

- какие направления, формы и виды внеурочной деятельности обучающихся можно осуществлять непрерывно от начальной школы до старшей.

Был проведён анализ:

- творческого потенциала учителей, родителей;

- материально-технических возможностей образовательного учреждения и пути их совершенствования;

- эффективность и востребованность для обучающихся уже имеющихся кружков, секций и т.д.

Для реализации внеурочной деятельности и организации дополнительного образования в школе созданы все условия. Наше общеобразовательное учреждение располагает двумя спортивными залами со спортивным инвентарём, хореографическим и актовым залами, музыкальной техникой, библиотекой, театральной студией, открытой спортивной площадкой, стадионом, двумя кабинетами информатики, оборудованными компьютерной техникой, подключённой к сети Интернет. В своих классах учащиеся могут пользоваться учебно-лабораторным оборудованием. Всё это способствует мотивации к обучению, развитию творческой активности каждого учащегося. Меняется роль ученика, он становится активным участником образовательного процесса.

Хотелось бы отметить, что учащиеся могут посещать и другие объединения дополнительного образования: «Фантазия», «Палитра», «Кактус», «Время танцевать», «Белая ладья». «Всё это позволяет организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно.

Учитывая пожелания родителей и интересы детей внеурочная деятельность учащихся была организована по следующим направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное (из расчёта 10 часов в неделю). Это является как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного

внеурочного школьного предмета.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования деятельность в нашей школе организуется по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное: «Планета здоровья», Физическая культура

  • Духовно-нравственное: «Я гражданин России»

  • Общеинтеллектуальное: «Мир логики», «Эрудит», «Логика»,

«Юный исследователь»

  • Общекультурное: «Палитра», «Школа хороших манер»

  • Социальное: «Азбука вежливости», «Азбука нравственности»

Большая часть внеурочной деятельности ведётся педагогами дополнительного образования.

На наш взгляд, такая организация внеурочной деятельности позволяет:

- создать условия для свободного общего развития личности;

- выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

- обеспечить каждому школьнику «ситуацию успеха»;

- содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

В настоящее время наша школа находится на такой стадии работы, когда наблюдается гармоничное сочетание основного (общего) образования и внеурочной деятельности. Их интеграция даёт следующие положительные результаты:

1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний

учащихся;

2. Уменьшается также количество «трудных» детей;

3. Результаты анкетирования, проведённого в феврале 2015 года, показали, что 89% учителей школы и 87% родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.

Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребёнок в школе имел возможность заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Интересное дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого - вот в чём смысл нашей внеурочной деятельности.

Школа осмысленного знания... Она строится не на односторонней передаче уже существующей картины мира, а на познавательном интересе ученика, решении проблемных вопросов, умении применять знания в новых ситуациях, росте личностных результатов ребёнка, его гармоничном развитии, выработке умения преодолевать трудности. Тесное взаимодействие семьи, школы, института социального партнёрства поможет нашим детям стать успешными в жизни.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - standart.edu.ru

2. Григорьев Д. В., Степанов П.В., Методический конструктор внеурочной деятельности -ipk74.ru

3. Григорьев Д. В., Куприянов Б.В., Программы внеурочной деятельности. - СПб., Просвещение, 2011

© 2010-2022