- Преподавателю
- Директору, завучу
- Аналитическая справка Формирование культуры здорового питания обучающихся
Аналитическая справка Формирование культуры здорового питания обучающихся
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аширова М.А. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аналитическая справка работы по формированию культуры здорового питания обучающихся в МКОУ «СОШ № 7»
Аширова Марина Александровна,
заместитель директора по учебно - воспитательной работе
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» (далее - МКОУ «СОШ № 7») определило своей задачей здоровьесбережение учащихся, которое выражается в следующих направлениях деятельности:
1) более системно развивать здоровьесберегающую образовательную среду (безопасную, благоприятную);
2) использовать новые подходы к преподаванию физической культуры;
3) использовать современные здоровьесберегающие технологии;
4) организовывать и пропагандировать здоровое питание школьников.
Здоровье - самая большая ценность и для человека, и для государства. На здоровье человека влияет множество факторов. Это и состояние окружающей среды, и образ жизни, и двигательная активность, и социальный статус, и качество питания.
Цель работы по данному направлению - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, профилактика заболеваний путём улучшения рациона школьного питания с учётом возрастных и физиологических особенностей организма.
Современные направления в работе по организации и пропаганде здорового питания школьников в МКОУ «СОШ № 7»:
-
Организация горячего питания школьников с использованием новых технологий приготовления пищи.
-
Мониторинг организации питания в образовательном учреждении.
-
Включение в планы внеклассной работы в 1 - 4-х классах реализацию программы «Разговор о правильном питании».
-
Включение в тематическое планирование преподавания предметных областей вопросов по формированию культуры здорового питания школьников.
-
Рассмотрение проблем формирования культуры здорового питания школьников во время внеклассной и внеурочной работы с учащимися, просветительской работы с родителями.
-
Проведение занятий родительского всеобуча по организации рационального питания школьников.
-
Проведение литературных конкурсов и конкурсов социальной рекламы по пропаганде здорового питания.
В МКОУ «СОШ № 7» ведётся активная пропаганда здорового питания, являющегося одной из составляющих здорового образа жизни.
Пропаганда здорового питания - это:
- реализация требований образовательного стандарта по формированию культуры здоровья школьников;
- проведение занятий родительского всеобуча по организации рационального питания школьников;
- издание буклетов, фотоальбомов и видеоклипов, рассказывающих о позитивном опыте работы ОУ;
- организация школьных выставок «Правильное питание. Полезные продукты», литературных конкурсов и конкурсов социальной рекламы по пропаганде здорового питания.
В МКОУ «СОШ № 7» проводятся:
- мониторинг и комплексная оценка состояния здоровья обучающихся;
- мониторинг качества приготовления пищи;
- социологические исследования по вопросам качества предоставляемых услуг по организации школьного питания.
Анкетирование показало, что более 85% учащихся довольны качеством питания, отношение родителей к школьному питанию улучшилось. Об этом говорят цифры: охват горячим питанием в МКОУ «СОШ № 7» составляет более 84,9 % обучающихся.
В МКОУ «СОШ № 7» растёт понимание необходимости формирования знаний и компетенций здорового школьного питания, сложился системный подход к реализации педагогических целей формирования культуры здорового питания.
В преподавании различных предметных областей уточнены и реализуются предметные цели обучения:
-
овладение основами научных знаний о правилах рационального питания;
-
овладение способами учебной деятельности;
-
формирование представлений о культуре здорового питания.
Личностные цели обучения:
-
развитие у школьников здоровьесберегающего мышления, познавательных способностей;
-
развитие у школьников общих способностей и культурных интересов, потребностей в реализации норм здорового образа жизни;
-
формирование у школьников мотивации к саморазвитию, в том числе и на основе самонаблюдений за состоянием своего здоровья.
Образовательные компетенции:
-
общекультурные:
- ответственность за своё здоровье и здоровье общества;
- соблюдение норм и правил здорового питания;
- понимание последствий фаст-фуда;
-
учебно-познавательные:
- умение добывать знания на основе наблюдений;
- умение вести дневники здоровья, наблюдения, самоконтроля спортивных достижений;
-
социально-трудовые:
- опыт взаимопомощи и заботы о здоровье близких;
- понимание влияния труда и спорта на здоровье.
Культура здорового питания в МКОУ «СОШ № 7» формируется с учётом принципов формирования основ культуры питания:
-
институциональность,
-
регулярность,
-
разнообразие,
-
адекватность,
-
безопасность,
-
удовольствие.
В пропаганде здорового питания МКОУ «СОШ № 7» используются здоровьесберегающие и адаптивные технологии, в том числе:
-
игровые технологии;
-
метод проектов;
-
метод уровневой дифференциации;
-
метод педагогических мастерских (планируем вместе);
-
уроки-тренинги;
-
уроки-консультации;
-
формирование у школьников ключевых компетенций о здоровье;
-
обеспечение и поддержание процессов самопознания и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности;
-
анкетирование учащихся, педагогов, родителей.
Проводятся уроки профилактики, уроки здоровья, на которых используются:
- приёмы, формирующие навыки критического мышления;
- ключевые слова;
- активное чтение (чтение научно-популярной литературы с маркировкой или отбором значимой информации);
- работа с различными типами вопросов: «Что в поведении человека укрепляет его здоровье?»; «Что в поведении человека ухудшает его здоровье?»;
- визуальные способы и организация материала (например, «Копилка здоровья», «Рекорды здоровья»);
- мозговой штурм;
- различные дискуссии (например, «Питание и здоровье», «Красота и здоровье»).
Вопросы пропаганды здорового питания рассматриваются во внеклассной и внеурочной работе с учащимися, просветительской работе с родителями и пр.
Например, в системе учебно-воспитательной работы реализуются следующие мероприятия:
- цикл бесед на тему «Азбука здорового питания»;
- проведение классных часов по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приёма пищи», «Режим питания и рацион питания», «Острые кишечные заболевания и их профилактика».
Проводятся деловые игры и тренинги в целях развития у учащихся умений выбирать блюда на завтрак, обед и ужин, сервировать стол и т.д. В школе организуются и проводятся различные конкурсы: «Меню для младшего товарища (отличника, спортсмена)», конкурс на лучшую рекламу здорового питания. Ответственными за выполнение перечисленных мероприятий назначены классные руководители, школьная медсестра, представители школьной администрации. В пропаганде здорового питания участвуют работники сельской библиотеки.
Такой институциональный (межведомственный) подход к пропаганде культуры здорового питания обучающихся МКОУ «СОШ № 7» обеспечивает более результативную работу по данному направлению.