Рабочая программа элективного курса по русскому языку 8 класс

1.  Пояснительная записка Программа курса  разработана на основе программы элективного курса «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» Программа предназначена для учащихся 8 классов, может быть использована при подготовке к сочинению-рассуждению. Программа курса рассчитана на 36 часов. Актуальность разработки курса обусловлена востребован­ностью в обществе высококвалифицированных, образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и твор­...     В результате освоения курса учащиеся должны получить знания: - о сущности, содержании, структуре и типах текстов; - об объективных законах восприятия, понимания и создания текста;   - роли текста в коммуникативных отношениях между людьми. Учащиеся должны уметь:   - проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач; - отбирать фактический и языковой материал для собственной речи; - создавать текст; -владеть навыками стилистической правки текста. Принципы построения курса Основой построения элективного курса являются принципы: - системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся; - постепенного усложнения материала; - личностно-деятельностного подхода и субъект-субъектного; - преемственности. В прог...
Раздел Завучу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Программа курса разработана на основе программы элективного курса «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» Программа предназначена для учащихся 8 классов, может быть использована при подготовке к сочинению-рассуждению. Программа курса рассчитана на 36 часов.

Актуальность разработки курса обусловлена востребованностью в обществе высококвалифицированных, образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и творческой самореализации.

Наиболее доступный способ решения этой проблемы - образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения:

- работать с текстами различных стилей;

- извлекать необходимую информацию из различных устных и письменных источников;

- излагать собственные мысли четко и последовательно.

Умение писать сочинение - это не что иное, как умениедоказательно, логично и образно излагать свои мысли. К тому же на экзамене именно навык развернутого высказывания в письменной форме становится предметом оценки.

Анализ результатов экзаменов по русскому языку в новых формах показал, что выпускники школ испытывают большие трудности в создании собственного речевого высказывания. Поэтому специальный курс по выбору для учащихся 8 классов - основной путь формирования коммуникативных навыков и условие развития личности выпускника.

  1. Цели курса


- воспитание коммуникативной личности;

- развитие потребности в свободном владении русским языком и его ресурсами;

- формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.




В результате освоения курса учащиеся должны получить знания:

- о сущности, содержании, структуре и типах текстов;

- об объективных законах восприятия, понимания и создания текста;

- роли текста в коммуникативных отношениях между людьми.

Учащиеся должны уметь:

- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

- отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

- создавать текст;

  • владеть навыками стилистической правки текста.

Принципы построения курса

Основой построения элективного курса являются принципы:

- системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся;

- постепенного усложнения материала;

- личностно-деятельностного подхода и субъект-субъектного;

- преемственности.

В программе учтены возрастные возможности школьников. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, а также самостоятельной работе с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - лидерство,основанная на совместной деятельности. В основе такого подхода - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.


  1. Учебно-тематический план

Общие методические комментарии к занятиям вынесены в тематический план курса.

Программный материал представлен в разделах.

  1. раздел. Повторение и закрепление сведений о тексте (19 ч).

  2. раздел. Работа над исходным текстом (9 ч).

  3. раздел. Сочинение-рассуждение (6 ч).

  4. раздел. Контрольная работа «Рецензирование сочинений-рассуждений» (2 ч).

Построение каждой темы следующее:

  1. Формулировка темы.

  2. Цели.

  3. Содержание, основные понятия.

  4. Примерные учебные задания.

  5. Литература.

Особое внимание следует уделить подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволят учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Эффективно использовать самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед учащимися задач.


  1. Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Умения и навыки

Основные виды деят-ти учащихся

1 раздел. Повторение и закрепление сведений о тексте. Работа над исходным текстом (19 часов)

1

Вводное занятие. Цель и задачи курса. Тема, идея, основная мысль текста.


1 час

Тема, микротема, абзац, основная мысль, ключевые слова

Определять тему текста, выделять абзацы, находить ключевые слова

План текста, групповая и парная работа, практикум: работа с текстом

2

Основные образы текста. Типы речи.


2 час

Образ автора, описание, повествование, рассуждение

Уметь находить в тексте образы, созданные автором, определять тип речи

Определение типов речи, подготовка докладов по теме

3

Стили речи.

2 час

Стили речи

Уметь определять стиль речи

Работа в группах: определение стилей речи

4

Лексика текста. Средства художественной выразительности.


3 час

Звукопись, фигуры речи и тропы, особенности морфологии, синтаксиса

Уметь находить в тексте средства художественной выразительности

Самостоятельная работа по языковому анализу текста


5

Средства художественной выразительности.


2 час

Стилистические фигуры речи и тропы

Уметь определять цель использования средств худож. выразительности

Словарик терминов. Практикум: работа в парах по тексту

6

Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приёмы построения текста. Средства связи его частей.


3 час

Композиция текста, приёмы построения, средства связности

Определять структуру текста, соотносить вступление с заключением

Анализ текста по плану, работа в парах

7

Работа с «текстом-портретом».


3 час

Стиль и тип текста, композиция, позиция автора, художественные средства

Анализировать текст, понимать замысел автора, находить ср-вавыразительности

Выполнение практических заданий по анализу текста, участие в беседе

8

Работа с «текстом-проблемой»


3 час

Стиль текста, тип речи, композиция текста, проблема

Анализировать текст, видеть проблему, определять авторскую позицию

Участие в эвристической беседе, создание текста по клише

2 раздел. Сочинение-рассуждение (9 часов).

9

Сочинение-рассуждение. Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений.


3 час

Вопросы-стимулы, приём «маска», «ключевые слова»

Правильно определять тему и главную мысль, моделировать вступление

Коллективная работа, практикум

10

Способы выражения авторской позиции


2 час

Приём «Ниточка», комментированный пересказ, приём «Оппонент»

Выражать своё отношение к поднимаемым проблемам

Коллективная, самостоятельная, индивидуальная работа

11

Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении


2 час

Выразительные средства языка

Понять основные мысли автора текста, выделять языковые средства

Практикум, коллективная, парная работа

12

Способы моделирования заключительной части


2 час

Приём «отклик», «цитата», «ниточка»

Соотносить заключительную часть со вступлением и главной мыслью текста

Работа в группах, самостоятельная работа

3 раздел. Предупреждение речевых ошибок (6 часов)

13

Предупреждение речевых ошибок, их классификация


2 час

Речевая норма, речевые ошибки, речевой недочёт

Видеть ошибку, определять её тип, редактировать текст

Практикум, работа с использованием таблицы

14

Виды грамматических и лексических ошибок


2 час

Грамматические ошибки, лексические ошибки

Видеть ошибку, определять её тип, редактировать текст

Работа в парах, самостоятельная работа


15

Написание сочинения-рассуждения


2 час

Сочинение-рассуждение

Уметь писать сочинение-рассуждение

Написание сочинения-рассуждение

4 раздел. Контрольная работа (2 часа)

16-17

Итоговая контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения

2 часа

Сочинение-рассуждение

Написание сочинения -рассуждения

Выполнение контрольной работы по предложенной схеме


  1. Литература


  1. Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части С. - М., 2007.

  2. Любичева Е.В. Русский язык на пути к экзамену. - М., 2007.

  3. Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. - Вып. 9: Русский язык и литература /Научн. ред. И.В. Мовнар. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

  4. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях. - М., 2006.

© 2010-2022