- Преподавателю
- Директору, завучу
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку 8 класс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 8 класс
Раздел | Завучу |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цымбал Е.В. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе программы элективного курса «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» Программа предназначена для учащихся 8 классов, может быть использована при подготовке к сочинению-рассуждению. Программа курса рассчитана на 36 часов.
Актуальность разработки курса обусловлена востребованностью в обществе высококвалифицированных, образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и творческой самореализации.
Наиболее доступный способ решения этой проблемы - образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения:
- работать с текстами различных стилей;
- извлекать необходимую информацию из различных устных и письменных источников;
- излагать собственные мысли четко и последовательно.
Умение писать сочинение - это не что иное, как умениедоказательно, логично и образно излагать свои мысли. К тому же на экзамене именно навык развернутого высказывания в письменной форме становится предметом оценки.
Анализ результатов экзаменов по русскому языку в новых формах показал, что выпускники школ испытывают большие трудности в создании собственного речевого высказывания. Поэтому специальный курс по выбору для учащихся 8 классов - основной путь формирования коммуникативных навыков и условие развития личности выпускника.
-
Цели курса
- воспитание коммуникативной личности;
- развитие потребности в свободном владении русским языком и его ресурсами;
- формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.
В результате освоения курса учащиеся должны получить знания:
- о сущности, содержании, структуре и типах текстов;
- об объективных законах восприятия, понимания и создания текста;
- роли текста в коммуникативных отношениях между людьми.
Учащиеся должны уметь:
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
- отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
- создавать текст;
-
владеть навыками стилистической правки текста.
Принципы построения курса
Основой построения элективного курса являются принципы:
- системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся;
- постепенного усложнения материала;
- личностно-деятельностного подхода и субъект-субъектного;
- преемственности.
В программе учтены возрастные возможности школьников. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, а также самостоятельной работе с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - лидерство,основанная на совместной деятельности. В основе такого подхода - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.
-
Учебно-тематический план
Общие методические комментарии к занятиям вынесены в тематический план курса.
Программный материал представлен в разделах.
-
раздел. Повторение и закрепление сведений о тексте (19 ч).
-
раздел. Работа над исходным текстом (9 ч).
-
раздел. Сочинение-рассуждение (6 ч).
-
раздел. Контрольная работа «Рецензирование сочинений-рассуждений» (2 ч).
Построение каждой темы следующее:
-
Формулировка темы.
-
Цели.
-
Содержание, основные понятия.
-
Примерные учебные задания.
-
Литература.
Особое внимание следует уделить подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволят учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Эффективно использовать самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед учащимися задач.
-
Календарно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во часов
Основные понятия
Умения и навыки
Основные виды деят-ти учащихся
1 раздел. Повторение и закрепление сведений о тексте. Работа над исходным текстом (19 часов)
1
Вводное занятие. Цель и задачи курса. Тема, идея, основная мысль текста.
1 час
Тема, микротема, абзац, основная мысль, ключевые слова
Определять тему текста, выделять абзацы, находить ключевые слова
План текста, групповая и парная работа, практикум: работа с текстом
2
Основные образы текста. Типы речи.
2 час
Образ автора, описание, повествование, рассуждение
Уметь находить в тексте образы, созданные автором, определять тип речи
Определение типов речи, подготовка докладов по теме
3
Стили речи.
2 час
Стили речи
Уметь определять стиль речи
Работа в группах: определение стилей речи
4
Лексика текста. Средства художественной выразительности.
3 час
Звукопись, фигуры речи и тропы, особенности морфологии, синтаксиса
Уметь находить в тексте средства художественной выразительности
Самостоятельная работа по языковому анализу текста
5
Средства художественной выразительности.
2 час
Стилистические фигуры речи и тропы
Уметь определять цель использования средств худож. выразительности
Словарик терминов. Практикум: работа в парах по тексту
6
Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приёмы построения текста. Средства связи его частей.
3 час
Композиция текста, приёмы построения, средства связности
Определять структуру текста, соотносить вступление с заключением
Анализ текста по плану, работа в парах
7
Работа с «текстом-портретом».
3 час
Стиль и тип текста, композиция, позиция автора, художественные средства
Анализировать текст, понимать замысел автора, находить ср-вавыразительности
Выполнение практических заданий по анализу текста, участие в беседе
8
Работа с «текстом-проблемой»
3 час
Стиль текста, тип речи, композиция текста, проблема
Анализировать текст, видеть проблему, определять авторскую позицию
Участие в эвристической беседе, создание текста по клише
2 раздел. Сочинение-рассуждение (9 часов).
9
Сочинение-рассуждение. Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений.
3 час
Вопросы-стимулы, приём «маска», «ключевые слова»
Правильно определять тему и главную мысль, моделировать вступление
Коллективная работа, практикум
10
Способы выражения авторской позиции
2 час
Приём «Ниточка», комментированный пересказ, приём «Оппонент»
Выражать своё отношение к поднимаемым проблемам
Коллективная, самостоятельная, индивидуальная работа
11
Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении
2 час
Выразительные средства языка
Понять основные мысли автора текста, выделять языковые средства
Практикум, коллективная, парная работа
12
Способы моделирования заключительной части
2 час
Приём «отклик», «цитата», «ниточка»
Соотносить заключительную часть со вступлением и главной мыслью текста
Работа в группах, самостоятельная работа
3 раздел. Предупреждение речевых ошибок (6 часов)
13
Предупреждение речевых ошибок, их классификация
2 час
Речевая норма, речевые ошибки, речевой недочёт
Видеть ошибку, определять её тип, редактировать текст
Практикум, работа с использованием таблицы
14
Виды грамматических и лексических ошибок
2 час
Грамматические ошибки, лексические ошибки
Видеть ошибку, определять её тип, редактировать текст
Работа в парах, самостоятельная работа
15
Написание сочинения-рассуждения
2 час
Сочинение-рассуждение
Уметь писать сочинение-рассуждение
Написание сочинения-рассуждение
4 раздел. Контрольная работа (2 часа)
16-17
Итоговая контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения
2 часа
Сочинение-рассуждение
Написание сочинения -рассуждения
Выполнение контрольной работы по предложенной схеме
-
Литература
-
Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части С. - М., 2007.
-
Любичева Е.В. Русский язык на пути к экзамену. - М., 2007.
-
Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. - Вып. 9: Русский язык и литература /Научн. ред. И.В. Мовнар. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.
-
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях. - М., 2006.