Проект Управление процессом конструирования индивидуальных образовательных траекторий

Проект строится по направлениям, которые создают  условия для реализации обновленной системы педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры. Цель проекта: разработать теоретические основы конструирования индивидуальных образовательных траекторий и создать методику конструирования. Задачи проекта: Обеспечить постоянное и систематическое повышение квалификации педаго...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Управление процессом конструирования индивидуальных образовательных траекторийПроект Управление процессом конструирования индивидуальных образовательных траекторийПроект Управление процессом конструирования индивидуальных образовательных траекторийГосударственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»


Кафедра управления образовательными системами












Дипломный (выпускной) проект





Управление процессом конструирования индивидуальных образовательных траекторий










Выполнил:

Тихоненкова Елена Владимировна,
заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 57






Волгоград, 2014


Содержание





Паспорт проекта

Название проекта

Управление процессом конструирования индивидуальных образовательных траекторий

Краткое содержание проекта

Проект строится по направлениям, которые создают условия для реализации обновленной системы педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры

Разработчики проекта

Елена Владимировна Тихоненкова, заместитель директора по УВР

Исполнители проекта

Администрация, педагогический коллектив школы

Цель проекта

Разработать теоретические основы конструирования индивидуальных образовательных траекторий и создать методику конструирования.

Задачи проекта

  1. Обеспечить постоянное и систематическое повышение квалификации педагогов по вопросам конструирования индивидуальных образовательных траекторий, использования педагогических технологий в зависимости от особенностей класса, создания и использования электронных образовательных ресурсов и т.п.

  2. Создать условия для внедрения технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах.

  3. Разработать дидактическое обеспечение учебных курсов, позволяющее иметь достаточное количество разноуровневых заданий, использовать различные формы взаимодействия, интегрировать различные педагогические технологии.

  4. Создать цикл учебных курсов, модулей, предоставляющих обучаемым возможность осваивать содержание на повышенном, продуктивном или углубленном уровне

  5. Создать систему элективных курсов для различных профилей обучения, дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих формирование адаптивной и конкурентноспособной личности

  6. Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

  7. Оптимизировать психологические и физические нагрузки обучающихся за счет ликвидации избыточности в содержании учебных курсов и адекватного выбора педагогом технологий обучения и воспитания

  8. Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры.

Сроки действия проекта

2014 - 2017 г.

Этапы реализации проекта

  • 1 этап - 2014 - 2015 уч. год (адаптационно-мотивационный)

  • 2 этап -2015 - 2016 уч. год (деятельностный)

  • 3 этап -2016 -2017 уч. год (рефлексивно-прогностический)

Ожидаемый результат

Повышение уровня профессионализма педагогов с целью обеспечения реализации множества индивидуальных образовательных траекторий;

Внедрение технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах

Система контроля

  • для оценки эффективности Проекта используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач;

  • процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки;

  • Выступления на педагогических советах, Методическом совете школы.

Ответственные за реализацию проекта

Администрация, педагогический коллектив.



Пояснительная записка

Принципиальное внимание общества к образованию связано с общими тенденциями переходного периода: школа является тем местом, где дети педагогически организованы в процессе освоения культурных ценностей.

Школа, удовлетворяя права каждого ребенка на получение образования, должна создавать для всех контингентов учащихся условия для самореализации. Социальная цель школы и личностные ожидания учащихся в этом плане совпадают. В тоже время необходимо отметить, что содержание традиционного образования не может полностью решить эти задачи. Об этом свидетельствуют и данные, полученные в результате исследования взаимозависимости системы знаний о человеке с информацией, которую получают учащиеся по школьным предметам в школе.

Несмотря на определенные достижения в обучении и воспитании, прогресс в становлении образовательного учреждения в условиях модернизации, гуманизации, информатизации и профилизации образования, были выделены следующие противоречия:

  • между снижением уровня здоровья у современных школьников, негативной тенденцией увеличения числа детей с различными заболеваниями от ступени к ступени обучения в школе и востребованностью изучения ряда предметов на повышенном уровне;

  • между ориентацией образования на формирование системных, прочных предметных знаний и умений и необходимостью наличия у выпускников школы сформированных ключевых компетенций,

  • между бурным развитием информационных технологий в современном мире и недостаточной степенью использования их потенциала в образовательной практике,

  • между увеличением числа экологических катастроф, ухудшением экологической ситуации в регионе и принижением роли школы в решении экологических и валеологических проблем,

  • между фундаментализацией школьного образования, стандартизацией содержания образования, реализацией идей гуманизации в нем и недостаточным числом учебных дисциплин, отсутствием учебников и УМК к ним, обеспечивающих становление энциклопедичной личности, развитием общей одаренности,

  • между востребованностью в современной школе индивидуализации образования и отсутствием методики индивидуализированного обучения, технологии построения в общеобразовательной школе индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика

Главные проблемы деятельности образовательного учреждения состоят в том, чтобы:

- культивировать такое отношение к ребенку и создать такие условия его развития, которые соответствуют Международной Конвенции о правах ребенка, Закону РФ «Об образовании»,

- определить в качестве приоритетных вопросов социальную защиту детства, жизнь и здоровье детей;

- оздоровить средствами образования окружающую среду, ее культуру, межпоколенческие отношения.

Миссия школы: развитие общей одаренности, обучаемости средствами информатизации и профилизации, что позволяет подготовить конкурентно способных граждан.

Обучающимся необходимо предоставить:

- выбор вида творческой, исследовательской и проектной деятельностей, дополнительных занятий, обеспечивающих расширение образовательного поля,

- выбор формы обучения (очная или экстернат), набора элективных курсов, направления профильного обучения, компонентов индивидуальной образовательной траектории, уровня обучения на протяжении учебного года и на конкретных занятиях через определение объема и сложности заданий, набора дополнительных образовательных услуг,

- психолого-педагогическую поддержку при реализации индивидуальной образовательной траектории,

- возможность саморазвития способностей, задатков, общей и специальных одаренностей через включение в различные виды творческой деятельности,

- комфортные условия обучения, обеспечивающие сохранение здоровья.

Концептуальные ориентиры развития единого образовательного пространства школы заключаются в следующем:

- признается приоритетное значение образования, ибо от образования молодежи зависит развитие интеллектуально-творческого потенциала, социокультурной среды;

- определяется значение взаимодействия образования с другими компонентами поликультурной сферы: культурой, медициной, экологией, правоохранительными органами.

Конструирование образования происходит в соответствии с такими принципами, как:

Принцип энциклопедичности означает, что школа дает учащимся всесторонне образование, обеспечивает их осведомленность в различных областях знаний. Энциклопедизм познаний обучающихся требует представленности в содержании образования основ наук в их сочетании с культурологией, творчеством, социальной практикой. Гуманизация и гуманитаризация означают отношение к ученику как суверенному субъекту культуры, образования, собственной жизни, способному к свободному выбору ценностей, жизненных смыслов.

Принцип экономизации означает направленность образования на формирование экономического мышления, рационального подхода к происходящим изменениям в жизни, умений ориентироваться в изменяющихся условиях рынка. Экономизация образования в школе означает его общую направленность на обучение учащихся жизни, умению преодолевать экономические трудности, вести хозяйство, материально обеспечивать себя и свою семью, обустраивать свой быт, создавать материальные ценности.

Принцип экологизации ориентирует на воспитание у учащихся экологической культуры. Формирование экологической культуры проектируется на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения в процессе всех видов деятельности.

Принцип интеграции естественно-научных и гуманитарных дисциплин означает направленность образования на формирование у учащихся целостной картины мира, природы, культуры, целостного представления о человеке как единстве его природной, социальной и культурной сущностей.

Принцип практической направленности подчеркивает качественное своеобразие образования в школе: оно осуществляется не только для развития ума, но для всего человека, для всей его жизни. Практическая направленность образования обеспечивается связью его содержания с интересами детей и их семей, развитием склонностей и способностей, предоставлением им различных форм дополнительного образования. Практическая направленность образования реализуется и посредством его профилизации на старшей ступени.

Принцип вариативности определяет возможность выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методических систем обучения конкретным предметам, обеспечивает удовлетворение различных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Принцип педагогической поддержки рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самоопределение ребенка как личности, определяет процесс совместного со школьниками конструирования индивидуальных образовательных траекторий.


Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработать теоретические основы конструирования индивидуальных образовательных траекторий и создать методику конструирования.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

  • Обеспечить постоянное и систематическое повышение квалификации педагогов по вопросам конструирования индивидуальных образовательных траекторий, использования педагогических технологий в зависимости от особенностей класса, создания и использования электронных образовательных ресурсов и т.п.

  • Создать условия для внедрения технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах.

  • Разработать дидактическое обеспечение учебных курсов, позволяющее иметь достаточное количество разноуровневых заданий, использовать различные формы взаимодействия, интегрировать различные педагогические технологии.

  • Создать цикл учебных курсов, модулей, предоставляющих обучаемым возможность осваивать содержание на повышенном, продуктивном или углубленном уровне

  • Создать систему элективных курсов для различных профилей обучения, дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих формирование адаптивной и конкурентноспособной личности

  • Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

  • Оптимизировать психологические и физические нагрузки обучающихся за счет ликвидации избыточности в содержании учебных курсов и адекватного выбора педагогом технологий обучения и воспитания

  • Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры.


Этапы реализации проекта


Этап
развития школы

Задача

Мероприятие

Форма отчета

1 этап -

адаптационно-мотивационный

2014 - 2015 гг.

Обеспечить постоянное и систематическое повышение квалификации педагогов по вопросам конструирования индивидуальных образовательных траекторий, использования педагогических технологий в зависимости от особенностей класса, создания и использования электронных образовательных ресурсов и т.п.

1. Участие педагогов в городских семинарах по проблемам новых педагогических технологий, информационных технологий.

Выступления участников учителей на заседаниях МО и педагогических советов

2. Постоянно действующие методические семинары

Конференция в конце учебного года

Разработать дидактическое обеспечение учебных курсов, позволяющее иметь достаточное количество разноуровневых заданий, использовать различные формы взаимодействия, интегрировать различные педагогические технологии

1. Создание элективных курсов педагогами школы

Экспертиза

2. Создание УМК разработанных элективных курсов

Семинар

Создать цикл учебных курсов, модулей, предоставляющих обучаемым возможность осваивать содержание на повышенном, продуктивном или углубленном уровне

1. Подготовка рабочих программ по дисциплинам учебного плана

Выступления на МО

Создать систему элективных курсов для различных профилей обучения, дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих формирование адаптивной и конкурентноспособной личности

1. Создание элективных курсов для общеобразовательного профиля

Утверждение программ

2. Создание элективного курса по информационным технологиям

Утверждение программ

3. Создание школьного ВИКИ - портала для размещения информационных ресурсов учителей

Информация на школьном портале

Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы

1.Создание презентаций и слайд-фильмов для образовательных целей.

Продукты в электронном виде

2. Использование на уроках математики, информатики и других учебных курсов

Выступления на педагогических педсоветах

3. Создание школьного информационного центра. Функционал для обновления сайта школы.

Информация об обновлении сайта

Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры

1. Создание медиатеки открытого доступа для учеников и педагогов.

Каталог электронных ресурсов

2. Организация методического кабинета по педагогической поддержке образовательного процесса

План - график работы методического кабинета

3. Участие в Интернет - педсоветах

Информационно-методический бюллетень

2 этап -

Деятельностный

2015 - 2016 гг.

Организовать информационное культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном

1. Внедрение программы 1С:Хронограф для организации информационного культурно-образовательного пространства школы

Базы данных для информатизации управления

2. Создание службы информатизации ОУ

Изменения в штатном расписании

3.Дистанционные элективные курсы для учащихся 8-11 классов

Индивидуальные учебные планы

4. Доступ учеников к информационным ресурсам школы

График работы кабинетов информатики, библиотеки.

Обеспечить постоянное и систематическое повышение квалификации педагогов по вопросам конструирования индивидуальных образовательных траекторий, использования педагогических технологий в зависимости от особенностей класса, создания и использования электронных образовательных ресурсов и т.п.

1. Курсы по конструированию индивидуальной образовательной траектории для классных руководителей

2. Проведение обучающих семинаров для учителей города, области

Индивидуальные учебные планы

Выступления.

Открытые уроки

3. Создание информационно - методического совета

Локальные акты, регламентирующие деятельность информационно - методического совета

Постоянно действующий методический семинар

Программа семинара

Создать условия для внедрения технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах

1. Спланировать работу МО в контексте освоения новых образовательных технологий

Заседания МО

2. Обобщить опыт учителей ОУ по данному вопросу

Школьный семинар

3. Публикация наработанных педагогами материалов

Печатные материалы

Разработать теоретические основы конструирования индивидуальных образовательных траекторий и создать методику конструирования

1. Заседание творческих предметных лабораторий по проблемам конструирования индивидуальных образовательных траекторий

Положение об индивидуальном учебном плане

Разработать дидактическое обеспечение учебных курсов, позволяющее иметь достаточное количество разноуровневых заданий, использовать различные формы взаимодействия, интегрировать различные педагогические технологии

1.Разработка и подбор элективных курсов педагогами школы

2.Создание рабочих программ

Экспертиза


Согласование на МО

Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы

1. Каталог УМК по учебным предметам

Информация на портале

2. Электронная библиотека программ элективных курсов, модулей, спецкурсов.

Информация на портале

3. Создание электронных поурочных разработок учителей - предметников

Информация на портале

Апробировать методику применения электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

1. Проведение 1 раз в месяц уроков с компьютерной поддержкой

график работы методкабинета

2. Участие учащихся и педагогов в телеконференциях по образовательным проблемам

Электронный бюллетень на сайте школы

Использовать ресурсы школьного ВИКИ-портала

Каталог по информационным ресурсам содержания образования учебного плана школы

Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

1. Работа творческих лабораторий по созданию образовательного ресурса по вариативной части учебного плана

Проспекты для организации профильной и предпрофильной подготовки

2. Привлечение учащихся для создания баз данных

Информация на ВИКИ-портале

3. Изучение и освоение опыта конструирования индивидуального учебного плана обучающихся (ИУП)

Выступление учителей - тьюторов на педагогических советах, семинарах

4. Изучение и освоение опыта формирования классов и учебных групп, составления учебного расписания в условиях индивидуализации образовательного процесса

Расписание

Создать единую компьютерную сеть в образовательном учреждении

1. Подключение рабочих мест учителя каждого кабинета ОУ к локальной сети школы

2. Объединение информационных ресурсов для осуществления эффективного управления образовательным процессом

Личная страничка педагога на портале

Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры

1. Компьютеризация учебных предметных кабинетов

паспорт кабинетов

2. Разработка, приобретение электронного дидактического материала

Каталог

3 этап -

рефлексивно-прогностический

2016-2017гг.

Организовать информационное культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном

1. Создать с помощью программы 1С:Хронограф единое информационное пространство, объединяющее учителя, ученика, родителей, администрацию школы для работы с электронными образовательными ресурсами.

Управление образовательным процессом через локальную сеть

Обеспечить постоянное и систематическое повышение квалификации педагогов по вопросам конструирования индивидуальных образовательных траекторий, использования педагогических технологий в зависимости от особенностей класса, создания и использования электронных образовательных ресурсов и т.п.

1. Интерактивные конференции участников образовательного процесса школы.

2. Обмен опытом использования педагогических технологий в зависимости от особенностей класса

3. Интерактивный фестиваль исследовательских работ научного общества учащихся школы

Информация на сайте

Печатные материалы

Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы

1. Разработка компьютерных обучающих программ

Электронный каталог обучающих программ

2. Конструирование электронных образовательных ресурсов педагогами школы из фрагментов готовых ресурсов.

Методические разработки

3. Формирование информационного образовательного пространства школы

Апробировать методику применения электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

1. Проведение уроков по различным предметам с компьютерной поддержкой

Заседание МО

2. Систематическое обобщение опыта по применению электронных образовательных ресурсов

Выступления на информационно-методическом совете, педагогическом совете.

Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

1. Корректировка созданных баз данных

Информация в компьютерной сети

2. Частичная автоматизация конструирования индивидуальных образовательных траекторий с использованием поисковых систем

Электронные варианты индивидуальных учебных планов

Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры

1. Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с использованием удаленного доступа

Выступления на МО, педсоветах, семинарах.


Ожидаемый результат

  • Повышение уровня профессионализма педагогов с целью обеспечения реализации множества индивидуальных образовательных траекторий;

  • Внедрение технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах;

  • Разработка методики конструирования индивидуальных образовательных траекторий;

  • Обеспечение вариативности образования при обеспечении достижения стандарта в объемах обязательной подготовки учащихся;

  • Предоставление обучаемым различных уровней предметной подготовки;

  • Создание системы элективных курсов для различных профилей обучения, набора дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих формирование адаптивной и конкурентоспособной личности;

  • Создание и использование электронных образовательных ресурсов, предоставляющих условия для саморазвития и повышения качества обучения школьников;

  • Наличие у выпускников сформированных ключевых компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования и выбора);

  • Владение выпускниками навыками творческой, исследовательской, проектной деятельности;


Модель выпускника

Процесс образования компетентной личности, способной к культурному саморазвитию и творчеству базируется на следующих характеристиках:

  • Свободная личность обладает высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.

  • Гуманная личность понимает высокую ценность человеческой жизни, обращена к людям, добрая, способная к состраданию, сопереживанию, милосердию, способна бескорыстно оказывать помощь конкретным людям, стремится к миру, добрососедству, взаимопониманию.

  • Духовная личность имеет развитые потребности в познании и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, идеала, половой самобытности мужчины и женщины, общении с искусством, автономии внутреннего мира, приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры и родного края, в здоровом патриотизме.

  • Творческая личность обладает развитым интеллектом и творческими способностями, имеет потребности в преобразующей деятельности, чувство нового, способна к жизнетворчеству.

  • Практичная личность владеет ключевыми компетенциями в определенной профессиональной области, а так же практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение языками мира, физическая закалка, хорошие манеры, т.д.).

  • Устойчивая личность имеет осознанные и развиваемые мировоззренческие позиции в отношениях к людям, к себе и к предметам внешнего мира, определяет систему жизненных смыслов.


© 2010-2022