• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Применение практико-и компетентностно-ориентированных заданий на уроках физике как средство развития функциональной грамотности учащихся

Применение практико-и компетентностно-ориентированных заданий на уроках физике как средство развития функциональной грамотности учащихся

Раздел Завучу
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение практико- и компетентностно- ориентированных заданий на уроках физике как средство развития функциональной грамотности учащихся.


"Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим перед

ними проблемы, которые надо решить".

Роджер Левин



Современный период развития образования характеризуется переходом от «знаниевой» к «ценностно-деятельностной» парадигме, где на первый план выходят новые приоритеты в образовании, актуализирующие аспекты развития функционально-компетентностной сферы учащихся. Наш Президент Н.А. Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» поставил перед существующей системой образования ключевую задачу: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»[1]. В современном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех его слоев. На сегодняшний день понятие грамотности значительно расширилось, перейдя в «функциональную грамотность» (информационная, техническая, исследовательская грамотность и т.п.) и приобрело статус компонента культуры, который включает в себя не только привычные знания, умения, навыки, но и базовые, ключевые и предметные компетентности и также функциональную грамотность по предметам [2]. Надо отметить, что компоненты функциональной грамотности и базовые/ключевых компетентности имеют много общего и четких границ между ними не существует.

Сегодня время ставит перед учителем задачу обеспечить условия для развития компетентностной личности школьника. Одним из средств решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая на использовании компетентностно (КОЗ) и практико-ориентированных заданий (ПОЗ). Практические и компетентностные задания являются интегрированными, моделирующими практические, жизненные ситуации и деятельностными, что способствует формированию новых ЗУНов по физике.

Наш опыт применения практико и компетентностно-ориентированных задач на уроках физики и во внеурочной деятельности показывает, что максимальный эффект наступает тогда, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в жизни, в быту, на экскурсии, в учебной ситуации и когда задания оформлены наглядно ( плакаты, фото, слайды, рисунки, схемы, таблицы и т.д.). Именно такие задачи вызывают интерес учащихся к самому предмету физики и мотивируют на дальнейшие самостоятельные действия учеников. С использованием КОЗ и ПОЗ можно раскрыть многообразие применения знаний по физике в жизни и расширить диапазон информации прикладного и междисциплинарного характера, тем самым увеличивая возможности формирования функциональной и компетентностной сферы школьника.

Специфика практических и компетентностных заданий состоит в том, что их решение всегда предполагает обращение к личному опыту ученика, социальную и личностную значимость. Компетентностные и практические задания чаще всего имеют структуру и представляют собой способ формирования и развития у учащихся таких компетентностей, как информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем [3](схема 1).

Структура компетентностно- ориентированного задания

Схема 1


Применение практико- и компетентностно- ориентированных заданий на уроках физике как средство развития функциональной грамотности учащихся.

Интерес, вызванный решением заданий способствовал началу процесса разработки КОЗ и ПОЗ как самими учителями, так и учениками, тем самым формируя навыки творческой деятельности и опыта конструирования, в соответствии с требованиями их структуры. Задание состоит из: 1) стимула; 2) задачной формулировки; 3) источника информации; 4) бланка для выполнения задания; 5) инструмента проверки. Каждое задание затрагивает развитие той или иной компетентности.

© 2010-2022