Методические рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономное учреждение

«Центр комплексного обеспечения системы образования»












Методические рекомендации

по разработке рабочих программ

по учебным предметам





























2011


Содержание методических рекомендаций


№п/п

Содержание

Стр.

1.

Глоссарий

3

2.

Требования к содержанию и структуре рабочих программ

по учебным предметам

7

3.

Пример титульного листа рабочей программы по учебному предмету

13

4.

Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования на основе системно-деятельностного подхода

14

5.

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и

педагогов

26























  1. ГЛОССАРИЙ

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН - нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); определяющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной неделе по классам, а также количество недельных часов для финансирования.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА - часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.

ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. Д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА - часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - система широкого доступа каждого субъекта (учителя, ученика, родителя) образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - совокупность умений школьника, обеспечивающих социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - совокупность способов действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья учащихся, норм учебной нагрузки, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении, требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий, соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению, световому и микроклиматическому режиму; к учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), регламентирующий содержание и педагогические условия организации образовательного процесса по ступеням школьного образования.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, воспитание и качество подготовки обучающихся.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - совокупность способов познания, включающих общеучебные умения, логические операции и способы формулирования и решения проблем.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ - программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ - перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; описание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - совокупность умений, обеспечивающих организацию учащимся своей учебной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, - способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ - система и состав инструментария, включающие описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - в широком смысле означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; в более узком (собственно психологическом значении характеризуются как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

2. Требования к содержанию и структуре рабочих программ

по учебным предметам

2.1. Рабочие программы как основной компонент основной образовательной программы ступени общего образования являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

2.2. Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;

- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);

- образовательных потребностей и запросов обучающихся;

- особенностей контингента обучающихся;

- авторского замысла педагога.

2.3. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации основной образовательной программы ступени общего образования, относятся:

  • программы по учебным предметам;

  • программы дополнительного образования;

  • программы элективных курсов;

  • программы факультативных занятий.

2.4. Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе

а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

2.5. В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Каждый учитель образовательного учреждения, опираясь на ФГОС общего образования и базисный учебный план школы, а также на примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования, составляет свою рабочую программу, которая является локальным и индивидуальным документом педагога. Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность - в том, что она разрабатывается педагогом как нормативно-управленческий документ, определяющий условия организации собственной педагогической деятельности. Следовательно, рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

2.6. Примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования выполняют две основные функции.

- Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

- Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

2.7. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

2.8. На основе примерных программ авторы и авторские коллективы разрабатывают учебно-методические комплекты и программы по предметам в рамках учебно-дидактических линий. Такие учебные пособия и программы называются авторскими. После соответствующей экспертизы авторские комплекты и учебники включаются (или не включаются) в федеральный перечень, а программы (наряду с примерными) используются в качестве основы для составления рабочих программ.

2.9. Структура рабочей программы по учебному предмету:

  • титульный лист

  • пояснительная записка;

  • основное содержание;

  • требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета;

  • календарно-тематическое планирование;

  • сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.

2.10. Титульный лист содержит:

-наименование ОУ,

- сведения о составителе (составителях) программы с указанием должностей

-название предмета,

-класс,

-год разработки,

-гриф рассмотрения, принятия программы педагогическим (методическим) советом,

-гриф утверждения программы руководителем ОУ.

2.11. Пояснительная записка содержит

- краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы и учебно-методического комплекта;

- характеристику места учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования (см. «Примерные программы по учебным предметам», «Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения», раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов, подраздел «Основное содержание учебных предметов»);

- цели и задачи реализации учебного предмета (см. «Примерные программы по учебным предметам»);

- характеристику особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей;

- обоснование возможностей учебного предмета в формировании и развитии универсальных учебных действия; проектных и исследовательских действий (для основной и средней ступени общего образования); решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования; обеспечении профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования; в формировании и развитии ИКТ - компетентности обучающихся (для основной ступени общего образования) (см. «Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения»: раздел «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», «Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования» («Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного (среднего) общего образования), «Программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся», «Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования», «Программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся»).

Если учитель вносит в авторскую программу модификационные изменения, то в пояснительной записке они отражаются и обосновываются, например

-какой - либо раздел дополнен новыми темами,

-увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему,

-перераспределено количество часов внутри раздела, темы,

-изменена последовательность изучения учебного материала и т.д. (

2.12. Основное содержание раскрывает необходимый уровень функциональных (предметных) знаний - умений, который формируется у обучающихся и связан с реализацией требований к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета. 1

Основное содержание и требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного курса, включают в рабочую программу, если:

  • в авторскую программу обоснованно внесены значительные изменения;

  • авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно-методическому комплекту;

  • авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, но рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей)

Содержание учебного предмета строится по разделам и темам. Порядок записи может быть таким: - следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение; сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы); прописать виды практических работ.

2.13. Требования к результатам обучения и уровню освоения предмета рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений (см. «Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения», раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы»).

2.14. Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

2.15. Календарно - тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:

- наименование раздела программы и количество часов на раздел;

- № и тип урока;

- темы отдельных уроков, расположенные в последовательности и в соответствии с логикой изучения учебного материала;

- характеристика деятельности учащихся;

- виды контроля, измерители образовательных результатов;

- планируемые результаты, формулируюемые в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).

- домашнее задание. По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.

2.16. Литература по учебному предмету подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

2.17. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса включает в себя характеристику используемого наглядного материала (альбомы, атласы, карты, таблицы), список оборудования и приборов, характеристику образовательного пространства учебного кабинета.

2.18. Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по учебной работе (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

2.19. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

2.20. При экспертизе рабочей программы заместитель директора общеобразовательного учреждения проверяет даты контрольных работ и их количество в классе на одной неделе: нецелесообразно проведение контрольных работ на последней перед каникулами неделе, накануне праздников. Количество в неделю контрольных работ по разным предметам в одном классе регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения и соотносится с требованиями СанПиН.

2.21. Каждый отчетный период (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

2.22. Целесообразно для рабочих программ, являющихся авторскими, провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения на профильных предметных кафедрах региональных вузов, ссузов, учреждений дополнительного профессионального образования.

2.23. Процесс разработки рабочей программы учебного предмета включает в себя:

- изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога общеобразовательного учреждения (см. standart.edu.ru);

- анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (см. ФГОС: начального (основного, среднего) общего образования, standart.edu.ru);

- изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся;

- разработка рабочей программы;

- рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;

- согласование рабочей программы зам. директора по учебно-воспитательной работе;

- утверждение рабочей программы директором ОУ.

3. Пример титульного листа рабочей программы по учебному предмету


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа ____________



Рассмотрено на МО учителей

_________________________Протокол № ____

от «___» __________ 20___г.

Руководитель МО_________

Согласовано на МС школы

Протокол № ____

от «___» ________20___г.

Руководитель МС _______

Утверждаю:

Директор

___________________

«___» ________ 20 ___ г.












Рабочая учебная программа по

_____________________________________________

(наименование учебного предмета)

________________________________

(класс, уровень общего образования)


Год разработки______________



составлена на основе ____________________________________________________________

____________________________________________________________

(наименование программы)








Программу составил (а) -_______________________

(Ф.И.О. учителя)








4. Рекомендации по составлению календарно-тематического

планирования на основе системно-деятельностного подхода

4.1. Основные фазы учебного года

Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три фазы: фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»); фаза постановки и решения учебных задач года; рефлексивная фаза учебного года.

Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь месяц)

Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие:

  • дать возможность обучающимся определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;

  • провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;

  • создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.

Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя:

1 этап - проведение стартовых проверочных работ (в основной школе стартовых проектов) по основным учебным предметам;

2 этап - коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся;

3 этап - определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления;

4 этап - представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний.

Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половина апреля)

В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий:

  • инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе - в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию;

  • моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач;

  • самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов решения поставленных задач;

  • адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка);

  • самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий;

  • содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

  • самостоятельного написания собственных осмысленных и связных текстов;

  • понимания устных и письменных высказываний.

Рефлексивная фаза учебного года (вторая половина апреля - май)

Основными задачами заключительной фазы учебного года являются:

  • определение количественного и качественного прироста в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года;

  • восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек;

  • предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу).

Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса:

1 этап - подготовка и проведение итоговых проверочных работ; анализ и обсуждение их результатов;

2 этап - проведение итоговой проектной работы;

3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год.

4.2. Перспективное планирование учебного предмета

Перспективное планирование составляется на основе «Фундаментального ядра содержания общего образования» и «Примерных программ по учебным предметам» на весь период изучения учебного предмета (учебной дисциплины внутри учебного предмета). Основными компонентами перспективного плана учебного предмета являются:

1. Цели, формулируемые на каждый год изучения предмета в деятельностной форме в соответствии с логикой структурирования основных образовательных результатов: личностных (осознать, сформировать убеждение, выработать отношение, позицию …); метапредметных (овладеть способами действий …) и предметных (сформировать понятие, получить представление, научиться …).;

2. Задачи, формулируемые в деятельностной форме в соответствии со структурой универсальных учебных действий. При формулировке задач можно пользоваться таксономией педагогических целей Б. Блума и Д. Кратволя.

Данная таксономия охватывает три области формулирования педагогических целей:

Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели - формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки, коммуникативные умения.

Основные категории когнитивных целей

Примеры обобщенных типов

когнитивных целей

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение заученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий. Отличительная черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик:

знает употребляемые термины;

знает конкретные факты;

знает методы и процедуры;

знает основные понятия;

знает правила и принципы

2. Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала

Ученик:

понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал;

интерпретирует схемы, графики, диаграммы;

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

3. Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание

Ученик:

использует понятия и принципы в новых ситуациях;

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

демонстрирует правильное применение метода или процедуры

4. Анализ

Умение разделить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения

Ученик:

выделяет скрытые (неявные) предположения;

видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

проводит различия между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных

5. Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым явлением может быть сообщение (выступление, доклад), план действия или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур

Ученик:

пишет небольшое творческое сочинение;

предполагает план проведения эксперимента;

использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы

6. Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях, которые могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик:

оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев

Основные категории аффективных целей

Примеры обобщенных типов

аффективных целей

1. Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Ученик:

  • проявляет осознание важности учения;

  • внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д.;

  • проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

2. Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Ученик:

  • выполняет заданную учителем работу;

  • подчиняется правилам поведения;

  • участвует в коллективной дискуссии;

  • самостоятельно осуществляет поиск информации;

  • проявляет инициативу;

  • проявляет интерес к учебному предмету.

3. Усвоение ценностной ориентации

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

- принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

- предпочтение ценностной ориентации;

- приверженность, убеждённость.

Ученик:

  • проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;

  • целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;

- проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал (позицию).

4. Организация ценностных ориентаций

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.

Ученик:

  • принимает на себя ответственность за осуществляемые действия;

  • понимает свои возможности и ограничения;

  • строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.

Ученик:

  • устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;

  • проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;

  • проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;

  • формулирует устойчивую и последовательную точку зрения.

3. Действия обучающихся и педагогические действия. Например (для перпективного планирования предмета «Математика» системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (4 год обучения):

Действия обучающихся

Педагогические действия

- Построение «карты движения» в предмете.

- Чтение, запись (в пределах миллиона) и сравнение многозначных чисел.

- Выполнение устных вычислений в пределах 100.

- Выполнение сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел; вычисление значений выражений, включающих все действия с многозначными числами.

- Выполнение всех действий с именованными числами.

- Решение задач на определение величин, участвующих в равномерном процессе.

- Выполнение самооценки по заданному критерию;

- Выполнение самостоятельной работы.

- Организация дискуссии по поиску способа решения новой задачи.

- Ориентация поисковых действий детей на открытие общего способа действий.

- Выделение круга частно-практических задач, решаемых общим способом

- Подбор задач для самостоятельной работы.

- Организация работы экспертной группы.

- Организация сотрудничества в группах и парах.

- Организация работы с тетрадями «Динамики моих знаний» и «Открытий».

- Организация работы разновозрастных групп.

- Организация работы по построению «карты движения».

4. Описание форм организации обучения: работа в парах; работа в малых группах; взаимодействие между группами; представление самостоятельной работы учащихся; учебная дискуссия; консультационные занятия; презентации и демонстрация достижений учащихся и т.д.

5. Представление планируемых результатов по годам обучения в двухуровневой структуре: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

4.3. Современные требования к формам организации учебного процесса.

4.3.1. Организация образовательного процесса на принципах деятельностного подхода предполагает использование наряду с традиционными ряд новых организационных форм:

урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

презентация - место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

лаборатория - место для решения исследовательских и проектных задач;

учебное занятие (практики) - место для индивидуальной работы учащихся над своими образовательными проблемами;

групповая консультация - место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- разноуровневые задания по освоению ведущих тем курса;

- задания на отработку предметных способов действий и закрепление предметных знаний.

4.3.2. Типология уроков, основанная на структуре универсальных учебных действий.

Тип урока

Виды уроков

  1. Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности

  1. Урок смыслообразования - поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»

  2. Урок нравственно-этического оценивания - оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

2. Урок организационно-деятельностного типа - ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность

1. Урок целеполагания - jтбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий

2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий

3. Урок прогнозирования - построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы

4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия

  1. Урок когнитивного типа - ориентирован на стрктуру учебной деятельноси и виды познавательной деятельности

  1. Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  2. Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации

  3. Аналитический урок - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей

  4. Урок моделирования - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

  5. Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

  6. Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

  7. Урок - обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполняние недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий

  8. Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  9. Урок постановки и решения проблем

  1. Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учетывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

  1. Урок - дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация

  2. Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров

№ урока

Д

4.4. Образец календарно-тематического планирования для курса «Математика» (2 класс)

системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдоваата

Тема занятия

Содержание

Форма

Результат

Тема №1 Определение задач учебного года (14 часов)

Цель: определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях и пути их ликвидации с постановкой новых задач текущего учебного года

1

1 неделя

сентября

4.09

Стартовая работа

Набор заданий на актуальные и перспективные знания и умения учащихся

Индивидуальная работа учащихся

Оценка успешности выполнения работы

2

4.09

Определение «дефицитов» в знаниях и умениях учащихся

Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы

Индивидуальная

работа учащихся

Перечень трудностей и ошибок учащегося

3-4

5.09

Организация работы по составлению плана ликвидации трудностей и ошибок учащихся

Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации

Работа малых групп учащихся

Способ работы учащихся в домашних условиях над своими проблемами


Домашняя самостоятельная работа по проблемным «точкам» программы предыдущего года обучения

5-6

6.09

Представление и освоение приемов, способов работы над ошибками с помощью набора заданий

Набор заданий учебника-тетради, отдельных карточек по типам ошибок, освоение приема работы с таблицей-заготовкой

Работа

в малых группах

Способ работы с таблицей-заготовкой

7-8

7.09

Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы на «разрыв»

Работа с заданиями на «разрыв», рефлексивная оценка действий учащихся по выполнению этих заданий

Коллективная работа класса

Определение возможных причин

трудностей и проблем в отдельных заданиях стартовой работы

9-10

8.09

Составление «карты» основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» учащихся.

Перенос проблем класса на бумагу в форме «карты», заполнение «заготовки» плана работы над ошибками, трудностей.

Работа с «Дневником Роста», учебником - тетради

Коллективная и индивидуальная

работа класса

Абрис «карты» основных задач года,

тактика (план) работы ученика над своими проблемами в обучении

11

2 неделя

сентября

Решение задач на разностное сравнение

Решение проблем учащихся

Индивидуальные

консультации

Решение трудностей учащихся

12

3 неделя

сентября

Сложение и вычитание с переходом через десяток

Решение проблем учащихся

Индивидуальные

консультации

Решение трудностей учащихся

13-14

4 неделя

сентября

Презентация результатов самостоятельной работы учащихся по ликвидации их проблем

Возврат к проблемам ученика, фиксация пути решения проблемы, оценка выполнения «плана», демонстрация своих достижений

Индивидуальная

работа учащихся

Выполнение заданий учителя на демонстрацию успешности учащихся в их самостоятельной работе

5-6

6.09

Представление и освоение приемов, способов работы над ошибками с помощью набора заданий

Набор заданий учебника-тетради, отдельных карточек по типам ошибок, освоение приема работы с таблицей-заготовкой

Работа в малых группах

Способ работы с таблицей-заготовкой

7-8

7.09

Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы на «разрыв»

Работа с заданиями на «разрыв», рефлексивная оценка действий учащихся по выполнению этих заданий

Коллективная работа класса

Определение возможных причин

трудностей и проблем в отдельных заданиях стартовой работы

9-10

8.09

Составление «карты» основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» учащихся.

Перенос проблем класса на бумагу в форме «карты», заполнение «заготовки» плана работы над ошибками, трудностей.

Работа с «Дневником Роста», учебником - тетради

Коллективная и индивидуальная

Работа класса

Абрис «карты» основных задач года,

тактика (план) работы ученика над своими проблемами в обучении

11

2 неделя

сентября

Решение задач на разностное сравнение

Решение проблем учащихся

Индивидуальные

консультации

Решение трудностей учащихся

12

3 неделя

сентября

Сложение и вычитание с переходом через десяток

Решение проблем учащихся

Индивидуальные

консультации

Решение трудностей учащихся

13-14

4 неделя

сентября

Презентация результатов самостоятельной работы учащихся по ликвидации их проблем

Возврат к проблемам ученика, фиксация пути решения проблемы, оценка выполнения «плана», демонстрация своих достижений

Индивидуальная

работа учащихся

Выполнение заданий учителя на демонстрацию успешности учащихся в их самостоятельной работе

Тема № 2. Измерение величины несколькими мерками (20 часов)

Цель: сконструировать новый способ измерения, построения величин и выйти на составное именованное число

15(1)

1 неделя

октября

Постановка задачи на измерение (отмеривания) величины по частям с помощью «своей» мерки

Вводная задача: дана величина А, имеются две мерки К больше Е. Необходимо измерить величину какой-то меркой и «переслать» результат измерения товарищу.

15(1)

1 неделя

октября



Домашняя самостоятельная работа учащихся:

  1. продолжение коррекционной работы по проблемным «точкам» первого класса;

  2. задачи на измерения величины несколькими мерками

освоение случаев перехода через десяток при прибавлении 5,6,7,8,9 (№№ учебника - 87, 106, 115-118,123-126, 157-160, 166-168, 174-176

16(2)

1 неделя

октября

Освоение нового способа измерения величины и формы записи результата измерения

Задания из учебника-тетради №№110-114

Работа в малых группах

Измерение величин и запись результатов измерения с помощью составных мерок

17 (3)

1 неделя

октября

Введение маленькой мерки «миллиметр» и измерения с ее помощью

Выбор удобных мерок для измерения величин

Задания №№ 119-122

Коллективная работа в классе

Умение пользоваться линейкой с миллиметрами, умение подбирать «удобную» мерку

18 (4)

1 неделя

октября

Работа с тремя мерками.

Табличная форма записи результатов измерения

Задания № 127-129

Коллективная работа в классе

Использование табличной формы записи результатов измерения

19 (5)

2 неделя

октября

Сложение результатов измерения нескольким мерками

Дети рассматривают разные способы выполнения задания №133-134

Коллективная

работа в классе

Умение складывать результаты измерения несколькими мерками

20-21 (6-7)

2 неделя

октября

Работа по формированию навыка вычислений (разные способы)

Выполнение заданий №№ 135-139

Учебное занятие

Индивидуальная работа

Совершенствование

вычислительного навыка

22 (8)

2 неделя

октября

Вычитание результатов измерения несколькими мерками

Рассматриваются разные приемы и способы уменьшение величин

№№ 140-143

Коллективная работа

Способы вычитания

23 (9)

2 неделя

октября

Способы вычитания с переходом через десяток

Задания №№ 144-147

Индивидуальная работа

Совершенствование вычислительного навыка

24 (10)

2 неделя

октября

Решение задач с составными именованными числами

Решение задач с помощью чертежей №№ 148-154

Коллективная работа

Совершенствование навыка решения задач

25 (11)

2 неделя

октября

Разбор проблемных мест учащихся в их самостоятельной работе

Работа с отдельными заданиями

Групповая консультация

Ликвидация проблем и трудностей

26(12)

3 неделя

октября

Обобщение действия сложения. Обозначение ломаной линии.

Выполнение заданий №№ 155-156, 161-162

Коллективная работа

Понимание действия «сложение»

27(13)

3 неделя

октября

Обобщение действия вычитания

Вводятся названия компонентов вычитания

№№ 163-164

Коллективная работа

Понимание действия «вычитание» и компоненты вычитания

28 (14)

3 неделя

октября

Рациональный способ работы с мерками

Учащиеся должны понять, что начинать измерение целесообразно с самой большой мерки и к следующей мерке следует обращаться только после того, как исчерпана возможность работы с большой меркой

№№ 171-173

Коллективная

работа

Способ работы с несколькими мерками

29 (15)

3 неделя

октября

Проектная задача №1

«Использование несколько мерок в практической жизни для измерений»

Такой вид задач позволяет определить возможности детей использовать математические знания в нестандартной, практической ситуации.

Работа в малых группах

Диагностика учебного сотрудничества в классе

30 (16)

4 неделя

октября

Разбор проблемных мест учащихся в их самостоятельной работе

Работа с отдельными заданиями

Групповая консультация

Ликвидация проблем и трудностей

31 (17)

4 неделя

октября

Предъявление результатов домашней самостоятельной работы и их обсуждение

Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года»

Урок-презентация

(публичное представление самостоятельной работы отдельных учащихся)

Фиксация на доске достижений лучших результатов класса,

Фиксация достижений и трудностей на «карте задач»

32 (18)

4 неделя

октября

Предъявление результатов и оценка освоения темы «Система мерок»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

Проверочная

работа № 1

Соотнесение оценок учащихся и учителя

33-34 (19-20)

4 неделя

октября

Разбор результатов проверочной работы

Определение проблемных мест учащихся и построение плана работы над ошибками

Учебное занятие

Индивидуальная работа

План работы по ликвидации ошибок по теме №2

Общий вывод: в результате освоенного способа измерения значением величины выступает не одно число, а набор чисел, каждое из которых соответствует одной определенной мерке из набора

Итоги темы (предметный аспект) учащийся сможет:

  • использовать таблицу и форму составного именованного числа для записи результатов измерения;

  • воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20;

  • вычислять длину ломанной линии

5. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и

педагогов

5.1. Содержательный контроль и оценка образовательных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

№/п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку

2.

Диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете.

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Самостоятельная работа

Не более одного месяца (5-6 работ в год)

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в 100-балльной шкале оценивает уровень выполненной работы.

Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.

4.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы

Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)

Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).

Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной шкале отдельно по каждому уровню.

5.

Проверочная работа

Проводится после решения учебной задачи

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни:

1 формальный; 2 -рефлексивный (предметный)№ 3 - ресурсный (функциональный).

Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия

6.

Решение проектной задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

7.

Посещение мастерской

Проводится 1 раз в неделю

Решает проблемы и трудности учащихся в обучении

Фиксируется учителем в электронном журнале следующим образом: 1 балл - ученик был приглашен учителем на мастерскую, но не пришел; 2 балла - ученик был на мастерской по инициативе учителя; 3 балла - ученик пришел на мастерскую по собственной инициативе

8.

Посещение консультаций

Проводится 1 раз в неделю

Ставит задачу обучения учащихся задавать (инициировать) «умные» вопросы.

Фиксируется учителем в электронном журнале следующим образом: 1 балл - ученик присутствовал на консультации, но вопросов не задавал; 2 балла - задавал вопросы, но не содержательные; 3 балла - завал «умные» (содержательные) вопросы.

9.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.

10.

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Май месяц

Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен.

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

5.2. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося

В итоговой оценке реализации основной образовательной программы выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

  • результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП;

  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;

  • внеучебные достижения школьников.

Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:

1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты) - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

2) презентация (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков школьника - соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Все материалы по итогам образования на ступени общего образования оформляются в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки).

«Портфолио» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); «карт знаний», а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметамМетодические рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам

1 Обучающиеся должны: знать/понимать - указывается перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым обучающимся знаний; уметь - отражается овладение теми действиями, которые основаны на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); владеть, т.е. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для…- определяется группа умений, которыми ученик может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса.


© 2010-2022