- Преподавателю
- Директору, завучу
- Рабочая программа по метрологии, стандартизации и сертификации
Рабочая программа по метрологии, стандартизации и сертификации
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хабибулина Ю.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский политехнический колледж»
Утверждаю
Директор
____________ К.В. Воякин
_____________20__г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
«профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 151031
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
(нефтегазовая отрасль)
Самара, 2015
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией специальных
технических и химических дисциплин
Председатель ПЦК __________ И.А.Намычкина
Протокол № _________ ___________20_______
Составлена на основе федерального
государственного образовательного
стандарта СПО по специальности
151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям)
Составитель: Хабибулина Ю.В., преподаватель ГБОУ СПО « Самарский политехнический колледж »
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Бондарева Е.В.., методист ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»
Содержательная экспертиза: Захарова О.В., преподаватель ГБОУ СПО « Самарский политехнический колледж»
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: Сергеев С.А., директор «Волгасталь -комплект»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2009г. № 661.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ то 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям),
в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название разделов
стр
1
2
3
4
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
4
7
13
14
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151031Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке техников и старших техников по специальности СПО; в дополнительном профессиональном образовании (в рамках повышения квалификации и переподготовки ) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
-
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
-
приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
-
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
-
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
-
основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
-
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
-
формы подтверждения качества.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъёмных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно- измерительных приборов.
ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.
ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования;
ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_142_часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __94__ часа;
- самостоятельной работы обучающегося _48_ часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
142
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
94
в том числе:
практические занятия
46
контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
выполнение домашних заданий
24
реферат
12
доклад
12
Итоговая аттестация в форме
экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Метрология.
40
Тема 1.1. Основные понятия, цели, задачи, законодательные и нормативные основы метрологии.
Содержание учебного материала
2
2
-
Задачи стандартизации. Основные понятия, термины, определения. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Элементы международной и региональной стандартизации.
-
Основы теории измерений. Качественные и количественные характеристики измеряемых величин. Международная система единиц (СИ). Погрешности измерений, методы выявления погрешностей.
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия 1,2
4
Расчет погрешности измерений.
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
4
-
Составить классификационную таблицу видов шкал и их назначение.
-
Определить систематическую, абсолютную, относительную погрешности согласно результатам измерений и построить гистограмму.
Тема 1.2. Средства и методы измерений
Содержание учебного материала
4
2
-
Классификация измерений и разновидность средств измерений.
-
Нормируемые характеристики средств измерений, воспроизводимость основных единиц.
Лабораторные работы.
Не предусмотрено
Практические занятия 3,4
4
-
Изучение методов и средств измерений. Штангенциркуль, микрометр.
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа:
4
-
Выполнить описание метрологической характеристики измерительных инструментов.
2
Тема 1.3. Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений. Проверка и калибровка средств измерений.
Содержание учебного материала
6
-
Общие сведения о государственных метрологических службах РФ. Эталоны единиц физических величин, классификация эталонов.
-
Права и ответственность государственных метрологических служб, юридических и физических лиц.
-
Основные понятия и различия процедур поверки, калибровки и сертификации средств измерений.
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия5,6
4
-
Правила выполнения процедур поверки, калибровки и сертификации средств измерений.
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Самостоятельная работа.
4
Раздел 2. Стандартизация
42
Тема 2.1. Основные понятия, цели, задачи, нормативные и законодательные основы стандартизации. Уровни стандартизации. ГСС РФ.
Содержание учебного материала
18
2
-
Основные цели и задачи стандартизации. Основные понятия и определения. Основные требования Закона РФ « О техническом регулировании».
-
Уровни стандартизации. Международная и региональная стандартизации. Международное сотрудничество в области стандартизации.
-
Цели и задачи национального органа по стандартизации РФ.
-
Структура и состав Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ).
-
Стандарт. Виды стандартов. Основополагающие стандарты ГСС РФ. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОК ТЭИ),
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
4
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Тема 2.2. Взаимозаменяемость и точность размеров.
Содержание учебного материала
10
-
Взаимозаменяемость, виды взаимозаменяемости, Основные понятия о допусках и посадках гладких цилиндрических соединений.
2
-
Допуски и посадки подшипниковых, резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений.
-
Гладкие калибры. Размерные цепи: основные понятия и расчет размерных цепей.
Практические занятия 7,8,9,10
8
-
Расчет посадок подшипников.
-
Определение посадок резьбовых соединений.
-
Расчет размерных цепей.
-
Построение графического изображения полей допусков заданного соединения
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
4
-
Выполнить расчет посадки с натягом, с зазором, переходной посадки.
Тема 2.3. Точность формы и взаимного расположения поверхностей. Шероховатость поверхности.
Содержание учебного материала
12
2
-
Общие сведения о точности формы, взаимного расположения поверхностей. Отклонения формы и расположения поверхностей.
-
Шероховатость и волнистость поверхностей. Методы контроля шероховатости поверхности.
Практические занятия 11
2
-
Простановка обозначений шероховатости на чертежах.
Самостоятельная работа
4
-
Обозначение допусков на чертежах.
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Раздел 3. Управление качеством.
28
Тема 3.1. Безопасность, качество продукции и услуг. Показатели качества продукции.
Содержание учебного материала
4
2
-
Понятие о безопасности и качестве продукции.
-
Классификация показателей качества продукции и услуг.
Практические занятия 12,13
4
-
Показатели качества продукции.
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
4
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Тема 3.2. Международные и государственные стандарты на системы качества.
Содержание учебного материала
8
2
-
Структура и состав международных стандартов семейства ИСО. Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004.
2.Национальные стандарты на системы менеджмента качества.
-
Основные требования и рекомендации к производственному обеспечению качества продукции ( ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004).
-
Государственные стандарты на системы качества.
Практические занятия14,15
Изучение состава и структуры стандартов семейства ИСО
4
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
4
Контрольные работы.
Не предусмотрено
2
Тема 3.3. Процессы контроля и испытаний продукции в системе организации качества.
Содержание учебного материала
-
Классификация операций технического контроля и испытаний продукции.
-
Основы организации систем технического контроля в организации.
-
Статистический контроль качества.
Практические занятия16,17
-
Виды контроля и испытаний качества.
4
Практические занятия 18,19
-
Статистический приемочный контроль
4
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
4
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Раздел 4 Сертификация
32
Тема 4.1. Основные понятия сертификации. Законодательные и нормативные основы сертификации. ГОСТ Р.
Содержание учебного материала
6
2
-
Роль, значение и законодательные основы сертификации в РФ. Обязательная и добровольная сертификации.
-
Порядок и правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в системе сертификации « ГОСТ Р».
-
Выбор и назначение схемы сертификации продукции.
Практические занятия20,21
1.Основные элементы схемы сертификации продукции в РФ.
4
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
8
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Тема 4.2. Сертификация производств в системе качества.
Содержание учебного материала
6
-
Требования к организациям, сертифицирующим производство или систему качества.
2
-
Порядок и методы полготовки производств к сертификации.
-
Общий порядок и правила проведения сертификации производств и систем качества.
Практические занятия22,23
-
Методы подготовки производств к сертификации.
4
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
8
Контрольные работы.
Не предусмотрено
Всего:
142
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Метрология, стандартизация и сертификация»;
- комплект плакатов по разделу « Допуски и посадки».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- цифровой проектор .
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории - не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Анухин В.И. « Допуски и посадки» Спб.: Питер, 2008 г.
-
Канке А.А., Кошевая И.П. « Метрология, стандартизацмя и сертификация »- М.: Форум, 2009 г.
-
Палей М.А. « Допуски и посадки », справочник, в 2-х частях ( 9 издание, переработанное и дополненное ). - СПб.: Политехника,2009г.
Дополнительные источники:
-
Закон Российской Федерации « О техническом регулировании».
-
Закон Российской Федерации « Об Обеспечении единства измерений».
-
Козловский Н.С., Виноградов А.Н. « Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения»: Учебник для учащихся техникумов.- 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Машиностроение, 1982г.
-
Лифиц И.М. « Основы стандартизации, сертификации и метрологии». М.: Юнити, 1999 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Знания:
- документацию систем качества;
Тестовые задания
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
Опрос
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
Тестовые задания
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
Тестовые задания