Методическая статья Основные средства педагогического процесса

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные средства педагогического процесса

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА


Под средством педагогического процесса мы понимаем все то, через что осуществляется педагогический процесс.

Основными средствами педагогического процесса являются: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой либо деятельности.

Любая деятельность включает в себя цель, средства, результат, сам процесс, следовательно, при организации общения, игры, учения, труда необходимо исходить из вышеуказанных основных психологических установок, к которым относится еще один важный компонент - мотивы деятельности. Организовывая деятельность, педагог помнит: чем разнообразнее виды
деятельности, в которые включается ребенок, тем разностороннее он развивается.

МИКРОСРЕДА

Микросреда (среда в педагогическом плане) - это мир взаимосвязанных предметов, явлений, людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие. К такому миру, прежде всего, относятся: естественная природа (конкретное окружение - деревья, кусты, трава, озеро…); микросоциум (ближайшее социальное окружение ребенка): семья коллектив неформальные группы (друзья, подруги, взрослые, детские, юношеские организации и объединения); конкретная вторая природа (здания, постройки, мебель то есть все то, что создано руками человека).

При изучении данного вопроса нас больше всего интересует микросоциум и его роль в педагогическом процессе.

СЕМЬЯ - основной институт социализации личности школьника. Семейное воспитание имеет свои особенности: члены семьи спаяны естественными узами родства, общностью быта, взаимной помощью и заботой друг о друге; дети участвуют в домашнем труде вместе со взрослыми; их взаимоотношения проникнуты любовью и, чаще всего, основаны на авторитете родителей.

Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как и сила, и ценность, видимая детским глазом.

«Как только родится сын, - мудро отмечал М.Ф. Квинтилиан, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала».

Некоторые родители полагают, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье и это не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют свой авторитет на ложных основаниях.

А.С. Макаренко выделяет несколько сортов такого ложного авторитета. Рассмотрим их, чтобы лучше понять, какой же авторитет настоящий.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы: если отец всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, на каждый вопрос отвечает грубостью, раздражением - то и этот и есть авторитет

подавления. Такой отцовский террор держит в страхе ребенка. Часто развитию такого авторитета способствуют и реплики матери типа: « Вот придет папа...», «Я скажу отцу, как ты себя ведешь» и тому подобное. Авторитет подавления не имеет никакой воспитательной силы, он только приучает детей подальше держаться от страшного отца, вызывает детскую ложь, трусость и в то же время формирует жестокость. Из забитых и безвольных детей потом выходят либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает у бескультурных родителей и в последнее время встречается все реже.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые считают, что детей следует держать на расстоянии. «Знай свое место, не вмешивайся в наши дела, у нас своя жизнь, свои интересы...». Таким родителям, конечно, дети не рассказывают о делах в школе, о своих друзьях, не делятся

своими радостями и переживаниями. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть настоящим воспитателем своего ребенка.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги, но когда они возводятся в ранг геройства, высокомерия по отношению к другим людям, когда такая атмосфера царит в доме, часто начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже «выступают», повторяя на каждом шагу: «Моя мама - крутая», «Мой папа - из «новых», он все может...» и т.п.

Авторитет любви, пожалуй, самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены, чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо все время ее демонстрировать. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей совершенно в избыточном количестве.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм и первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты - самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они даже выполняют задания за детей, только, чтобы все было благополучно, чтобы не нарушался семейный мир, чтобы ребенок не расстраивался сам, не осложнял жизнь семьи.

Авторитет дружбы. В общем, дружба родителей и детей дело хорошее, но при условии, если дружба не достигает крайних пределов, когда стираются грани между взрослыми и детьми, тогда дети начинают воспитывать родителей. Такой авторитет не несет ничего, кроме вреда.

Авторитет подкупа совершенно справедливо выделяется А.С. Макаренко как самый безнравственный. Послушание покупается подарками и обещаниями. Именно в таких семьях благодатная почва для формирования таких негативных явлений впоследствии, как взяточничество, стяжательство и пр. Мы рассмотрели лишь несколько видов ложного авторитета,

но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете: сегодня - наказал, завтра - пообещал, потом - признался в любви, засюсюкал, а наследующий день - опять упреки и пр. Такие родители всегда мечутся в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают.

Бывает и так, что отец придерживается одного авторитета, а мать - другого. Детям приходится лавировать между ними, приспосабливаться, а порой вообще обходиться без родительского совета, внимания, привыкают лгать, ловчить. Так, спросив однажды у провинившегося ученика, расскажет ли он дома о конфликте, мы получили такой ответ: «Да, что вы. Сам как-нибудь улажу. Мама расстроится, заплачет, начнет причитать да целовать. А отец все равно ничему не поверит. Сразу пилить начнет, руки в ход пустит, еще и матери от него достанется. Не говорите родителям, ладно?» И в чем же должен состоять настоящий родительский авторитет?

Главное основание - это жизнедеятельность родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители делают свое дело честно, разумно, если дети знают и видят это - значит не нужно искать никаких иных оснований для формирования родительского авторитета. В семье, где дела, заботы родителей, их тревоги и радости становятся общим семейным делом, рождается настоящий авторитет. Очень важно для родительского авторитета выполнение собственного родительского дела: они должны знать, чем живет, интересуется, что любит и не любит, чего хочет и не хочет их ребенок. Они должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет. Постоянное общение,

заинтересованность в делах и отношениях ребенка дают, несомненно, положительный результат и в формировании родительского авторитета, и в воспитании в целом. Авторитет знания нашего ребенка приведет и к авторитету помощи. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднений, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать сложные вопросы. Но необходимо наблюдать за тем, как справляется ребенок в той или иной ситуации, чтобы он не запутался и не пришел в отчаяние. Ребенок будет чувствовать нашу разумную заботу, и в то же время будет знать, что за него не будет сделано того, что необходимо уметь ему, что мы не собираемся снимать с него ответственности.

Линия ответственности является следующей важной составляющей родительского авторитета. Ни в коем случае ребенок не должен думать, что ваша функция отца или матери - это ваше удовольствие или развлечение. Каждый должен ясно понимать, что вы несете за него, так же как и за себя, ответственность перед обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Необходимо отметить, что такое требование может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан.

Итак, настоящий авторитет основывается на гражданской деятельности родителей, на их гражданских чувствах, на знании жизни и отличительных особенностей ребенка, на помощи ему и на ответственности за его воспитание - именно такой авторитет А.С. Макаренко называл действенным, настоящим. Именно такой авторитет является главным принципом семейного

воспитания. Важнейшим условием правильного воспитания детей в семье является осознание и понимание родителями цели и задач воспитания: они полностью соответствуют цели и задачам целостного педагогического процесса.

Воспитание в семье детей раннего возраста осуществляется преимущественно в процессе ухода за ними, заботы об охране здоровья, питании, одежде ребенка. В этом возрасте развиваются движения, речь, активность.

Именно поэтому ведущими методами воспитания в семье являются подражание, упражнения и др. Основным средством воспитания детей дошкольного возраста становится организация родителями разнообразной деятельности ребенка. Большое значение имеет игра. Родители заботятся о том, чтобы ко времени поступления в школу ребенок овладел навыками самообслуживания, мог выполнять несложные поручения, был приучен к пассивному домашнему труду, имел достаточный запас представлений и понятий, умел выражать свои мысли.

Семейное воспитание детей младшего школьного возраста направлено на приучение к порядку, на развитие самостоятельности при выполнении домашних заданий, на формирование положительных мотивов учения. Важными педагогическими методами в этот период являются: приучение, поручения, работа с книгой, упражнение, и др. В подростковом возрасте ведущими

методами семейного воспитания является организация разнообразных видов деятельности, причем с учетом интересов, склонностей и самостоятельности детей.

В старшем школьном возрасте важное значение имеют методы формирования мировоззрения, самосознания: беседы, дискуссии, обсуждение прочитанного и просмотренного, а главное -осознание девушками и юношами основных жизненных ценностей, нравственных установок, включение их в проблемы «взрослой» жизни. Таким образом, основы теории семейного воспитания составляют вопросы о цели и содержании воспитания в семье, об основополагающих принципах и условиях его организации, о методах и формах взаимодействия родителей и детей. В качестве резюме приведем «Советы родителям», опубликованные в журнале «Воспитание школьников» (1996, №4):

1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

8. Не бойтесь отказать ребенку в чем либо, если считаете его требования чрезмерными.

9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменит ему вас.

10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только педагогическую литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Что касается искусства взаимодействия учителя и родителей, то традиционно выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями учащихся. К массовым формам относятся лекции, конференции, круглые столы, педагогические брифинги и др. Эффективной формой является «воскресная школа для родителей» (в системе работы В.А. Караковского),

например). Однако самой распространенной формой в этой группе остается родительское собрание. Известно, что в практике работы школы проводятся следующие виды родительских собраний: собрания беседы на воспитательные темы, собрания по обмену опытом воспитания детей в семье, собрания консультации, собрания в форме круглого стола. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются комбинированные собрания, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, поводятся итоги учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

В подготовке родительского собрания, как правило, активно участвуют родители.

В подготовке собрания можно выделить следующие основные элементы.

  1. Определяется тема собрания и круг вопросов, которые возникают в процессе учебно-воспитательной работы.

  2. На заседании родительского комитета подробно обсуждаются повестка дня, объем работы, распределяются конкретные задания между родителями.

  3. Готовится выставка работ учащихся, отражающая их учебную и внеучебную деятельность.

  4. Приглашаются родители на собрание по текущим вопросам с записью в дневнике; на итоговые собрания, на отчеты детей приглашения оформляются красочно, ярко.

Ход собрания. Обычно родительские собрания ведет председатель родительского комитета.

Первая часть - просветительская. Лекции, беседы, проводимые на классном родительском собрании, не занимают много времени, не утомляют родителей.

Вторая часть - практикум по теме (или решение педагогических ситуаций, задач), который активизируют познавательную деятельность родителей, развивают у них определенные умения и навыки семейного воспитания.

Третья часть - сообщение педагога о состоянии учебно-воспитательной работы в классе (информацию о недостатках в работе, развитии ребенка целесообразно сообщать не в устной, а в письменной форме). Украшают эту часть выступления учащихся, прослушивание магнитофонных записей, фрагментов различных форм работы с учащимися. В конце собрания подводятся итоги работы родителей в течение определенного промежутка времени, намечается план работы на новый период, распределяются поручения. Все родительские собрания, так же, как заседания родительского комитета, протоколируются.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Неординарной групповой формой взаимодействия с родными воспитанников являются творческие бригады - микрогруппы из родных воспитанников. Эти творческие бригады работают

на родительские собрания, принимают участие в обсуждении задач выдвинутых на очередной тематический период, разрабатывают планы творческого содружества бригад, обсуждают результаты такого содружества и в предыдущем периоде.

Используя традиционные индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации), современные педагоги включают все большее число родственников воспитанников в планирование, подготовку, проведение и обсуждение вместе с воспитанниками коллективных творческих дел, творческих праздников, при этом опираясь на интересы и способности самих взрослых.

Другим интересным направлением в индивидуальной работе с родителями является, на наш взгляд, опора на старших друзей микроколлективов: выделение по желанию таких родных, которые принимают (один раз в неделю) у себя в гостях микроколлектив и вместе заботятся обо всем коллективе и о каждом воспитаннике ( выполнение учебных поручений, чтение интересной книги, эстафета любимых занятий и т.д.). Совершенно по особому в соответствии со своей методикой, строит взаимоотношения с родителями В.Ф. Шаталов. Достаточно привести некоторые положения из его «Памятки родителям и учащимся 4-х классов»: «Родителям категорически запрещается

оказывать помощь учащимся в решении упражнений», исключение составляют родители, которые получили индивидуальное разрешение учителя; зато «родителям разрешено сообщать ребятам дополнительные сведения по теоретическому материалу, рекомендовать для чтения дополнительную литературу. Поощряется обмен литературными источниками между ребятами». «Начиная со второго полугодия, родителям разрешается посещение уроков. В любой день. На любой урок», но « при отсутствии на родительском собрании родителей хотя бы одного ученика (без уважительной причины и предварительной информации) родительское собрание не начинается, а к отсутствующим родителям сразу же направляется родительская тройка» (Учит, газ., 1986, 15 авг.).

Можно соглашаться или не соглашаться с такими категорическими предписаниями, но факт остается фактом, что родители не просто откликаются на зов учителя, а с интересом включаются в организацию воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры в книгах В. Ф. Шаталова.


© 2010-2022