- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья на тему: Представление службы образовательного маркетинга
Статья на тему: Представление службы образовательного маркетинга
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова Е.А. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Руководитель службы образовательного
маркетинга: Е.А.Богданова.
Представление службы
образовательного маркетинга.
Целью деятельности службы образовательного маркетинга (СОМ) является - обеспеченность удовлетворенности потребителя, которая возможна только при оценке результата образования, информировании общественности и, в первую очередь, родительской о качестве образовательных услуг, предоставляемых школой.
В работе службы образовательного маркетинга, через различные виды деятельности, предполагается решение следующих задач:
-
изучать и прогнозировать потребности клиентов рынка образовательных услуг (школьников, родительской общественности и др.);
-
изучать и прогнозировать потребности заказчиков образовательных услуг (государства, предприятий и организаций);
-
диагностировать потенциал педагогов своего и других образовательных учреждений для реализации заказа;
-
изучать условия и возможности образовательного учреждения;
-
сосредотачивать ресурсы учреждения на оказание образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сигментах рынка с учетом объема, качества, ассортимента и сервиса данных услуг;
-
обеспечивать качество образовательных услуг (как меру удовлетворения потребностей), систематически проводя квалифицированный мониторинг;
-
ориентировать работу на сокращение затрат потребителей, проведением гибкой политики в ценообразовании;
-
собирать и обрабатывать информацию о конкуренции на рынке образовательных услуг; оперативно реагировать на внесение корректировок в собственную деятельность, по согласованию с потребителем;
-
активно содействовать развитию учреждения, благодаря продвижению и продаже образовательных услуг.
Свою работу СОМ организует в соответствии с планами (программами развития) образовательного учреждения, а также департамента образования и других организаций с целью привлечения научного потенциала данных учреждений к формированию стратегической перспективы маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
Содержание деятельности службы образовательного маркетинга:
-
изучение и прогнозирование потребностей клиентов рынка образовательных услуг (школьников, родительской общественности и др.);
-
изучение и прогнозирование потребностей заказчиков образовательных услуг (государства, предприятий и организаций);
-
диагностика потенциала педагогов своего и других образовательных учреждений для реализации заказа;
-
изучение условий и возможностей образовательного учреждения;
-
оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
-
производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
-
оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров порядка и источников финансирования образовательных услуг и др.;
-
планирование и анализ деятельности.
Основные формы работы СОМ:
-
заседания;
-
круглые столы;
-
работа по секциям;
-
сотрудничество с другими службами школы;
-
дни открытых дверей.
СОМ делится на секции:
-
секция изучения спроса;
-
информационная;
-
публицистическая;
-
секция видеомонтажа.
Функции секций:
-
секция изучения спроса (изучение спроса потребителей через опросы, анкетирование, обработка результатов анкетирования, изучение наиболее востребованных в городе специальностей);
-
информационная (сбор информации о деятельности школы, сбор информации о деятельности близлежащих общеобразовательных учреждений, изготовление фотоотчетов);
-
публицистическая (обработка информации о деятельности общеобразовательного учреждения; представление школы в средствах массовой информации);
-
секция видеомонтажа (сбор фото и видеоматериалов о деятельности школы; монтаж фотоколлажей, видеороликов, видеофильмов о деятельности школы).
Служба образовательного маркетинга в лице его руководителя осуществляет взаимосвязи с педагогическим советом, директором и его заместителями, методической службой; координирует действия по реализации целей и задач методической деятельности, по формированию стратегической перспективы маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
Одним из основных направлений деятельности СОМ являются маркетинговые исследования. Согласно плану работы они могут быть распределены следующим образом:
-
Удовлетворенность количеством и качеством предлагаемых образовательных услуг в общеобразовательном учреждении (анкета, классные руководители).
-
Удовлетворенность количеством и качеством предлагаемых дополнительных образовательных услуг в общеобразовательном учреждении (анкета, классные руководители).
-
Удовлетворенность вовлеченностью родительской общественности в деятельность ОУ (анкета, классные руководители).
В конце ноября службой образовательного маркетинга может быть запланировано проведение социологического мини-исследования, позволяющего взглянуть на проблему известности школы со стороны потенциальных потребителей услуг.
В качестве инструмента исследования можно выбрать метод опроса. Опросный лист содержит четыре закрытых вопроса, то есть допускает выбор одного из заранее определенных вариантов ответа.
Примерное содержание опросного листа:
1. Знаете ли Вы о существовании в городе N школы № … ?
1.1. Да.
1.2. Нет.
2. Откуда Вы получили первую информацию о школе?
2.1. Из публикаций в прессе.
2.2. От знакомых.
2.3. Другое.
2.4. Затрудняюсь ответить.
3. Какое у Вас сложилось мнение о данном образовательном учреждении?
3.1. Положительное.
3.2. Преимущественно положительное.
3.3. Неопределенное.
3.4. Преимущественно отрицательное.
3.5. Отрицательное.
3.6. Затрудняюсь ответить.
4. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок обучался в данной школе?
4.1. Да.
4.2. Скорее да, чем нет.
4.3. Скорее нет, чем да.
4.4. Нет.
4.5. Еще не решил.
Кроме того, в вопросник включены вопросы о возрасте и образовании опрашиваемых.
Как легко видеть - первый вопрос фактически является вопросом-фильтром и предполагает отсеивание той части опрашиваемых, которая не знает о существовании школы для дальнейшего ее изучения.
Учитывая, что маркетинговые исследования - основа для начала формирования маркетинговой деятельности, то, предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях. Маркетинг становится функцией образовательного учреждения, определяющей политику, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельности. При определении целей и задач акцент делается на рыночные возможности учреждения.
В работе с общественностью используются следующие инструменты:
-
установление хороших контактов с прессой, радио и телевидением;
-
проведение конференций;
-
выпуск хорошо оформленных сборников и брошюр;
-
проведение дней открытых дверей и других подобных мероприятий для общественности;
-
создание обществ, клубов.
Таким образом, маркетинг становится функцией образовательного учреждения, определяющей политику, стиль и характер управления.