Современный урок в контексте ФГОС

Современный урок в контексте новых стандартов. Ладейщикова Светлана Евгеньевна, заместитель директора по НМР, МБОУ СОШ №66   Актуальность нового стандарта очевидна. Уже не первый год идёт работа по его внедрению. Абсолютно всем участникам образовательного процесса разъяснены цели и задачи его деятельности, векторы развития. Однако как бы материально и идеологически не изменялись условия образовательного процесса, в центре его остаётся урок. То есть и основные изменения должна касаться непосредст...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок в контексте новых стандартов.

Ладейщикова Светлана Евгеньевна,

заместитель директора по НМР,

МБОУ СОШ №66

Актуальность нового стандарта очевидна. Уже не первый год идёт работа по его внедрению. Абсолютно всем участникам образовательного процесса разъяснены цели и задачи его деятельности, векторы развития. Однако как бы материально и идеологически не изменялись условия образовательного процесса, в центре его остаётся урок. То есть и основные изменения должна касаться непосредственно урока. Важно понять, какими должны быть в духе современного стандарта критерии результативности урока, что реально изменит он, как должна измениться атмосфера вокруг урока для того, чтобы стало очевидно, что осуществляем процесс внедрения нового стандарта, как должны измениться мы сами. Очевидно, что стандарт нового поколения будет понят и принят обществом только тогда, когда изменится урок. Мы часто говорим, что стандарт - это результат общественного договора между государством, обществом, семьей и школой, и при заключении договора между родителями, учениками, учителями и администрацией сутью его является именно урок, то есть попытка ответить на вопрос: что мы хотим именно от урока.

Мы знаем, что стандарт ориентирован на 3 группы результатов (предметный, метапредметный, личностный). Предполагается, что каждый ученик должен овладеть некоторыми личностными, универсальными способностями, связанными с саморегуляцией, то есть умением оценивать себя, вдохновлять, направлять, некоторыми познавательными умениями и некоторыми коммуникативными. Если такие умения мы должны помочь сформировать у себя каждому ученику, то попробуем предположить, что будет конкретно меняться на уроке.

Первая группа умений, которая зафиксирована в стандарте, это умение организовывать свою деятельность, то есть определять цели, задачи, выбирать средства. Соответственно, следствием на уроке будет не столько само решение задачи, не столько ответы, полученные где-то, а анализ условия задачи, обучение детей искусству вариативного выбора, определение метода. И метод окажется важнее результата, который мы намереваемся достичь. Важно научиться действовать, то есть на примере одного частного действия, частной задачи сформировать общий навык решения другой группы задач, действий в аналогичной ситуации.

Следующее умение, которое предполагается выделить в качестве ключевых умений в стандартах, это умение объяснять явления действительности. Видя что-то, быть способным понять, что происходит, понять, почему это началось, что это такое, куда может развиваться. Идет ли речь о курсе доллара или о поведении сотрудников твоей фирмы. Тогда доминантой современного урока становится проблемно-исследовательский подход. То есть переход от изложения материала к его открытию. Известно, что знание, которое ты открыл сам, гораздо прочнее, чем то, что дано в готовом виде. Говорят, технология открытий ресурсозатратная, но на самом деле этот ресурс многократно окупается. Возвращение к культуре эвристики станет доминантой. Еще один тезис, принципиально важный для всех, это значимость позиции самого ученика. На уроке мало знать и объяснять, важно выразить собственную позицию.

Следующий результат, на который нас ориентирует стандарт, это способность не теряться в мире профессий. Следовательно, на уроке должно появиться как можно больше ситуаций, требующих предметных знаний в жизненной профессиональной ситуации. И, конечно, важно вовлекать в образовательный процесс близкое окружение. В школе должны появиться новые люди, помимо учителя.

Стандарт выделяет ключевые универсальные навыки: способность принимать решение, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми. Следовательно, на каждом уроке нам придется переходить к языку кейс-метода, то есть языку учебных ситуаций.

Следующий результат - умение решать проблемы, связанные с выполнением социальной роли человека, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных, эстетических ценностей. И это отношение является не вспомогательным инструментом, а одним из важнейших целевых инструментов.

Таким образом, можно выделить несколько критериев обновленного урока:

на каждом уроке учащийся анализирует достаточное количество информации из аутентичных источников, из актуальных жизненных ситуаций, текстов и т.д. Пока что наши дети анализируют учебники или конспекты, предложенные учителем. А мы обязаны приносить на урок журналы, статьи, кассеты, книги.

вопрос должен стать инструментом исследовательского метода. Ребенок 3-5 лет понимает, что вопрос - это инструмент познания мира, но когда приходит в школу, происходит противоположное: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает. И ребенок понимает, что вопрос - это не способ открытия мира, а способ проверки. Но инструментом проверки должны стать задания.

педагоги развивают коммуникативную, организационную, проективную культуру учащихся, то есть действительно учить говорить друг с другом.

урок становится пространством диалога между ребенком и культурой. Мир культуры ребенок не будет осваивать сам по себе, ему нужна посредническая функция учителя. Любой урок должен быть пространством диалога мировой культуры с тем конкретным знанием, которое прячется в этом уроке.

уважение к ключевым правам личности, заботу о познавательном интересе, интеграцию разных уроков, разных тем.

Что может помешать сделать урок таковым, и, как следствие не дать возможность заработать стандарту в полную силу? Инертность и имитация.

Сегодня подход к уроку, к его насыщению, взаимоотношения с детьми по сравнению с 15-летней давностью сильно изменились. Другое дело, что это часто бывает решением на месте проблемы конкретным учителем. В самом составе учительского корпуса есть люди очень прогрессивные, которые, несмотря на возраст, готовы воспринимать новое, внедрять его, а есть люди, и среди педагогов немало таких, которые ничего не хотят менять.

Все, что прописано в новом стандарте, уже реальность, и важно осознать, что лежит это уже в законодательной плоскости.

Кстати сказать, видение современного урока у учителя и у ученика несколько разнится. Мы провели в нашей школе анкету, позволяющую выявить некоторые противоречия между учителями и учениками, касающиеся их представлений о современном уроке.

Эффективным уроком можно назвать урок, дающий знания и развивающий мышление, интересный учителю и ученику. 94 процента педагогов назвали этот признак, 45 процентов учеников поставили его на первое место. Учителю и ученику на современном уроке мешают: отсутствие дисциплины, безразличие к предмету и личностный аспект (94 процента и 70 процентов). Взаимопонимание и заинтересованность помогают учителю и ученику на современном уроке (48 процентов и 42 процента). Что примечательно, о необходимости использования компьютерных технологий, аудио- и видеопродуктов говорят 52 процента педагогов и 28 процентов учеников. Первостепенность сотрудничества отмечают 63 процента учителей 65 процентов учеников. В этом они едины. В подаче материала мнения разошлись: 58 процентов учителей на первое место поставили наглядность и доступность материала, а ученики - многократность повторения 44%.

Для каждого учителя изменения в уроке и в себе самом - это объективная реальность. Новый стандарт - это новый урок, а новый урок - это новые педагоги. И, как бы банально не звучал лозунг 80-х, но и сейчас это актуально: «Перестройка начинается с себя!». Главные изменения должны произойти в сознании педагога.

2

© 2010-2022