- Преподавателю
- Директору, завучу
- Другое «Переход на ФГОСы системы общего и профессионального образования: проблемы и перспективы»
Другое «Переход на ФГОСы системы общего и профессионального образования: проблемы и перспективы»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Яна А.А. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация
Сегодня в учебных заведениях базовые потребности определяют образовательную активность в сложившейся социальной ситуации. Кроме того, знания, компетенции и образование приобретают сегодня все большую экономическую ценность. От доступности и качества образования зависят перспективы успешного развития государства, рост благосостояния и успехи личной карьеры каждого человека.
Безусловно такое развитие влечет за собой не только изменение структуры, но и финансовых механизмов, конкретных изменений в образовательном процессе, в его содержании. Основу современного образования составляет целеполагание. Важной задачей является актуализация образовательной среды, создание условий для реализации инициатив, вовлечение органов самоуправления в решении управленческих задач.
Текст статьи.
В связи с введением программно-целевого управления в сфере общего и профессионального образования, разработкой нормативно правовых актов, направленных на обеспечение доступности качественного образования возникла необходимость перехода на новые федеральные государственные стандарты, обеспечивающие непрерывное образование, имеющего систему оценки УУД и планируемые результаты.
В условиях перехода на новые ФГОСы педагогическая общественность должна быть адаптирована к структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, ежедневно совершать профессиональное развитие, а также обладать профессиональной компетентностью - способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации.
Необходимым условием успешного введения ФГОС общего и профессионального образования является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС:
-
материально-технические условия;
-
методические условия, если обучение ведется по какой-либо конкретной авторской методике;
-
кадровые условия;
-
внешние условия, определяющие необходимые связи с различными организациями, а также информационную поддержку.
ФГОС второго поколения вводит новое фундаментальное понятие УУД, контроль которых осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого обучающегося, требования к результатам - от минимального содержания образования - к индивидуальному максимуму результата. ФГОС так же предусматривает преемственность и развитие обучающегося на всех ступенях обучения.
Как же изменилась система общего и профессионального образования с переходом на ФГОСы?
Во-первых, введение ФГОС ОО обеспечила доступность к качественному образованию. Изменилась концепция обучения, где основой является целенаправленное развитие профессиональных компетенций педагога - главного субъекта. ФГОС постоянно позволяет педагогам по-новому выстраивать образовательное пространство. Новые стандарты дают возможность образовательным организациям формировать собственные учебные программы, учитывая, в том числе пожелание родителей (законных представителей) учащихся. Особенность ФГОС как комплексного новшества состоит в том, что его структура внеурочной деятельности задана не жестко. У образовательной организации есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Во вторых, произошли изменения личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных организаций, с новой логикой построения учебников, учебных пособий и новым построением содержания учебных предметов. В компетенции педагога включены:
-
принятие целей нового стандарта;
-
овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач;
-
включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
-
владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
-
владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды;
-
отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов;
-
владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
-
отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
-
предоставление участникам учебного процесса возможности проявления учебной инициативы;
-
выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности обучающихся.
Проблематика:
-
психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии;
-
дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.
Возможный путь решения:
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений образовательной организации.
В связи с переходом на ФГОСы системы общего и профессионального образования четко просматриваются перспективы развития уровня образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому человеку продолжить образование в соответствии с его интересами.
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показывает, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации ФГОС второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Проблемы перехода на ФГОСы системы общего и профессионального образования:
-
потребности личности, общества и государства в общем образовании в системе требований стандартов;
-
условия реализации образовательных программ и их соответствие требованиям стандартов;
-
ресурсное обеспечение образовательного процесса, в том числе кадровое, и его соответствие требованиям стандартов;
-
реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне ресурсного обеспечения;
-
материально-техническое обеспечение получения общего образования;
-
медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования;
А так же проблематикой перехода на ФГОСы системы общего и профессионального образования можно считать:
-
образовательное неравенство: значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, дифференциация территорий, образовательных учреждений;
-
ухудшение качества педагогического штата;
Новые ФГОС - возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования. В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
Другой особенностью новых стандартов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.
Существуют основные проблемы общего и профессионального образования при переходе на ФГОС:
- не изучается заказ детей и родителей на профессиональное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;
- нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности;
- имеют место перегрузки детей;
- «местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия ВПО;
- взаимодействие с учреждениями ВПО носит точечный характер (деятельность носит не постоянный характер);
- организация взаимодействия с ВПО доверяется заместителям по учебно - воспитательной работе, которые в свою очередь являются внутренними совместителями, а, следовательно, не хватает рабочего времени на более тесное взаимодействие.
Анализ проведенных проблем общего и профессионального образования при переходе на ФГОС нового поколения обозначил возможные пути решения проблематики, в т.ч. , а именно:
- возможности интеграции форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;
- возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
- изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
- методическую поддержку процессов интеграции общего и профессионального образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;
- уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
- образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования;
- возможности поддержки разных одаренных детей;
- возможности работы в социуме, социального творчества детей;
- организацию каникулярного времени детей;
- возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы.
Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в самом общем образовании должны, произойти изменения. В системе общего образования детей необходимо создать следующие новые условия:
- широкое обсуждение ФГОС профессионального образования в коллективах учреждений общего образования детей, поиск вариантов включения ВПО в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образования, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соответствующей новым ожиданиям заказчиков образованию;
- организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников ОУ и ВПО в вопросах реализации ФГОС нового поколения: разработка программ, проведение совместных семинаров, мастер-классов и т.п.;
- развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодействия, разработка новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия общего и профессионального образования в условиях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.);
- совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и профессионального образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов), в том числе с учетом повышения оплаты труда работников образования;
- повышение качества общего образования, внедрение системы менеджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу результатов;
- создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результатов, формирования универсальных учебных действий;
- развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС - методические объединения, мастерские и т.д.
Таким образом, реализация ФГОС общего образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требовать разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего, и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.
Библиографический список
-
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.;
-
Раздаточный материал к интернет-семинару «Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения - начальное общее образование» (5 апреля 2011 года), Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»;
-
Старостина С.Е. Высшее профессионально-педагогическое образование: современное состояние, проблемы, перспективы;
-
Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации, Информационный бюллетень №6 «Проблемы, задачи, перспективы и основные направления инновационного развития профессионального образования» Москва, январь, 2011г.;
6