ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕЙСТВИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕЙСТВИИ В

ПОВСЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Пердебаев Н.Х

Филиал Центра педагогического мастерства в г.Шымкент

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ


В аутентичном классе происходят много различных процессов которые в той или иной мере определяют общую атмосферу эффективного обучения и преподавания. Выявлению наиболее значимых факторов влияющих на общий процесс обучения и преподавания способствует Action Research (исследование в действии), как наиболее действенный метод методического анализа и рефлексивного осмысления происходящих изменений.

Традиционная форма анализа урока была зациклена на действиях учителя, по общепризнанным стереотипам складывавшимся в течении многих десятилетий. Объектом урока являлся педагог, когда как ученики выполняли роль «серой» вспомогательной массы формирующую директивно-иерерахическую систему образования постсоветского периода. Современные методы исследований урока позволяют глубже проводить наблюдения и вносить изменения в повседневную практику с целью достижения ощутимых и эффективных результатов.

Пересмотр традиционных подходов к уроку с внедрением идей Семи модулей, прохождение уровневых программ учителями и широкое внедрение исследования в действии дала возможность педагогам реализовать свой исследовательский потенциал. Тем не менее проблем на этом поприще хватает, учителя привыкшие к механической фиксации увиденного или услышанного могут попасть в своеобразную «ловушку» дискомпетенции, вызванного недопониманием основ того или иного модуля. Тем более применяя данные приемы и стратегии, учителя впадают в ошибочное направление реализации своих поставленных целей. Во избежании данных казусных ситуаций следует обратить особое внимание теоретическим обоснованиям применяемых модулей и приемов. Наблюдения проведенные в ходе занятий и коучинг-сессий показывают что слушатели всех уровней не всегда уясняют в полной мере суть и значение теоретических основ идей семи модулей. Причина этого кроется в малой восприимчивости к новым технологиям и отсутствие стремления к изменениям. Конечно, нельзя все это относить ко всем учителям, несомненно есть значительная прослойка учителей искренне желающих преобразований. Они и являются продвигателями основных преобразований в школьной практике. Особо важным подспорьем для учителей является посткурсовая поддержка, ее актуальность заключается в постоянной взаимосвязи с филиалами ЦПМ, которая помогает пополнять ресурсный багаж, возможность делиться в сетевом сообществе своими результатами исследований.

Исследование в действии, это объемный подход к изучению проблем урока, желательным является детализация данного подхода. В сложившихся условиях важный ориентир нужно пересмотреть в объектах исследования. Если раньше основной упор делался на изменениях в трех категориях учеников (А,В,С) то на мой взгляд следует оптимизировать работу в каждой отдельной категории, особенно в отношении детей категории С, т.е. учеников с пониженной мотивацией. Данную категорию я условно предлагаю разделить на три соответсвенные подгруппы: С1- ученики обладающие достаточным потенциалом для перехода в категорию В или же в более высокую. С2 - ученики стремящиеся развить свой потенциал и способных перейти в категорию С1 и при соответствующей работе с ними возможен их уровень развития до категории В. И наконец С3-ученики трудно восприимчивые к разным изменениям и малозаинтересованным в развитии своего потенциала. Данная категория учеников в обычной школе находятся на положении аутсайдеров и преподаватели стараются игнорировать или же не замечать их, и направляют основную свою работу на категорию А и В. Для преодоления стереотипов в работе по данному направлению, я предлагаю более тщательно подходить к выбору стратегий и приемов которые несомненно влияют на результативность обучения. А именно более глубже задействовать учеников данной категории в групповых формах работ и задания трансформировать в соответствии с их возможными стремлениями к овладению знаний. В этом направлении учитель может использовать и индивидуальные формы работ, т.к. это является важным подспорьем в осуществлении задуманных планов. В данном направлении ярко проявляется теоретические основы ЗБР (зоны ближайшего развития) Л.Выготского, ученики до определенного момента опираются на поддержку учителя, затем переходят на самостоятельный выбор развития своих возможностей, при должном контроле и помощи со стороны преподавателей.

В процессе практики основной упор в исследовании в действии нужно направить на изменения в психологическом плане в классе. Дать понять ученикам что Вы не только их учитель но и стараться внедрить в их сознание что между вами должны сложиться партнерские и взаимодоверительные отношения. В этом направлении очень важными являются собеседования, консультации и анкетирование учащихся. Ежедневная рефлексия очень помогает наладить данный процесс. Ученики стараются выразить свои мысли, предлагать те или иные идеи способствуюшие установлению положительной атмосферы в классе. Все это в совокупности и есть результаты исследования в действии. Для эффективного применения стратегий и приемов важным является применение диалогического обучения, т.к. именно через диалог ученики стараются выразить свои мысли и возможные идеи.

Ключевой исследовательский вопрос исследования: показать, что через диалог улучшится взаимная информированность, взаимопонимание и взаимодействие детей. Через диалог можно раскрепостить ребенка, а это проблема важная и нелегкая. Мы часто замечаем зажатость, скованность детей, которые с возрастом усиливаются. Это, прежде всего неподвижные, напряженные лица, «деревянные» губы, невнятная речь, неловкие движения, которые влекут за собой неспособность ребенка свободно мыслить, чувствовать, а значит говорить, убеждать, выражать свою точку зрения. Правильно организованный диалог через взаимное сотрудничество учащихся позволит разрешить все эти проблемы. Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях, и активно пытаются решить их. Стремления учителей к преобразованию практики сопровождаются систематизацией ими аргументов, подтверждающих позитивное влияния данного преобразования, вовлекая, тем самым, в проведение Action research. (Руководство для учителя, 2012г.стр.237). Широкий круг вопросов возникающих в школьной среде можно эффективно решить с помощью данного подхода, главным движущим фактором является стремление учителя внести преобразования в свою практику, добиться ощутимых результатов в педагогической деятельности. Отход от традиционных форм ведения урока, а именно простой передачи информации без дополнительных стимулов, в корне не ведет ни к каким либо серьезным изменениям, необходимость заключается в изменении подхода учителей к вопросу: как помогут знания приобретенные в школе, в их последующей жизни? В этом заключается основной постулат конструктивисткой теории: обучение тому, как учиться.

Учителя прошедшие уровневые курсы становятся не просто учителями повысившие свою квалификацию, а учителями-исследователями постоянно занимающихся совершенствованием своих навыков, преодолевающих различные барьеры, эффективно применяющих стратегии и приемы. Исследование в действии поможет как учителям с большим стажем, так и начинающим педагогам правильно ориентироваться в сложном водовороте тех глубинных процессов происходящих в школьной среде. Обучающая среда постоянно требует совершенствование и разработку новых приемов и методов необходимых для углубления изменений в школьную практику. Учителя берут на себя определенную инициативу и ответственность в результатах своих исследований, ведь они напрямую влияют на дальнейшее становление учеников как будущих активных членов общества и как граждан государства.

Детализация объектов исследования в действии, можно с успехом реализовать при проведении Lesson Study, когда в исследовании участвуют несколько учителей и направляют ракурс на нужных учеников. Естественно это должно разнообразить векторы исследования. Оно поможет охватить исследованиями большее количество учеников, выявить их насущные проблемы в обучении, поможет справиться с барьерами и согласованно применить необходимые в данном случае стратегии.

В целом алгоритм действий выглядит следующим образом: определение класса - выбор учеников категории АВС - конкретный исследовательский вопрос или проблема - конкретное планирование - цикл занятий для проведение исследований - при наблюдении изменений перевод акцента на актуальную группу учеников - затем детальное наблюдение данной категории при соответствующем распределении учеников данной категории (С). Для осуществления наблюдений изменений в данных учениках следует проводить несколько занятий (от 4 до 6). Естественно что нет гарантии быстрых изменений, но трансформация планирования в нужном направлении сможет помочь реализовать задуманное. Исследовательский потенциал каждого учителя несомненно нужно реализовать, да и сам учитель в процессе проведения исследования в действии будет заинтересован в эффективных результатах. Степень эффективности можно также определить и по определенным критериям которые вырабатываются в процессе непосредственного исследования. Данные критерии разрабатываются непосредственно участниками исследований, а также учителями заинтересованные в результатах исследований. Естественно, все требуемые параметры будут задействованы в данных критериях. Планирование исследования в действии требует особой компетентности и учителя проводящие данное исследование должны иметь глубокие теоретические основы и познания для более детального и правильного проведения данного процесса. В чем же практическая сторона исследования в действии? Данный процесс позволить учителями более полноценно проводить изменения в своей повседневной практике и наблюдать в реальном времени изменения касающиеся их практики. Школьники перестают быть просто субъектами исследований, учителя вовлекают их как полноценных участников исследований, соответственно налаживается положительная исследовательская атмосфера на уроках. Конкретные изменения коснутся не только в подходах учителей к уроку, но и в их педагогическом мировозрении. Анализ является основой осмысления Вашего опыта применения подхода Action research. Анализ всегда начинается с полученных в результате исследования данных, которые никогда не говорят сами за себя, о чем, несомненно, необходимо помнить. Ваш ум является наиболее важным аналитическим инструментом. Анализ представляет собой процесс повествования убедительной истории о том смысле, который сокрыт в Ваших данных. Кроме того, Вы должны убедить скептически настроенную аудиторию, что рассказываемая Вами история и смысл, который Вы пытаетесь донести, основаны на доказательстве.(руководство для учителя, 2012 стр 247). К.Д.Ушинский писал «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Слова великого педагога каждый учитель должен принять сердцем и постоянно заниматься своим образованием, непрерывно повышать свое мастерство. Кембриджские подходы в преподавании и обучении как нельзя лучше подходят для реализации потребностей казахстанских учителей в совершенствовании своей педагогической практики. ХХI век требует от нас большей компетентности в обучении детей.

Используемая литература:

  1. Руководство для учителя, ІІ уровень Астана, 2012 г. третье издание.

  2. Руководство для учителя, ІІІ уровень Астана, 2012 г. третье издание.

  3. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Издательство «Радянська школа». Киев. 1973.

4


© 2010-2022