Качество организации внеурочной деятельности в МБОУ Семьянская СОШ

В справке отражены следующие вопросы контроля за организацией внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО: Ø  вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности; Ø  включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;  Ø  продуктивность  внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности);  Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования невозможна без организации внеурочной деятельности, как од...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качество организации внеурочной деятельности в МБОУ Семьянская СОШ.

Дата проведения: с 12.11.2014 по 20.11.2014.

Цель: проанализировать эффективность организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4-х классов в соответствии с ФГОС НОО

Формы и методы: посещение занятий, мероприятий; собеседование с классным руководителями, работа с документацией (журналы, программы, карты занятости и др.).

Вопросы контроля:

  • вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности;

  • включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

  • продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности);

Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования невозможна без организации внеурочной деятельности, как одного из компонентов ООП НОО.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Основной целью организации внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях, развития творческих способностей и привития интереса к внеклассной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность (далее ВД) организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное. Реализуется оптимизационная модель организации ВД .

Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника и представлена разными формами: классные часы, познавательные курсы, экскурсии, работа кружков и секций, проведение КТД, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.

Данная модель внеурочной деятельности предусматривает её осуществление в полном объеме учителями начальных классов, физкультуры, педагогами дополнительного образования, старшей вожатой, другими педагогическими работниками школы с учетом заключения договоров о взаимодействии с ФОК «Волга» и Семьянским ДК.

1.Нормативно- правовое и методическое обеспечение


  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

  2. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 26 ноября 2010 N 1241

  3. Методические рекомендации к Базисному учебному плану начального общего образования, письмо Министерства образования и науки Нижегородской области от 12.04.2011№ 316-01-52-1430/11

  4. Методические материалы об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. № 03-296

  5. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования, ГБОУ ДПО НИРО

  6. «Организация внеурочной деятельности»- сборник программ, ГБОУ ДПО НИРО

  7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Семьянская СОШ.

  8. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  9. План внеурочной деятельности на 1-4 классы

  10. Программы курсов внеурочной деятельности

  11. Дополнительные образовательные программы.

  12. Локальные акты

  13. Должностные инструкции педагогических работников, задействованных в реализации плана внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования.


2.Организация деятельности

Для успешной реализации плана внеурочной деятельности в течение учебного года в школе осуществляется определенный алгоритм управленческих решений и действий.

В первую очередь разрабатывается приказ «Об организации внеурочной деятельности», в котором утверждаются расписание и дополнительные обр. программы внеурочной деятельности. Расписание ВД составляется в соответствии с моделью внеурочной деятельности и позволяет показать полную картину всей внеурочной деятельности школы: формы и виды, место, время и периодичность проведения мероприятий. В этом учебном году разработано Положение о внеурочной деятельности.

Следующий шаг необходимый для координации и организации деятельности осуществляет заместитель директора по УВР. Он проводит собеседование по плану ВД с классными руководителями и другими педагогами школы, участвующими в реализации данного плана.

При организации внеурочной деятельности младших школьников учитываются запросы и потребности детей. Классный руководитель осуществляет сопровождение обучающихся класса при организации выбора направлений внеурочной деятельности. Диагностика по изучению данного вопроса проводится в начале учебного года с родителями (законными представителями) обучающихся 2-4 кл. и будущих первоклассников, по результатам которой и выстраивается вся внеурочная деятельность. В начале учебного года собраны заявления родителей и законных представителей на выбор форм внеурочной деятельности. Так же родители знакомятся с программами ВД на классных собраниях. Результаты оформляются протоколами.

В начале учебного года для организации результативного и эффективного взаимодействия всех социальных партнеров, участвующих в реализации внеурочной деятельности заключены договора о взаимодействии и сотрудничестве с ФОК «Волга» и Семьянским ДК.

Занятия проводятся по программам ВД

Во внеурочной деятельности реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям:

- духовно-нравственное - реализация программы духовно-нравственного развития учащихся и программы формирования зож и экологической культуры учащихся, через проведение классных часов, КТД, проведение праздников, участие в конкурсах и др.

- социальное - Школа Лидера

- общеинтеллектуальное - калейдоскоп наук, я познаю мир, развивайка

- общекультурное - основы хореографии, весёлые нотки, фантазия

- спортивно - оздоровительное - Плавание

На занятиях ВД используются виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная, проектная деятельность.

.. Содержание программ, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий. Учёт проведённых занятий внеурочной деятельности педагоги фиксируют в соответствующем журнале.

Учителями разработаны рабочие программы как самостоятельно, так и на основе примерных программ.

Структура образовательной программы внеурочной деятельности в основном выдержана, но во всех программах отсутствует раздел показатели эффективности достижения панируемых результатов;

Реализация программ внеурочной деятельности осуществляется как на аудиторных (Калейдоскоп наук, Развивайка, Я познаю мир, Фантазия), так и внеаудиторных занятиях (Школа Лидера, Плавание, Весёлые нотки, Основы хореографии), что соответствует Положению об организации ВД: процент аудиторных занятий не превышает 50%. Продолжительность одного занятия не превышает 45 мин. При посещении занятий кружков, которые ведут учителя 1-4 классов, выявлено что формы внеурочной деятельности отличны от урока. Так на занятиях кружка «Я познаю мир» в 4 классе ребята под руководством Н.В. Забебениной занимаются проектной деятельностью. На посещенном занятии учащиеся работали над проектом «Мой любимый поэт»: работая в группах они изучали неизвестные им факты биографии поэта, просматривая книги определяли темы стихов. О.Н. Козырина на кружке «Развавайка», используя разнообразные приемы и задания (анализ мультфильма, выполнение тестов, расшифровка кодировки , складывания пазлов на интерактивной доске ) работала над понятием Внимание. Н.Д. Докина на кружке «Фантазия» превратила учеников в иллюстраторов сказки, затем ребята с помощью презентации и педагога поэтапно рисовали колобка на пеньке. С.В. Митюхина на занятии кружка «Калейдоскоп наук» погрузила детей в мир литературного чтения, где дети искали спрятанные слова, пели песни, добавляли недостающие буквы в слова и др..

Для оценки эффективности организации внеурочной деятельности в течение всего учебного года осуществляется мониторинг занятости внеурочной деятельностью обучающихся; в конце учебного года осуществляется мониторинг результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные).



3.Модель мониторинга организации внеурочной деятельности

В течение учебного года заместитель директора по УВР координирует организацию ВД, отслеживает эффективность её организации.

Объектами диагностических исследований являются:

- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

- вариативность направлений, видов и форм организации ВД;

- сформированность ценностных отношений к себе и миру;

- продуктивность ВД (достижения детей в выбранных видах деятельности);

- Не изучается вопрос: Удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами.

В начале учебного года классные руководители заполняют формы о занятости во ВД. Обобщенная информация по отдельному классу оформляется в табличной форме. Каждый классный руководитель отслеживает занятость детей в течение учебного года с целью повышения охвата обучающихся внеурочной деятельностью, определяет пути решения совместно с родителями.

Оптимальным является посещение не более 2-х кружков (секций), один из которых должен быть двигательно-активным.

Занятость обучающихся 1 класса во ВД (по итогам 1 четверти)

В классе 18 учащихся.

День недели

Направление работы

Кол-во записавшихся в кружок

Кол-во посещающих

Проблемы

Понедельник

  1. «Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)

18

17

Акимова Т. (нет справки )

Среда

  1. Классные часы - общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность

  2. «Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.

18


15

18


15

Четверг

  1. «Калейдоскоп наук» - общеинтеллектуальное направление(Митюхина С.В.)

18

18

Пятница

  1. Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)

  2. Занятия по адаптации - социальное направление (педагог психолог)

18

18

ФОК - 2чел. (Ильина- гимнастика, Серов- плавание ) Семьянский ДК - Егорова - 2 кружка, Баринов -музык. Шк.

Занятость обучающихся 2 класса во ВД (по итогам 1 четверти)

В классе 13 учащихся.

День недели


Направление работы

Кол-во записавшихся в кружок

Кол-во посещающих

Проблемы

Понедельник


  1. Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)

13

13

Вторник


  1. «Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)

13

12

Шишина (нет справки)

Среда

  1. Классные часы - общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность

  2. «Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.

13

9

13

9

Четверг

  1. «Фантазия» - общекультурное направление (Докина Н.Д.)

13

13

Пятница

  1. «Основы хореографии» - общекультурное направление (Ситнова И.Г.)

5

5

Школа искусств - 2 ПетроваД, Юдина В

Занятость обучающихся 3 класса во ВД (по итогам 1 четверти)

В классе 11 учащихся.

День недели

Направление работы

Кол-во записавшихся в кружок

Кол-во посещающих

Проблемы

Понедельник

  1. «Развивайка»- общеинтеллектуальное направление (Козырина О.Н.)

11

11

Вторник


  1. Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)

11

11

Среда

  1. Классные часы - духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность

  2. «Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.

11

11

11

11

Четверг

  1. «Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)

  2. «Фантазия» - общекультурное направление (Докина Н.Д.)

11

-

11

-

Пятница

  1. «Основы хореографии» - общекультурное направление (Ситнова И.Г.)

5

5

Семьянский ДК -5 чел (Акимов - биссероплетение, Кондратьева, Моисеева - золотая иголочка, танцевальный - Моисеева, Веселов- игра на муз инстр.)

Занятость обучающихся 4 класса во ВД (по итогам 1 четверти)


В классе 13 учащихся.

День недели

Направление работы

Кол-во записавшихся в кружок

Кол-во посещающих

Проблемы

Понедельник

  1. «Я познаю мир»- общеинтеллектуальное направление(Забебенина Н.В.)

12

12

Вторник


  1. Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)

12

12

Среда

  1. Классные часы - духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность

  2. «Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.

12

12

12

12

Четверг

  1. «Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)

  2. «Фантазия» - общекультурное направление (Докина Н.Д.)

12

12

Пятница

  1. «Основы хореографии» - общекультурное направление (Ситнова И.Г.)

Футбол

5

1

5

1

Школа искусств - 1 Емельянова

4. Мониторинг личностных результатов

В этом году по итогам 1 четверти изучался

Рейтинг творческой активности обучающихся 1 класса.

( участие в конкурсах, викторинах, праздниках и др.)

класс

Кол-во жемчужин

Кол-во отзывов

Самый активный

1

111

9

Егорова Н., Шурыгина А. Серов Д

2

95

14

Гришина , Прокопьева, Серова

3

98

2

Зайцев, Кондратьева, Моисеева

4

82

27

Емельянова, Лотова,

Хитрова, Шелина, Козлов


Проведение мониторинга личностного развития школьников является важнейшим направлением реализации воспитательной составляющей ФГОС.

Изучение личностных результатов освоения основной образовательной программы в школе осуществляется в соответствии с Положением о мониторинге. В проведении диагностических исследований задействованы учителя начальных классов и психолог. Результаты также фиксируются у ЗД по ВР, классных руководителей, психолога.

Психологу необходимо по результатам мониторинга готовить рекомендации для педагогов и родителей.

Одним из эффективных инструментов для комплексной оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной, но и в рамках ВД. Создана система учета достижений: ребятам выдаются жемчужены - если они являются участником мероприятия. Ребенок может получить отзыв, если он получает призовое место или является организатором.

Предложения.

  1. ШМО учителей начальных классов разработать мониторинговую карту изучения личностных результатов.

  2. Руководителям кружков дополнить Программы ВД разделом: показатели Эффективности достижения планируемых результатов.

  3. В конце уч. года изучить вопрос Удовлетворенность участников внеурочной деятельности её организацией и результатами.




Мониторинговая карта изучения личностных результатов

Формируемые личностные универсальные учебные действия

Показатели результативности

Методики

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Готовность и способность к саморазвитию

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха, самоанализ и самоконтроль результатов

1-й уровень- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

2-й уровень- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

3- уровень- первоначальный опыт самореализации в в познавательной и творческой деятельности

Тест-анкета выявления потенциала одарённости

(А. де Хана и Г. Кафа)

январь

январь

Карта интересов для младших школьников

(А. И. Савенков)

январь

январь

«Лесенка»

октябрь

октябрь

октябрь

апрель

Сформированность мотивации к обучению и познанию

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

1 уровень: начальное представление о труде, о человеке труда, трудолюбии, творчестве;

2 уровень: осознание приоритета нравственных основ труда, творчества;

3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах трудовой деятельности

Оценка уровня школьной мотивации

( Н.Г. Лусканова)

сентябрь

сентябрь

сентябрь

апрель

А.А.Андреев «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

апрель

Ценностно-смысловые установки

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира; чувство прекрасного и эстетические чувства, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, установка на здоровый образ жизни.

1 уровень: элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры; о природе

2 уровень: первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдения эстетических объектов;

3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах эстетической , экологической деятельности

Н.Е. Щуркова « Размышляем о жизненном опыте»

апрель

Социометрия (Морено)

февраль

февраль

февраль

февраль

Изучение уровня экологической культуры (методика Жестовой Н.С.)

ноябрь

май

ноябрь

Социальные компетенции; личностные качества

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, осмысление как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

1 уровень: начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

2 уровень: приобретение опыта, переживания, позитивного отношения к нравственным ценностям, моральным нормам; традициях нравственно-экологического отношения к природе;

3 уровень: сформированность нравственных качеств и поведенческих норм

М.И. Рожков

« Изучение социализированности личности»

апрель

Участие в конкурсах

май

май

май

май

Сформированность основ гражданской идентичности

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

1 уровень : начальное представление о правах и обязанностях человека, традициях семьи, народа;

2 уровень: формирование ценностного отношения к своему краю, Родине, семье.

3 уровень: опыт взаимодействия и реализации гражданско-патриотической позиции

Уровень воспитанности (М.И.Шилова)

март

октябрь

март


10



© 2010-2022