- Преподавателю
- Директору, завучу
- Качество организации внеурочной деятельности в МБОУ Семьянская СОШ
Качество организации внеурочной деятельности в МБОУ Семьянская СОШ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермакова И.А. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Качество организации внеурочной деятельности в МБОУ Семьянская СОШ.
Дата проведения: с 12.11.2014 по 20.11.2014.
Цель: проанализировать эффективность организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4-х классов в соответствии с ФГОС НОО
Формы и методы: посещение занятий, мероприятий; собеседование с классным руководителями, работа с документацией (журналы, программы, карты занятости и др.).
Вопросы контроля:
-
вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности;
-
включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
-
продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности);
Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования невозможна без организации внеурочной деятельности, как одного из компонентов ООП НОО.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Основной целью организации внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях, развития творческих способностей и привития интереса к внеклассной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность (далее ВД) организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное. Реализуется оптимизационная модель организации ВД .
Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника и представлена разными формами: классные часы, познавательные курсы, экскурсии, работа кружков и секций, проведение КТД, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.
Данная модель внеурочной деятельности предусматривает её осуществление в полном объеме учителями начальных классов, физкультуры, педагогами дополнительного образования, старшей вожатой, другими педагогическими работниками школы с учетом заключения договоров о взаимодействии с ФОК «Волга» и Семьянским ДК.
1.Нормативно- правовое и методическое обеспечение
-
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
-
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 26 ноября 2010 N 1241
-
Методические рекомендации к Базисному учебному плану начального общего образования, письмо Министерства образования и науки Нижегородской области от 12.04.2011№ 316-01-52-1430/11
-
Методические материалы об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. № 03-296
-
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования, ГБОУ ДПО НИРО
-
«Организация внеурочной деятельности»- сборник программ, ГБОУ ДПО НИРО
-
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Семьянская СОШ.
-
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
-
План внеурочной деятельности на 1-4 классы
-
Программы курсов внеурочной деятельности
-
Дополнительные образовательные программы.
-
Локальные акты
-
Должностные инструкции педагогических работников, задействованных в реализации плана внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования.
2.Организация деятельности
Для успешной реализации плана внеурочной деятельности в течение учебного года в школе осуществляется определенный алгоритм управленческих решений и действий.
В первую очередь разрабатывается приказ «Об организации внеурочной деятельности», в котором утверждаются расписание и дополнительные обр. программы внеурочной деятельности. Расписание ВД составляется в соответствии с моделью внеурочной деятельности и позволяет показать полную картину всей внеурочной деятельности школы: формы и виды, место, время и периодичность проведения мероприятий. В этом учебном году разработано Положение о внеурочной деятельности.
Следующий шаг необходимый для координации и организации деятельности осуществляет заместитель директора по УВР. Он проводит собеседование по плану ВД с классными руководителями и другими педагогами школы, участвующими в реализации данного плана.
При организации внеурочной деятельности младших школьников учитываются запросы и потребности детей. Классный руководитель осуществляет сопровождение обучающихся класса при организации выбора направлений внеурочной деятельности. Диагностика по изучению данного вопроса проводится в начале учебного года с родителями (законными представителями) обучающихся 2-4 кл. и будущих первоклассников, по результатам которой и выстраивается вся внеурочная деятельность. В начале учебного года собраны заявления родителей и законных представителей на выбор форм внеурочной деятельности. Так же родители знакомятся с программами ВД на классных собраниях. Результаты оформляются протоколами.
В начале учебного года для организации результативного и эффективного взаимодействия всех социальных партнеров, участвующих в реализации внеурочной деятельности заключены договора о взаимодействии и сотрудничестве с ФОК «Волга» и Семьянским ДК.
Занятия проводятся по программам ВД
Во внеурочной деятельности реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям:
- духовно-нравственное - реализация программы духовно-нравственного развития учащихся и программы формирования зож и экологической культуры учащихся, через проведение классных часов, КТД, проведение праздников, участие в конкурсах и др.
- социальное - Школа Лидера
- общеинтеллектуальное - калейдоскоп наук, я познаю мир, развивайка
- общекультурное - основы хореографии, весёлые нотки, фантазия
- спортивно - оздоровительное - Плавание
На занятиях ВД используются виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная, проектная деятельность.
.. Содержание программ, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий. Учёт проведённых занятий внеурочной деятельности педагоги фиксируют в соответствующем журнале.
Учителями разработаны рабочие программы как самостоятельно, так и на основе примерных программ.
Структура образовательной программы внеурочной деятельности в основном выдержана, но во всех программах отсутствует раздел показатели эффективности достижения панируемых результатов;
Реализация программ внеурочной деятельности осуществляется как на аудиторных (Калейдоскоп наук, Развивайка, Я познаю мир, Фантазия), так и внеаудиторных занятиях (Школа Лидера, Плавание, Весёлые нотки, Основы хореографии), что соответствует Положению об организации ВД: процент аудиторных занятий не превышает 50%. Продолжительность одного занятия не превышает 45 мин. При посещении занятий кружков, которые ведут учителя 1-4 классов, выявлено что формы внеурочной деятельности отличны от урока. Так на занятиях кружка «Я познаю мир» в 4 классе ребята под руководством Н.В. Забебениной занимаются проектной деятельностью. На посещенном занятии учащиеся работали над проектом «Мой любимый поэт»: работая в группах они изучали неизвестные им факты биографии поэта, просматривая книги определяли темы стихов. О.Н. Козырина на кружке «Развавайка», используя разнообразные приемы и задания (анализ мультфильма, выполнение тестов, расшифровка кодировки , складывания пазлов на интерактивной доске ) работала над понятием Внимание. Н.Д. Докина на кружке «Фантазия» превратила учеников в иллюстраторов сказки, затем ребята с помощью презентации и педагога поэтапно рисовали колобка на пеньке. С.В. Митюхина на занятии кружка «Калейдоскоп наук» погрузила детей в мир литературного чтения, где дети искали спрятанные слова, пели песни, добавляли недостающие буквы в слова и др..
Для оценки эффективности организации внеурочной деятельности в течение всего учебного года осуществляется мониторинг занятости внеурочной деятельностью обучающихся; в конце учебного года осуществляется мониторинг результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные).
3.Модель мониторинга организации внеурочной деятельности
В течение учебного года заместитель директора по УВР координирует организацию ВД, отслеживает эффективность её организации.
Объектами диагностических исследований являются:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- вариативность направлений, видов и форм организации ВД;
- сформированность ценностных отношений к себе и миру;
- продуктивность ВД (достижения детей в выбранных видах деятельности);
- Не изучается вопрос: Удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами.
В начале учебного года классные руководители заполняют формы о занятости во ВД. Обобщенная информация по отдельному классу оформляется в табличной форме. Каждый классный руководитель отслеживает занятость детей в течение учебного года с целью повышения охвата обучающихся внеурочной деятельностью, определяет пути решения совместно с родителями.
Оптимальным является посещение не более 2-х кружков (секций), один из которых должен быть двигательно-активным.
Занятость обучающихся 1 класса во ВД (по итогам 1 четверти)
В классе 18 учащихся.
День недели
Направление работы
Кол-во записавшихся в кружок
Кол-во посещающих
Проблемы
Понедельник
-
«Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)
18
17
Акимова Т. (нет справки )
Среда
-
Классные часы - общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность
-
«Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.
18
15
18
15
Четверг
-
«Калейдоскоп наук» - общеинтеллектуальное направление(Митюхина С.В.)
18
18
Пятница
-
Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)
-
Занятия по адаптации - социальное направление (педагог психолог)
18
18
ФОК - 2чел. (Ильина- гимнастика, Серов- плавание ) Семьянский ДК - Егорова - 2 кружка, Баринов -музык. Шк.
Занятость обучающихся 2 класса во ВД (по итогам 1 четверти)
В классе 13 учащихся.
День недели
Направление работы
Кол-во записавшихся в кружок
Кол-во посещающих
Проблемы
Понедельник
-
Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)
13
13
Вторник
-
«Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)
13
12
Шишина (нет справки)
Среда
-
Классные часы - общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность
-
«Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.
13
9
13
9
Четверг
-
«Фантазия» - общекультурное направление (Докина Н.Д.)
13
13
Пятница
-
«Основы хореографии» - общекультурное направление (Ситнова И.Г.)
5
5
Школа искусств - 2 ПетроваД, Юдина В
Занятость обучающихся 3 класса во ВД (по итогам 1 четверти)
В классе 11 учащихся.
День недели
Направление работы
Кол-во записавшихся в кружок
Кол-во посещающих
Проблемы
Понедельник
-
«Развивайка»- общеинтеллектуальное направление (Козырина О.Н.)
11
11
Вторник
-
Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)
11
11
Среда
-
Классные часы - духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность
-
«Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.
11
11
11
11
Четверг
-
«Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)
-
«Фантазия» - общекультурное направление (Докина Н.Д.)
11
-
11
-
Пятница
-
«Основы хореографии» - общекультурное направление (Ситнова И.Г.)
5
5
Семьянский ДК -5 чел (Акимов - биссероплетение, Кондратьева, Моисеева - золотая иголочка, танцевальный - Моисеева, Веселов- игра на муз инстр.)
Занятость обучающихся 4 класса во ВД (по итогам 1 четверти)
В классе 13 учащихся.
День недели
Направление работы
Кол-во записавшихся в кружок
Кол-во посещающих
Проблемы
Понедельник
-
«Я познаю мир»- общеинтеллектуальное направление(Забебенина Н.В.)
12
12
Вторник
-
Школа Лидера - социальное направление (ст.вожатая)
12
12
Среда
-
Классные часы - духовно-нравственное, социальное, общекультурное направления и проектная деятельность
-
«Весёлые нотки» - общекультурное направление Козырина О.Н.
12
12
12
12
Четверг
-
«Плавание»- спортивное - оздоровительное направление (тренер ФОК)
-
«Фантазия» - общекультурное направление (Докина Н.Д.)
12
12
Пятница
-
«Основы хореографии» - общекультурное направление (Ситнова И.Г.)
Футбол
5
1
5
1
Школа искусств - 1 Емельянова
4. Мониторинг личностных результатов
В этом году по итогам 1 четверти изучался
Рейтинг творческой активности обучающихся 1 класса.
( участие в конкурсах, викторинах, праздниках и др.)
класс
Кол-во жемчужин
Кол-во отзывов
Самый активный
1
111
9
Егорова Н., Шурыгина А. Серов Д
2
95
14
Гришина , Прокопьева, Серова
3
98
2
Зайцев, Кондратьева, Моисеева
4
82
27
Емельянова, Лотова,
Хитрова, Шелина, Козлов
Проведение мониторинга личностного развития школьников является важнейшим направлением реализации воспитательной составляющей ФГОС.
Изучение личностных результатов освоения основной образовательной программы в школе осуществляется в соответствии с Положением о мониторинге. В проведении диагностических исследований задействованы учителя начальных классов и психолог. Результаты также фиксируются у ЗД по ВР, классных руководителей, психолога.
Психологу необходимо по результатам мониторинга готовить рекомендации для педагогов и родителей.
Одним из эффективных инструментов для комплексной оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной, но и в рамках ВД. Создана система учета достижений: ребятам выдаются жемчужены - если они являются участником мероприятия. Ребенок может получить отзыв, если он получает призовое место или является организатором.
Предложения.
-
ШМО учителей начальных классов разработать мониторинговую карту изучения личностных результатов.
-
Руководителям кружков дополнить Программы ВД разделом: показатели Эффективности достижения планируемых результатов.
-
В конце уч. года изучить вопрос Удовлетворенность участников внеурочной деятельности её организацией и результатами.
Мониторинговая карта изучения личностных результатов
Формируемые личностные универсальные учебные действия
Показатели результативности
Методики
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Готовность и способность к саморазвитию
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха, самоанализ и самоконтроль результатов
1-й уровень- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
2-й уровень- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
3- уровень- первоначальный опыт самореализации в в познавательной и творческой деятельности
Тест-анкета выявления потенциала одарённости
(А. де Хана и Г. Кафа)
январь
январь
Карта интересов для младших школьников
(А. И. Савенков)
январь
январь
«Лесенка»
октябрь
октябрь
октябрь
апрель
Сформированность мотивации к обучению и познанию
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
1 уровень: начальное представление о труде, о человеке труда, трудолюбии, творчестве;
2 уровень: осознание приоритета нравственных основ труда, творчества;
3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах трудовой деятельности
Оценка уровня школьной мотивации
( Н.Г. Лусканова)
сентябрь
сентябрь
сентябрь
апрель
А.А.Андреев «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»
апрель
Ценностно-смысловые установки
Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира; чувство прекрасного и эстетические чувства, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, установка на здоровый образ жизни.
1 уровень: элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры; о природе
2 уровень: первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдения эстетических объектов;
3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах эстетической , экологической деятельности
Н.Е. Щуркова « Размышляем о жизненном опыте»
апрель
Социометрия (Морено)
февраль
февраль
февраль
февраль
Изучение уровня экологической культуры (методика Жестовой Н.С.)
ноябрь
май
ноябрь
Социальные компетенции; личностные качества
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, осмысление как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
1 уровень: начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
2 уровень: приобретение опыта, переживания, позитивного отношения к нравственным ценностям, моральным нормам; традициях нравственно-экологического отношения к природе;
3 уровень: сформированность нравственных качеств и поведенческих норм
М.И. Рожков
« Изучение социализированности личности»
апрель
Участие в конкурсах
май
май
май
май
Сформированность основ гражданской идентичности
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.
1 уровень : начальное представление о правах и обязанностях человека, традициях семьи, народа;
2 уровень: формирование ценностного отношения к своему краю, Родине, семье.
3 уровень: опыт взаимодействия и реализации гражданско-патриотической позиции
Уровень воспитанности (М.И.Шилова)
март
октябрь
март
10