Статья Внеклассное чтение как средство развития читательских интересов

Внеклассное чтение как средство развития читательских интересов   Современную социокультурную ситуацию характеризуют как кризис чтения. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Нечитающих стало больше, чем читающих, они теперь задают тон вобществе. Престиж книги упал. Как не упустить тех, кто еще дружит скнигой, ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.Ф.Короткова

МАОШ «Школа-интернат №53», г.Новоуральск


Внеклассное чтение как средство развития читательских интересов

Современную социокультурную ситуацию характеризуют как кризис чтения. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Нечитающих стало больше, чем читающих, они теперь задают тон в обществе. Престиж книги упал. Как не упустить тех, кто еще дружит с книгой, чтобы компьютер и телевизор не стали единственными источниками всех радостей их жизни, чтобы книга и живое общение не стали для них делом утомительным и не очень-то желанным? И как привлечь к книге тех, кто еще не имеет вкуса к чтению, для кого книга не является волнующей встречей с неизведанным, и возможно, что такая встреча так никогда и не состоится?

Для современного ребенка чтение - одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие педагоги и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как сделать так, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

И такой способ увлечь современных школьников чтением есть, если с самого раннего возраста сделать встречу с книгой для них радостным событием, вызвать у них интерес к предложенным книгам. Тогда удовольствие, которое они получат от обсуждения, вызывая в них душах положительный эмоциональный отклик, воодушевит их. И очень важно с раннего возраста формировать у него устойчивый интерес к чтению книг.

В общеобразовательных учреждениях работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группы продлённого дня, которые существуют в МАОШ «Школа-интернат №53» (1-11 класс), предоставляют широкие возможности для познавательного развития воспитанников, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению. Интересный материал из опыта педагогической работы, обеспечивающей реализацию инновационных подходов и форм организации читательской деятельности в детстве, развитие способности школьников к самостоятельному и осмысленному выбору круга чтения, времени чтения, пробуждение интереса к чтению, расширение знаний детей о литературе. Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

Чтобы привить интерес к книге, мы используем разнообразные формы работы с ней: литературный вернисаж, книжная выставка, устный журнал, акция, беседа час познаний и открытий, поэтическая полка, день забытых книг, встреча с интересной книгой, викторина, конкурс рисунков, обзор книг, День информации, поэтический мастер-класс, дискуссия, семейное чтение, урок-презентация, экскурсия, Неделя детской книги, библиотечный урок, фестиваль, конкурс эрудитов, интерактивная викторина и другие.

Большую помощь в этом оказывает школьный библиотекарь, а так же педагоги дополнительного образования и конечно воспитатели. Расширяя образовательное пространство, школа принимает участие в различных всероссийских и городских мероприятиях, что делает детям возможность почувствовать значимость своего вклада в процесс формирования активного читателя. Участие в Российском заочном конкурсе «Читаем детям о войне», городском конкурсе «Книгочеи», участие в тематических викторинах, проводимых МУК «Центральная публичная библиотека» и МУК «Центральной городской библиотекой для детей и юношества», а также редакциями детских журналов - это наш вклад в пропаганду книги и чтения.

Воспитательная система школы построена таким образом, что занятия по развитию читательских интересов воспитанников стоят на первом месте. Школа работает по программе «Чтение с увлечением» Цель программы - формирование и развитие интереса к чтению как необходимого условия становления социально успешной, разносторонне развитой личности. Работа по программе познакомила воспитанников с лучшими произведениями советских и зарубежных писателей. Мероприятия, запланированные воспитателями, «Талантов россыпь, гениев полет» (к юбилеям писателей), «Выразитель дум народных», «В объективе книга», «А письмо летит по свету» (письма литературных героев), «Живое слово Астафьева» (к 90-летию со д. р. В. Астафьева), «Поэзии чарующе звуки» (к юбилеям Б. Окуджавы, Ю. Друниной, С. Капутикян), «Кумиры на все времена», «В мире сказок, чудес и волшебства», «Все хорошее на земле от книги», «Почитай мне сказку, мама», «Чтение с увлечением», «Чудо, имя которому - книга» (из истории книгопечатания), «Приходите в Книжкин дом», «Вас ждут приключения на острове чтения», «Здравствуйте, я новая книга!», «Читай, познавай!» (о словарях и справочниках) «Выбрать книжку научиться - значит в мудрый путь пуститься!» помогают воспитанникам ориентироваться в современном информационном мире.

Известно, что первым и основным «руководителем» детского чтения является семья. Это нисколько не умаляет роли детских библиотек и педагогов в воспитании читателей. Но именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребенком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируя домашнюю библиотеку, советуют ребенку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Таким образом, именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития. Поэтому с целью оказания детям более эффективной помощи в формировании навыка работы с книгой привлекаем родителей. В конце учебного года проходит семейный праздник «Семейная книга». На этом празднике родители рассказывают о книгах, которые они читали в детстве, вспоминают свои впечатления о произведениях и дарят своим детям любимые издания. Каждую четверть на общешкольном родительском собрания школьный библиотекарь разъясняет мамам и папам важность семейного чтения, дает рекомендации и предостерегает от возможных ошибок при его организации.

Нельзя не согласиться с тем, что Россия переживала и переживает сейчас трудные времена. Можно надеяться, что и чтение книг вслух в кругу семьи, и посещение с детьми библиотек, книжных магазинов станет, как и прежде, привычкой для многих. Несомненно, нужно читать вместе с детьми, какого бы возраста они ни были. Брать книжку, журнал, садиться всем вместе и читать вслух. Обсуждать прочитанное. Это наиболее прямой и верный путь для того, чтобы узнать вкусы и предпочтения близких людей. У каждого человека, большого и маленького, каждая книга, хорошая или плохая, вызывает море вопросов, мыслей, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, вы создаете в семье атмосферу доброго общения, доверительной беседы, и тогда в ваш дом вернется забытая и утраченная традиция семейного чтения - общего чтения книг, общения взрослых, детей и писателей.

Очень хочется верить, что все наши усилия приведут к конкретным результатам. Они уже были, эти первые результаты: слова благодарности родителей, когда они уходили после собраний и семейных праздников, заинтересованность ребят. Надеюсь, что решение проблемы привития любви к чтению стало нашим общим делом.

© 2010-2022