- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педсовет «Интернет как средство воспитания»
Педсовет «Интернет как средство воспитания»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касимова Д.В. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В стратегической инициативе «Наша новая школа» говорится: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. ˂…˃ это станет возможным через распространение электронных образовательных ресурсов, развитие дистанционных образовательных технологий с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира».
А возможно ли превращение Интернета в средство воспитания и социализации? Постараемся ответить на данный вопрос.
Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. «Средства воспитания, - считает Т.А. Стефановская, - виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».
Средством называется все то, что использует субъект, в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.
Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором педагога в качестве бесконечно ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены к воспитанию и включены в систему организуемой жизнедеятельности детей. Педагогическая проблема заключается не в их отсутствии или скудности, а в их адекватности воспитательной задаче.
Возможности интернета как средства воспитания велики, это
- возможность самостоятельного приобретения знаний;
- работа с информацией, применяя различные способы познавательной деятельности, имея возможность делать это в удобное время;
- приобретение знаний носит активный характер, кроме того, познавательна деятельность не ограничивается овладением знаниями, но и осуществляется процесс воспитания;
- реализация индивидуальной образовательной траектории, что на практике соответствует принципу личностно ориентированного обучения;
- творческий характер работы с информацией;
Интернет, к которому обращается педагог, как и любое средство должен отвечать социокультурным требованиям. Перечислим их: гигиенические, эстетические, экономические, этические, правовые. Введенные в контекст деятельности, они не должны нарушать гигиеническую среду; они должны быть красивы для восприятия; их стоимость не должна заслонять собою содержания; они не должны провоцировать аморальных и противоправных действий детей. В противном случае педагог может столкнуться с такими проблемами как ухудшение зрения, нарушение осанки, интернет-зависимость, а это уже другой вопрос.
В сети и с ее помощью осуществляется не только процесс обучения и воспитания, но и приобретение детьми социальных навыков: обсуждение на форуме интересующих вопросов, принятие участия в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы и т.д.). Освоение различных видов Интернет-активности - основа онлайн-социализации.
Данные исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России, показывают, что школьники пытаются освоить практически все возможные виды активности в сети, отдавая в первую очередь предпочтение коммуникационной деятельности. Это поможет детям в недалеком будущем стать успешными гражданинами цифрового общества.
Таким образом, Интернет пришел на смену таких средств воспитания как игра, труд, трансформировал различные области жизни - межличностное общение, искусство и др. Это, на наш взгляд, не всегда является негативным явлением, поскольку при разумном использовании Интернета расширяются возможности педагога в осуществлении педагогического процесса и детей в овладении знаниями и социальными отношениями, возрастает информационная компетентность.
Интернет сегодня по сравнению с книгами, телевидением, журналами это главный источник информации и основное средство воспитания, которое использует педагог в своей педагогической деятельности. Интернет это средство коммуникации.