Программа воспитательной работы Сыны Отечества на 2012/2015 уч. г

  Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся  направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и сво...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ОСНОНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛЮБИМОВО

413206, Саратовская область, Советский район, село Любимово, ул. Школьная,15



Утверждаю:

Директор МБОУ- ООШ с. Любимово

__________М.Е. Беймишева

«____» ______________ 2012 г.



Программа воспитательной работы Сыны Отечества на 2012/2015 уч. г.


срок реализации: 3 года

Возраст детей: 6-16 лет
















  1. Обоснование для разработки Программы


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ-ООШ с. Любимово на период с 2012 по 2015 годы.

Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-9-х классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

2. Цель и задачи Программы

Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

Целью программы является:

- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и села, возрождения традиционных нравственных ценностей.

В качестве основных задач выступают:

- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;

- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;

- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;

- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.


  1. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения


Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:

- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;

- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.

Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:

1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.

2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников.

3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.

4. Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников.


  1. Контроль за реализацией Программы

Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

В состав совета входят:

1. Директор школы

2. Заместитель директора по воспитательной работе

3. Руководитель МО классных руководителей.

4. Учитель истории и обществознания.

5. Библиотекарь.

5. Оценка эффективности реализации Программы

В результате осуществления Программы ожидается:

- повышение эффективности патриотической работы;

- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

- формирование гражданской грамотности учащихся;

- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;

- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.

- сформированность идеала жизни и идеала человека.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;

- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;

- разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся;

- работа МК «Память сердца»


6. Содержание Программы

Программа включает в себя следующие направления:

6. 1. Нравственное «Связь поколений»

Цель:

Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

6. 2. Гражданско-патриотическое «Растим патриота и гражданина России»

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

6. 3. Экологическое «Мой край родной"

Цель:

Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я - гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

6.4. Эстетическое «Я и семья»

Цель:

осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.

7. Этапы реализации Программы


Реализация Программы рассчитана на 3 года.

I этап: проектный - 2012-2013 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический - 2013-2014 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Сыны Отечества».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, школами района.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический -2014-2015 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

Обобщить результаты работы школы.

Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

Спланировать работу на следующий период.

Литература

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ОСНОНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛЮБИМОВО

413206, Саратовская область, Советский район, село Любимово, ул. Школьная,15



Утверждаю:

Директор МБОУ-ООШ с. Любимово

__________М.Е. Беймишева

«____» ______________ 2012 г.


План мероприятий по реализации программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Сыны Отечества»

на 2012 - 2015 годы

Цель:

- создание и развитие системы гражданско - патриотического воспитания обучающихся

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Участие в постоянно действующих муниципальных и областных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2012-2015г.

Зам. директора

по ВР,

учителя - предметники,

классные руководители


2.

Проведение тематических линеек по истории России, символике России

2012-2015г.

Зам. директора

по ВР

3.

-Встречи с вдовами ветеранов Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

-линейки, посвященные памятным датам истории;

-общешкольная линейка, посвященная Дню Победы

2012-2015г.

Зам. директора

по ВР


4.

Участие в акции «Дорогою добра»

ежегодно

Зам. директора

по ВР


5.

Организация и проведение школьных акций «Чистое село» и «Клумба в подарок школе».

ежегодно

Зам. директора

по ВР


6.

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе, районе

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

преподаватель

физ-ры






7.

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

учителя - предметники,

классные руководители

8.

Организация традиционных встреч:

- с вдовами ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г.

- с воинами-интернационалистами;

- с военнослужащими;

- с призывниками

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

9.

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

ежегодно

Зам. директора по УР и ВР, учитель истории и обществознания

10.

Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов:

- «Я - гражданин России»,

-«Патриотическое воспитание обучающихся» .

ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель истории и обществознания, классные руководители

11.

Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери.

ежегодно

Зам. директора

по ВР,


12.

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

ежегодно

Классные руководители

13.

Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного Дню Победы

ежегодно

Учитель физкультуры

14.

Проведение памятных дней:

- День Победы

-День вывода войск из Афганистана

- День защитников Отечества


ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

15.

Участие в акциях:

«Подарок защитнику Отечества»

· «Поздравь ветерана»

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

16.

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

17.

Операция «Забота» - выполнение тимуровской работы.

постоянно

классные руководители






18.

Организация экспозиций в музейной комнате ко Дню Победы


ежегодно

Совет МК

19.

Организация и проведение конкурса рисунков «Я только слышал о войне»


ежегодно

Учитель ИЗО

20.

Краеведческий поиск «Живая летопись войны»


ежегодно

учитель истории

21.

Классные часы на тему «Герои и подвиги»

ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители

22.

Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану»

ежегодно

учитель ИЗО

23.

Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны


ежегодно

учитель литературы


24.

Патриотический марафон «Никто - не забыт, ничто - не забыто».


ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители

25

Фотовыставка «Война и моя семья»



ежегодно

классные руководители


26.

Конкурс чтецов «Дети о войне»


ежегодно

Зам. директора по УР

27.

Конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»



ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители


28.

Организация участия педагогов во всероссийском конкурсе методических разработок «Растим патриотов России»

ежегодно

Зам. директора по УР и ВР, учитель истории, классные руководители


29.

Совещания для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования».

2012

Зам. директора по ВР

30.

Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

2013

Зам. директора по ВР

31.

Обобщение опыта работы педагогов на темы:

2014-2015

Зам. директора по ВР, классные руководители


- «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»;




- «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии».



32.

Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению патриотического воспитания обучающихся


2015

Зам. директора по ВР, классные руководители

33.

Обновление и создание музейных экспозиций патриотической направленности

ежегодно

Совет МК

34.

Конкурс рисунков «Война глазами детей

ежегодно


классные руководители,

35.

Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»

ежегодно


Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники

36.

Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся «Президентские соревнования»

ежегодно

Учитель физкультуры

37.

Заседания СК «Крепка семья - крепка Россия»

2013

классные руководители

38.

Проведение мероприятий, посвященных:


70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год)

2014

Старшая вожатая школы, классные руководители, учителя истории


70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
(1943 год)

2013

Старшая вожатая школы, классные руководители, учитель истории


Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

Изучение символики округа, города, школы.

Работа школьного музея.

Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

Шефская помощь ветеранам.

Изучение основ государства и права.

Изучение культуры народов России.

Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий, виртуальных путешествий.

Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».

Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, областного и районного значения.

Исследовательская деятельность

Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).

Музейная деятельность.

Игра «Зарница».

Встречи с ветеранами.

Экскурсии в музейную комнату «Память сердца» (по тематическим экспозициям).

Единые классные часы.

Спортивно-конкурсные программы.

Возложение цветов к памятнику «Молчащий колокол»


Традиционные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию


"СЕЛО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"

Цель: Привить чувство любви к родному селу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.

Темы: "Мой село, мой дом".

Мы хозяева села, школы.

"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"

Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.

Темы: "Землянам чистую планету".

"В здоровом теле здоровый дух".

Мир моих увлечений.

"Я ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества

Темы: "Ты и закон".

«Я гражданин и патриот своей страны».

Мои права и обязанности.

"РОССИЯ! РУСЬ!.. ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"

Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.

Темы:

Духовное наследие.

Современная Русь.

Традиции и обычаи Руси.

''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."

Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.

Темы:

«Юность, опаленная войной»

«С чего начинается Родина?»

«Достойное поколение»

«Славные сыны Отечества»

«По полю Русской Славы»

«Мы - защитники мира»

"СЕМЬЯ - СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"

Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.

Темы:

Твои истоки.

Я и Вселенная.

Мой дом, мои родные, близкие.

"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"

Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.

Темы:

«День Победы».

«Ветеран живет рядом».

«Обелиск»

День Защитников Отечества.

На кануне праздника проводятся конкурсы для мальчиков и юношей «А ну-ка, парни!», «Солдат удачи!», «Верный страж и защитник» и т.д.



© 2010-2022