Традиции и инновации в сфере культуры через педагогическое взаимодействие социально – культурных сфер села

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиции и инновации в сфере культуры через педагогическое взаимодействие социально - культурных сфер села.


Учитель МОУ «Щетиновская СОШ»

Денисова И.Н.


Главное достояние сельского жителя это его моральный, культурный и интеллектуальный потенциал, поскольку, каждое поколение воспроизводит культурное наследие и передает его следующему поколению.

Культура неотъемлемая часть человеческой жизни и Российская провинция - всегда являлась образцом великой культуры и высокой духовности.
Еще в школе, знакомясь с различными историческими традициями, сложившимися в нашей сельской местности, - мы открывали для себя человеческие миры, в которых люди жили и продолжают жить, стараясь сохранить и преумножить, те культурные традиции, которые оставлены нам предками. Каждое поколение воспроизводит культурное наследие и передает его следующему поколению. Проблема сохранения и развития культурных традиций в сельской местности, ее материальных и духовных ценностей остается актуальной и в наши дни.
Задача молодого поколения не только беречь эти традиции, но и способствовать их развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры. В книге Д. С. Лихачева, «Письма о добром и прекрасном» есть простые и понятные слова, обращенные ко всем нам: «…Если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом - драгоценность. <…> В стране существует единство народа, природы и культуры. Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие - одна из важнейших задач…» .
В Большой Советской Энциклопедии понятие «традиция» от латинского языка переводится как передача, предание и означает: ...Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок и нормы поведения. У каждого народа, складываются свои традиции, которые связанны с историческими условиями существования того или иного общественного коллектива. Педагогическое значение традиции - воспитание достойных членов нашего общества, передача исторически установленных норм поведения, ценностей, обычаев и ритуалов. И как нам кажется эта традиция с успехом возрождается в нашем селе, благодаря совместной кропотливой работе школы, СДК и администрации сельского поселения.
Например, в нашем селе Щетиновка Белгородского района давно сложилась традиция отмечать такие праздники, как «День села», «День победы», «День матери», «День рыбака», «День пожилого человека», «Масленица», «Пасха», «День защитника Отечества» и т.д. И, к счастью, с каждым годом у жителей села возникает потребность возрождать старые забытые народные праздники и с удовольствием их отмечать. Очень приятно старшему поколению, старожилам села, что молодежь активно принимает участие в организации праздников, считает их современными и актуальными в настоящее время.
Задача педагогов школы, руководителя местной администрации, дома культуры, не только сохранить традиции, оставленные нам предками, но и внедрять новые инновационные методы проведения и организации досуга молодежи в сельской местности.
Таким прекрасным решением стало тесное сотрудничество и взаимодействие Щетиновского СДК, МОУ «Щетиновская СОШ» с местной администрацией, Церковью и родителями.
На перспетиву в нашем селе «Щетиновка» мы планируем провести научный эксперимент «Исторические традиции и инновации в сфере культуры родного края», для чего объединим усилия школы, местной администрации.
По результатам эксперимента мы хотим показать что, осуществление в современных условиях консолидации общества на основах народной культуры, приобщение к ценностям традиционной народной культуры в селе «Щетиновка», возможно лишь при тесном сотрудничестве и взаимодействии учреждений культуры с населением.
Академик Лихачев отмечал: «Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и "это их дело", не наше. <…> Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет».
И в нашем селе именно школа и дом культуры стали, одним из основных средств социализации местной молодежи. На муниципальном, сельском уровне в большей степени востребована социальная модель культуры.
Гипотетически цель взаимодействия всех социально-культурных объектов на селе, состоит в том, чтобы максимально приблизить культурные объекты, услуги культуры к населению.
Все должно выглядеть следующим образом: жители нашего села, совместно с администрацией решают вопросы организации своей культурной жизни. Они сами, организуют досуг, принимают активное участие в организации мероприятий, внедряют новые инновационные проекты, такие как: мюзиклы, «кустовые» студии под руководством специалистов, кружков, объединений. Это может являться, своего рода возрождением и преумножением, традиций жизнеустройства русского села.
Это позволит, создать условия для индивидуального пути развития каждого молодого человека, самореализации личности. «Развернуть одни учреждения можно при сравнительно малых капитальных затратах, либо вовсе без них…» .
В силу недостаточности материальной базы, учреждения не в состоянии в полной мере удовлетворить дополнительные образовательно-культурные потребности современной молодежи, это, несомненно обусловливает необходимость их взаимодействия друг с другом.
На необходимость взаимодействия сельской школы с культурными учреждениями и организациями в сельском социуме указывали еще классики отечественной педагогической мысли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др. Исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям, являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.
Зачастую, школа в сельской местности является, не только образовательным учреждением, но и единственным объектом, где есть спортзал. Необходимо расширять сеть спортивных учреждений в сельской местности. Воспитательный потенциал сельской школы, исторически обусловлен, близостью сельского преподавателя к быту школьника. Иногда именно школа, является единственным, образовательным и социокультурным институтом села.
Опрос жителей села «Щетиновка» показал, что школа и сельский, CДК являются объектами, которые обладают, наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являются наиболее значимыми социально-культурными объектами села по реализации программ, и проектов социально-культурного и духовно-нравственного развития молодежи и школьников. В сельской местности СДК и школа остаются единым культуроформирующим центром, преподаватели, родители, население сплачиваются вокруг них, это превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу на селе.


Примечание:


1. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. 3-е изд. М., 1989. С. 173-174.
2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007.
3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. 3-е изд. М., 1989. С. 210.
4. Тюрина Татьяна Владимировна. Взаимодействие школы с учреждениями культуры как условие совершенствования образования сельских школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 5.00.01 Арзамас, 2007 185 с., Библиогр.: с. 145-163 РГБ ОД, 61:07-5/2741




© 2010-2022