План внеурочной деятельности 1-5 классов

Раздел Завучу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-коллегиум» города Алушты

298510, г. Алушта, ул. Красноармейская,11

Телефон +7(06560)56699, e-mail: [email protected]




Рассмотрен и принят на заседании Утверждаю

Педагогического Совета Директор МОУ «Школа-коллегиум»

Протокол №1 от 31.08.2015г. _________________О.Г.Противенская

Приказ №136 от 01.09.2015г.






ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1-5 КЛАССОВ (ФГОС)

муниципального общеобразовательного учреждения

«Школа-коллегиум» города Алушты

на 2015-2016 учебный год

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основного общего образования ( ФГОС ООО) основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Содержание внеурочной деятельности в 2015-2016 учебном году определяет следующий пакет документов:

- Закон Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской федерации»;

● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

● СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.

II. Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности

План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Модель организации внеурочной деятельности МОУ «Школа-коллегиум»- оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (классные руководители 1-5-х классов, учителя-предметники, библиотекарь, педагог-психолог школы). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Механизм конструирования оптимизационной модели:

1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.

2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью: - получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); - знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся); - получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.

3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.

Основные принципы плана:

- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;

- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;

- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- соблюдение преемственности и перспективности обучения.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Внеурочная деятельность в МОУ «Школа-коллегиум» решает следующие задачи:

- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;

- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей.

При организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «Школа-коллегиум» используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности тематических лагерных смен. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего , основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Внеурочная деятельность в МОУ «Школа-коллегиум» организуется по следующим направлениям развития личности:

• духовно-нравственное,

• общеинтеллектуальное,

• общекультурное,

• спортивно-оздоровительное,

• социальное.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.

Основные задачи:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Духовно-нравственное направление представлено занятиями по программе работы школьного музея « Берегиня», «Ступеньки нравственности» цель которых - воспитание патриотического сознания школьников, формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими, воспитание нравственности, патриотизма учеников, любви к Родине, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. Занятия включают посещение музеев, разнообразные экскурсии и прогулки, просмотр видео- и кинофильмов, организацию бесед, дискуссий, познавательных турниров, внеклассных и внешкольных праздников и т.д.

По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты.

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

  • - формирование навыков научно-интеллектуального труда;

  • - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

  • - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

  • - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.

Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей. В рамках данного направления организуются занятия «Занимательная математика», «Живое слово», «Читайлик», «Путешествие в страну Лингвистию» создающие условия для развития у детей познавательных интересов, формирующие стремление ребенка к размышлению и поиск. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. Формы проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные игры и беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники. Выполнение разного рода проектов в рамках данного направления (исследовательских, творческих, практико-ориентированных) прививает детям интерес к научной деятельности, развивает познавательные интересы детей.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов, исследовательских работ.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

  • -формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

  • - становление активной жизненной позиции;

  • - воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;

  • - формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Общекультурное направление внеурочной деятельности создает условия для творческого развития школьника, его самореализации, самопроявления, культурного развития. Осуществляется в форме занятий школьного хора, «Культура добрососедства», которые предполагают выполнение детьми различного рода поделок, игрушек, рисунков, коллажей, подготовку и проведение спектаклей, конференций, выставок.

По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование интереса учеников к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Данное направление представлено занятиями спортивно-оздоровительного кружка, «Здоровейка», которые предполагают популяризация данных видов спорта, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего и основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

  • - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

  • - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • - формирование основы культуры межэтнического общения;

  • - формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности « Культура добрососедства», «Трудовой десант»

По итогам работы в данном направлении проводятся тренинги, акции, конкурсы, выставки, защиты проектов.

Режим организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие нормативы:

недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; количество групп по направлениям.

Продолжительность одного занятия составляет 30-40 минут (в соответствии с нормами СанПин.) Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 40 минут для отдыха детей. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.

Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ, разработанных руководителями объединений.

Так же соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной деятельности:

• форма проведения занятий отличная от урока;

• соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, медицинский кабинет, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, школьный музей, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.

Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.

Информационное обеспечение

Имеется библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя - предметники, классные руководители, педагог-психолог, педагог-библиотекарь. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Методическое обеспечение внеурочной деятельности

  • методические пособия,

  • интернет-ресурсы,

  • мультимедийный блок.

Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с методическим конструктором и локальным актом школы, утверждены на заседании педагогического совета школы.

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.
















УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ « Школа-коллегиум»

города Алушты

___________О.Г.Противенская

Приказ №136 от 01.09.2015г.


Учебный план

внеурочной деятельности начального общего образования

для учащихся 1-4-х классов


1

2

3-А

3-Б

4

Курс «Культура добрососедства»

1

1

1

1

1

Спортивно-оздоровительный кружок «Здоровейка»

1

1

1

1

1

«Живое слово»

1

1

1

1

1

Занимательная математика

1

1

1

1

1

«Трудовой десант»

1

-

-

-

-

Ступеньки нравственности

-

-

-

1

1

«Читайлик»»

-

1

1

-

-

Курс «Культура добрососедства»

1/33

1/34

1/34

1/34

1/34

Спортивно-оздоровительный кружок «Здоровейка»

1/33

1/34

1/34

1/34

1/34

Кружок «Живое слово»

1/33

1/34

1/34

1/34

1/34

Занимательная математика

1/33

1/34

1/34

1/34

1/34

«Трудовой десант»

1/33

-

-

-

-

Ступеньки нравственности

-

-

-

1/34

1/34

«Читайлик»

-

1/34

1/34

-

-

Учебный план

внеурочной деятельности основного общего образования

для учащихся 5-х классов

5-А

5-Б

Курс «Крымоведение»

1

1

Курс «Культура добрососедства»

1

1

Занимательная математика

1

1

Путешествие в страну «Лингвистию»

1

1

Спортивно-оздоровительный кружок

1

1



© 2010-2022