- Преподавателю
- Директору, завучу
- Детальный рефлексивный отчёт о процессе планирования развития школы
Детальный рефлексивный отчёт о процессе планирования развития школы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Уразаков А.Т. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Уразаков Адилжан Таурбаевич отчёт D
3 группа Портфолио учителя первого уровня
ЦПМ г. Костанай
Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития
школы, включающий постановку временных рамок, цели, определение ожидаемых результатов и критериев успешности
Вопрос необходимости преобразования школьной практики сегодня является актуальным для всей мировой системы образования. В условиях реформирования казахстанской системы образования большая ответственность возлагается на учителей, прошедших обучение по уровневой Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
В период обучения на курсах я детально изучил методы и подходы для эффективного внедрения преобразований, ознакомился с опытом передовых школ, во многом разобраться мне помогли коллеги и тренер. На основании полученных знаний для преобразования практики нашей школы я планирую использовать подход исследования урока, процессы коучинга и менторинга. Думаю, что именно эти подходы будут способствовать достижению ожидаемых результатов плана развития школы. Я считаю, что дополняя друг друга, эти подходы и методы профессионального взаимодействия будут способствовать развитию коллаборативной среды в коллективе, а, следовательно, профессиональному развитию учителей, что является приоритетным направлением развития школы. Кроме того, ни на одном этапе работы нельзя исключать рефлексивную деятельность. По мнению психологов Д.Боуда, Р.Кеога и Д. Уокера рефлексия - это «всегда порождение нового знания в сознании индивида». Я убеждён в том, что мнение о том, что обучение на основе рефлексируемого опыта, является фундаментом для всего образовательного процесса, можно принять за аксиому.
Достижение цели и получение ожидаемых результатов я планировал через вовлечение в процесс преобразований всех участников учебно-воспитательного процесса: учителя, ученики, родители. Ведь результатом профессионального развития учителей должно стать улучшение практики обучения и преподавания, что в конечном итоге должно дать положительную динамику качества знаний учащихся, способствовать их гармоничному развитию и воспитанию. Выполняя социальный заказ общества, школа должна удовлетворять потребности учеников в уровне образования. Поэтому я думаю, что главными экспертами инновационного процесса будут именно сами ученики и их родители.
На первую встречу с коллективом я возлагал особые надежды. Подготовка к этой встрече потребовала достаточно много усилий по планированию сценария. Коллеги, прошедшие курсы первого уровня и курсы руководителей организаций образования, уже ведут работу по внедрению идей Программы. Поэтому я не надеялся «открыть Америку» для коллег, и на начальном этапе своей работы, посчитал, что очень важна мотивация деятельности учителей, опора на их здоровые профессиональные амбиции. Ведь давно известно, что самые трудные ученики - это сами учителя. Как достучаться до людей, которые убеждены, что уже достаточно много знают о инновационных подходах в обучении и преподавании? Для некоторых из них эта работа, возможно, уже стала рутиной, у каждого сформировался свой взгляд на происходящие процессы преобразования школы. Поэтому за поддержкой я обратился к команде развития школы. И если начало встречи было несколько официальным и сдержанным, что насторожило меня, то в процессе деловой игры, именно на этой форме работы с коллективом мы отдали предпочтение, все участники получили возможность высказать свою точку зрения и защищать взгляды и понимание процессов преобразования школы. Успешность проведения встречи в интерактивной форме прослеживается через обратную связь учителей.
Поддержка коллег для внедрения запланированных изменений была организована через развитие сетевого сообщества, коучинг - сессии и менторинг.
Я встретился с модератором сетевого сообщества школы. Как я и предполагал, в этом направлении работы был ряд трудностей:
-
не до конца продумана структура и механизм профессионального взаимодействия;
-
процесс накопления материалов школьного сайта находится на уровне формирования;
-
недостаточно взаимодействие со школами региона.
Поэтому мы начали работу по устранению пробелов и решили систематизировать процесс пополнения кейсов школьного сайта. К руководству этой работой подключилась инициативная группа учителей, которая взяла на себя ответственность за сбор материала.
Следующим этапом стала встреча с лидерами сетевых сообществ 4 школ города. Основной целью встречи стало планирование совместной работы школ. В ходе беседы мы постарались обсудить проблемы школ в процессе развития и внедрения преобразований. Если раньше я думал, что ряд проблемы характерен только для нашей школы, то в ходе встречи понял, что другие школы испытывают такие же затруднения. В результате встречи мы с коллегами составили перспективный план работы, в котором предусмотрено совместное проведение на базе нашей школы таких мероприятий, как:
-
коучинг «Сетевое сообщество школ»;
-
дистанционный конкурс среднесрочного планирования учителей 3 уровня;
-
коучинг-сессия «Среднесрочное планирование»;
-
конференция «Формативное оценивание на уроке».
Мы посчитали, что на данном этапе работы этих мероприятий будет достаточно и решили предложить их для обсуждения в школах. В результате план был принят и утверждён во всех школах. Убеждён, что это стало первым шагом будущего тесного профессионального взаимодействия учителей региона.
В результате сбора информации о школе мной была выявлена проблема работы со слабоуспевающими учениками. Я решил начать данную работу с менторинга. Совместную работу начал со встречи с учителем третьего уровня. Осознавая ответственность за успешность работы подопечного, я тщательно готовился к этой встрече: изучил информацию о его работе, план самообразования учителя, посетил урок, в неформальных беседах с коллегами постарался определить характер его взаимоотношений в коллективе, составил вопросы для первой беседы, определил стиль отношений, определил ожидаемый результат. В итоге еще раз убедился в том, что кандидатура менти выбрана не случайно и соответствует моим ожиданиям: это инициативный, увлечённый идеями программы учитель, который является в коллективе неформальным лидером. При встрече мы обсудили предложенный проект и, составив план работы с менти, решили начать работу по реализации исследования урока с беседы с уровневыми учителями. Но на начальном этапе возникли некоторые трудности при организации работы творческой группы сертифицированных учителей 3 уровня. Всего таких учителей в школе 7. Два учителя прошли курсы в 2013 году и уже имеют трёхлетний стаж работы по внедрению идей программы в практику школы. Именно на их поддержку я рассчитывал прежде всего. Но столкнулся с внутренним сопротивлением с их стороны: нежелание идти на контакт, пассивное поведение во время встречи. Именно на этом этапе работы с менти мне пришлось вмешаться в процесс и оказать поддержку подопечному. И только благодаря навыкам ведения профессиональной беседы, полученным на курсах, мне удалось вовлечь их в диалог. Предложенная тема по работе со слабоуспевающими учениками сначала была принята без особого энтузиазма: учителя хотели продемонстрировать уже наработанную систему по семи модулям программы. Но мне удалось убедить коллег в том, что суть исследования и заключается в том, чтобы практика урока способствовала решению школьных проблем, одной из которых, наиболее острых, и является работа со слабоуспевающими учениками. В результате встречи был составлен план работы группы. И мы приступили к его реализации. После этой встречи мной были даны рекомендации менти для построения эффективной беседы с коллегами. Я был убеждён, что мои советы помогут подопечному правильно строить взаимоотношения внутри созданной творческой группы. В ходе дальнейших наблюдений за работой менти я пришёл к выводу, что ему удаётся строить конструктивный диалог с коллегами.
В процессе работы с уровневыми учителями я убедился в правильности своих выводов о недостаточном уровне взаимодействия учителей школы. Поэтому мы с командой развития изменили предварительный план коучинга «Сетевые сообщеста школ». К участию в коучиге были привлечены четыре лидера школ города. Думаю, что это стало не только изменением формата работы сетевого сообщества школы, но и оказало сильное влияние на учителей в процессе понимания роли сетевого сообщества в профессиональном взаимодействии. Это привело меня к пониманию того, что сетевое сообщество школы вступило в стадию развития и эффективного профессионального взаимодействия с коллегами не только внутри школы, но и вне её.
На примере этого коучинга мы смогли проследить и оценить промежуточный результат достижения намеченных целей. Поэтому вторая встреча с лидерами сетевых сообществ школ города прошла более результативно, и мы решили расширить план совместной работы и привлечь к сотрудничеству еще две школы. Если в процессе работы над ПРШ я думал, что сетевое сообщество станет для меня проблемной зоной, то теперь убедился в том, что благодаря поддержке коллег могу эффективно управлять этим процессом.
Второй коучинг был посвящен проблеме исследования урока. Коллектив уже второй год работает в этом направлении, поэтому уже наработан определённый опыт. Но мы не имеем возможности проводить исследование в одном классе, что в столь короткие сроки было бы значительно результативнее: в школе нет классных параллелей, учителя, прошедшие обучение по программе третьего уровня, работают в классах разных ступеней обучения. Это, естественно вызывает серьёзные затруднения. Ранее мы не концентрировали внимание на определённой теме: нами апробировалась и внедрялась система исследования, описанная Питом Дадли. Но в процессе обсуждения мы решили изменить подход к организации этой работы. Теперь мы решили построить работу над исследованием чётко сформулированной проблемы. Творческая группа учителей решила предложить для обсуждения свой план работы над исследованием. Этот план был изучен в группах, которые предложили внести ряд дополнений. Но главным результатом, я считаю инициативу учителей по формированию новых исследовательских групп, объединённых одной проблемой. В результате чего для исследования объединились учителя, казахского языка, которые аргументировали свои действия тем, что качество знаний в школе по казахскому языку в классах с русским языком обучения на протяжении нескольких лет остаётся на низком уровне. Эта проблема постоянно находится на контроле, но не даёт положительных результатов. Хотя по итогам ЕНТ показатель качества знаний составляет в среднем 80 %. То есть ученики обладают академическими знаниями, но очень слабо владеют устной и письменной речью. Поэтому инициативная группа этих учителей составила свой план работы на три месяца по проблеме развития речи учащихся. Такой результат был незапланированным, поэтому, при обсуждении итогов мы пришли к единогласному мнению о том, что коучинг прошёл на «ура». И я считаю, что этот результат является одним из критериев успешности изменений вносимых в практику школы. Во многом этому способствовала предварительная работа с менти и творческой группой учителей. Отзывы коллег, анализ фотографий коучинга, доказывают, что проблема исследования действительно актуальна для нашей школы и коллеги ждут результатов исследования.
Фото коучинг - сессий.
Для достижения поставленных результатов на коучинг - сессиях мы использовали следующие стратегии:
-
Стратегия Уолта Диснея.
Эта стратегия позволила учителям выступить в ролях «мечтателя», «критика» и «реалиста». Мечтатели выдвигали идеи, которые направлялись критикам, а затем реалистам. Многое из предложенного учителями сразу разбивалось о стену критики. Такой результат был вполне ожидаем, поэтому сменность групп привела к тому, что каждый участник смог выступить поочерёдно в трёх ролях. Именно этот этап упражнения стал наиболее интересным и сложным для учителей: не каждый был готов критиковать или реально оценивать свою собственную идею. Это привело к тому, что каждая следующая идея была более реальной, осуществимой и «привязанной» конкретно к нашей школе.
-
Стратегия «толстые и тонкие» вопросы.
Данная стратегия позволила проследить уровень погружения участников коучинга в тему и организовать работу в парах.
-
Стратегия Донны Огл «Знаю, хочу узнать, узнал».
Данная стратегия часто применяется учителями школы на уроках, поэтому на этапе осмысления она стала для нас наиболее эффективной.
-
Стратегии «6 шляп» и «Оценочное окно» стали наиболее результативными на этапе рефлексии.
В ходе выполнения данных упражнений учителя получили не только материал для пополнения своей профессиональной копилки, но и практический опыт их проведения.
Выступая в роли коуча впервые, я понимал, что беру на себя большую ответственность перед коллективом за ход и развитие инновационных преобразований. Моей задачей было донести до коллег идеи уровневой программы, вызвать у них осознанное желание внедрения этих перемен в практику школы. И, если ранее в роли коучей выступали директор школы и завуч, т.е. руководители школы, то взаимоотношения всё - таки носили некий административный характер, существовал невидимый психологический барьер. Мне же было проще строить взаимоотношения с коллегами в процессе работы: большую роль сыграл принцип «равный-равному». Видя, что на определённых этапах работы у меня возникали трудности, коллеги поддерживали меня, что укрепляло мою лидерскую позицию. Этот психологический приём позволил мне эффективно распределять лидерство среди коллег в процессе работы. Но для улучшения дальнейшей практики коуча мне необходимо много работать над собой: читать методическую литературу, изучить стратегии и упражнения для коучинга, более детально и целенаправленно изучить психологические аспекты построения диалога с коллегами, что поможет мне лучше понимать их поведение и достигать более высоких результатов в общении, подписаться на электронный журнал «Всё для коуча».
Подводя итоги вышеизложенного, я могу с уверенностью сказать, что план развития школы на период практики был реализован в полном объёме. План действий обеспечил достижение критериев успешности:
-
Составлен и реализован план работы сетевого сообщества. Профессиональное взаимодействие учителей школы выведено на уровень региона.
-
Организована работа творческих групп учителей школы.
По инициативе учителей казахского языка организована их работа над проблемой развития речи учеников.
-
Менти занял лидерскую позицию в творческой группе сертифицированных учителей
-
Внедрен подход исследования урока.
-
Родители понимают и принимают инновационные преобразования школы.
-
Повысилось качество проведения уроков.
Сравнивая данные аудита на начальном и заключительном этапе реализации плана, я пришёл к выводу, что изменился подход к процессам планирования и лидерства в школе: на вопрос о совместном планировании и коррекции планов 82 % учителей ответили, что мы делаем это практически всегда. Рост данных по этому показателю составил 12 %. На вопрос о предоставлении возможности в выполнении лидирующих функций 50 % учителей ответили, что такая возможность им предоставляется практически всегда (показатель увеличился на 20 %).
Опираясь на полученные результаты, могу прогнозировать дальнейшую успешность инновационных преобразований в практику школы.
Литература:
Руководство для учителя 1 уровня.
Приложение 1
План менторинга
Цель
Ожидаемый результат
Критерии успеха
Создание условий для профессионального развития менти и вовлечение в процесс руководства реализацией плана развития школы.
Лидерство менти в организации работы творческих групп учителей
Организована работа творческих групп по исследованию урока
№
Мероприятие
Цель
Ресурсы
Сроки
Ожидае мый результат
Ответствен ные
Доказательства изменений
1
Беседа с учителем, прошедшим курсы третьего уровня
Выявление уровня заинтересованности идеями Программы, мотивация к сотрудничеству.
Руководство для руководителей, Программа курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций РК
14.09. 2015 г
Менти заитересован в успешности реализации ПРШ
Уразаков А.Т.
Протокол, фотоматериалы
2
Работа над планом развития менти
Планирование работы менти по профессиональному развитию
15-18.09 2015 г
составлен план развития менти
Уразаков А.Т.
План развития менти
3
Обсуждение проекта Программы исследования в действии
Подготовка встречи с лидерами творческих групп
Материалы по теме «Исследование урока»
21.09. 2015 г
Менти - модератор группы
Уразаков А.Т.
Проект Программы исследования
4
Подбор интернет - ресурсов для эффективной работы творческих групп
Содействие профессиональному становлению менти
сеть Интернет
В течение месяца
Коррекция планов работы творческих групп
Менти
Кейс материалов по исследованию урока
5
Ежедневные беседы с менти
Оказание поддержки в управлении процессом исследования
Рефлексивный дневник менти
В течение практики
Менти грамотно координирует работу группы
Уразаков А.Т.
Рефлексивный отчёт менти о результатах работы исследовательской группы
6
Промежуточный мониторинг
Анализ результатов работы
Материалы работы творческих групп
20.10. 2015 г
получение информации о процессе работы
Менти
Протокол встречи
Приложение 2
План коучинг - сессии «Сетевые сообщества школ»
№
Название занятия
«Сетевые сообщества школ»
Ссылка
Руководства для учителя 2 и 1 уровня, Руководство для руководителей организаций образования
Цель
Расширение знаний учителей о сетевых профессиональных сообществах, коррекция плана работы сетевого сообщества школы.
Ожидаемые результаты
Внесены дополнения и изменения в план работы сетевого сообщества школы
Материалы и оборудование
Интерактивная доска, ноутбуки, маркеры, флипчарты, стикеры, листы для выполнения заданий, раздаточный теоретический материал
Ход занятия
Этапы занятия
Время
Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие участников коучинга
4 мин
Занятие начинается с приветствияя участников процесса.
Упражнение "Приветствие"
Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.
Вызов на диалог через просмотр презентации «Сетевые сообщества учителей»
10 мин
Просмотр и обсуждение презентации
Стратегия «тонкие и толстые» вопросы
Разминка.
4 мин.
Упражнение «Аппельсиновые ассоциации»
Цель - концентрация внимания участников
Участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч (воображаемый апельсин), при этом называя какой апельсин они бросают.
Задача - не повторять уже названные качества, эпитеты.
Работа в группах
(практическая работа)
15 мин
Участники изучают материал и работают над постерами «Профессиональное сетевое сообщество».
Мозговой штурм
15 мин.
Стратегия Уолта Диснея.
Цель: выдвижение и обсуждение идей о работе и развитии сетевого сообщества школы.
Учителя делятся на группы: от каждого стола выходит по одному участнику и выбирают один из предметов (карандаш - реалисты, ручка с красной пастой- критики, розовый маркер - мечтатели).
Мечтатели выдвигают идеи, которые направляются критикам, а затем реалистам.
Обсуждение плана работы сетевого сообщества школы
10 мин
Участники изучают предложенный план работы сетевого сообщества школы, оценивают и комментируют его, вносят дополнения и изменения
Рефлексия.
5 мин.
Стратегия Донны Огл «Знаю, хочу узнать, узнал».
Участники в группах заполняют таблицу и озвучивают её содержание перед всей аудиторией.
Заключение.
Коуч благодарит участников за активную работу, прощается.
Приложение 3
План коучинг - сессии «Исследование урока».
№
Название занятия
«Исследование урока».
Ссылка
Руководства для учителя 2 и 1 уровня, Руководство для руководителей организаций образования, руководство Пита Дадли.
Цель
Инициирование работы по исследованию урока
Ожидаемые результаты
Составлена программа исследования урока
Материалы и оборудование
Интерактивная доска, ноутбуки, маркеры, флипчарты, стикеры, листы для выполнения заданий, раздаточный теоретический материал , контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).
Ход занятия
Этапы занятия
Время
Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие участников коучинга
4 мин
Упражнение «Для приветствия»
Цель: создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел»
Презентация «Исследование в действии»
10 мин
Просмотр и обсуждение презентации
Рефлексия
2 мин
Упражнение «Дерево цели»
Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений
Инструкция: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни - это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона - максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».
Работа в группах
(практическая работа)
15 мин
Участники изучают материал и работают над постерами «Исследование урока»
Защита постеров
15 мин.
Лидеры каждой группы презентуют свой постер для аудитории.
Оценка и анализ подхода
20 мин
Стратегия «Шесть шляп»
«Белая шляпа» : факты, информация.
«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.
«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.
«Красная шляпа» чувства, эмоции.
«Зелёная шляпа»: новые идеи.
«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам
Рефлексия.
5 мин.
Упражнение «Дерево цели»
Участники записывают свое имя в том месте, где они сейчас находятся, первоначальное положение и конечное соединяются линией: участник видит результат своей работы на коучинге.
Заключение.
Коуч благодарит участников за активную работу, прощается, просит написать отзывы о коучинге на стикерах.
7