Управление коллективом учащихся и его самоуправление

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Доклад

на тему: «Управление коллективом учащихся и

его самоуправление»






Управление коллективом учащихся и его

самоуправление

В настоящее время выпускники некоторых учебных заведений имеют слабую профессиональную подготовку и недостаточное социальное развитие, что связано, во-первых, с тем, что у них в процессе образования не сформирована потребность к саморазвитию и к поиску нового, что, во-вторых, отражает ослабление государственной образовательной политики и отсутствие молодежной политики.

Воспитание личности в период ее обучения в вузе, колледже и училище - важнейший и предельно сложный этап становления личности, в процессе которого окончательно оформляется система ее чувств, идей, идеалов, ее мировоззрение.

Реальными и потенциальными трудностями реализации системы воспитания и самовоспитания студентов в современных условиях выступают:

- расширение круга социальных проблем молодежи;

неподготовленность специалистов, занимающихся воспитательной работой с молодежью;

- неготовность молодых людей воспринимать воспитательные воздействия, принимать их и руководствоваться ими во всех проявлениях своей жизни;

- влияние средств массовой информации, зачастую насаждающих молодежи псевдокультуру;

- несогласованность действий и усилий всех занятых воспитательной работой социальных институтов.

Система образования, являясь отражением социально-экономических условий в стране, постоянно корректирует свои цели, в зависимости от той или иной специфики обучающихся субъектов. Целями российского образования становились и ликвидация элементарной безграмотности, и воспитание всесторонне развитой личности. Переход от авторитарной к демократической системе отношений ориентирован на самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самовоспитание личности.

Проблема воспитания молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современном образовательном учреждении. Отсутствие должного внимания к воспитывающей среде учащегося создает ситуацию, при которой возникает реальная опасность криминализации, актуализации негативной молодежной субкультуры. В этих условиях требуется корректировка ценностных ориентаций молодых людей в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями.

Недостаточное внимание к решению проблем воспитания студенчества является серьезной угрозой экономическому и культурному развитию нашей страны. Одним из путей решения проблемы воспитания студентов является организация студенческого самоуправления.

Самоуправление студентов представляет собой одну из подсистем воспитательного процесса, обеспечивающую личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов.

Студенческое самоуправление - это самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций управления высшим учебным заведением, которая осуществляется ими в соответствии со стоящими перед студенческими коллективами целями и задачами.

Можно выделить следующие особенности или черты этого социального явления:

субъектами студенческого самоуправления являются студенты, студенческие общественные организации и специально создаваемые органы студенческого самоуправления;

- объектами студенческого самоуправления являются студенты и их коллективы;

- механизм студенческого самоуправления и вся его система функционируют в сфере управления высшим учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов студенческого самоуправления;

основой для становления и развития системы студенческого самоуправления являются студенческие коллективы и активность самих студентов;

- каждый участник студенческого самоуправления становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью высшего учебного заведения;

интересы и запросы студентов, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов студенческого самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности;

- для методов деятельности субъектов студенческого самоуправления характерны убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения.

Поскольку самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности студентов в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей, то студенческое самоуправление можно определить как социальное явление, возникшее в студенческой среде, в сфере управления жизнедеятельностью высшего учебного заведения, которая охватывает все его сферы и решает важные задачи по воспитанию высокообразованной, высоконравственной личности.

Основой самоуправления выступает социальная, духовная, творческая активность личности.

Самоуправление выступает в роли свободного пространства для удовлетворения социальных потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении. В нем главным является социально значимое неформальное и абсолютно свободное общение, уровень которого зависит от уровня социальной зрелости студентов и от уровня социальных требований со стороны всех общественных и государственных институтов и центров воспитания и образования.

Основой самоуправления выступают: абсолютная добровольность участия и соучастия; свобода выбора деятельности без принуждения и возможности такого выбора; свободный выход из деятельности без последствий. Участие в органах самоуправления как никакая иная деятельность студентов предоставляет им возможность осознать себя личностью, индивидуальностью, самоутвердиться, развить свои интересы и способности одновременно осознать себя частью коллективных общностей.

Студенчество - это пора личностного и профессионального развития человека, этап его жизни, который, как правило, соотносится с формированием относительно экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Это и время различных личных достижений. Основу деятельности студента составляют обучение, участие в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью.

Именно самоорганизация и в ее рамках самоуправление как управление собственными потребностями, желаниями, эмоциями, поведенческими реакциями и т.д. является показателем личностной зрелости.

В студенческой учебной деятельности данная потребность в самоутверждении повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение процесса учения, повышает ответственность в отношении к нему. Особенно полно потребность в самоутверждении может реализоваться при участии студента в работе общественных организаций, действующих на принципах самоуправления. В соответствии с принципами самоуправления управление организацией осуществляется на основе выборности актива, т.е. студент, занимая какие-то должности в структуре самоуправляемой организации, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Даже если студент является просто членом студенческой организации участие в деятельности, полезной обществу, становится элементом самоутверждения личности.

Основные требования к формированию системы самоуправления студентов:

Требование целенаправленной преемственности с учебной деятельностью, согласно которому самоуправление способствует лучшей реализации учебной и досуговой формам деятельности студента.

Требование комплексного подхода к формированию системы самоуправления студентов, который предполагает находить такие его формы, которые наиболее успешно решают взаимосвязанные задачи воспитательной работы.

Требование абсолютной добровольности участия студентов в различных формах самоуправленческой деятельности.

Требование разнообразия форм самоуправления, сменности его видов и форм, обеспечивающих сферу творческого, общественно-полезного самовыражения каждого студента.

Требование реализации самоуправления в разнообразных коммуникативных пространствах: организациях, ассоциациях, клубах по интересам, творческих коллективах.

Требование координации деятельности различных организаций, действующих на принципах самоуправления, с целью обеспечения их творческого сотрудничества.

Развитие у студентов навыков самоуправления может осуществляться, на наш взгляд, с помощью различных форм и способов самоуправления, среди которых можно выделить: работа студенческих общественных организаций; работа студенческих органов самоуправления (студенческих советов, обществ, комиссий и т.п.); проведение студенческих собраний, конференций. В вузе не должно быть догматических методов воспитания, студентам должна быть предоставлена возможность самореализации и самоуправления. Необходимо создавать в вузе благоприятные условия для существования любой студенческой самоуправляемой организации, если она несет положительный воспитательный эффект. Это могут быть студенческие организации как длительного, так и краткосрочного периода действия, как созданные по инициативе преподавательского коллектива, так и по инициативе самих студентов, как совместные (в организацию действующую на принципах самоуправления входят и преподаватели и студенты), так и чисто студенческие.

Самоуправленческая деятельность имеет множество организационных форм и студенту необходимо предоставить возможность реализовать себя в какой-либо из них, или в совокупности.

Формирование системы самоуправления студентов требует разрешения проблемы управления (регулирования) данным процессом.

Управление самоуправлением не должно превращаться в тотальную «заорганизованность». Понятие «регулировать» («регуляция») означает, в первую очередь, «упорядочивать», то есть подчинять самоуправление определенному порядку, приводить его к норме и правилам. Регулирование самоуправления - это целенаправленное воздействие на структуру и содержание самоуправления путем создания оптимальных социально-экономических, материально-бытовых, культурных условий, обеспечивающих рациональное использование самоуправления в целях наилучшего развития и применения способностей каждого студента. Регулирование и управление должны осуществляться не как мелочная регламентация деятельности студентов, а как механизм, объективно призванный наиболее полно удовлетворять растущие потребности студентов в освоении высших результатов творчества и тем самым способствовать самоутверждению и самовыражению личности. Управление самоуправлением возможно только как руководство направлением самоуправления студентов, влиянием на содержание самоуправления.

Существенным условием успешного развития самоуправления студентов является материальная поддержка деятельности студенческих общественных организаций, объединений, обществ, комиссий, финансовая поддержка творческих коллективов, финансирование студенческих конкурсов, фестивалей, финансирование обучения студентов навыкам самоуправления, организаторской деятельности. Участие в работе органов студенческого самоуправления способствует развитию студента, поскольку по отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:

- адаптационную (обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе);

интегративную (дает возможность сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности; объединяет усилия преподавателей и студентов для результативной деятельности);

-освоения управленческой культуры (появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важного для себя и для коллектива; осознание свободы и ответственности).

Процесс развития студенческого самоуправления должен быть направлен на придание ему социально-практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурнонравственной самоорганизации и участия в социальном управлении вузом.

Развивая такие качества личности студента, как целеустремленность, организованность, коммуникативность, толерантность, эмпатия,

доброжелательность, психологическая стабильность, социальная активность, самоуправление выступает фактором развития социальной компетенции студенческой молодежи.

Если студентов объединить и организовать, и всю их энергию направить на решение проблем налаживания жизни внутри колледжа, что и определяет суть понятия «самоуправление», то в выигрыше все:

• Государство, т.к. в этом случае наиболее общественно - активная часть студенческой молодежи занята делом, причем, учится решать собственные проблемы конструктивно. Уже в свои 18- 20 лет молодые люди начинают понимать, что не так уж и легко «решать проблемы», что для этого нужно терпение и упорство, желание и трудолюбие.

• Администрация колледжа, т.к. налаживается жизнь внутри, выделяется лидер и его команда, желающие сделать жизнь в колледже интересной и увлекательной, способные повести за собой остальных. Администрация колледжа получает обратную связь со студенчеством, а значит и гибкость в управлении. Контроль и влияние возможно только на организованные структуры, управлять же неорганизованной массой трудно, а, порой, и невозможно.

Студенческое самоуправление это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по воспитанию молодых специалистов, что означает определение круга прав и обязанностей, ответственности, способности всесторонне охватить деятельность, касающуюся всех сторон студенческой жизни. Это метод, который воспитывает действительную самостоятельность и активность.




Литература:

1. В помощь лидеру студенческого самоуправления

2. Всероссийская конференция «Самоуправление студентов как фактор развития социальной компетенции молодежи».

3. Резолюция Всероссийской конференции «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов».

4. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации.

5. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации

О всероссийском проекте РСМ «Студенческое самоуправление»

6. Материалы III Всероссийского конкурса «Студенческий лидер - 2005»

7. Примерное положение об органе студенческого самоуправления образовательного учреждения профессионального образования

8. Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования

9. Программа «Информационно-методическое обеспечение студенческого самоуправления»

10. Письмо Студенческого координационного совета Профсоюза работников образования и науки РФ Министру образования и науки РФ А.А.Фурсенко

11. Семь шагов создания общественной организации

12. Письмо МО РФ от 2 октября 2002 г. №15-52-468/15-01-21 "О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации"

13. Письмо Министра образования Российской Федерации от 14.07.2003№ 15 51-68/15-01- "О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации"



© 2010-2022