Статья Инновационные технологии в образовательном процессе частного образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии в образовательном процессе частного образования.

Печенин Александр Васильевич - директор ЧУ «Школа свободного развития «Альтер» города Караганды, e-mail: [email protected]

Президент Н.А.Назарбаев одной из главных целей социальной модернизации страны определил улучшение качества образования, необходимость значительного и устойчивого роста инвестиций в образование, следовательно, в человеческий капитал, что предполагает соответствующую отдачу в перспективе, как экономики, так и общества в целом.

Техногенная цивилизация и технократическое мышление объективно изживают себя в условиях современного социума. Все большую актуальность приобретает ценность человеческого бытия в его гармонии с окружающим миром. Поэтому внимание теоретиков и практиков педагогики всё чаще акцентируется на приоритетах гуманитарного образования.

Школа свободного развития «Альтер» изначально была создана как учебное заведение гуманитарного профиля, в основе которого заложена идея полиязычия - казахский, русский, английский языки - реализуемая через раннее погружение в языки. Частное учреждение «Школа свободного развития «Альтер» представляет собой комплекс «детский сад - школа», в котором казахский и английский языки изучаются со старшей группы детского сада. Углубленное изучение английского языка предусмотрено в рамках «Английской программы» сверх часов Государственного стандарта после обеда пять дней в неделю. Отлаженная система учебно-воспитательного процесса сформирована с учётом активного внедрения инновационного компонента в повседневную образовательную деятельность школы. Инновационная деятельность организаций образования определяет сегодня основные тенденции развития педагогической мысли и школьных наук, которые порождают как в государственном, так и в частном секторе современного образования поликонцептуальность, альтернативность, методологический плюрализм, интегративный подход, неоднозначность постановки задач, творческое, нестандартное их решение и требуют адекватной системы образования. Однако, имеет место явное противоречие: с одной стороны, гуманитарное знание и образование признаются квинтэссенцией информационной цивилизации XXI века, а с другой - вопреки мнению научно-образовательного сообщества знание и образование волевым путем сокращают, делают односторонним, «тестовым», нарушая целостность, комплексность образовательного воздействия на человека. В условиях частной школы педагоги уже давно пришли к пониманию, что в современных условиях образование не может основываться только на представлениях линейного развития и ограничиваться трансляцией социального или какого-либо другого опыта. В силу этого образовательный процесс, как со стороны учителя, так и со стороны ученика является актом творчества личности. Альтернативность,

2

креативность и диалогичность стали важнейшими характеристиками модели частного образования, успешно реализуемой на протяжении двух десятилетий существования школы «Альтер». Смыслом, целью и основным содержанием образовательной деятельности школы, заложенными в концепции школы свободного развития ещё в 1999 году первым директором и основателем школы О.Медведковой, является созидание учащегося, которому важно не только уметь усваивать знания и опыт предыдущих поколений, но и научиться самообразованию, саморазвитию, готовности к самореализации и творчеству. Самопознание ученика как личности и составляет смысл и конечную цель частного образования в контексте данной статьи. Глубокое личностно- ориентированное самопознание воспитанников обеспечивается использованием в повседневной работе широкого спектра инновационных педагогических технологий.

Неоспоримым является тот факт, что всё разнообразие и новизна инноваций не является панацеей для решения сложного комплекса учебно-воспитательных задач. Стремление к эффективным, равно как и к эффектным инновациям не должно стать причиной бездумного забвения классики мирового образовательного опыта. Частная форма обучения позволяет через мониторинг учебной деятельности, психологическое сопровождение, конструктивность учебно-воспитательного диалога соблюдать баланс сочетания реальной инновационной необходимости с проверенной традицией для продуктивной реализации поставленных целей. Не секрет, что некоторые «инновации» в государственном секторе образования отнимают у педагогов огромное количество времени и сил, не имея должного результата. В 2013 году официальная отчётность по линии городского отдела образования снижена с 469 до 190 отчётов. На одну четверть приходится сдача 47,5 отчётов, плюс поурочные планы, плюс тетради, плюс классное руководство и внеклассные мероприятия, плюс общешкольные мероприятия и так далее. Становятся очевидными причины, по которым молодёжь не идёт работать в образование. Нехватка учителей особенно остро ощущается по академическим дисциплинам, которые приобрели новую коммерческую ценность: английский язык, математика, компьютерно-информационные дисциплины. Поэтому в частном образовании для учителей создаются комфортные условия пребывания на рабочем месте, оптимально позволяющие сосредоточиться на обучении и воспитании учащихся.

Говоря об инновациях в просвещении, с позиций частного сектора образования отчётливо прослеживается достаточно устойчивый консерватизм образовательной системы в целом. При солидном разбросе оттенков консерватизма под призмой практического социально-философского анализа, имеется в виду тривиальное и широко распространённое значение «…отстаивания неизменности чего-либо…» и далее по тексту словарной статьи

3

(полностью словарную статью из словаря С.И.Ожегова не приводим из этических соображений). Этот консерватизм объясняется тем, что «усилия по проведению реформы (образования) привели к замене содержания советского стиля новыми идеологическими положениями, оставив в стороне структурную перестройку процесса преподавания и обучения». В результате школьный успех продолжает измеряться числом учащихся, принявших участие в олимпиадах, количеством набранных баллов на ЕНТ, количеством выпускников, поступивших в высшие учебные заведения по государственным программам обучения, что не способствует развитию у учащихся навыков практического применения фактических знаний и навыков учиться тому, как нужно учиться, чтобы ученики могли критически мыслить и принимать активное участие в социальных преобразованиях Казахстана.

До недавнего времени частные школы работали вне поля пристального внимания государственных властных структур, отчитываясь только по основным формам статистики. Сегодня в государственных документах формулировка «независимо от форм собственности» делает своё дело. Существующий «Закон об образовании» подгоняет современный образовательный процесс, как в государственном, так и в частном образовании в рамки новых парадигм содержания, оставляя незыблемыми основы абсолютного диктата зависимости школы от выше стоящих инстанций. Казахстанская (Назарбаев интеллектуальные школы) и мировая практика частного или экспериментального образования в плюсах своего статуса имеют полную или частичную автономию в решении первостепенных тактических задач в общем русле образовательной стратегии. Границы автономии и её содержание в частном школьном образовании не определены законодательно, законодательные рамки размыты и неясны, поэтому в реальной жизни автономность деятельности частной школы определяется или «настойчивостью» отделов образования, или «смелостью» администрации частного учреждения образования. Поэтому необходимо принять «Закон о частном образовании», который закрепил бы юридически статус, сферу деятельности, способы её осуществления, границы и содержание автономности частных школ и многое другое, что приходится сегодня решать в соответствии с наработанным опытом, нормами закона и гуманистической педагогической этики.

Нынешнее состояние отечественной системы образования в новостных репортажах и средствах массовой информации всё чаще оценивается как кризисное, требующее кардинального реформирования. В этих условиях частная школа, выполняя социальный родительский заказ, решает стратегические вопросы - какую общественную пользу должно приносить частное школьное образование, каковы пути качественной подготовки учащихся к их успешной дальнейшей самореализации, и как улучшить общий уровень человеческого ресурса своих воспитанников? Прежде всего, в этой

4

ситуации чётко отслеживается социальная ориентация частного школьного образования, чтобы быть востребованным по критериям конечного результата своей образовательной деятельности. Частная школа поставляет на рынок высшего образования свой образовательный «продукт», имеющий определённые знания и способы их применения в современном обществе, что позволяет нашим выпускникам достигать престижных ступеней в вузовском обучении и карьерном росте. Наши выпускники получают высшее образование в престижных университетах и академиях Казахстана, России, (в основном Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Омск) Англии, Италии, Болгарии, Чехии, Сингапура, Франции и других стран. Естественно, что частная школа обеспечивает доступ к обучению тех, кто может позволить себе заплатить за него. Но это не делает частное обучение менее качественным, чем государственное. Неоспоримым достоинством частного образования является личностно-ориентированный, индивидуальный подход к каждому учащемуся. Высокая плата за обучение, воспитание, оказание дополнительных образовательных услуг, питание, охрану, психологическое и медицинское сопровождение накладывает и высокую степень моральной и финансовой ответственности частной школы перед родителями учащихся. Вся мера ответственности прозрачна и публична, что позволяет педагогическому коллективу плодотворно сотрудничать с родительской общественностью.

Таким образом, частное образование достаточно прочно утвердилось на рынке образовательных услуг города Караганды и в целом по республике. Каждое частное образовательное учреждение выбирает свой формат реализации Государственного образовательного стандарта, оказания дополнительных образовательных услуг, ведения социальной и финансовой политики. Несомненно одно - частное учреждение образования имеет больше плюсов, чем минусов по любым параметрам своей деятельности в условиях здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг.

Литература:

  1. Г.К.Селевко. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах, Народное образование, Москва, НИИ школьных технологий, 2006 год.

  2. Материалы VII Международной научно-практической конференции «Частное образование в Республике Казахстан: тенденции и перспективы развития», Астана, 2011 г.

  3. И. Силова Право на качественное образование: создание школ доброжелательного отношения к ребёнку в центральной Азии. Детский фонд ООН, Алматы, 2002 г.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва, «Русский язык», 1984 г.

5

  1. Потралова З.С., Бочкарёва Т.А., Павлова Н.В. Краткий этимолого-орфографический словарь Саратов, издательство «Лицей», 2002 г.



© 2010-2022