Статья ««Система оценивания в стандартах второго поколения

В статье описывается система оценивания в стандартах второго поколения для средней и старшей школы. Приводится в пример рейтинговая система, как одна из систем оценивания . В процессе обучения всегда стояла проблема оценки достижений учащихся. Как сделать так, чтобы оценка была объективной, не зависящей от субъективного отношения учителя к ученику? К тому же очень часто мы подменяем понятия «отметка» и «оценка» . Поэтому вначале имеет смысл определить, чем различаются понятия «оценка» и «отметка».
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система оценивания в стандартах второго поколения.


Автор статьи: учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №904 - Казюка Елена Николаевна


В процессе обучения всегда стояла проблема оценки достижений учащихся. Как сделать так, чтобы она была объективной, не зависящей от субъективного отношения учителя к ученику? К тому же очень часто мы подменяем понятия «отметка» и «оценка».

Поэтому вначале имеет смысл определить, чем различаются понятия «оценка» и «отметка». Словарь Ожегова дает следующие определения: «оценка» - мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь (чего-нибудь); «отметка» - обозначение оценки знаний учащихся. Амонашвили Ш. А., критикуя пятибалльную систему оценивания в своих работах, проанализировал оценку и отметку, при этом отмечает: «оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Однако во что отметка превратится в дальнейшем, что она принесет ребенку, для которого она была сотворена, это уже не зависящая от оценки действительность. Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя. Не замечать эту действительность - значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной стороны обучения».

Таким образом, отметка является количественным выражением оценки, условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах или так называемых баллах. В разных странах принята разнообразная система оценивания учебных достижений учащихся. Так в Италии - 11-балльная, в Голландии - 10-балльная, в Германии - 6-балльная.

В Педагогике под редакцией Ю. К. Бабанского так характеризовалась система оценивания советского периода: «Пятибалльная система отметок, применяемая в советской школе в течение длительного времени, играет определенную положительную роль в качестве своеобразного стандарта, который позволяет при условии правильного ее применения объективно отражать результаты учебно-познавательной деятельности учащихся». Однако же в указанном источнике отмечается противоречие в применении этого инструмента в практике контроля за деятельностью учащихся, а именно факты завышения и занижения отметок. Завышение отметок является следствием проявления либерализма учителей в оценке знаний, умений и навыков, приводит к снижению уровня подготовки учащихся, занижение отметок вызывает утрату интереса школьника к учению и веры в свои силы и возможности. Кроме этого, необходимо отметить так называемую «проблему двойки». Полученная двойка обычно психологически травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции. И по большому счету школьники стремятся к получению пятерок и четверок не ради приобретения знаний, овладения умениями и навыками, формирования качеств личности, а с целью сохранения и упрочения своего престижа в школе, в семье. Все богатство оттенков ответов учащихся невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов.

Недостатками современной 5-ти бальной системы оценивания являются:

- Отсутствие эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.

- Обострение отношений между учителем и учащимся.

- Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков.

- Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.

- Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.

- «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.

Стандарты второго поколения опираются на деятельностную парадигму, устанавливающую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. Оцениванию в документах стандарта уделяется большое и серьезное внимание. Задача современного образования состоит в том, чтобы не напичкать ребенка информацией, а научить ее добывать и перерабатывать. По-моему, можно спокойно уменьшить объем преподаваемого, научив работать с первоисточниками, добывая знания. Поиски их разовьют ученика больше да и ценность знаний возрастет. На сегодняшний момент цель образовательного пространства-дать возможность осуществления индивидуальной образовательной траектории. Сегодня основная функция учителя-репродуктор знаний, их контролер. На сегодняшний день происходит обновление содержания образования, технологии обучения становятся более инновационными, а система школьного оценивания еще мало изменилась.

В новых системах оценивания одна и та же оценка может нести разную информацию. Новая система оценивания должна учитывать не только знаниевую компоненту, но идеятельно-личностную. Наиболее удачной в современном оценивании многие педагоги признают рейтинговую шкалу оценивания. Рейтинговая система наиболее полно отвечает современным требованиям, так как:

-обеспечивает единые требования разных преподавателей к знаниям, умениям и навыкам учащихся;

- единые подходы к определению норм оценивания;

- получению своевременной информации о ритме работы каждого ученика в классе. Существенным положительным качеством рейтинговой системы можно считать большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников, что должно способствовать снятию конфликтных и стрессовых ситуаций по поводу оценки. В рейтинговой системе балл-оценка приобретает функцию мотивации познавательной активности, что утрачено в традиционной системе оценивания.

Рейтинговая система контроля позволяет учитывать обе составляющие качества образования: знаниевую и деятельно-личностную.

Несколько общих принципов, которые характерны для рейтинговой системы:

- блочно-модульное структурирование изучаемого материала;

- системность;

- гибкость и мобильность;

- оценки-баллы имеют накопительную силу;

- создаются условия сотрудничества учителя и ученика;

- незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется;

- ученик сам волен выбирать стратегию своей деятельности.

Но, с другой стороны, рейтинговая система требует жёсткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учёта и подсчёта баллов, организации контрольно-корректирующей и оценивающей деятельности преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование (лучше компьютерное), сведение на «нет» субъективизма в оценивании. Она опирается на методику направляемого и контролируемого самообучения, создающего все условия для воспитания самодисциплины, добросовестности, ответственности учеников, их умения работать по плану, целеустремлённо, с заранее ожидаемым результатом, где роль преподавателя состоит главным образом в умелой организации учебной деятельности обучаемых.

Конкретным примеров рейтинговой системы можно считать следующую.

  1. Определение максимальной рейтинговой отметки

Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

R mах= (N/2)*5, где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).

  1. Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся

Устанавливается «весомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

  1. «Контрольные точки»

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

- реферат (10);

- составление библиографии и аннотаций 5 источников информации по теме (3);

- конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);

- подготовка дополнительного материала по теме (5);

- выполнение практической работы по теме (3);

- решение проблемных задач по теме (5);

- устный ответ - монолог (5);

- контрольная работа по содержанию темы (10).

- участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв о творческой работе участника конференции, участие в дискуссии (10).

Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).

Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - минус 5 баллов, пропуск занятий без уважительных причин - минус 20 баллов, нарушения дисциплины (замечания, деструктивный конфликт) - минус 5 баллов.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности школьников, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозное оценивание школьника по всем предметам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.


© 2010-2022