Одаренные дети и новый закон «Об образовании»

Одаренные дети и новый закон «Об образовании»     В 2013 году в России вступает в силу закон "Об образовании в РФ", который призван заменить два действующих - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В законе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее, а также дополнительное образование.          Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря. Совет Федерации его поддержал 26 декабря. Основные нормы закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года.    
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Одаренные дети и новый закон «Об образовании»

В 2013 году в России вступает в силу закон "Об образовании в РФ", который призван заменить два действующих - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В законе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее, а также дополнительное образование.

Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря. Совет Федерации его поддержал 26 декабря. Основные нормы закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года.

Правительство РФ обязуется ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на сайте правительства.

Система образования, в частности одаренных детей, делится на две взаимодействующие части: основное образование и дополнительное образование. В связи с этим имеются опять же 2 проблемы: проблема первая, как их найти этих одаренных детей и проблема вторая, после того, как мы их нашли, что с ними делать?

Каких детей можно назвать одаренными и как их много?

В первую очередь, необходимо знать, какими чертами обладают одарённые дети. Одаренные дети характеризуются: 1) познавательной потребностью; 2)интеллектом; 3)креативностью.
В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:
1) с ранним подъемом интеллекта;
2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.

Когда ребята участвуют в районном этапе олимпиад и становятся победителями и призерами -это уже повод считать их одаренными, То есть они серьезно отличаются от своих сверстников - у них лучше память, они гораздо быстрее и лучше осваивают материал школьной программы.

Одаренные дети - это редкий дар, это бриллиант, это золотой фонд будущего. Это то, на что может рассчитывать страна в будущем, не стоит разрушать эту «хрупкую субстанцию».

Каждый учитель имеет индивидуальный план работы с одаренными учащимися, куда входят работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, вовлечение учащихся во внеклассную работу. Внеклассная работа представлена следующими формами: элективные курсы, кружки, предметные недели, научно-исследовательская работа, подготовка к олимпиадам по индивидуальной программе, интегрированные внеклассные занятия, познавательные экскурсии.

Как в связи с принятием нового закона будет обстоять дело с образованием одаренных детей, ведь гимназий и лицеев не будет?

Как сейчас: среди множества различных типов школ лицеям, как привилегированным учебным заведениям, разрешено делить класс на две части, чтобы уделять детям больше внимания (при этом оплата педагогам в любом случае идет как за целый класс).

Будет: специализация учреждения может быть указана в его названии, но считаться лицеем или гимназией школа будет только на словах. После введения новой системы оплаты труда, согласно которой «деньги идут за учеником», тем, кто делает ставку на индивидуальное обучение в небольших группах, придется увеличивать классы, сокращать ставки учителей и в итоге, возможно, объединяться с другими школами. Формально дети, «проявившие выдающиеся способности», имеют право на поддержку - это закреплено в специальной статье, которой не было в старом законе. Будущих победителей олимпиад, научных, спортивных и творческих конкурсов должны помочь выявить так называемые «нетиповые» школы - которые могут создаваться как на базе обычных, так и при вузах.

Рассмотрим несколько пунктов ФЗ.

Пункт 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает два типа организаций общего образования: дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация (учреждение). В отличие от действующего до 1 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании», принятие типовых положений о различных типах образовательных организаций, равно как и деление типов на виды, новый Федеральный закон не предусматривает. Следует отметить, что создание лицеев, гимназий и иных подобных образовательных организаций, предполагавших углубленное изучение ряда предметов, предусматривалось именно типовыми положениями. Однако это не означает, что общеобразовательным организациям теперь запрещено реализовывать программы повышенного уровня. Это означает лишь, что такие организации не выделены в отдельный вид общеобразовательных организаций.

Ч. 2 ст. 99 рассматриваемого Федерального закона устанавливается, что «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». Иначе говоря, предусматривается возможность особого норматива финансирования реализации программ повышенного уровня.

Деятельность образовательных организаций, реализующих программы повышенного уровня предусмотрена и ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой «организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации». То есть предусмотрены не только существование таких организаций, но и организация индивидуального отбора при приеме в них.

Данным Федеральным законом в статьях 83, 84 также предусмотрены особенности реализации образовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта для одаренных детей.

При этом ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 23), ни Гражданский кодекс РФ не содержат никаких ограничений на включение в наименование образовательной организации слов «гимназия» или «лицей», если эти организации дают общее образование повышенного уровня.

© 2010-2022