- Преподавателю
- Директору, завучу
- Характеристика оценочных процедур и инструментов оценки результатов и качества общего образования
Характеристика оценочных процедур и инструментов оценки результатов и качества общего образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова Е.Г. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Характеристика оценочных процедур и инструментов оценки результатов
и качества общего образования
Главная педагогическая задача по этому направлению в предстоящем учебном году сводится к построению эволюции оценочных процедур при движении учащихся от 1 к 9 классу, описанию оценочных процедур для сетевой старшей школы (10-11 классы).
Школьную систему оценки результатов и качества образования необходимо рассматривать в двух временных циклах:
• двух - четырех - пятилетние циклы системы оценивания: стартовая диагностика готовности первоклассников, пятиклассников и десятиклассников к обучению на следующей ступени образования; промежуточная диагностика второклассников, семиклассников на предмет дифференциации образования и итоговая оценивание четвероклассников, итоговая аттестация за курс основного и среднего общего образования.
В этом циклах большую роль играет внешняя (независимая) оценка результатов и качества образования;
• годовой цикл школьной системы оценки качества образования организуется исключительно силами образовательного учреждения, который выстраивается через три фокуса: стартовую диагностику на начало учебного года; оценку обеспечения реализации ООП в ходе учебного года для достижения запланированных результатов в рабочих учебных программах; промежуточную аттестацию (итоговое оценивание) по окончанию учебного года.
Рассмотрим прежде всего годовой цикл системы оценки результатов и качества образования конечной целью которого является фиксация индивидуального прогресса в обучении каждым учащимся с выявлением оптимальных условий появления прогресса в обучении.
2.1. Стартовая диагностика учащихся в начале учебного года
Важным моментом в учебной деятельности школьников являются «ритмы» образовательного процесса, как одно из необходимых условий реализации задач школьного образования. Эти «ритмы» имеются прежде всего в организации учебного года.
В ходе учебного года выделяется три фазы: фаза совместной постановки и планирования задач года (сентябрь), фаза решения учебных задач (октябрь-апрель), рефлексивная фаза учебного года (май). Указанные фазы учебного года соответствует в общем виде структуре учебной деятельности.
Особое место в структуре учебного года занимает фаза «запуска» (совместной постановки и планирования задач года. На этом этапе учебного года учащиеся, с одной стороны, определяют необходимую предметную «базу» для дальнейшего изучения учебного предмета, с другой стороны, учащиеся вместе с учителем могут уже вначале года представить себе и спланировать «общий план» действий на достаточно большой отрезок учебного года (четверть, полугодие, год).
Фаза «запуска» для разных ступеней школьного образования должна строиться с учетом эволюции стартовых оценочных процедур.
2.1.1. Фаза «запуска» в начальной школе
На этой ступени образования необходимо отдельно выделить стартовую диагностику в первом классе (об этом см.ниже) и организацию фазы «запуска» во 2-4 классах.
Центральное место в этой фазе занимает стартовая проверочная работа, которая, с одной стороны, определяет актуальный уровень необходимых знаний у умений для дальнейшего изучения того или иного учебного предмета, с другой стороны, определяет «перспективу» в изучении учебного предмета на новый учебный год.
Обновленный формат организации фазы «запуска» во 2-4 классах на предстоящий учебный год может выглядеть следующим образом (таблица 3):
Таблица 3
Организация фазы «запуска» в начальной школе
Этапы
Неделя,
дни недели
Содержание этапов
Комментарии
Подготови-
тельный
До начала занятий: учитель выделяет необходимые ключевые предметные умения предыдущих лет обучения для нового этапа обучения. На каждое умение составляется диагностическое задание стандартного вида.
Диагностика
понедельник,
1 час
Учащиеся выполняют эту работу на специальном бланке:
Умение
Задание
Оценка
ученика
Оценка
учителя
Проверка
работы
понедельник, после уроков
Учитель проверяет все работы учащихся и в этом же листе диагностической работы оценивает выполнение каждого задания
Сопоставление оценок,
определение
дефицитов
вторник,
учебное занятие
по подгруппам,
2-3 час
Учащимся выдается лист с диагностической работой. Учащиеся сопоставляют оценку учителя со своей оценкой. Фиксируют все свои «дефициты» прямо в самой диагностической работе.
Один урок
для каждого ученика
Мастерские
среда,
учебное занятие
по подгруппам,
4-5 час
Работа в малых группах с тетрадями открытий. Нахождение нужной информации в тетради открытий для ликвидации проблем и трудностей учащихся.
Один урок
для каждого ученика
Стартовая
проверочная
работа
четверг,
6 час
Проведение стартовой проверочной работы. Необходимо иметь как минимум два варианта (однотипных) такой работы.
Проверка работы
четверг,
после уроков
Учитель проверяет работу и производит оценку каждого задания. Подготавливает набор заданий домашней для самостоятельной работы учащихся.
Сопоставление оценок,
определение
дефицитов
пятница, учебное занятие по подгруппам,
7-8 час
Учащимся выдается лист с проверочной работой. Учащиеся сопоставляют оценку учителя со своей оценкой. Фиксируют все свои «дефициты» в специальном оценочном листе. Учащимся выдаются задания для домашней самостоятельной работы.
Один урок
для каждого ученика
Консультация
в любые два дня
второй недели,
9-10 час
Учащиеся приходят на консультации по своему запросу в период с 8.30 до 9.15 для того, чтобы задать вопросы учителю по ходу выполнения домашней самостоятельной работы.
Консультация
в любые два дня
второй недели,
11-12 час
Учащиеся приходят на консультации по своему запросу в период с 8.30 до 9.15 для того, чтобы задать вопросы учителю по ходу выполнения домашней самостоятельной работы.
Проверочная
работа №1
понедельник, 13 час
Выполнение проверочной работы по итогам выполнения домашней самостоятельной работы
четвертая
неделя
Работа со стартовой работой
вторник,
14 час
Возврат к стартовой проверочной работе, разбор заданий «на разрыв»
Постановка за-
дач на текущий
учебный год
среда,
15 час
На основе выявленных «проблемных мест» стартовой проверочной работы построение «карты» изучения учебного предмета в этом году в форме вопросов.
Мастерская
один - два раза
на неделе,
16-17 час
На тематические мастерские приглашаются учащихся (а также приходят учащиеся по собственному желанию) у которых в ходе проверочной работы возникли определенные проблемы.
На мастерские
выносятся
распространенные
в классе
проблемы
Сопоставле-
ние оценок,
определение
дефицитов
пятница,
учебное занятие
по подгруппам,
18-19 час
Учащимся выдается лист с проверочной работой. Учащиеся сопоставляют оценку учителя со своей оценкой. Фиксируют все свои «дефициты» в специальном оценочном листе. Учащимся выдаются задания для домашней самостоятельной работы
Один урок
для каждого ученика