- Преподавателю
- Директору, завучу
- По гарвардским технологиям (из опыта работы с кейс-технологией)
По гарвардским технологиям (из опыта работы с кейс-технологией)
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Викторенко Г.Н. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
По гарвардским технологиям (из опыта работы с кейс-технологией)
З.И. Островская заместитель директора по учебной работе Первого городского общеобразовательного лицея.
В наше время просто знаний оказывается недостаточно для того, чтобы человек чувствовал себя уверенно и устойчиво во взрослой жизни. Сегодня востребовано обучение на двойной результат - государственный стандарт знаний и умение их использовать в процессе социальной адаптации. Это диктует необходимость построения процесса обучения на принципиально - новом фундаменте, а именно: деятельностном подходе к обучению, развитии альтернативного мышления и формировании функциональной грамотности.
Общеизвестно, что педагоги приходят в школу для того, чтобы учить, а школьники - чтобы пообщаться. Следовательно, нужно сделать школьный период таким, чтобы обе деятельности - учение плюс общение - соединились в единое целое и стали ведущими. Творческой группе педагогов Первого городского общеобразовательного лицея показалось возможным достичь этого взаимодействия с помощью кейс - технологии. Так началась её апробация.
Кейс - технология - метод ситуационного обучения case studies основана на использовании в учебном процессе проблемной ситуации, реальной (из жизни) или специально смоделированной в целях поиска альтернативного решения. Эта технология корнями уходит в Гарвард, сегодня активно применяется на Украине и в России. Суть её состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемы с перенесением акцента от обучающей деятельности учителя на познающую деятельность ученика. Одно дело, учительская подача материала, от которой внимание часто угасает спустя 5 минут, другое дело, когда ребёнок сам выполняет кейс, или его фрагмент, или он член команды. Тут действуют совсем другие психологические законы, и получается совсем иной конечный результат.
Первые шаги - открытые уроки в кейс - технологии - были представлены в формате городского семинара для заместителей директоров школ в 2011 - 2012 учебном году педагогами И.Б. Захаровой, Е.В. Космыниной, Ю.А. Руди, Л.В. Строкиной, Е.В. Пашуткиной, Т.Е. Бобровской. В 2012 -2013 учебном году эта работа продолжалась, были проведены интегрированные занятия в рамках методического дня по теме: «Работа педагогического коллектива над развитием функциональной грамотности» педагогами О.В. Майстренко, Г.Н. Викторенко, Л.С. Каторженко, А.Г. Борщ, С.А. Повод, К.З. Шопанаевой, СВ. Брянцевой, О.Л. Дауб, Е.А. Кийко, Ю.А. Руди.
В феврале 2013 года в рамках городского семинара для заместителей директоров по воспитательной работе школ города в блоке «Воспитание через обучение» были представлены кейс -уроки на базе 7 классов. В лицее всего два 7-х класса и соответственно 4 подгруппы. Участвовали в открытых занятиях без отбора все семиклассники. В начале интегрированного урока по географии, физике учителями Пешкиным Д.П. и Викторенко Г.Н. была поставлена реальная проблемная ситуация в виде сценки: начинающий российский бизнесмен закупил в городе Мумбаи (Индия) партию товара для перепродажи в России. Наиболее выгодным маршрутом доставки груза оказался морской. Для перевозки бизнесмен зафрахтовал судно, но отношения с капитаном сразу не заладились. Узнав маршрут путешествия, капитан отказался погрузить на корабль весь груз. Часть товара пришлось отправить самолётом, что довольно накладно. А бизнесмен епде с уроков физики знал, что судно можно загружать по ватерлинии. После погрузки оставшегося товара, ватерлиния корабля была выше поверхности моря. Но и во время путешествия происходили странные вещи. Уже на следующей остановке в городе Адене бизнесмену показалось, что осадка корабля уменьшилась. А в городе Порт - Судан это превратилось в уверенность - по дороге капитан явно приторговывал его товаром. Расстояние между ватерлинией и поверхностью воды увеличивалось, а значит и груза становилось меньше. Бизнесмен, решив, что его обманывают, стал следить за ватерлинией и капитаном корабля. На промежуточных остановках в городах Александрии, Стамбуле и Севастополе расстояние между ватерлинией и поверхностью воды неуклонно сокращалось. А в Ростове -на- Дону, родном городе бизнесмена, ватерлиния коснулась поверхности воды. Это ввело его в полное замешательство. Для решения предложенной задачи учащиеся 7-6 класса второй подгруппы были разделены на четыре мини -группы, каждая из которых получила свой кейс с заданиями: изучить моря, проливы, течения по маршруту следования корабля; определить правильность и безопасность маршрута корабля ; определить плотность воды и солёность. Самостоятельная работа детей с кейсами была представлена на уроке в виде презентаций с
выводами. В ходе дискуссии на занятии проблемная ситуация была успешно разрешена учащимися. В конце урока был проведен опыт, из пластилина и скорлупы грецкого ореха изготовлен кораблик, помещен с грузом в солёную, а затем в пресную воду, в которой утонул. Теоретические выводы детей подтвердились на практике.
Готовясь к уроку по русской словесности и самопознанию по теме «Харизма и личностный рост», педагоги Повод С.А., Борщ А.Г. подготовили для учащихся 7а класса второй подгруппы кейсы с заданиями: дать определение понятия « харизма»; представить галерею людей, наделённых этим качеством ( из числа исторических лиц);определить позитивные и негативные свойства харизматической личности. В ходе занятия ребята выполнили ряд упражнений, направленных на раскрытие собственного обаяния: «Оратор», «Башмачки счастья; обсудили проблемную ситуацию: «Харизма - это благо или бремя?»; выразили желание быть наделёнными этим качеством; пришли к выводу, что для этого надо много работать над собой, составив программу личностного роста. Наиболее ярко проявили себя учащиеся Салехи Амир, Митин Александр.
К интегрированному уроку по математике и информатике по теме «Магия треугольника», педагоги Майстренко О.В., Руди Ю.А., предложили детям кейсы с заданиями: найти информацию об использовании символики треугольника в нашей жизни; создать презентацию по истории возникновения невозможного треугольника; найти скульптурные изображения с использованием невозможного треугольника; построить макет невозможного треугольника; написать программу для построения треугольника Паскаля на языке программирования Pascal. В практической работе учащиеся научились из невозможного треугольника строить возможный, используя компьютерную программу Impossible Puzzle. Но и это ещё не всё! Оказывается, можно сделать числовой треугольник, получивший название Паскаля. Пользуясь таким треугольником, можно возвести двучлен (а+Ь) в любую степень, не заучивая сложные формулы и не делая большие вычисления. В ходе занятия был сделан вывод: невероятное возможно, треугольник действительно магическая фигура и таит в себе ещё много непознанного.
На уроке русской словесности и казахского языка по теме «Стиль жизни и нравственный выбор» учителя Брянцева C.B., Шопанаева К.З. обсуждали с детьми реальную проблемную ситуацию «В зависимости от нашего выбора меняется ли жизнь?» К уроку учащиеся получили кейсы с заданиями: определить, что такое нравственный выбор, нравственность, безнравственный поступок, стиль жизни. В ходе дискуссии учитель использовала притчу о двух волках, направленную на формирование понятия нравственный выбор.: когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты больше кормишь.
В блоке казахского языка дети взглянули на проблему нравственного выбора глазами героев мультфильма, обсудили и нашли положительные и отрицательные качества персонажей: козла и барана, размышляя при этом, кого можно считать настоящим другом и следует ли без оглядки следовать за ним. Занятие закончилось выводом детей о своём собственном выборе, который они могут делать уже сегодня.
Глубокий самоанализ и анализ уроков на основе кейс - технологии позволил нам выявить явные плюсы её применения: интеграцию знаний в целостное мировоззрение, эффект раскрепощения учащихся, формирование компетенции «знаю как». И всё это основано на самостоятельной и коллективной работе в группах, открытой дискуссии по проблеме с демонстрацией полипозиционного общения учащихся. Вывод очевиден. Личность не напрасно прожила 45 минут своей собственной жизни!
Правда, велики и реальные затраты человеческого ресурса учителя на апробацию новой технологии: изучение соответствующей литературы по теме, поиск реальной проблемной ситуации (сродни рождению ребёнка), обсуждение путей интеграции предметных знаний в творческой группе педагогов и, наконец, подготовка кейсов с заданиями для групп учащихся.
Эта технология делает акцент на развитие не только коэффициента интеллекта IQ, но и эмоционального коэффициента EQ, а также лидерского коэффициента LQ. «Лучшее из прошлого и главное для будущего» - ключевой принцип этой технологии позволяет вывести ребёнка на лучшие позиции в его жизни с учётом его особенностей, мотивации, умений, знаний, компетенций и амбиций.