Выступление на педсовете Мониторинг развития личности ребенка

Мониторинг развития личности   В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни. Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к учен...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг развития личности

В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться - работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение - для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Очень хочется сравнить личность ребенка с ростком. Если много поливать и подкармливать - загниет корень, перестать заботиться - завянет.

Поэтому очень важно в эпоху внедрения чего-то нового найти золотую середину, используя главный принцип - «не навреди».

Разрабатывая программу по внеклассной работе, внеурочной деятельности, мониторинг развития личности, мы опирались на мудрость старых добрых традиций, накладывая идеи новизны, используя принцип «не навреди».

В настоящее время, пожалуй, единственно возможным способом отслеживания динамики сформированности у учащихся универсальных учебных действий является мониторинг. Но использование психологических диагностических методик в качестве процедур в психологическом мониторинге связано с большим количеством сложностей и проблем:


  • проблема соответствия психологических средств задачам мониторинга

  • соответствия индивидуальности ребенка;

  • преувеличение значения и возможностей процедуры тестирования;

  • отсутствие в психологических методиках стандартов оценки;

  • трудности с получением обобщенных результатов (среднее - это суммирование индивидуальных результатов, а не обобщение);

  • высокая доля в результате биологических и социальных факторов (их невозможно учесть в управлении);

  • сложность оценивания личностных УУД

Особенно это относится к формированию личностных УУД, т.к. результат виден не сразу.

Нельзя разделить образование и воспитание, поэтому и отслеживание сформированности УУД комплексное.

Нами была разработана комплексная диагностика сформированности УУД в 1 - 3 классах.

Развитие личности ребенка 3 раза в год отслеживается по следующим критериям (см. мониторинг). Составлен мониторинг формирования УУД.

Очень важно строить диагностические исследования в тесном ключе с внеурочной деятельностью, с системой воспитательной работы в течение всего образовательного маршрута ребенка.

Целью мониторинговых исследований развития личности в системе воспитательной работы является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность системы внеклассной работы, внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;


  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;


  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;


  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);


  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

При составлении мониторинга мы взяли за основу направления воспитания из программы духовно-нравственного развития школы.

Направления воспитания:


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, ценностного отношения к природе

  2. Развитие нравственных чувств и этического сознания.

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  5. Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде

  6. Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Направления внеурочной деятельности

Диагностический инструментарий

Общекультурное

  • наблюдение

  • анализ посещения музеев, выставок, театров; участие в конкурсах

  • анкетирование

Спортивно-оздоровительное направление

  • анкетирование по ЗОЖ

  • статистический медицинский анализ состояния здоровья

  • анализ участия детей в соревнованиях, конкурсах

Общеинтеллектуальное

  • наблюдение

  • анализ участия в олимпиадах, конкурсах

  • оценка уровня развития мышления обучающихся

Духовно - нравственное (гражданско - патриотическое,экологическое)

  • анкетирование

  • наблюдение

  • анализ участия в акциях

Социальное (Проектное)

  • наблюдение

  • анализ участия в конкурсах, исследовательских, проектных работах


© 2010-2022