- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление на педсовете Мониторинг развития личности ребенка
Выступление на педсовете Мониторинг развития личности ребенка
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Травина Н.И. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мониторинг развития личности
В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться - работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение - для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Очень хочется сравнить личность ребенка с ростком. Если много поливать и подкармливать - загниет корень, перестать заботиться - завянет.
Поэтому очень важно в эпоху внедрения чего-то нового найти золотую середину, используя главный принцип - «не навреди».
Разрабатывая программу по внеклассной работе, внеурочной деятельности, мониторинг развития личности, мы опирались на мудрость старых добрых традиций, накладывая идеи новизны, используя принцип «не навреди».
В настоящее время, пожалуй, единственно возможным способом отслеживания динамики сформированности у учащихся универсальных учебных действий является мониторинг. Но использование психологических диагностических методик в качестве процедур в психологическом мониторинге связано с большим количеством сложностей и проблем:
-
проблема соответствия психологических средств задачам мониторинга
-
соответствия индивидуальности ребенка;
-
преувеличение значения и возможностей процедуры тестирования;
-
отсутствие в психологических методиках стандартов оценки;
-
трудности с получением обобщенных результатов (среднее - это суммирование индивидуальных результатов, а не обобщение);
-
высокая доля в результате биологических и социальных факторов (их невозможно учесть в управлении);
-
сложность оценивания личностных УУД
Особенно это относится к формированию личностных УУД, т.к. результат виден не сразу.
Нельзя разделить образование и воспитание, поэтому и отслеживание сформированности УУД комплексное.
Нами была разработана комплексная диагностика сформированности УУД в 1 - 3 классах.
Развитие личности ребенка 3 раза в год отслеживается по следующим критериям (см. мониторинг). Составлен мониторинг формирования УУД.
Очень важно строить диагностические исследования в тесном ключе с внеурочной деятельностью, с системой воспитательной работы в течение всего образовательного маршрута ребенка.
Целью мониторинговых исследований развития личности в системе воспитательной работы является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность системы внеклассной работы, внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
-
рост социальной активности обучающихся;
-
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
-
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
-
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
При составлении мониторинга мы взяли за основу направления воспитания из программы духовно-нравственного развития школы.
Направления воспитания:
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, ценностного отношения к природе
-
Развитие нравственных чувств и этического сознания.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
-
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде
-
Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Направления внеурочной деятельности
Диагностический инструментарий
Общекультурное
-
наблюдение
-
анализ посещения музеев, выставок, театров; участие в конкурсах
-
анкетирование
Спортивно-оздоровительное направление
-
анкетирование по ЗОЖ
-
статистический медицинский анализ состояния здоровья
-
анализ участия детей в соревнованиях, конкурсах
Общеинтеллектуальное
-
наблюдение
-
анализ участия в олимпиадах, конкурсах
-
оценка уровня развития мышления обучающихся
Духовно - нравственное (гражданско - патриотическое,экологическое)
-
анкетирование
-
наблюдение
-
анализ участия в акциях
Социальное (Проектное)
-
наблюдение
-
анализ участия в конкурсах, исследовательских, проектных работах