- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад по теме Что такое качество образования?
Доклад по теме Что такое качество образования?
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андропова Н.В. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Что такое качество образования? От ответа на поставленный вопрос зависит вся работа школы. То, что мы вложим в понимание качества, ляжет в основу понимания цели образования. На сегодняшний день школа вновь претерпевает изменения. Модернизация образования ведет к созданию новой модели обучения, где приоритетным становится формирование базовых компетентностей современного человека. А значит, установка на запоминание большого количества информации уходит в прошлое, она заменяется установкой на усвоение новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.
Основными компетентностями современного человека являются:
- информационные ( умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативные (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- саморегуляция (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни).
Школа не только дает детям ключевые знания, умения и навыки, надпредметные понятия, позволяющие ориентироваться в культуре, но и учит их учиться. На смену модели обучения, в которой в центре процесса был учитель, а суть обучения сводилась к передаче знаний, пришла новая модель, главным действующим лицом которой становится учащийся, а целью обучения - приобретение им наиболее востребованной современной жизнью способности к самообучению.
Поэтому в современном мире под «качеством образования» понимают совокупность свойств, которые обуславливают способность образовательной системы удовлетворить социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах обученности, воспитанности, выраженности, социальных, физических, психологических свойств т.е. степень соответствия реальных достижений образовательного результата нормативным требованиям, требованиям социума и личностным ожиданиям.
В практике школьного образования, управлением качеством в новых условиях ставка должна быть сделана на ряд методологических принципов, зафиксированных в новых стандартах образования:
-
Ориентация на потребителя - школа оказывает образовательные услуги обществу
-
Руководство качеством образования - обеспечивает единство цели и направлений деятельности, создание и поддержку внутренней среды, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач образовательного учреждения
-
Вовлечение персонала в работу по качеству - работники всех уровней составляют важнейший ресурс организации ( от учителя до воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и т.д.)
Система отслеживания качества образовательной деятельности - это:
- мониторинг качества преподавания
* качество деятельности учителей
*качество урока
*качество школьной документации (классные журналы, календарно-тематическое планирование, обязательная отчетность)
*качество образовательной среды (оформление учебных кабинетов, состояние материально-технической и учебно-методической базы учебных кабинетов, эффективность ее использования)
- мониторинг качества воспитательной работы
* качество планов воспитательной работы и полнота их выполнения
* качество внеклассных мероприятий
*взаимодействие субъектов воспитания
* удовлетворенность учащихся, родителей психологическим микроклиматом в классных коллективах
- мониторинг качества организации образовательного процесса
* экспертиза учебного расписания
* экспертиза планирования и анализ реализации мероприятий внутришкольного контроля
* мониторинг качества исполнения нормативных документов и принятых решений (педсоветов, производственных совещаний, заседаний ШМО и т.д.)
- мониторинг качества инновационной деятельности
* уровень вовлечения педагогов в инновационную деятельность: готовность к инновационной деятельности, динамика участия в инновационной деятельности, анализ выполнения программ инновационной деятельности, уровень удовлетворенности педагогов инновационной деятельностью, и т.д.
- мониторинг обеспечения образовательного процесса
*учебно-методическое обеспечение
*материально-техническое обеспечение
*кадровое обеспечение
*научно-методическое сопровождение
*психолого-валеологическое сопровождение
- мониторинг качества обученности учащихся
* результаты всех видов контрольных работ
*результаты итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов
* уровень развития ключевых компетенций выпускника школы
* успеваемость, рейтинг обученности по учащимся, по классам, по предметам, по учителям
* сформированность предметных и надпредметных умений и навыков
* продолжение образования выпускниками школ
- мониторинг воспитанности, личностных и творческих достижений учащихся
* воспитанность учащихся школы
* участие в конкурсах, олимпиадах, проектах
* участие в спортивных соревнованиях
* участие в исследовательской и проектной деятельности
Перечисленные направления мониторинговых исследований убедительно показывают, что в работе по качеству есть понимание того, что изучению и оцениванию подлежат не только деятельность обучаемых, их академические и творческие успехи, но и профессиональная компетентность учителей, классных руководителей, обеспечение образовательного процесса. Поэтому одной из задач является создание и использование единого информационного пространства для осуществления мониторинга качества образования, основанного на применении широкого спектра оценочно- критериальных комплексов.
Качество в образовании может создаваться, изменяться или транслироваться только лишь человеком - носителем этого качества. Поэтому так важна роль учителя - человека воздействующего педагогическими средствами на ученика, оказывающего непосредственное влияние на формирование его качеств как личности, гражданина, будущего профессионала. Вот почему идет речь о профессиональной компетентности учителя как главной фигуры в обеспечении качества образования.
По новому положению аттестации педагогических работников оценивается практически все перечисленные комплексы:
- качество урока ( использование современных образовательных технологий)
- личный вклад в повышение качества образования, участие в инновационной деятельности, распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания
- результативность деятельности педагога: динамика качества знаний или стабильно высокие результаты качества знаний учащихся, участие во внеклассной деятельности. Из этого можно сделать вывод, что
управление качеством образования - это, прежде всего, управление качеством педагогов, качеством их деятельности.
Однако, одним из важных показателей профессиональной компетентности учителя является качество урока. Из качества проведения каждого отдельного урока складывается качество преподавания и усвоения отдельной темы учебного предмета, развитие обучающихся в образовательном плане.
Особенность качества урока состоит в том, что оно является сложным результатом совместной деятельности учителя и учеников, как участников образовательного процесса. В отношении качества урока правомернее говорить о необходимости рассматривать его с позиций и качества процесса и качества результата. Кроме того, в нем в снятом виде отражается качество прошлого труда ( качество учебных планов и программ, качество поурочного планирования, методических разработок, обученность учащихся и т.д.)
Учитывая это разработана методика оценки качества урока, где используется 5 показателей:
-
Оценка содержания учебного материала на уроке
-
Оценка эффективности способов деятельности учителя на уроке, технологий обучения
-
Общая и коммуникативная культура учителя, стиль поведения
-
Оценка основных характеристик деятельности учащихся на уроке
-
Оценка целей и результатов проведенного урока.
Оценка урока поможет поднять его на новый уровень. Так как при переходе на новые стандарты образования идет перестройка целей, которых учитель должен достичь, а значит и структуры урока. В основу закладывается готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, осмыслению и принятию основных базовых ценностей, освоение универсальных учебных действий и т.д.