Доклад по теме Что такое качество образования?

Что такое качество образования? От ответа  на поставленный вопрос  зависит вся работа школы. То, что мы  вложим в понимание качества,  ляжет в основу понимания цели образования.  На сегодняшний день школа вновь претерпевает изменения. Модернизация образования ведет к созданию новой модели обучения, где приоритетным становится  формирование базовых компетентностей современного человека. А значит, установка на запоминание большого количества информации уходит в прошлое, она заменяется установкой н...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что такое качество образования? От ответа на поставленный вопрос зависит вся работа школы. То, что мы вложим в понимание качества, ляжет в основу понимания цели образования. На сегодняшний день школа вновь претерпевает изменения. Модернизация образования ведет к созданию новой модели обучения, где приоритетным становится формирование базовых компетентностей современного человека. А значит, установка на запоминание большого количества информации уходит в прошлое, она заменяется установкой на усвоение новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.

Основными компетентностями современного человека являются:

- информационные ( умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативные (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- саморегуляция (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни).

Школа не только дает детям ключевые знания, умения и навыки, надпредметные понятия, позволяющие ориентироваться в культуре, но и учит их учиться. На смену модели обучения, в которой в центре процесса был учитель, а суть обучения сводилась к передаче знаний, пришла новая модель, главным действующим лицом которой становится учащийся, а целью обучения - приобретение им наиболее востребованной современной жизнью способности к самообучению.

Поэтому в современном мире под «качеством образования» понимают совокупность свойств, которые обуславливают способность образовательной системы удовлетворить социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах обученности, воспитанности, выраженности, социальных, физических, психологических свойств т.е. степень соответствия реальных достижений образовательного результата нормативным требованиям, требованиям социума и личностным ожиданиям.

В практике школьного образования, управлением качеством в новых условиях ставка должна быть сделана на ряд методологических принципов, зафиксированных в новых стандартах образования:

  1. Ориентация на потребителя - школа оказывает образовательные услуги обществу

  2. Руководство качеством образования - обеспечивает единство цели и направлений деятельности, создание и поддержку внутренней среды, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач образовательного учреждения

  3. Вовлечение персонала в работу по качеству - работники всех уровней составляют важнейший ресурс организации ( от учителя до воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и т.д.)

Система отслеживания качества образовательной деятельности - это:

- мониторинг качества преподавания

* качество деятельности учителей

*качество урока

*качество школьной документации (классные журналы, календарно-тематическое планирование, обязательная отчетность)

*качество образовательной среды (оформление учебных кабинетов, состояние материально-технической и учебно-методической базы учебных кабинетов, эффективность ее использования)

- мониторинг качества воспитательной работы

* качество планов воспитательной работы и полнота их выполнения

* качество внеклассных мероприятий

*взаимодействие субъектов воспитания

* удовлетворенность учащихся, родителей психологическим микроклиматом в классных коллективах

- мониторинг качества организации образовательного процесса

* экспертиза учебного расписания

* экспертиза планирования и анализ реализации мероприятий внутришкольного контроля

* мониторинг качества исполнения нормативных документов и принятых решений (педсоветов, производственных совещаний, заседаний ШМО и т.д.)

- мониторинг качества инновационной деятельности

* уровень вовлечения педагогов в инновационную деятельность: готовность к инновационной деятельности, динамика участия в инновационной деятельности, анализ выполнения программ инновационной деятельности, уровень удовлетворенности педагогов инновационной деятельностью, и т.д.

- мониторинг обеспечения образовательного процесса

*учебно-методическое обеспечение

*материально-техническое обеспечение

*кадровое обеспечение

*научно-методическое сопровождение

*психолого-валеологическое сопровождение

- мониторинг качества обученности учащихся

* результаты всех видов контрольных работ

*результаты итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов

* уровень развития ключевых компетенций выпускника школы

* успеваемость, рейтинг обученности по учащимся, по классам, по предметам, по учителям

* сформированность предметных и надпредметных умений и навыков

* продолжение образования выпускниками школ

- мониторинг воспитанности, личностных и творческих достижений учащихся

* воспитанность учащихся школы

* участие в конкурсах, олимпиадах, проектах

* участие в спортивных соревнованиях

* участие в исследовательской и проектной деятельности

Перечисленные направления мониторинговых исследований убедительно показывают, что в работе по качеству есть понимание того, что изучению и оцениванию подлежат не только деятельность обучаемых, их академические и творческие успехи, но и профессиональная компетентность учителей, классных руководителей, обеспечение образовательного процесса. Поэтому одной из задач является создание и использование единого информационного пространства для осуществления мониторинга качества образования, основанного на применении широкого спектра оценочно- критериальных комплексов.

Качество в образовании может создаваться, изменяться или транслироваться только лишь человеком - носителем этого качества. Поэтому так важна роль учителя - человека воздействующего педагогическими средствами на ученика, оказывающего непосредственное влияние на формирование его качеств как личности, гражданина, будущего профессионала. Вот почему идет речь о профессиональной компетентности учителя как главной фигуры в обеспечении качества образования.

По новому положению аттестации педагогических работников оценивается практически все перечисленные комплексы:

- качество урока ( использование современных образовательных технологий)

- личный вклад в повышение качества образования, участие в инновационной деятельности, распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания

- результативность деятельности педагога: динамика качества знаний или стабильно высокие результаты качества знаний учащихся, участие во внеклассной деятельности. Из этого можно сделать вывод, что

управление качеством образования - это, прежде всего, управление качеством педагогов, качеством их деятельности.

Однако, одним из важных показателей профессиональной компетентности учителя является качество урока. Из качества проведения каждого отдельного урока складывается качество преподавания и усвоения отдельной темы учебного предмета, развитие обучающихся в образовательном плане.

Особенность качества урока состоит в том, что оно является сложным результатом совместной деятельности учителя и учеников, как участников образовательного процесса. В отношении качества урока правомернее говорить о необходимости рассматривать его с позиций и качества процесса и качества результата. Кроме того, в нем в снятом виде отражается качество прошлого труда ( качество учебных планов и программ, качество поурочного планирования, методических разработок, обученность учащихся и т.д.)

Учитывая это разработана методика оценки качества урока, где используется 5 показателей:

  1. Оценка содержания учебного материала на уроке

  2. Оценка эффективности способов деятельности учителя на уроке, технологий обучения

  3. Общая и коммуникативная культура учителя, стиль поведения

  4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на уроке

  5. Оценка целей и результатов проведенного урока.

Оценка урока поможет поднять его на новый уровень. Так как при переходе на новые стандарты образования идет перестройка целей, которых учитель должен достичь, а значит и структуры урока. В основу закладывается готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, осмыслению и принятию основных базовых ценностей, освоение универсальных учебных действий и т.д.



© 2010-2022