Отчёт А учителя первого уровня

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уразаков Адилжан Таурбаевич отчёт А

3 группа Портфолио учителя первого уровня

ЦПМ г. Костанай

Почему страны во всем мире реформируют систему образования и как это применимо к Казахстану и вашей школе в частности

«Весь мир находится в опасности, потому что наша система образования предаёт нас. Наши школы будто попали в «ловушку времени» фантастического рассказа: они так и продолжают следовать системе, придуманной для прошлой эпохи…», - пишет в своей книге «Революция в обучении» Г.Драйден. И эта мысль становится актуальной на фоне стремительно развивающегося мира экономики и информационного пространства. XXI век - век новых технологий, быстроменяющегося мира. Современные технологии сделали возможным то, о чем люди раньше даже не могли мечтать. Новый мир предлагает человеку много возможностей для самореализации, но готовы ли сегодняшние выпускники школ достойно конкурировать на рынке труда?

Глобализация мировой экономики привела человечество к осознанию того, что практически во всех сферах жизни требуются специалисты, обладающие навыками «высокого порядка»: умеющие анализировать, оценивать и синтезировать информацию, принимать решения и брать на себя ответственность за них, готовые и умеющие работать в команде. Осознание значимости образования и образовательного уровня граждан страны, как «стратегического ресурса» любого государства является важнейшим фактором реформирования системы образования. В научный оборот введено понятие «человеческий капитал», что доказывает изменение взгляда на образование применительно к социально-экономическому развитию человечества. Мир пришёл к пониманию того, что системы образования должны адаптироваться к быстрому темпу развития мировой экономики. Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос о соответствии системы образования стратегическим планам социального и экономического развития каждой страны. Именно поэтому школы XXI века должны отличаться от школ XX века. Актуальность вопроса «чему и как мы должны учить ученика XXI века?» доказывает опыт мировых систем образования, которые ищут новые пути эффективного обучения учеников.

Лидирующие позиции в успешном реформировании систем образования занимают страны, которые формируют модели обучения, направленные на развитие у учеников навыков критического мышления, формирование социальных и эмоциональных навыков.

Лично для меня с этой точки зрения интересен опыт школ Big Picture и Kunskapsskolan. Опыт этих школ основан на принципе социализации личности ученика: установлены прочные связи с родителями, местными сообществами и со сферой работы. Обучение по индивидуальному образовательному плану формирует личную ответственность ученика за собственное образование. И девиз «Образование - это общее дело» отражает уровень вовлечённости и ответственности общества за конечный результат обучения учеников.

Казахстанская система образования, к сожалению, сегодня большую часть ответственности за обучение возлагает на учителя. Результаты внешней оценки качества знаний учащихся, ЕНТ рассматриваются как основные показатели профессиональной деятельности учителя, уровня его компетентности. Учебный план предусматривает ученический компонент, но чаще в школах подходят к этому вопросу формально, без учёта индивидуальных способностей и желания учеников. С этой проблемой мы ежегодно сталкиваемся в своей школе. Да, проводится опрос учащихся, предлагаются на выбор несколько курсов, но не предусмотрено формирование разновозрастных групп для изучения этих курсов. Поэтому учитываются потребности большинства ребят класса, при этом остальные вынуждены согласиться с их выбором. Но, возможно, с такой проблемой сталкиваются только сельские школы, в которых нет классных параллелей. И этот вопрос, по-моему, мнению, сегодня можно успешно решить также за счёт опорных школ в регионах страны. Как, например, у нас в регионе решён вопрос профильной подготовки: наша школа является опорной по организации профильного обучения. И, я убеждён, что выездные сессии во время каникул для изучения курсов по выбору учеников, являются одной из форм адаптации опыта передовых школ к нашим условиям.

Абсолютно неожиданным, поэтому особенно интересным для меня, стал опыт работы начальной школы «Discoveru 1» в Новой Зеландии. Участие в разработке учебных программ родителей, вся система партнёрства учителей и родителей в обучении заслуживают особого внимания. Эффективность высокого уровня вовлечённости родителей в обучение детей демонстрирует начальная школа «Mayfield Primaru School» Лондона. Предоставляя родителям возможность обучаться вместе с детьми, эта школа успешно решает несколько ключевых задач: повышается взаимная ответственность за обучение, обеспечивается поддержка со стороны родителей и обучение всей семьи.

В нашей школе ведётся родительский лекторий, но эта работа направлена на оказание помощи и поддержки в вопросах воспитания ребёнка. А ведь контингент жителей села таков, что многим родителям необходимо учиться, например, владению компьютером, чтобы быть на равных со своими детьми. И я обязательно предложу коллегам ознакомиться с передовым в этом направлении опытом работы школ. Надеюсь на поддержку коллективом инициативы организации в школе работы интеллектуальных клубов и кружков с участием родителей. Считаю, что такая форма вовлечения родителей в процесс обучения позволит заинтересовать всех участников процесса обучения и повысить взаимную ответственность за его результат.

Пусть это не идеальные модели, но сегодня, когда взрослое население обучается в реальном мире стремительных изменений во всех сферах жизни, предоставление и ученикам, и родителям такой же возможности вполне оправдано. И, как показывает опыт этих школ, такие модели обучения весьма эффективны и имеют право на существование и дальнейшее развитие.

Вовлечение в процесс обучения неформальных лидеров среди сверстников часто практикуется учителями нашей школы. Ребят, обучающихся на «хорошо» и «отлично», часто привлекают к индивидуальным занятиям со слабоуспевающими учениками. Но такая работа носит стихийный характер, она не систематизирована и ведётся каждым учителем индивидуально. Поэтому опыт работы летних лагерей в государственных школах округа Джефферсон, США, на мой взгляд, очень интересен и эффективен. Здесь наглядно доказывается эффективность принципа «равный - равному» в организации обучения. Эта система помогает учащимся играть более активную роль в формировании не только своего образования, но и в образовании своих сверстников. Право вносить изменения в образовательную программу имеют школы Голландии. В Сингапуре в школу дети идут тоже с шести лет, но образование, разделённое на несколько этапов, обязательным предусматривает только первые шесть лет обучения. Обучение в средней школе предлагает множество разнообразных вариантов, т.е. каждому ученику предоставляется право выбора пути индивидуального развития и обучения.

Казахстанская школа также должна отказаться от ориентации на «среднего» ученика, стремиться к созданию выбора своего варианта обучения для каждого школьника. Тогда как учебный план казахстанской школы строго регламентирован нормативно-правовыми документами, и это не даёт возможности школе развиваться с учётом потребностей учеников и востребованностью специалистов на рынке труда. И такая ситуация, на мой взгляд, противоречит основной задаче школы - успешной социализации выпускников. Лично я считаю очень современным высказывание Г.К. Честертона: «Образование - это период, когда кто-то, кого вы не знаете, учит вас чему-то, знать, о чём у вас нет ни малейшего желания». Думаю, что это и является одной из причин того, что уже в среднем звене у наших школьников снижается мотивация к обучению. И это является одной из ключевых проблем, которая требует грамотного решения.

Профессор Уркумбаев М.Ф. в своей статье «Об образовании - вчера, сегодня, завтра …» высказывает очень интересную мысль: «В Японии нет природных ресурсов, кроме людей, вот она их и развивает». Наше же государство богато природными ресурсами, но понимание необходимости развития человеческого потенциала пришло совсем недавно. Но пока наши школы работают на обучение и создание развивающей среды, на сегодняшний день, неэффективно.

В доказательство своих слов, мне хотелось бы привести некоторую информацию по трудоустройству выпускников. Так, на традиционных встречах с выпускниками нашей школы многие из ребят, получивших образовательные гранты, сетуют на то, что обучение в ВУЗах требует от них более глубоких знаний предметов и таких навыков работы, развитию которых в школе не уделялось особого внимания. Возникает вопрос виноваты: учителя, сами ученики или родители? Понимание того, что учебным планом школы не предусмотрено углубленное изучение предметов, не облегчает обучение наших студентов. Учителя школы осознают личную ответственность за сложившуюся ситуацию, но мы имеем ограничения даже во времени, выделенном на дополнительные занятия. Если на уровне школы мы не имеем права изменять учебный план, то изменить и улучшить структуру урока, использовать новые подходы к обучению просто обязаны. Современными учёными рассматривается «треугольник знаний», элементами которого являются образование, исследование и инновации.

Оказание помощи и поддержки учителям школ именно в этом плане и привлекает меня в обучении по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. И сегодня этот инновационный процесс, благодаря учителям, прошедшим уровневые курсы, в нашей школе набирает темп. Улучшение педагогической практики прослеживается не только через школьную культуру в целом, но и положительно сказывается на качестве знаний учеников. Формирующаяся в школе коллаборативная среда способствует развитию индивидуальности и лидерства, как в педагогическом коллективе, так и в ученической среде. Учителя чаще стали брать на себя ответственность и принимать решения самостоятельно, не ожидая распоряжений администрации. В оформлении и озеленении учебных кабинетов активно принимают участие и ученики, и родители.

Внедрение новых подходов в обучение и преподавание способствует созданию творческой и исследовательской атмосферы на уроках. Ученикам школ Англии предоставляется право выбора творческих предметов: дизайн причёсок, резьба по дереву, актёрское мастерство, туризм.

Рынок труда в Казахстане испытывает недостаток специалистов среднего звена. И введение в школьный курс творческих дисциплин, направленных на профессиональную ориентацию на ранней стадии обучения, на мой взгляд, позволило бы избежать многих серьёзных проблем профориентации выпускников школ. Здесь, я думаю, можно смело провести параллель с системой внеклассной работы нашей школы: творческие студии и кружки ежегодно представляют свои проекты на школьных конференциях. Но существуют барьеры, обусловленные тем, что школа не имеет возможности на платной основе привлечь к такой работе с детьми специалистов из числа родителей. Ведь у многих из них своё хобби: кто-то отлично вяжет, шьёт, умеет делать оригинальные причёски, увлекается фотографией. Возможно, этот вопрос можно решить через спонсоров школы. Поэтому хочу предложить коллегам обсудить этот вопрос с родительским комитетом школы.

Приоритетом развития нашей школы является повышение профессионального мастерства педагогов. Мы активно внедряем в практику школы идеи 7 модулей Программы, реализуем подходы Lesson study, коучинг и менторинг. На сегодняшний день 80 % учителей охвачены проблемой исследования урока. Мы успешно вовлекаем в эти инновационные для нашей школы процессы молодых специалистов. Ведь именно они наиболее открыты для изменений и не боятся рисковать и ошибаться. Конечно, в коллективе есть учителя, которые считают, что молодёжь должна сначала набраться профессионального опыта, и только потом что - то менять в процессе преподавания. И такое понимание процесса становится настоящим барьером в профессиональном взаимодействии коллег разного возраста и стажа работы. Но я глубоко убеждён, что опыт традиционной системы будет только тормозить процесс становления молодых специалистов. Зная современные подходы к преподаванию и обучению, мобильная и амбициозная молодёжь может стать настоящим двигателем инноваций в системе школьного образования, уверенно занять лидирующие позиции в коллективе.

Распределённое лидерство - вот наиболее эффективный путь развития школы. Раньше лидером в школе мы считали её руководителя: статус определял позицию человека в коллективе. Именно такое понимание лидерства было и у меня, и только во время обучения на курсах я пересмотрел эту установку. Пришло понимание того, что только настоящий лидер может воспитать лидера, что время перемен изменило взгляд на сложившийся подход, и лидерами сегодня становятся инициативные учителя, умеющие увлечь и повести за собой коллег, компетентные педагоги, быстро адаптирующиеся в инновационных процессах образования. В нашей школе это группа творческих, талантливых учителей, которые прошли обучение по Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Успешно внедряя в школьную практику семь модулей Программы, улучшая процессы преподавания и обучения в классе, эти учителя уверенно занимают лидерские позиции в вопросах инноваций на уровне класса. И во многом благодаря их открытости, готовности делиться полученными знаниями процесс формирования и развития в школе сетевого сообщества успешно реализуется. Но в своей школе мы постоянно ищем более эффективные способы профессионального взаимодействия: меняются модель, структура, состав творческих групп учителей. На первый взгляд этот динамичный процесс может показаться хаотичным, но мы формируем свою систему с учётом специфики своей школы, кадрового потенциала и контингента учащихся. И я глубоко убеждён, что именно такой подход к управлению процессами преподавания и обучения способствует успешному становлению современной казахстанской школы. Принцип уникальности каждой школы в системе образования должен сегодня осознаваться всеми учителями. Учитель не имеет морального права останавливаться на достигнутом, он должен постоянно совершенствоваться.

В современном мире образования широкое распространение получает концепция, которая известна как «обучение на протяжении всей жизни» (Life Long Learning) или непрерывное образование. Главной задачей школы становится не формирование и передача устойчивых знаний и умений, а развитие способности получать новые знания на протяжении всей жизни. И самому учителю это необходимо прежде всего: обновление содержания образования требует от учителя мобильности в получении новых знаний и развития профессиональных компетенций. Эта модель получила широкое распространение в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Появилось понятие непрерывного профессионального развития учителей (Continuous Professional Development - CPD). «Реформа образования - это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации. Необходимо создать условия для получения образования на протяжении всей жизни человека», - отметил Н.А. Назарбаев в одном из своих выступлений. Так Президент страны определил стратегическое направление процесса реформирования национальной системы образования. Таким образом, кардинально меняется система повышения квалификации педагогов, и ее основная задача создание условий для устойчивого саморазвития учителя.

Не копирование и перенос реформ и моделей мировой системы образования, а их изучение, улучшение и адаптация - к этому стремится образовательная система Казахстана.

Литература:

  1. Г.Драйден «Революция в обучении».

  2. Инновационный центр. «10 школьных систем, необходимых в 21 веке».

  3. Уркумбаев М.Ф. «Об образовании - вчера, сегодня, завтра …»

  4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы РК.

5



© 2010-2022