- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сценарий мастер-класса «Проектная деятельность учащихся»
Сценарий мастер-класса «Проектная деятельность учащихся»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пермякова Е.В. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
3
Сценарий мастер - класса «Проектная деятельность учащихся» для молодых специалитстов города, в рамках окружного семинара «Компетентностный подход в учебно-исследовательской деятельности школьников»
Слово ведущего мастер-класс:
Актуальность темы в том, что инновационный поиск новых методов обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие. Это побудило меня обратиться к изучению теоретических основ метода проектов и апробировать их в практической деятельности.
Вопрос присутствующим: Что может быть целью нашей сегодняшней работы?
Цель представления мастер-класса: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
Вопрос присутствующим: Как вы понимаете проектную методику, используете ли её в работе? Насколько эффективно?
Проектная методика - это технология нового образования. Актуальны такие позиции, как: формирование компетенций; развитие познавательной активности и самостоятельности; развитие критического и творческого мышления; обучение в сотрудничестве; деятельностный подход в обучении.
Метод проектов ориентирован на решение именно этих образовательных задач. Что необходимо сделать для успешности процесса создания и представления проекта? Предлагается накопленный и обобщенный опыт работы в этом направлении.
Проблема: каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придётся учиться, изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию. Формированию этих качеств способствует проектная деятельность.
Вопросы участникам мастер-класса: Какие методы и приемы обучения наиболее эффективны для формирования ключевых компетенций через проектную деятельность обучающихся?
Гипотеза: в ходе работы была выдвинута гипотеза: для того, чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система мероприятий: изменение роли учителя (организатор, руководитель, консультант); обучение школьников умениям и навыкам проектирования; наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и его выполнение; создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации; организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Структура проектной деятельности: (раздается участникам мастер-класса для работы в группах; каждой группе предлагается разработать роли учителя и ученика на каждом этапе работы над проектом). Предлагается 10 минут для разработки ролей учащегося и учителя в группах по этапам проектной деятельности. После обсуждения предлагается высказать свою точку зрения.
Слово ведущего мастер-класс: структура проектной деятельности это системо-образующий компонент деятельности для ученика и для учителя.
Мотив:
Ради чего осуществляется деятельность?
-усиление роли в собственном образовании;
-самореализация творческого потенциала школьников;
-создание условий для исследовательской деятельности;
-расширение возможностей для изучения курса информатики;
Цель:
На что направлена ?
- обучение навыкам самообразования;
-развитие коммуникативных качеств;
-качественное освоение содержательных линий курса;
-развитие творческой и исследовательской инициативы;
-внедрение сетевых технологий в учебный процесс;
-обучение навыкам систематизации и структуризации информации
Операция:
Какими способами , приемами реализуется деятельность?
-постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности;
-работа с учебной, популярной литературой;
-выбор типа создаваемого проекта;
-выделение смысловых элементов проектной идеи, необходимых при построении учебного проекта;
-выбор дизайна, стиля соответствующего основной идее проекта;
-создание дополнительных атрибутов (баннеры, анимация, звуковое сопровождение) - подбор тем для проектной деятельности;
-оказание помощи в уточнении цели;
-подготовка инструкций по организационным вопросам;
-консультирование;
-организация подведения промежуточных итогов;
-организация чтений, конференций.
Структура проекта:
1. Формулировка темы.
2. Постановка проблемы.
3. Анализ исходной ситуации.
4. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:
а)организационные;
б)учебные;
в)мотивационные.
5. Этапы реализации проекта.
6. Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта.
Выводы:
1. Тема для проектирования может быть предложена самими учащимися и вытекать из реальных «живых» проблем и обстоятельств.
2. При определении технологии проектной работы необходимо добиваться такого уровня системности, при котором выполненная работа в отличие от фрагментарных знаний, как правило, получаемых на уроке, позволяла бы учащимся видеть , понимать и получать необходимые навыки и умения в рамках учебной программы с одной стороны, а с другой - способствовать формированию у них интереса и умений заниматься творчеством, учиться совместной работе в группе.
3. Метод проектов может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Поскольку выполнение работ может быть растянуто по времени, педагог должен продумать систему промежуточного контроля и мотивации.
5. Другой серьезной задачей следует считать создание условий для творчества и заботы о придании всей деятельности позитивной эмоциональной окраски.
6. При формировании проектных команд и выдаче заданий важно помнить, что, как правило, в работе происходит расслоение на лидеров, заинтересованных, знающих, замотивированных и на тех, кто прячется за спиной гигантов, проявляя пассивность и практически мало что получающих от групповой работы. В качестве коррекционного обстоятельства можно использовать несколько приемов: командно-ролевой характер защиты проектов, текущая смена руководителей, назначение докладчика в последний день, собеседование-допуск к защите.
7. Серьезной поддержкой при разработке и реализации проекта является научное консультирование. Однако оно может сыграть негативную роль в случае , если консультант, подменяя собой участников проектной группы, фактически станет навязывать им единственно правильные решения, выполнять за них работу.
8. Разработка проектных заданий может осуществляться на разновозрастной основе, в группах, включающих в себя учащихся старших и средних классов.
Заключение:
Рекомендуется использовать проектную работу учащегося как набор ситуаций, в которых не только формируется, но и проявляется его компетенция, для оценки уровня сформированности его ключевых компетенций. Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетенций учащихся: компетенции в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта, а также компетенции в работе с информацией и коммуникативной компетенции по целому ряду оснований - способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом.
Е.В.Пермякова
Пермякова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Каменск-Уральский