Планирование инновационной работы учителей

"Описание материала: Сстатья рассматривает критерии оценки уровня готовности учителя к инновационной деятельности и позволяет планировать эту работу заместителю директора по "научно-методической работе. Составляющими готовности учителя являются: мотив , комплекс знаний и способов решения задач в области новшеств. В статье предложен тест для учителей, специально разработанный для заместителя директора по НМР. Это позволяет спланировать работу зам. директора в этом направлении. Для каждого учи...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

зам.директора по научно-методической работе Кириченко В.Ю.


Планирование инновационной работы учителей


Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

  • как способ получения дополнительного заработка;

  • как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

  • как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

  • как выполнение своего профессионального долга;

  • как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей

работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не

будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.

Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в нашей условиям.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:

  • владеет комплексом понятий педагогической инноватики;

  • умеет изучать опыт учителей-новаторов;

  • умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

  • умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

  • умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

  • умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов.

Таким образом, общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности зависит от трёх составляющих его компонентов:

Планирование инновационной работы учителей

Планирование инновационной работы учителей

Планирование инновационной работы учителей

Планирование инновационной работы учителей

Планирование инновационной работы учителейПланирование инновационной работы учителей

Планирование инновационной работы учителей


Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Для определения уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, был апробирован специально разработанный тест готовности учителя к инновационной деятельности:

Планирование инновационной работы учителей

Тест для учителей

«Готовы ли Вы к инновациям?»

  1. Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?

  1. да,

  2. нет,

  3. частично.

2. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств?

  1. Да,

  2. нет,

  3. частично.

3. Существуют ли в Вашей школе условия для развития инновационной деятельности?

  1. Да,

  2. нет,

  3. частично.

4. Отметьте главную, по вашему мнению, причину, являющуюся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств:

  1. слабая информированность о нововведениях в образовании;

  2. отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;

  3. сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному;

5. Отметьте главную причину, чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:

  1. интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;

  2. в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;

  3. возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

6. Отметьте главное, по Вашему мнению, внутреннее противоречие, которое возникает при создании или применении нового:

  1. новые идеи практически трудно реализовать;

  2. неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;

  3. неизбежны потери времени для работы по-новому:

7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства:

  1. способствует самообразованию;

  2. разрабатываются новые формы деятельности;

  3. разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение урока;

8. Ваше отношение к введению 12-летней системы обучения:

  1. положительное

  2. отрицательное

  3. затрудняюсь ответить

Оценочная шкала:

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа

А

3

3

2

2

2

2

2

2

В

1

1

0

0

3

0

3

0

С

2

2

1

1

1

1

1

1

4- 9 баллов. Низкая степень готовности

9-14 баллов. Средняя степень готовности

15-20 баллов. Высокая степень готовности

Таким образом, результаты анкеты показывают в целом уровень готовности коллектива к внедрению новшеств.

© 2010-2022