- Преподавателю
- Директору, завучу
- Планирование инновационной работы учителей
Планирование инновационной работы учителей
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кириченко В.Ю. |
Дата | 14.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка
зам.директора по научно-методической работе Кириченко В.Ю.
Планирование инновационной работы учителей
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:
-
как способ получения дополнительного заработка;
-
как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
-
как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
-
как выполнение своего профессионального долга;
-
как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей
работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не
будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в нашей условиям.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
-
владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
-
умеет изучать опыт учителей-новаторов;
-
умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
-
умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
-
умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
-
умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов.
Таким образом, общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности зависит от трёх составляющих его компонентов:
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Для определения уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, был апробирован специально разработанный тест готовности учителя к инновационной деятельности:
Тест для учителей
«Готовы ли Вы к инновациям?»
-
Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?
-
да,
-
нет,
-
частично.
2. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств?
-
Да,
-
нет,
-
частично.
3. Существуют ли в Вашей школе условия для развития инновационной деятельности?
-
Да,
-
нет,
-
частично.
4. Отметьте главную, по вашему мнению, причину, являющуюся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств:
-
слабая информированность о нововведениях в образовании;
-
отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;
-
сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному;
5. Отметьте главную причину, чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:
-
интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;
-
в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
-
возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.
6. Отметьте главное, по Вашему мнению, внутреннее противоречие, которое возникает при создании или применении нового:
-
новые идеи практически трудно реализовать;
-
неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;
-
неизбежны потери времени для работы по-новому:
7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства:
-
способствует самообразованию;
-
разрабатываются новые формы деятельности;
-
разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение урока;
8. Ваше отношение к введению 12-летней системы обучения:
-
положительное
-
отрицательное
-
затрудняюсь ответить
Оценочная шкала:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
Вариант ответа
А
3
3
2
2
2
2
2
2
В
1
1
0
0
3
0
3
0
С
2
2
1
1
1
1
1
1
4- 9 баллов. Низкая степень готовности
9-14 баллов. Средняя степень готовности
15-20 баллов. Высокая степень готовности
Таким образом, результаты анкеты показывают в целом уровень готовности коллектива к внедрению новшеств.